СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Текущая аттестация по дисциплине "Литература"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

При проведении текущей аттестации преподавателями должны быть достигнуты следующие цели:

- определение степени усвоения дисциплины;

- стимулирование формирования навыков самостоятельной учебной деятельности на основе индивидуализации и профессиональной ориентации  содержания среднего общего образования;

- развитие интереса к познанию и творческих способностей студента;

- подготовка студента к жизни в обществе, самостоятельному жизненному выбору, продолжению образования и началу профессиональной деятельности;

- оценка уровня полученных студентами знаний в области русского языка и литературы, необходимых им для развития личности;

- проверка степени достижения целей учебной программы дисциплины «Литература».

Просмотр содержимого документа
«Текущая аттестация по дисциплине "Литература"»

Министерство образования и науки Нижегородской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Арзамасский коммерческо-технический техникум




УТВЕРЖДАЮ

И.о. зам. директора по УиНМР

_____________ Н. В. Слюдова

______________20 г.

ПРОГРАММА ТЕКУЩЕЙ АТТЕСТАЦИИ

учебной дисциплины

ОУД. 02 Литература с применением новой образовательной технологии «Профессионалитет»

По профессии СПО:

Программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих

23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей

15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)

15.01.38 Оператор-наладчик металлообрабатывающих станков

По специальности СПО:

Программы подготовки специалистов среднего звена

15.02.19 Сварочное производство

15.02.16 Технология машиностроения

13.02.13 Эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)

23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей

09.02.07 Информационные системы и программирование

38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет по отраслям

38.02.03 Операционная деятельность в логистике

38.02.08 Торговое дело











2024 г.

Одобрена методическим объединением

Протокол №___

от «___»_____________20 г


Председатель МО:

_________________Н.Б. Красникова

Автор:

М.Н. Ратанов, преподаватель первой квалификационной категории ГБПОУ «Арзамасский коммерческо-технический техникум».







































ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Цели проведения текущей аттестации

При проведении текущей аттестации преподавателями должны быть достигнуты следующие цели:

- определение степени усвоения дисциплины;

- стимулирование формирования навыков самостоятельной учебной деятельности на основе индивидуализации и профессиональной ориентации содержания среднего общего образования;

- развитие интереса к познанию и творческих способностей студента;

- подготовка студента к жизни в обществе, самостоятельному жизненному выбору, продолжению образования и началу профессиональной деятельности;

- оценка уровня полученных студентами знаний в области русского языка и литературы, необходимых им для развития личности;

- проверка степени достижения целей учебной программы дисциплины «Литература».

Формы контроля, которые необходимо выполнить обучающимся по профессии СПО:

23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей, для которых читается дисциплина

Накопление знаний (в виде информации, основ профессиональной культуры, базовых умений и навыков) обучающихся по профессии среднего профессионального образования

23.01.77 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей контролируется преподавателем путем проведения следующих видов контроля:

-текущего контроля.

Ожидаемые результаты обучения

Код

ПК, ОК

Код умений

Умения

Код знаний

Знания

ОК 01

Уо 01.01

распознавать задачу и/или проблему

в профессиональном и/или социальном контексте

Зо 01.01

актуальный профессиональный

и социальный контекст, в котором приходится работать и жить

Уо 01.04

выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы

Зо 01.02

основные источники информации и ресурсы для решения задач и проблем в профессиональном и/или социальном контексте

Уо 01.09

оценивать результат и последствия своих действий (самостоятельно или с помощью наставника)

Зо 01.06

порядок оценки результатов решения задач профессиональной деятельности

ОК 02


Уо 02.01

определять задачи для поиска информации

Зо 02.03

формат оформления результатов поиска информации, современные средства и устройства информатизации

Уо 02.02

определять необходимые источники информации

Зо 02.02

приемы структурирования информации

Уо 02.03

планировать процесс поиска; структурировать получаемую информацию



Уо 02.04

выделять наиболее значимое в перечне информации



ОК 04

Уо 04.01

организовывать работу коллектива
и команды

Зо 04.02

основы проектной деятельности

ОК 05

Уо 05.01

грамотно излагать свои мысли
и оформлять документы по профессиональной тематике на государственном языке, проявлять толерантность в рабочем коллективе

Зо 05.01

особенности социального и культурного контекста;



Зо 05.02

правила оформления документов
и построения устных сообщений

ОК 06

Уо 06.01

описывать значимость своей специальности

Зо 06.01

сущность гражданско-патриотической позиции, общечеловеческих ценностей



Зо 06.02

значимость профессиональной деятельности по специальности


1. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Наименование раздела/темы дисциплины/

Кол-во часов

В том числе в форме практической подготовки

В том числе лабораторные и практические

Раздел 1. Введение

2

0

0

Раздел 2. Человек и его время: классики первой половины XIX века и знаковые образы русской культуры.

18

0

0

Раздел 3. Вопрос русской литературы второй половины XIX века: как человек может влиять на окружающий мир и менять его к лучшему?

46

0

0

Раздел 4. «Человек в поиске прекрасного»:

Русская литература рубежа XIХ-ХХ веков в контексте социокультурных процессов эпохи.

18

0

0

Раздел 5 «Человек перед лицом эпохальных потрясений»:

Русская литература 20-40-х годов ХХ века.

12

0

0

Раздел 6 «Поэт и мир»: Литературный процесс в России 40-х – середины 50-х годов ХХ века

4

0

0

Раздел 7 «Человек и человечность»: Основные явления литературной жизни России конца 50-х – 80-х годов ХХ века

8

0

0

Раздел 8 «Людей неинтересных в мире нет»: Литература с середины 1960-х годов до начала ХХ1 века.

4

0

0

Раздел 9 Зарубежная литература ХХ века.

3

0

0

Дифференцированный зачет

2

0

0

Итого

117

0

0



2. ВИДЫ КОНТРОЛЯ

Приобретенные обучающими в ходе изучения дисциплины “Литература” умения и знания, включающие в себя:

- знания о языковой норме и ее разновидностях, применения полученных знаний и умений в собственной речевой практике, повышения уровня речевой культуры;

- знания, включающие в себя анализ и интерпретацию художественного произведения, соотнесение его с общественной жизнью и культурой,

- написание рецензии на прочитанные произведения,

контролируются преподавателем в рамках текущего контроля.


2.1.Текущий контроль

Текущий контроль предназначен для проверки качества усвоения материала по изученной теме, стимулирования своевременной учебной работы обучающихся и получения обратной связи для планирования и осуществления корректирующих и предупреждающих действий, а также при необходимости коррекции методики проведения занятий.

Текущий контроль проводится в форме:

-устного опроса,

-выполнения тестовых заданий,

-самостоятельной работы в тетради с использованием учебника,

-самостоятельной работы (выполнение заданий по темам из папки контроля),

-контрольной работы (директорской),

-самостоятельной работы – доклад по заданной теме,

-по вопросам, изученным как на лекциях, так и самостоятельно,

-реферата по заданной теме предусматривает самостоятельную работу с дополнительной литературой.

Результаты текущего контроля оцениваются по 5-бальной шкале и регистрируются в журнале.

Критерии оценки

Результаты текущего контроля оцениваются по 5-балльной шкале и регистрируются в журнале учебных занятий.

Для оценки результатов текущего контроля выбраны следующие критерии:

Устный опрос. Устный опрос является одним из основных способов контроля знаний, умений и навыков учащихся по литературе. При оценке ответа ученика необходимо руководствоваться следующими критериями:

-полнота и правильность ответа;

-степень осознанности, понимания изученного;

- речевое оформление ответа.


Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила к конкретным случаям.

Оценка «5»«отлично» ставится, если ученик обстоятельно, с достаточной полнотой излагает текущий материал, дает правильные определения языковых понятий; обнаруживает полное понимание материала, может обосновать свои суждения, применять знания на практике, привести необходимые примеры не только из учебника, но и самостоятельно составленные; излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Оценка «4»«четыре» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает единичные ошибки, которые сам же исправляет после замечаний учителя, и единичные погрешности в последовательности и языке изложения.

Оценка «3»«три» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал недостаточно полно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; излагает материал недостаточно последовательно и допускает ошибки в языковом оформлении изложения.

Оценка«2» «плохо» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изученного материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Неудовлетворительная оценка отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

Оценка«1» «очень плохо» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изученного материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Неудовлетворительная оценка отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

Положительные оценки («5», «4», «3») могут быть выставлены не только за единовременный ответ (когда на подготовку ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, то есть за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.

Выполнение тестовых заданий.

Выполнение тестовых заданий зависит от количества заданий, следовательно, и критерии на разные уровни и количества вопросов в тесте будут разные нормы оценивания.

Для оценки результатов текущего контроля в виде тестовых и тематических заданий, выбраны следующие критерии:

«5» «отлично» - ставится при условии правильного ответа студента не менее чем на 84% тестовых заданий;

«4» «хорошо» - ставится при условии правильного ответа студента не менее чем на 67% тестовых заданий;

«3» «три» - ставится при условии правильного ответа студента не менее чем на 50% тестовых заданий;

«2» «плохо» - ставится при условии, если студент правильно ответил менее чем на 50%тестовых заданий;

«1» «очень плохо» - если студент правильно ответил менее чем на 30% тестовых заданий.

Написание реферата по заданной теме предусматривает самостоятельную работу с дополнительной литературой.


Критерии оценки реферата:

• Актуальность темы исследования.
• Соответствие содержания теме.
• Глубина проработки материала.
• Правильность и полнота использования источников.
• Соответствие оформления реферата стандартам.
По усмотрению преподавателя рефераты могут быть представлены на семинарах, научно-практических конференциях, а также использоваться как зачетные работы по пройденным темам.

Самостоятельной работы – проект (доклад) по заданной теме,

по вопросам, изученным как на лекциях, так и самостоятельно.

Форма контроля по аналогии с предыдущей работой.

Контрольной работы (директорской) в форме сочинения.

Критерии оценки

Результаты директорской контрольной работы (в форме мини-сочинения) оцениваются по 5-балльной шкале.

Сочинение оценивается одной отметкой.

Оценка "5" «отлично» ставится за сочинение:

глубоко и аргументировано раскрыта тема, свидетельствующая об отличном знании текста произведения; композиция стройная, логичная и последовательная; написана правильным литературным языком и стилистически соответствует содержанию.

Оценка "4" «хорошо» ставится за сочинение:

достаточно полно и убедительно раскрыта тема, обнаружено хорошее знание литературного материала; логично и последовательно изложено содержание; написано правильным литературным языком, стилистически соответствует содержанию.

Допускается 2 неточности в содержании.

Оценка "3" «три» ставится за сочинение:

в основном раскрыта тема, в целом дан верный ответ; материал изложен достаточно логично, но имеет отдельные нарушения в последовательности; обнаружено владение основами письменной речи; в работе имеется не более 4 недочетов в содержании.

Оценка "2" «плохо» ставится за сочинение:

тема не раскрыта, не соответствует плану, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения; характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями; отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок.

Оценка "1"«очень плохо» ставится за сочинение:

совершенно не раскрыта тема, на лицо полное незнание текста произведения и неумение излагать свои мысли; содержится большее число ошибок, чем это установлено для оценки «2».

3. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные печатные издания

1. Литература. 10 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. Углубл. уровень. В 2 ч. / [ В.И. Коровин и др.] : под ред. В.И. Коровина.- 4-е изд., стер.- М.: Просвящение, 2022. 319 с. : ил. ISBN 978-5-09-0880043-5

2. Литература. 11 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. Углубл. уровень. В 2 ч. / [ В.И. Коровин и др.] : под ред. В.И. Коровина.- 4-е изд., стер.- М.: Просвящение, 2022. 319 с. : ил. ISBN 978-5-09-0880046-6

Основные электронные издания

1. Министерство науки и высшего образования Российской Федерации (https://minobrnauki.gov.ru)

2. Федеральный портал "Российское образование" (http://www.edu.ru/);

3. Информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам" (http://window.edu.ru/);

4. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/);

5. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (http://fcior.edu.ru/);

6. Образовательный портал "Учеба" (http://www.ucheba.com/);

7. Проект Государственного института русского языка имени А.С. Пушкина "Образование на русском" (https://pushkininstitute.ru/);

8. Научная электронная библиотека (НЭБ) (http://www.elibrary.ru);

9. Национальная электронная библиотека (http://нэб.рф/);

10. КиберЛенинка (http://cyberleninka.ru/).

11. Справочно-информационный портал "Русский язык" (http://gramota.ru/);

12. Служба тематических толковых словарей (http://www.glossary.ru/);

13. Словари и энциклопедии (http://dic.academic.ru/);

14. Консультант Плюс - справочная правовая система (доступ по локальной сети).

15. Арзамас [Электронный ресурс] URL: https://arzamas.academy/

16. Полка [Электронный ресурс] URL:https://polka.academy/

17. Президентская библиотека. [Электронный ресурс] URL: https://www.prlib.ru/

Дополнительные источники

1. Пеннак Д. Как роман. – М.: Самокат, 2019; «Почему чтение опять стало модным». – URL:https://ru.player.fm/series/knizhnaia-polka 2. Пранцова Г.В., Романичева Е.С. Современные стратегии чтения: теория и практика. Смысловое чтение и работа с текстом: учебное пособие / Г.В. Пранцова, Е.С. Романичева. – 3 изд., испр. и доп. – М.: ФОРУМ, 2017. – 368 с. (Высшее образование). 3. Русский язык и литература [Текст]: учебное пособие для студентов учебных заведений, реализующих программу среднего профессионального образования / В. К. Сигов, Е. В. Иванова, Т. М. Колядович, Е. Н. Чернозёмова. – Москва: ИНФРА-М, 2019. – 22 см. – (Среднее профессиональное образование). Ч. 2: Литература: Ч. 2: учебник. – 2019. – 489 4. Сафонов, А. А. Литература. 10 класс. Хрестоматия: учебное пособие для среднего профессионального образования / А. А. Сафонов; под редакцией М. А. Сафоновой. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 211 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-02275-9. – Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/453510 5. Сафонов, А. А. Литература. 11 класс. Хрестоматия: учебное пособие для среднего профессионального образования / А. А. Сафонов; под редакцией М. А. Сафоновой. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 265 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-09163-2. – Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/453653 6. Сухих И. Н. Литература: учеб. для 11 кл.: сред. (полное) общ. образование (баз. уровень): в 2 ч. Ч. 1. – М.: Изд. центр «Академия», 2019. – 352 с. 7. Сухих И. Н. Литература: учеб. для 11 кл.: сред. (полное) общ. образование (баз. уровень): в 2 ч. Ч. 2. – М.: Изд. центр «Академия», 2019. – 368 с. 8. Шульгина О.В., Шульгина Д.П. Историко-географические аспекты мемориализации пушкинского наследия (к 220-летию со дня рождения А.С. Пушкина) // Культура и искусство. – 2019. – № 7. – С. 37 - 51. URL:https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=29120
















Приложения к программе текущей аттестации

Министерство образования и науки Нижегородской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Арзамасский коммерческо-технический техникум




УТВЕРЖДАЮ

Зам. директора по УиНМР

_____________ Н.В. Слюдова

______________20 г.

Комплект контрольно-измерительных материалов для текущего контроля знаний

По профессии СПО:

Программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих

23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей

15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)

15.01.38 Оператор-наладчик металлообрабатывающих станков

По специальности СПО:

Программы подготовки специалистов среднего звена

15.02.19 Сварочное производство

15.02.16 Технология машиностроения

13.02.13 Эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)

23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей

09.02.07 Информационные системы и программирование

38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет по отраслям

38.02.03 Операционная деятельность в логистике

38.02.08 Торговое дело

Дисциплина: ОУД.02 Литература

Курс: 1

Преподаватель: М.Н.Ратанов

Преподаватель: Е.В. Горожанкина

Рассмотрено на заседании МО

Протокол от « __ » ______________ 20 г

Председатель МО Н.Б. Красникова


Текущий контроль

Тема: Драматургия Чехова. Комедия "Вишневый сад" - вершина драматургии. Новаторство Чехова.

Тесты

1.Найдите определение юмора:

1.Изображение в литературном произведении каких-либо недостатков, пороков человека или общества для их осмеяния. Отрицает осмеиваемое явление и противопоставляет ему идеал.

2.Едкая, злая, издевательская насмешка.

3.Тип комедийно-эстетического отношения, который выражает жизнерадостность и утверждает ее как неизбежную и необходимую сторону бытия. Видит в своем объекте какие-то стороны, не вступающие в противоречие с идеалом.

2.Назовите журнал, первым напечатавший рассказы А. П. Чехова:

1.«Стрекоза».

2.«Современник».

3.«Отечественные записки».

4.«Осколки».

3.Имел ли А. П. Чехов приверженность к каким-либо политическим течениям и группировкам:

1.Да

2.Нет

4.Отличительными особенностями творчества А. П. Чехова являются(найдите лишнее):

1.Объективность изображаемого.

2.Краткость произведения.

3.Морализация, назидательность.

4.Контрастность в изображении героев.

5 Чеховская глубина конфликтности сюжетов и ситуаций основана на:

1.Прямых столкновениях персонажей, вызванных поражениями одних и победами других.

2.Раскрытии характеров героев, показе их не в борьбе, а в осознании противоречий жизни.

3.Требования от персонажей активных действий и их участие в борьбе с противоборствующими силами.

6 Темой пьесы А. П. Чехова «Вишневый сад» является:

1.Судьба России, ее будущее.

2.Судьба Раневской и Гаева.

3.Вторжение в жизнь поместного дворянства капиталиста Лопахина.

7 Идейным пафосом комедии является:

1.Отражение изжившего себя дворянско-поместного строя.

2.Роль буржуазии, пришедшей на смену, и несущей разрушение т власть денег.

3.Ожидание настоящих «хозяев жизни», которые превратят Россию в цветущий сад.

8 Найдите соответствующие героям речевые характеристики:

1.Чувствительная искренность, манерность, напыщенность.

2.Просторечие с либеральными разглагольствованиями, биллиардная лексика.

3.Наукообразная речь, насыщенная политическими терминами.

Петя Трофимов

Гаев

Раневская

9 Символ – один из тропов, скрываемое сравнение. Определите значение символов, используемых в пьесе автором:

1.Вишневый сад.

2.Удары топора, звуки лопнувшей струны.

3.Одежда старого лакея: ливрея, белый жилет, белые перчатки, фрак, заколочен

ный дом.

Символ прошлого

Символ красоты жизни и Родины

Символ конца старой жизни

10 О возрасте Пети Трофимова можно судить по репликам действующих лиц пьесы, которые ближе к истине:

1.Лопахин: «Ему пятьдесят скоро, а он все еще студент».

2.Раневская: «Вам двадцать шесть или двадцать семь, а вы все еще гимназист второго класса».


Ответы к тесту

1.

3

2.

1

3.

2

4.

3

5.

2

6.

1

7.

3

8.

1- Раневская

2- Гаев

3- Петя Трофимов

9.

1- символ красоты жизни и Родины

2- символ конца старой жизни

3- символ прошлого

10.

2

Тема: Л.Н. Толстой. Жизненный путь и творческая биография. Духовные искания писателя, роман -эпопея "Война и мир"

Темы сочинений:

1.Какие люди и почему ненавистны Л.Н. Толстому?

2.Лучшие минуты жизни Пьера Безухова.

3.Лучшие минуты жизни князя Андрея Болконского.

4.Положительный герой в понимании Льва Толстого.

5.Как вошел Лев Толстой в мою жизнь?

6.«Война и мир» 140 лет спустя…

7.Наташа Ростова и княжна Марья. Кто мне ближе и почему?

Тема: Социальная и нравственно-философская проблема романа «Преступление и наказание».

Тематика сообщений:

1.Какие мысли и чувства пробудил у меня роман «Преступление и наказание».

2.В чем я вижу связь между «Преступлением и наказанием» и другими романами Федора Достоевского.

3.Вопрос «что делать»? в романах Н.Г. Чернышевского и Ф.М. Достоевского.

4.Нравственные уроки образа Раскольникова.

5.Я открываю Достоевского…

Тема: А.Н. Островский. Жизненный и творческий путь. "Гроза". Самобытность замысла, сила трагической развязки в судьбе героев драмы.

Индивидуальная работа по карточкам.

Вопрос № 1.

Описать город Калинов. Быт и нравы в нем. (Привести примеры по тексту)

Вопрос № 2.

Какие внешние события способствуют развитию душевной драмы героини (привести примеры). Только ли внешние события заставили Катерину публично покаяться в своем грехе.

Вопрос № 3.

Подготовлены ли мы к сцене покаяния самим поведением Катерины, ее высказываниями о своем характере? Доказать и привести примеры по тексту.

Вопрос № 4.

Почему Островский каждое действие начинает с изображения нравов людей «темного царства».

Вопрос № 5.

Какая черта характера Катерины раскрывается в диалоге с Варварой. (II действие 2 явление). Что привлекает героинь друг в друге, в чем различие их взглядов на жизнь?

Вопрос № 6.

Сравнить жизнь Катерины в родительском доме, в доме Кабановых. В чем проявляется отличие (примеры)?

Вопрос № 7

Как можно определить центральный конфликт пьесы. В чем он заключается? Какова роль I действия в развитии конфликта.

Вопрос № 8.

Какова манера поведения героев; всегда ли она одинакова?

Вопрос № 9

Доказать, что Катерина с каждой фразой «делает шаг по лестнице своей судьбы» (по тексту).

Вопрос № 10.

Почему Островский не закончил пьесу сценой покаяния Катерины? Почему драматургу понадобилось еще одно действие? Как в нем проявилась авторская позиция.

Вопрос № 11.

Как проявляется авторское отношение к героям в описании их внешности и манере поведения?

Вопрос № 12.

Что дает право Тихону сказать, что «их семейство врозь расшиблось»? (привести доказательства из текста).

Вопрос № 13.

Как финал пьесы показывает «новое соотношение сил, сложившееся в результате драматической борьбы»? (примеры и доказательства).

Вопрос № 14.

Как помогают реплики каждого героя определить жизненную позицию и его характер? (примеры из текста).

Вопрос № 15.

Определить значение сцены проводов в развитие действия драмы. Как раскрывается в ней характер и душевное состояние Катерины?

Вопрос №16

В чем проявилось ощущение шаткости «темного царства» и близости его конца (примеры и доказательства)

Вопрос № 17.

Каковы взаимоотношения между хозяевами города и теми, кто от них зависит? Каковы причины и условия, порождающие этих «хозяев жизни»?

Вопрос № 18.

В чем сила и слабость самодурства Дикого и Кабанихи? Как «темное царство» влияет на весь город и их жертвы?

Вопрос № 19.

Почему «Гроза» открывается песней Кулигина? С какой целью автор вводит песни Кулигина в пьесу? Чем для нас важен разговор Кудряша с Борисом?

Вопрос № 20

Рассказать о «жертвах» «темного царства». Как они появились и почему? (примеры из текста).

Вопрос № 21.

Почему характер Катерины можно назвать трагическим? В чем проявляется ее трагедия?

Вопрос № 22.

Почему Катерина предпочла смерть жизни? Был ли у нее другой выход из создавшегося положения? Сила или слабость характера проявилась в этом проступке?

Вопрос № 23.

Доказать, что гибель Катерины – это борьба личности за право быть свободной.

Вопрос № 24.

Дать характеристику творческой истории «Грозы». В чем символистический смысл заглавия пьесы?

Вопрос № 25.

Что вы можете сказать о характере Катерины? Определить народные истоки ее характера? (примеры)

Вопрос № 26.

В чем проявляется тиранизм и самодурство «хозяев жизни» (примеры из текста). Описать образы Дикого и Кабанихи.

Вопрос № 27.

Почему Добролюбов не назвал Кулигина светлым лучом в «Темном царстве»? (по статье «Луч света в темном царстве»)

Вопрос № 28

Прав ли Добролюбов, считая, что Борис – тот же Тихон, только образованный? (привести доказательства из статьи)

Вопрос № 29

Как проявляется отношение Добролюбова к героине пьесы? Что привлекает его в Катерине?

Вопрос № 30.

В чем Добролюбов видит драму Катерины; как рассматривает ее самоубийство?


Самостоятельная работа по вариантам.

Тема: Л.Н. Толстой. Жизненный путь и творческая биография. Духовные искания писателя, роман-эпопея "Война и мир".



1 вариант- нечетные задания.

2 вариант - четные задания.

Вопрос № 1

Какова творческая история создания «Войны и мира» и историческая основа этого произведения?

Вопрос № 2

Дать понятие о жанре произведения «Война и мир». Какова композиция романа?

Вопрос № 3

Как раскрывается проблема войны и мира в романе? Какова главная мысль в романе? (в чём её суть).

Вопрос № 4

Как Толстой критически изображает высший свет и бюрократическую среду в романе? (Т1. Ч1. Гл1-4)

Вопрос № 5

Как изображены Толстым картины войны 1805-1807 годов (Аустерлицкое и Шенграбенское сражение)? (Т1 Ч1 Гл.25, Ч2 Гл.15-17, Гл.20,Т1 Ч3 Гл.14-16)

Вопрос № 6

Как изображена Толстым Отечественная война 1812 года (Смоленское и Бородинское сражение?)

(Т3 Ч2 Гл.4-5, Ч2 Гл.6, Гл. 19-29)

Вопрос №7

Как раскрывает Толстой вопрос о роли личности и народа в истории?

Вопрос № 8

Как изображает Толстой 2 принципиально разных типа полководца в романе (Кутузов и Наполеон)?

Вопрос № 9

Как раскрывается вера Кутузова в силу и непобедимость русского народа? (Т3 Ч2 Гл.35, Т4 Ч4 Гл.11)

Вопрос № 10

Как раскрывается Толстым деспотизм и индивидуализм Наполеона? Почему его поражение неизбежно? (Т3 Ч2 Гл.26,29, Ч1 Гл.1-7)

Вопрос № 11

Как раскрывается в романе «мысль народная»? В чём её суть? Как показаны русские солдаты и офицеры на полях сражений Бородинском и в партизанской войне). (Т3 Ч2 Гл.19-39 (20,25), Т4 Ч4Гл.11)

Вопрос № 12

Образ Тихона Щербатого и его роль в романе? Причины возникновения и значения партизанской войны?

Вопрос № 13

Как изображены писателем судьбы отдельных лиц в тесной связи с крупнейшими историческими событиями? (Любимые герои-11. Безухов и 11. Волконский). Какой путь исканий они проходят?

Вопрос № 14

Образ Пьера Безухова в романе? (его отношение к войне; его состояние в начале войны; в Москве, занятии французами; в плену, Пьер после плена и его отношение к окружающим).

Вопрос № 15

Каково назначение женщины в обществе в понимании Толстого? В чём истинная красота человека по Толстому?

Вопрос № 16

Нравственный облик Наташи Ростовой (черты характера, отношение к окружающим; связь с народом; значение встречи с Пьером для Наташи?).

Вопрос № 17

В чём состоит художественное своеобразие романа «Война и мир»? Каково значение творчества Толстого для русской литературы?

Вопрос № 18

Почему царь был вынужден назначить Кутузова главнокомандующим армией? Когда принял Кутузов Командование? Как приняла его армия? Каково отношение Толстого к Кутузову? ( Т3 Ч2)

Вопрос № 19

Какое событие произошло в жизни Пьера Безухова? Как старик Болконский принял князя Василия с сыном? Почему княжна Мария отказалась стать женой Анатолия Курагина (Т1 Ч3)

Вопрос № 2о

Картина природы в романе, как природа созвучна настроениям людей, их внутреннему состоянию? (Т2 Ч3 Гл1-3, Т3 Ч2 Гл.39, Т3 Ч3 Гл.5)

Составление конспекта, тезисов, плана.

По темам: А.Н. Островский "Гроза"

И.С.Тургенев "Отцы и дети"

Ф.М. Достоевский "Преступление и наказание"


1.Статья Н.А Добролюбова «Луч света в темном царстве» (по пьесе А.Н. Островского «Гроза»).

2.Статья Д.И.Писарева «Базаров» (по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети»)

3.Статья Д.И.Писарева «Борьба за жизнь» (по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»).

Самостоятельной работы в тетради с использованием учебника.


Тема: М.Горький. Сведения из биографии. Тематика и проблематика раннего творчества.


Вопросы и задания.стр.113


1.Вспомните известные вам произведения М. Горького. Охарактеризуйте личность писателя. Составьте план ответа.

2.Проанализируйте синхрон6истическую таблицу (1876-1917) (см.практикум). Отметьте исторические события, вехи

развития культуры и искусства. Как эти события повлияли на формирование мировоззрения М. Горького?

3.Подготовьте сообщения на одну из тем: "Основные темы и проблемы творчества М. Горького (до 1917года)";

"Свинцовые мерзости жизни" в ранних рассказах М. Горького"; "Горький - драматург".

4. Составьте таблицу "Хроника жизни и творчества М. Горького"

5.Привидите примеры из ранних рассказов М. Горького, которые раскрывают следующие аспекты его творчества:

а) типологию горьковских персонажей: "строптивцы", "грешники", "веселые", "гордые духом";

б) психологические характеристики горьковских героев;

в) поэтизацию гордых исильных людей в творчестве М. Горького;

г) проблемы истинной и ложной свободы в раннем творчестве М. Горького;

д) пейзаж романтических произведений М. Горького.


Тема:А.А. Фет. Лирика. Слияние внешнего и внутреннего мира. Гармоничность.

1вариант. Анализ стихотворения А.А. Фет «Я тебе ничего не скажу».

1. Основная тема.

2. Смысл названия.

3. Лирический сюжет и его движение.

4. Композиция. Основные структурные части.

5. Основные настроения, тональность стихотворения.

6. Ведущие мотивы . Опорные слова, их передающие.

7. Лирический герой, его своеобразие.

8. Размер.

9. Рифма.

10. Языковые выразительные средства.

11. Поэтический синтаксис.

12. Звукопись.

13. Идея стихотворения. 

Тема: Ф.И. Тютчев. Философские мотивы поэзии.

2 вариант. Анализ стихотворения Ф.И. Тютчев «Я встретил вас – все былое»

1. Основная тема.

2. Смысл названия.

3. Лирический сюжет и его движение.

4. Композиция. Основные структурные части.

5. Основные настроения, тональность стихотворения.

6. Ведущие мотивы . Опорные слова, их передающие.

7. Лирический герой, его своеобразие.

8. Размер.

9. Рифма.

10. Языковые выразительные средства.

11. Поэтический синтаксис.

12. Звукопись.

13. Идея стихотворения.