ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ
Мышление начинается с
проблемной ситуации. (С.Л.Рубинштейн .)
Проблемное обучение — это такая организация учебных занятий , которая предполагает создание под руководством преподавателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками и умениями и развитие мыслительных способностей (Г. К. Селевко).
Проблемное обучение — организованный преподавателем способ активного взаимодействия субъекта с проблемно-представленным содержанием обучения, в ходе которого он приобщается к объективным противоречиям научного знания и способам их решения, учится мыслить, творчески усваивать знания (А.М. Матюшкин).
Проблемное обучение — это совокупность таких действий как организация проблемных ситуаций, формулирование проблем, оказание ученикам необходимой помощи в решении проблем, проверка этих решений и, наконец, руководство процессом систематизации и закрепления приобретенных знаний (В.Оконь).
Классификация методов обучения
Методы
Проблемно-диалогические
Поста-
новки
проб-
лемы
Побужда-
ющий от проблем-ной ситуации диалог
поиска реше-
ния
Подводя-щий к теме диалог
Побужда-ющий к выдвиже-нию и проверке гипотез диалог
Традицион-
ные
Сообще-ние темы с мотиви-рующим приемом
Подводя-щий от проблемы диалог
Сообщение темы
Подводя-щий без проблемы диалог
Сообщение знаний
Виды диалога:
НА ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГИЧЕСКОМ УРОКЕ ДОСТИГАЕТСЯ ПОДЛИННОЕ ПОНИМАНИЕ МАТЕРИАЛА УЧЕНИКАМИ, ИБО НЕЛЬЗЯ НЕ ПОНИМАТЬ ТО, ДО ЧЕГО ДОДУМАЛСЯ ЛИЧНО
МЕТОДЫ ПОСТАНОВКИ УЧЕБНОЙ ПОБЛЕМЫ
Приемы создания проблемной ситуации
Побуждение к осознанию противоречия
1. Одновременно предъявить ученикам противоречивые факты, теории, мнения.
Побуждение к формулированию проблемы
-Что вас удивило? Что интересного заметили? Какие факты налицо?
2. Столкнуть мнения учеников вопросом или практическим заданием на новый материал
-Вопрос был один? А сколько мнений? Или Задание было одно? А как его выполнили?
-Почему так получилось? Чего мы не знаем?
Выбрать подходящее:
- Какой возникает вопрос?
-Какая будет тема урока?
3. Дать практическое задание, не сходное с предыдущими.
-Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение? Чем это задание не похоже на предыдущие?
АНАЛИЗ
Постановка
проблемы
УЧИТЕЛЬ
Подводящий к теме диалог.
УЧЕНИКИ
-Посмотрите на два столбика слов на доске
На доске:
мяч дочь
шалаш печь
камыш мышь
-Что заметили общего?
-В каждом столбике имена существительные, которые заканчиваются на шипящий согласный.
-В чем различие?
Тема
В первом столбике имена существительные пишутся без мягкого знака, а во втором столбике – с мягким знаком на конце слова.
-Значит, какая сегодня будет тема урока?
(Фиксирует тему).
Мягкий знак после шипящих на конце существительных .
Проблемно-диалогические методы обучения универсальны, т.е. реализуются на любом предметном содержании и любой образовательной ступени.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !