СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема: "Добро и зло в сказке А.С. Пушкина "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях".

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Тема: "Добро и зло в сказке А.С. Пушкина "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях".»

Путешествие в мир сказки 1833 год

Путешествие в мир сказки

1833 год

Эпиграф урока:   Лишь добро одно бессмертно.   Зло подолгу не живет.                                                                                                                  Шота Руставели                                                                                                                        

Эпиграф урока:

  •  
  • Лишь добро одно бессмертно.
  •   Зло подолгу не живет.
  •                                                                                                              

  • Шота Руставели

                                                                                                                       

Добро и зло в « Сказке о мертвой царевне и семи богатырях » А.С.Пушкина

Добро и зло в « Сказке о мертвой царевне и семи богатырях » А.С.Пушкина

Цель:  подвести учащихся к пониманию различия между добром и злом на примере сказки А.С.Пушкина “Сказка о мертвой царевне и семи богатырях”.   Задачи.  Образовательные :  учить различать положительных и отрицательных героев; учить давать краткую характеристику главным героям, оценку их поступкам; обучать умению работать с текстом учебника, давать ответы, опираясь на текст.  Коррекционно-развивающие :  способствовать развитию познавательных возможностей учащихся, внимания, восприятия, памяти, развивать умение анализировать; обогащать словарный запас учащихся; отрабатывать навыки выразительного и беглого чтения;  развивать творческие способности учащихся; при помощи музыки и эмоционально-экспрессивной окраски слов обогащать чувственный опыт учащихся через умение сопереживать и эмоционально выражать свое отношение к героям литературного произведения.  Воспитательные:   способствовать формированию представлений о нравственных и безнравственных поступках; воспитывать интерес к литературному творчеству и урокам чтения.

Цель:  подвести учащихся к пониманию различия между добром и злом на примере сказки А.С.Пушкина “Сказка о мертвой царевне и семи богатырях”. Задачи. Образовательные :  учить различать положительных и отрицательных героев; учить давать краткую характеристику главным героям, оценку их поступкам; обучать умению работать с текстом учебника, давать ответы, опираясь на текст. Коррекционно-развивающие :  способствовать развитию познавательных возможностей учащихся, внимания, восприятия, памяти, развивать умение анализировать; обогащать словарный запас учащихся; отрабатывать навыки выразительного и беглого чтения;  развивать творческие способности учащихся; при помощи музыки и эмоционально-экспрессивной окраски слов обогащать чувственный опыт учащихся через умение сопереживать и эмоционально выражать свое отношение к героям литературного произведения. Воспитательные:   способствовать формированию представлений о нравственных и безнравственных поступках; воспитывать интерес к литературному творчеству и урокам чтения.

Шарль Перро

Шарль Перро

Герои сказки Положительные  Молодая царевна  Семь богатырей  Собачка  Королевич Елисей  Силы природы: солнце, месяц, ветер  Зеркальце (всегда говорит правду)   Отрицательные  Царица – мачеха Чернавка

Герои сказки

Положительные

  • Молодая царевна
  • Семь богатырей
  • Собачка
  • Королевич Елисей
  • Силы природы: солнце, месяц, ветер
  • Зеркальце (всегда говорит правду)

Отрицательные

  • Царица – мачеха
  • Чернавка
ДОБРО и ЗЛО  Зло – нечто дурное, вредное. (Словарь С.И. Ожегова) Зло – действие, имеющее отрицательный смысл и всегда влекущее за собой беды, страдания, горе. (Большой толковый словарь русского языка)  Добро – всё положительное, хорошее, полезное. (Словарь С.И. Ожегова) Добро – нечто положительное, хорошее, полезное; добрый поступок. (Большой толковый словарь русского языка)

ДОБРО и ЗЛО

  • Зло – нечто дурное, вредное.

(Словарь С.И. Ожегова)

  • Зло – действие, имеющее отрицательный смысл и всегда влекущее за собой беды, страдания, горе.

(Большой толковый словарь русского языка)

  • Добро – всё положительное, хорошее, полезное.

(Словарь С.И. Ожегова)

  • Добро – нечто положительное, хорошее, полезное; добрый поступок.

(Большой толковый словарь русского языка)

Антитеза

Антитеза

Словесное рисование Найдите в тексте описание Царевны «Но царевна молодая, Тихомолком расцветая, Между тем росла, росла, Поднялась — и расцвела, Белолица, черноброва, Нраву кроткого такого. И жених сыскался ей, Королевич Елисей.»

Словесное рисование

Найдите в тексте описание Царевны

«Но царевна молодая,

Тихомолком расцветая,

Между тем росла, росла,

Поднялась — и расцвела,

Белолица, черноброва,

Нраву кроткого такого.

И жених сыскался ей,

Королевич Елисей.»

Обладает ли добрый человек злыми чувствами? Почему царица решила погубить царевну?

Обладает ли добрый человек злыми чувствами?

  • Почему царица решила погубить царевну?
Давайте подумаем! Какими словами мы можем выразить отношение царицы к царевне? Как относится царевна к царице, которая ее решила погубить; к Чернавке, которая уводит девушку в темный лес? Про какую из героинь мы можем сказать, что она обладает и внешней, и внутренней (душевной) красотой?

Давайте подумаем!

  • Какими словами мы можем выразить отношение царицы к царевне?
  • Как относится царевна к царице, которая ее решила погубить; к Чернавке, которая уводит девушку в темный лес?
  • Про какую из героинь мы можем сказать, что она обладает и внешней, и внутренней (душевной) красотой?
Развитие дальнейших событий  Царица злая, Ей рогаткой угрожая, Положила иль не жить, Иль царевну погубить.

Развитие дальнейших событий

Царица злая,

Ей рогаткой угрожая,

Положила иль не жить,

Иль царевну погубить.

Тест Куда забрела царевна, блуждая по лесу?   а) во дворец ; б) в царство гномов; в) в терем.

Тест

  • Куда забрела царевна, блуждая по лесу?

а) во дворец ;

б) в царство гномов;

в) в терем.

Тест 2 . Видит девица, что тут  люди ... живут.  а) смирные; б) добрые; в) злые.

Тест

2 . Видит девица, что тут люди ... живут.

а) смирные;

б) добрые;

в) злые.

Тест 3 . «Час обеда приближался, Топот по двору раздался: Входят семь ...»   а) Семь богатырей, семь румяных усачей; б) Семь рыцарей без страха и упрёка; в) Семь витязей прекрасных .

Тест

3 . «Час обеда приближался,

Топот по двору раздался:

Входят семь ...»

а) Семь богатырей, семь румяных усачей;

б) Семь рыцарей без страха и упрёка;

в) Семь витязей прекрасных .

Тест 4 . Какой способ расправы с Царевной придумала Царица?   а) отравить персиком ; б) отравить яблоком; в) отравить апельсином.

Тест

4 . Какой способ расправы с Царевной придумала Царица?

а) отравить персиком ;

б) отравить яблоком;

в) отравить апельсином.

Тест 5 . Как звали собачку в сказке?   а) Миколко; б) Елисейко; в) Соколко.

Тест

5 . Как звали собачку в сказке?

а) Миколко;

б) Елисейко;

в) Соколко.

Правильные ответы Входят  семь богатырей, Семь румяных усачей Между тем всё шла да шла И на  терем  набрела Видит девица, что тут Люди   добрые  живут В руки  яблочко  взяла, Треплет нежною рукою Что,  Соколко , что с тобою? К алым губкам поднесла

Правильные ответы

Входят семь богатырей, Семь румяных усачей

Между тем всё шла да шла

И на терем набрела

Видит девица, что тут

Люди добрые живут

В руки яблочко взяла,

Треплет нежною рукою

Что, Соколко , что с тобою?

К алым губкам поднесла

Борьба добра и зла? Можем ли мы сказать, что добро борется со злом?

Борьба добра и зла?

Можем ли мы сказать, что добро борется со злом?

Сложная лексика Нрав – характер, душевные качества. Кроткий – незлобливый, покорный, смирный. Гордый  – сознающий своё превосходство. Ломлива – капризна. Своенравный – упрямый, поступающий так, как вздумается. Ревнива – здесь: мучительно желающая быть лучшей.

Сложная лексика

Нрав – характер, душевные качества.

Кроткий – незлобливый, покорный, смирный.

Гордый – сознающий своё превосходство.

Ломлива – капризна.

Своенравный – упрямый, поступающий так, как вздумается.

Ревнива здесь: мучительно желающая быть лучшей.

Сравнение Царица Царевна Царского происхождения, умны, красивы Злая Добрая Завистливая Бескорыстная Гордая Скромная Своенравная Кроткая Трудолюбивая Ленивая Вежливая Грубая Надменная Простая Жестокосердная Добродетельная

Сравнение

Царица

Царевна

Царского происхождения, умны, красивы

Злая

Добрая

Завистливая

Бескорыстная

Гордая

Скромная

Своенравная

Кроткая

Трудолюбивая

Ленивая

Вежливая

Грубая

Надменная

Простая

Жестокосердная

Добродетельная

Какие силы помогают Елисею в поисках Царевны?

Какие силы помогают Елисею в поисках Царевны?

Счастливый конец « Свадьбу тотчас учинили, И с невестою своей Обвенчался Елисей; И никто с начала мира Не видал такого пира...»

Счастливый конец

« Свадьбу тотчас учинили,

И с невестою своей

Обвенчался Елисей;

И никто с начала мира

Не видал такого пира...»

Пожелание от путешественников Постоянная доброта может творить чудеса. Подобно тому как солнце может растопить лед, так и доброта изгоняет непонимание, недоверие и враждебность. мыслитель Швейцер Альберт

Пожелание от путешественников

Постоянная доброта может творить чудеса. Подобно тому как солнце может растопить лед, так и доброта изгоняет непонимание, недоверие и враждебность.

мыслитель Швейцер Альберт

 Итоги урока . Рефлексия 1. Насколько ты доволен собой, своим участием в общем деле? а) очень доволен; б) доволен; в) не доволен; г) остался безразличным. 2. Как тебе понравился наш класс, хорошо ли мы вместе работали, уважительно ли относились друг к другу? 3. Насколько важным, полезным, интересным было «путешествие»? а) очень понравилось (укажи почему); б) да, понравилось, но в нём надо изменить следующее (укажи); в) не понравилось (напиши, что конкретно не понравилось).

Итоги урока . Рефлексия

1. Насколько ты доволен собой, своим участием в общем деле?

а) очень доволен;

б) доволен;

в) не доволен;

г) остался безразличным.

2. Как тебе понравился наш класс, хорошо ли мы вместе работали, уважительно ли относились друг к другу?

3. Насколько важным, полезным, интересным было «путешествие»?

а) очень понравилось (укажи почему);

б) да, понравилось, но в нём надо изменить следующее (укажи);

в) не понравилось (напиши, что конкретно не понравилось).

 Домашнее задание  Написать поздравление Королевичу и Царевне. Выучить наизусть любой понравившийся отрывок из сказки.

Домашнее задание

  • Написать поздравление Королевичу и Царевне.
  • Выучить наизусть любой понравившийся отрывок из сказки.