СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Методические указания по МДК 01.02 Теоретические и методические основы физического воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста
разработаны на основе рабочей программы МДК 01.02 Теоретические и методические основы физического воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста
по специальности 44.02.01 Дошкольное образование
Департамент образования Ямало-Ненецкого автономного округа
Государственное профессиональное образовательное учреждение
Ямало-Ненецкого автономного округа
«Надымский профессиональный колледж»
СБОРНИК МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ
ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ
ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
МДК.01.02 Теоретические и методические основы физического воспитания и развития детей раннего и дошкольного воспитания
по профессии 44.02.01 Дошкольное образование
Надым, 2018
Методические указания по МДК 01.02 Теоретические и методические основы физического воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста
разработаны на основе рабочей программы МДК 01.02 Теоретические и методические основы физического воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста
по специальности 44.02.01 Дошкольное образование
Организация-разработчик:
Государственное профессиональное образовательное учреждение Ямало-Ненецкого автономного округа «Надымский профессиональный колледж» (ГПОУ ЯНАО «НПК»)
Составители:
Сайфетдинова Луиза Рамисовна, преподаватель дошкольного образования
РАССМОТРЕН
на заседании УМО преподавателей
гуманитарного цикла
Протокол № 5
от «24» мая 2018 г.
И.о.председателя УМО:
_____________ (Е.Е. Тен)
ОДОБРЕН
Научно-методическим советом ГПОУ ЯНАО «НПК»
Протокол № 7
от «30» мая 2018 г.
Председатель МС:
_____________ (Е.В. Головань)
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка 3
Перечень тем самостоятельной работы 4
Методические рекомендации 6
Содержание самостоятельной работы 23
Перечень учебно-методического и информационного обеспечения 26
Пояснительная записка
Методические указания предназначены для организации самостоятельной работы учащихся по дисциплине Теоретические и методические основы физического воспитания и развития детей раннего и дошкольного воспитания.
Главная задача методических указаний помочь самостоятельно освоить некоторые теоретические вопросы и выполнить практические задания. Методические указания облегчают подготовку к выполнению самостоятельных работ, а также обращают внимание учащегося на главное, существенное в изучаемой дисциплине, помогают выработать умения анализировать, связывать теорию с практикой. Методические указания содержат тематику, формы, требования по формам и методам контроля самостоятельной работы.
Настоящие методические указания содержат работы, которые позволяют учащимся самостоятельно овладеть знаниями, умениями, опытом творческой и исследовательской деятельности.
С целью овладения вышеуказанным видом профессиональной деятельности и соответствующими компетенциями обучающиеся в ходе освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
ПО.1 планирования режимных моментов, утренней гимнастики, занятий, прогулок, закаливания, физкультурных досугов и праздников;
ПО.2 организации и проведения режимных моментов (умывание, одевание, питание, сон), направленных на воспитание культурно-гигиенических навыков и укрепление здоровья;
ПО.3 организации и проведения утренней гимнастики, занятий, прогулок, закаливающих процедур, физкультурных досугов и праздников в соответствии с возрастом детей;
ПО.4 организации и проведения наблюдений за изменениями в самочувствии детей во время их пребывания в образовательной организации;
ПО.5 взаимодействия с медицинским персоналом образовательной организации по вопросам здоровья детей;
ПО.6 диагностики результатов физического воспитания и развития;
ПО.7 наблюдения и анализа мероприятий по физическому воспитанию;
ПО.8 разработки предложений по коррекции процесса физического воспитания;
уметь:
У.1 определять цели, задачи, содержание, методы и средства физического воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста;
У.2 планировать работу по физическому воспитанию и развитию детей в соответствии с возрастом и режимом работы образовательной организации;
У.3 организовывать процесс адаптации детей к условиям образовательной организации, определять способы введения ребенка в условия образовательной организации;
У.4 создавать педагогические условия проведения умывания, одевания, питания, организации сна в соответствии с возрастом;
У.5 проводить мероприятия двигательного режима (утреннюю гимнастику, занятия, прогулки, закаливание, физкультурные досуги, праздники) с учетом анатомо-физиологических особенностей детей и санитарно-гигиенических норм;
У.6 проводить работу по предупреждению детского травматизма: проверять оборудование, материалы, инвентарь, сооружения на пригодность использования в работе с детьми;
У.7 использовать спортивный инвентарь и оборудование в ходе образовательного процесса;
У.8 показывать детям физические упражнения, ритмические движения под музыку;
У.9 определять способы контроля за состоянием здоровья, изменениями в самочувствии каждого ребенка в период пребывания в образовательной организации;
У.10 определять способы педагогической поддержки воспитанников;
У.11 анализировать проведение режимных моментов (умывание, одевание, питание, сон), мероприятий двигательного режима (утреннюю гимнастику, занятия, прогулки, закаливание, физкультурные досуги, праздники) в условиях образовательной организации;
знать:
З.1 теоретические основы и методику планирования мероприятий по физическому воспитанию и развитию детей раннего и дошкольного возраста;
З.2 особенности планирования режимных моментов (умывание, одевание, питание, сон) и мероприятий двигательного режима (утренней гимнастики, занятий, прогулок, закаливания, физкультурных досугов и праздников);
З.3 теоретические основы режима дня;
З.4 методику организации и проведения умывания, одевания, питания, сна в соответствии с возрастом;
З.5 теоретические основы двигательной активности;
З.6 основы развития психофизических качеств и формирования двигательных действий;
З.7 методы, формы и средства физического воспитания и развития ребенка раннего и дошкольного возраста в процессе выполнения двигательного режима;
З.8 особенности детского травматизма и его профилактику;
З.9 требования к организации безопасной среды в условиях дошкольной образовательной организации;
З.10 требования к хранению спортивного инвентаря и оборудования, методику их использования;
З.11 наиболее распространенные детские болезни и их профилактику;
З.12 особенности поведения ребенка при психологическом благополучии или неблагополучии;
З.13 основы педагогического контроля состояния физического здоровья и психического благополучия детей;
З.14 особенности адаптации детского организма к условиям образовательной организации;
З.15 теоретические основы и методику работы воспитателя по физическому воспитанию;
З.16 методику проведения диагностики физического развития детей.
Перечень тем самостоятельной работы по разделам
дисциплины Иностранный язык
Тема радела | Кол-во часов | Формы и методы контроля самостоятельной работы |
Раздел 1 Основы теории и методики физического воспитания дошкольников
| 5 | Вопросы для самоконтроля |
Раздел 2 Естественно-научные и психолого-педагогические основы физического воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста. | 5 | Вопросы для самоконтроля |
Раздел 3 Основы обучения и развития ребенка в процессе физического воспитания | 5 | Вопросы для самоконтроля |
Раздел 4. Гимнастика | 5 | Вопросы для самоконтроля Тестовые задания |
Раздел 5. Формы организации физического воспитания в ДОУ | 6 | Вопросы для самоконтроля Тестовые задания |
Раздел 6 Комплексная система физкультурно-оздоровительного воздействия | 8 | Вопросы для самоконтроля Тестовые задания |
Раздел 7 Активный отдых | 5 | Вопросы для самоконтроля |
Раздел 8 Планирование физкультурно-оздоровительной работы и контроль за ее организацией | 4 | Вопросы для самоконтроля |
Методические рекомендации
1.Методические рекомендации по составлению кроссворда. Целью данного вида работы является: Расширение кругозора и закрепление знаний студентов. Развитие навыков точного формулирования вопросов и адекватных ответов. Формирования у студентов способности правильного использования понятийного аппарата. Приобретение навыков работы со справочной литературой.
Кроссворд составляется в произвольной форме и должен состоять примерно из 40 терминов. Вопросы формулируются четко и должны исключать двойное толкование. При составлении кроссворда необходимо использовать энциклопедические словари. В конце самостоятельной работы студент должен указать перечень использованной справочной литературы (название, место и год издания). Оформление : титульный лист (оформляется также как для реферата); два листа с ячейками кроссворда (один заполнен ответами); лист с вопросами кроссворда; лист с ответами и список использованной литературы.
2. Методические рекомендации по составлению тестов.
Целью данного вида работы является: Закрепление знаний студентов. Развитие навыков точного формулирования вопросов и адекватных ответов. Формирования у студентов способности правильного использования понятийного аппарата. Приобретение навыков работы с учебной литературой и лекционным материалом.
Существуют разные формы тестовых заданий:
- задания закрытой формы, в которых выбирают правильный ответ из данного набора ответов к тексту задания; -задания открытой формы, требующие при выполнении самостоятельного формулирования ответа; - задание на соответствие, выполнение которых связано с установлением соответствия между элементами двух множеств; - задания на установление правильной последовательности, в которых требуется указать порядок действий или процессов .
Требования, предъявляемые к тестовым заданиям: -каждое задание имеет свой порядковый номер; -задание формулируется в логической форме высказывания, которое становится истинным или ложным в зависимости от ответа ;
- к разработанному заданию прилагается правильный ответ.
Оформление : титульный лист (оформляется также как для реферата); вопросы теста в количестве 15 ; ключ с ответами; список использованной литературы.
3.Методические рекомендации для создания конспекта, плана конспекта.
Целью данного вида работы является: Облегчить запоминание текста; учиться переосмысливать текст; формулировать определения, выделять основные мысли текста. Общие рекомендации по составлению конспекта
1. Определите цель составления конспекта.
2. Читая изучаемый материал , разделите его на основные смысловые части, выделите главные мысли, сформулируйте выводы.
3. Если составляете план - конспект, сформулируйте названия пунктов и определите информацию, которую следует включить в план-конспект для раскрытия пунктов плана.
4. Наиболее существенные положения изучаемого материала(тезисы) последовательно и кратко излагайте своими словами или приводите в виде цитат.
5. Включайте в конспект не только основные положения, но и обосновывающие их выводы, конкретные факты и примеры (без подробного описания).
6. Составляя конспект, записывайте отдельные слова сокращённо, выписывайте только ключевые слова, делайте ссылки на страницы конспектируемой работы, применяйте условные обозначения.
7. Чтобы форма конспекта отражала его содержание, располагайте абзацы«ступеньками», подобно пунктам и подпунктам плана, применяйте разнообразные способы подчеркивания, используйте карандаши и ручки разного цвета.
8. Отмечайте непонятные места, новые слова, имена, даты.
4. Методические рекомендации к работе по поиску информации в Интернете
Поиск и сбор информации в Интернете нуждаются в планировании. Ошибочная логика построения запроса, неоптимизированная последовательность применения инструментов поиска, попытки ускорить поиск - все это не просто затягивает получение результата, но может поставить под угрозу смысл поисковой работы.
Начинать необходимо со всестороннего лексического анализа искомой информации. Следует использовать любое, достаточно достоверное и подробное описание исследуемого вопроса для получения первичных сведений. Таким источником вполне может стать как узкоспециальный справочник, так и электронная энциклопедия общего профиля. На основе изученного материала необходимо сформировать максимально широкий набор ключевых слов в виде отдельных терминов, словосочетаний, профессиональной лексики, сленга, слов-клише и устойчивых словесных штампов, при необходимости на нескольких языках. Заранее следует определить и возможные уточнения поискового запроса- редкие слова, синонимы и антонимы. названия и фамилии, тесно связанные с искомым вопросом. Желательно также заранее предусмотреть возможные нерелевантные отклики на запросы, то есть возможные характеристики поискового шума. После накопления этих предварительных данных можно перейти к получению первичной информации из Интернета.
Основная задача этой стадии учесть особенности Интернета, который является не только носителем технологий, но и традиций, и собственной этики. Сетевая лексика, сленг и написание общеупотребительных слов здесь могут отличатся от принятых.
Сведения о наличии в Интернете необходимых данных лучше всего искать в ранее известном каталоге, поддерживающем поиск по ключевым словам. При решении, например, простых задач типа "Получить текст Конституции Республики Беларусь" или "В каких правовых актах употребляется название родного города" известный сайт или каталог может быть более быстрым способом получения информации, чем автоматический индекс, и обеспечит большую достоверность.
После лексического анализа информации наступает технологический этап. Выбор информационного поля Интернета и поисковых инструментов производится на основе вышеизложенных подходов.
Используются тестовые запросы из одного-двух ключевых слов или фразы, затем анализируется количественный отклик. Содержательный анализ данных позволяет корректировать запросы, но релевантности отклика. В результате тестирования выясняются наиболее представительные источники информации, после чего следует уточнить последовательность применения поисковых инструментов. На этом этап планирования завершается.
Методические рекомендации по выполнению рефератов.
Целью данного вида работы является:
Раскрытие исследовательского потенциала студента, способность к творческому поиску, сотрудничеству, самораскрытию и проявлению возможностей.
Общие рекомендации.
1. Отобрать по теме необходимый материал.
2. Использовать только тот материал, который отражает сущность темы.
3. Во введении к реферату необходимо обосновать выбор темы.
4. После цитаты необходимо делать ссылку на автора, например [№произведения по списку, стр.].
5. Изложение должно быть последовательным. Недопустимы нечеткие формулировки, речевые и орфографические ошибки.
6. В подготовке реферата необходимо использовать материалы современных изданий не старше 5 лет.
7. Оформление реферата (в том числе титульный лист, литература) должно быть грамотным.
8. Список литературы оформляется с указанием автора, названия источника, места издания, года издания, названия издательства, использованных страниц.
Этапы работы над рефератом 1.Формулирование темы. Тема должна быть не только актуальной по своему значению, но оригинальной, интересной по содержанию. 2.Подбор и изучение основных источников по теме (как правило, не менее 8-10). 3.Составление библиографии. 4.Обработка и систематизация информации. 5.Разработка плана реферата. 6.Написание реферата. 7.Публичное выступление на занятии.
Введение имеет цель ознакомить с сущностью излагаемого вопроса, с современным состоянием проблемы. Здесь должна быть четко сформулирована цель и задачи работы.Объем введения – не более 1 страницы. Умение кратко и по существу излагать свои мысли – это одно из достоинств автора. Иллюстрации в раздел «Введение» не помещаются.
Основная часть. Следующий после «Введения» раздел должен иметь заглавие, выражающее основное содержание реферата, его суть. Главы основной части реферата должны соответствовать плану реферата (простому или развернутому) и указанным в плане страницам реферата. В этом разделе должен быть подробно представлен материал, полученный в ходе изучения различных источников информации (литературы). Все сокращения в тексте должны быть расшифрованы. Ссылки на авторов цитируемой литературы должны соответствовать номерам, под которыми они идут по списку литературы. Объем самого реферата – не менее 15 листов. Нумерация страниц реферата и приложений производится в правом верхнем углу арабскими цифрами без знака «№». Титульный лист считается первым, но не нумеруется. Страница с планом, таким образом, имеет номер «2»
Заключение. Формулировка его требует краткости и лаконичности. В этом разделе должна содержаться информация о том, насколько удалось достичь поставленной цели, значимость выполненной работы, предложения по практическому использованию результатов, возможное дальнейшее продолжение работы.
Список литературы. Имеются в виду те источники информации, которые имеют прямое отношение к работе и использованы в ней. При этом в самом тексте работы должны быть обозначены номера источников информации, под которыми они находятся в списке литературы, и на которые ссылается автор. Эти номера в тексте работы заключаются в квадратные скобки, рядом через запятую указываются страницы, которые использовались как источник информации, например: [1, с.18]. В списке литературы эти квадратные скобки не ставятся. Оформляется список использованной литературы со всеми выходными данными. Он оформляется по алфавиту и имеет сквозную нумерацию арабскими цифрами.
Приложения (карты, схемы, графики, диаграммы, рисунки, фото и т.д.)
Оформление реферата
- Изложение текста и оформление реферата выполняют в соответствии с требованиями ГОСТ 7.32 – 2001, ГОСТ 2.105 – 95 и ГОСТ 6.38 – 90. Страницы текстовой части и включенные в нее иллюстрации и таблицы должны соответствовать формату А4 по ГОСТ 9327-60.
- Реферат должен быть выполнен любым печатным способом на пишущей машинке или с использованием компьютера и принтера на одной стороне бумаги формата А4 через полтора интервала. Цвет шрифта должен быть черным, высота букв, цифр и других знаков не менее 1.8 (шрифт Times New Roman, 14 пт.).
- Текст следует печатать, соблюдая следующие размеры полей: верхнее и нижнее — 20 мм, левое — 30 мм, правое — 10 мм. Абзацный отступ должен быть одинаковым по всему тексту и составлять 1,25 см.
- Выравнивание текста по ширине.
- Разрешается использовать компьютерные возможности акцентирования внимания на определенных терминах, формулах, применяя выделение жирным шрифтом, курсив, подчеркивание.
- Перенос слов недопустим!
- Точку в конце заголовка не ставят. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой.
- Подчеркивать заголовки не допускается.
- Расстояние между заголовками раздела, подраздела и последующим текстом так же, как и расстояние между заголовками и предыдущим текстом, должно быть равно 15мм (2 пробела).
- Название каждой главы и параграфа в тексте работы можно писать более крупным шрифтом, жирным шрифтом, чем весь остальной текст. Каждая глава начинается с новой страницы, параграфы (подразделы) располагаются друг за другом.
- В тексте реферат рекомендуется чаще применять красную строку, выделяя законченную мысль в самостоятельный абзац.
- Перечисления, встречающиеся в тексте реферата, должны быть оформлены в виде маркированного или нумерованного списка.
- Все страницы обязательно должны быть пронумерованы. Нумерация листов должна быть сквозной. Номер листа проставляется арабскими цифрами.
-Нумерация листов начинается с третьего листа (после содержания) и заканчивается последним. На третьем листе ставится номер «3».
-Номер страницы на титульном листе не проставляется!
-Номера страниц проставляются в центре нижней части листа без точки. Список использованной литературы и приложения включаются в общую нумерацию листов.
-Рисунки и таблицы, расположенные на отдельных листах, включают в общую нумерацию листов и помещают по возможности следом за листами, на которых приведены ссылки на эти таблицы или иллюстрации. Таблицы и иллюстрации нумеруются последовательно арабскими цифрами сквозной нумерацией. Допускается нумеровать рисунки и таблицы в пределах раздела. В этом случае номер таблицы (рисунка) состоит из номера раздела и порядкового номера таблицы, разделенных точкой.
Оформление литературы:
Каждый источник должен содержать следующие обязательные реквизиты:
- фамилия и инициалы автора;
- наименование;
- издательство;
- место издания;
- год издания.
Все источники, включенные в библиографию, должны быть последовательно пронумерованы и расположены в следующем порядке:
- законодательные акты;
- постановления Правительства;
- нормативные документы;
- статистические материалы;
- научные и литературные источники – в алфавитном порядке по первой букве фамилии автора.
В конце работы размещаются приложения. В тексте на все приложения должны быть даны ссылки. Каждое приложение следует начинать с новой страницы с указанием наверху посередине страницы слова «Приложение» и его номера. Приложение должно иметь заголовок, который записывают симметрично относительно текста с прописной буквы отдельной строкой.
6.Методические указания для студентов при подготовке к семинарским занятиям Семинар – форма систематических учебно-теоретических занятий, с помощью которых обучающиеся изучают тот или иной раздел определенной научной дисциплины, входящей в состав учебного плана. При подготовке к семинарским занятиям следует использовать основную литературу из представленного списка, а также руководствоваться приведенными указаниями и рекомендациями. Для наиболее глубокого освоения дисциплины рекомендуется изучать литературу, обозначенную как «дополнительная» в представленном списке. На семинарских занятиях приветствуется активное участие в обсуждении конкретных ситуаций, способность на основе полученных знаний находить наиболее эффективные решения поставленных проблем, уметь находить полезный дополнительный материал по тематике семинарских занятий.
Общие рекомендации. Проработать конспект лекций; Прочитать основную и дополнительную литературу, рекомендованную по изучаемому разделу; Ответить на вопросы плана семинарского занятия; Выполнить домашнее задание; При затруднениях сформулировать вопросы к преподавателю.
7. Методические рекомендации к созданию презентаций.
Не перегружать слайд информацией. Рекомендуется писать на одном слайде не более тридцати слов.
Шире использовать графическую информацию - там, где можно заменить текст рисунком, это следует делать.
Не нужно перегружать аудиторию слишком частой сменой слайдов. На 20 минут выступления должно приходиться не более 7 слайдов.
На одном слайде нельзя использовать более 3 шрифтов. При этом курсив и жирный являются в этом случае отдельными шрифтами. То же касается цвета - недопустимо использовать более 3 цветов. Синий и голубой при этом считаются разными цветами. Дело не только во вкусе или эстетике. Речь идет о восприятии информации.
Использовать шрифт без засечек. Шрифт без засечек воспринимается легче. Засечки - это элементы украшения, поперечные черточки вверху и внизу букв. Чтобы было яснее, шрифт Times New Roman - с засечками, а Arial - без.
Не дублировать информацию. Слайды не должны содержать тот текст, который проговаривается устно.
Содержание самостоятельной работы
Тема Предмет методики физического воспитания
Содержание
1.История развития физического воспитания в России с древнейших времен
2. Идеи просветителей – гуманистов и педагогов
3.П.Ф. Лесгафт – основоположник отечественной системы физического воспитания
4.Взгляды педагогов и исследователей на роль физического воспитания
5. Вклад отечественных ученых в разработку теории и методики физического воспитания детей дошкольного возраста
Методические рекомендации
Познакомьтесь с литературными источниками, раскрывающими историю развития системы физического воспитания в России, раскройте идеи просветителей – гуманистов и педагогов на физическое воспитание детей (Владимир Мономах, Епифаний Славинецкий, К.Д. Ушинский). Основоположник отечественной системы физического воспитания П.Ф. Лесгафт. Взгляды педагогов и исследователей на роль физического воспитания (В.В. Гориневский, Е.А. Аркин, И.М. Сеченов, И.П. Павлов, А.В. Запорожец), вклад отечественных ученых в разработку теории и методики физического воспитания детей дошкольного возраста (Е. Г. Леви – Гориневская, А.И. Быкова, М.Ю. Кистяковская, А.В. Кенеман, Д.В. Хухлаева, Т.И. Осокина, Е.А. Тимофеева и др.)
Литература
1.Теория и методика физической культуры дошкольников./Под ред С.О. Филипповой, Г.Н. Пономарева. – СПб, 2008.
2.Голощапов Б.Р. История отечественных и зарубежных систем физического воспитания и спорта. – М., 1995.
3.Голощапов Б.Р. История физической культуры и спорта. – М., 2001
4.Н.Н. Кожухова, Л.А. Рыжкова, М.М. Борисова Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. – М., 2003.
Тема Возрастные особенности развития ребенка от рождения до 7 лет
Содержание
1.Особенности организма ребенка
2.Формирование движений ребенка от рождения до семи лет
Методические рекомендации
На основе изученной литературы раскройте особенности развития организма ребенка. Организм детей непрерывно развивается. Уровень и темпы его роста в разные периоды жизни неодинаковы. Покажите особенности формирования костной и мышечной систем, сердечно – сосудистой, дыхательной и нервной систем. Своевременное формирование движений и целесообразная последовательность их возникновения играют существенную роль в физическом и нервно-психическом развитии ребенка. Покажите это в своей презентации.
Литература
1.Теория и методика физической культуры дошкольников./Под ред. С.О. Филипповой, Г.Н. Пономарева. – СПб, 2008.
2.Н.Н. Кожухова, Л.А. Рыжкова, М.М. Борисова Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. – М., 2003.
3.Безруких М. М. Возрастная физиология. – М., 2002
4.От рождения ло школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования /Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.,
Тема 3. Характеристика вариативных программ по физическому воспитанию детей
Содержание
1. Общая характеристика программ по физическому воспитанию
2.Анализ образовательных программ по физическому воспитанию в ДОУ.
Методические указания
Студенты изучают и анализируют литературу по заявленной теме, парциальные программы по физическому воспитанию дошкольников. Познакомиться со структурой образовательной области «Физическое развитие» примерной общеобразовательной программы От рождения до школы /Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С, Комаровой, М.А. Васильевой – М., 2014 и с соответствующим разделом в одной из альтернативных программ.
Отразить содержание физического воспитания, дать общую оценку содержанию физическому воспитанию, представленного программами.
Проследить усложнение программного материала на примере какого-либо одного вида упражнений от одной возрастной группы к другой.
Проследить изменение ведущих программных задач /на примере одной задачи/.
Сделать выводы о дидактическом единстве задач и средств обучения.
Задания:
1. Анализ вариативных программ (на выбор студента) в области физического развития дошкольников (заполнить таблицу):
Название программы | своеобразие построения раздела по физическому воспитанию в данной вариативной программе | название и содержание подразделов, их соответствие возрастным особенностям детей | задачи физического воспитания и развития детей в каждой возрастной группе |
Литература:
1 Детство. Программа развития и воспитания детей в детском саду/ Под ред. Т. И. Бабаевой, 3. А. Михайловой, Л. М Гурович. СПб., 1997.
2. Змановский Ю. Ф Здоровый дошкольник. Концепция. /Дошкольное воспитание. -1995.-№ 6.
3. Алямовская В. Г Здоровье //Дошкольное воспитание. - 1993. - № 11, № 12.
4. Алиева Т. И., Антонова Т. В,. Арнаутова Е.И Истоки. Базисная программа развития ребенка - дошкольника. - М.: 1995.
6. Доронова Т. Радуга. – М., Просвещение, 1987.
7. Старт. Программа для инструкторов физического воспитания детей 3-7 лет// Дошкольное воспитание. - 1996. - № 1-12,1997. - № 1-12.
8. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования /Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М., 2014.
Тема 4 Методы и приемы обучения детей физическим упражнениям
Содержание
1.Общая характеристика методов и приемов обучения физическим упражнениям
2. Соотношение методов и приемов на разных этапах обучения.
3. Значимость комплексного использования методов и приемов обучения
Методические рекомендации.
Познакомьтесь с литературными источниками, раскрывающими методы и приемы обучения физическим упражнениям, подготовьтесь к их обсуждению на занятии.
Для этого вам необходимо проанализировать источники и оформить результаты в виде схемы.
«Взаимосвязь методов и приемов обучения физическим упражнениям».
Тема 5 Методика воспитания психофизических качеств у детей
Содержание
1. Значение данного качества для жизни ребенка
2. Понятие и физиологическая основакачества
3. Средства и методика развития качества
4. Диагностика уровня развития качества
5. Подбор упражнений для развития качества
Методические рекомендации
Изучив предложенную литературу, подобрать тестовые задания для определения развития психофизических качеств у детей дошкольного возраста, описать методику проведения тестирования
Литература :
1.Вавилова Е.Н Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость. - М. , 1981
Теория и методика физической культуры дошкольников./Под ред С.О. Филипповой, Г.Н. Пономарева. – СПб, 2008.
2.Кожухова Н.Н.,. Рыжкова Л.А, Борисова М.М Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. – М., 2003.
3.Теоретические и методические основы физического воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста /Под ред. С.О. Филипповой. – М., 2012.
4.Физическое развитие дошкольников. Часть 2. Формирование двигательного опыта и физических качеств /Под ред. Н.В. Микляевой. – М,. 2015.
Тема Теоретические и физиологические основы режима дня детей
Содержание
Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей раннего и дошкольного возраста» (сравнительный анализ объема содержания культурно-гигиенических навыков у детей разных возрастных групп - заполнение таблицы, подбор речевого и игрового материала для оформления альбома «Режимные процессы», проведение режимных моментов в ДОУ, составление конспекта проведения режимных процессов, оформление протокола наблюдения за организацией и проведением режимных процессов; решение профессиональных задач) Методические рекомендации Изучив литературу, сделайте сравнительный анализ объема содержания культурно-гигиенических навыков у детей разных возрастных групп в таблице:
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Задания: Подберите речевой материал для оформления альбома «Режимные процессы» Составьте конспект режимного процесса в таблице: Требования к выполнению задания:
Литература:
|
Тема Оборудование и инвентарь для работы по физическому воспитанию
Содержание
1.Оборудование и инвентарь для работы по физическому воспитанию» (составление конспекта Постановления Минздрава РФ «Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы» 2013 (раздел 13): оценка физкультурно-развивающей среды дошкольного учреждения; разработка проекта «Спортивное оборудование в детском саду и на участке»
2.Обеспечение техники безопасности при организации работы по физическому воспитанию детей в дошкольном учреждении» (составление рекомендаций молодым воспитателям по обеспечению техники безопасности при организации работы по физическому воспитанию).
Методические рекомендации
Изучите Постановление Минздрав РФ «Санитарно - эпидемиологические правила и нормативы 2013. На основе требований к развивающей среде по физическому воспитанию в ДОО разработать проект;
Составьте методические рекомендации воспитателям по обеспечению техники безопасности при организации работы по физическому воспитанию.
Литература
1.От рождения ло школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования /Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.,2014
2.Теория и методика физической культуры дошкольников./Под ред С.О. Филипповой, Г.Н. Пономарева. – СПб, 2008.
3.Санитарно – эпидемиологические правила и нормативы для ДОО.(СанПиН 2.4.1.3049-13, СанПиН 2.4.1.3147-13) –М., 2015.
4.Кожухова Н.Н, Рыжкова Л.А, Борисова М.М Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. – М., 2003.
5.Теоретические и методические основы физического воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста /Под ред. С.О. Филипповой. – М., 2012.
6Осокина Т.И., Тимофеева Е.А., Рунова М.А. Физическое и спортивное оборудование для дошкольных образовательных учреждений: Аннотированный перечень. – М., 1999
7.Каминский О.А., Филиппова С. О. Оборудование и инвентарь для занятий физическими упражнениями с дошкольниками. // Спутник руководителя физического воспитиания дошкольного учреждения: метод. пособие / под ред. С.О. Филипповой. – СПб., 2004. – С. 204 -211.
Тема: Общеразвивающие упражнения
Содержание
Студенты знакомятся с общей характеристикой общеразвивающих упражнений (ОРУ), изучают их как средство развития моторки, психики, различных функциональных систем, определяют место ОРУ в педагогическом процессе. Важно познакомиться с классификацией ОРУ по различным признакам (анатомическому, методической направленности, по степени оказания помощи, по использованию предметов), методикой обучения детей упражнениям в разных возрастных группах, уяснить необходимость использования для психомоторного развития дошкольников разнообразных предметов (традиционных, нетрадиционных: тренажеров, подсобного материала и пр.).
Методические указания
Студенты изучают и анализируют литературу по заявленной теме, составляют конспект согласно предложенного плана.
При изучении темы овладевают терминологией, умениями по составлению комплексов ОРУ и проведения упражнений с детьми.
Задание:
Составить комплекс ОРУ для любой возрастной группы.
Схема составления комплекса:
-Название
-Оборудование
-Способы раздачи пособий
Содержание | дозировка | Методические указания |
1.»Покажи ладошки» И.п. стоя. ноги узкой дорожкой, руки за спиной 1 – руки вперед 2 – и.п. |
4р | - Стали все как я. Покажите свои ладошки, а тепеорь теперь спрячьте |
Рекомендуемая литература:
1.Буцинская П.П., Васюкова В.И., Лескова Г.П. Общеразвивающие упражнения в детском саду. - М., 1990
2.Ермак Н.Н., Шебеко В.Н., Шишкина В.А. Физическое воспитание дошкольников.- . . М., 1997
3.Кожухова Н.Н, Рыжкова Л.А, Борисова М.М Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. – М., 2003.
4.Теоретические и методические основы физического воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста /Под ред. С.О. Филипповой. – М., 2012.
5.Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка – М., 2001
.
Тема: Методика обучения основным видам движений
Содержание
1.Анализ содержания программы по разделу «Основные движения»
Методические указания
Студенты знакомятся с общей характеристикой и видами основных движений (ходьба, бег, лазанье, метание, прыжки). Особое внимание уделяется технике каждого движения и ее особенностям у дошкольников, а также особенностям обучения каждому виду движений во всех возрастных группах (организация детей, приемы обучения, использование подводящих и подготовительных упражнений, предупреждение и исправление ошибок, темп выполнения и дозировка физической нагрузки при обучении, обеспечение страховки и меры предупреждения травм).
Задания: Составление таблиц анализа программы по разделу «Основные движения»
Задачи обучения ходьбе
1младшая | 2 младшая | средняя | Старшая | Подгот. |
|
|
|
|
|
Рекомендуемая литература:
1.Кожухова Н.Н, Рыжкова Л.А, Борисова М.М Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. – М., 2003.
2.Теоретические и методические основы физического воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста /Под ред. С.О. Филипповой. – М., 2012.
3.Вавилова Е.Н. Учите, бегать, прыгать, лазать, метать. – М.,1983
4.Ермак Н.Н., Шебеко В.Н., Шишкина В.А. Физическое воспитание дошкольников. . М., 1996
5. Осокина Т.И. Физическая культура в детском саду. – М., 1986
6.Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития
ребенка. – М., 2001
7.От рождения ло школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования /Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.,2014
Тема Физическое воспитание детей раннего возраста
Содержание
1.Специфика задач, средств и методов.
2.Методика проведения занятий и утренней гимнастики.
3.Врачебно - педагогический контроль за физическим воспитанием
Методические рекомендации
Изучив предложенную литературу, подготовьте сообщение на одну из предложенных тем:
1.Нетрадиционные формы проведения физкультурных занятий и утренней гимнастики с детьми раннего возраста
2.Использование нестандартного оборудования на занятиях физической культуры с детьми раннего дошкольного возраста
Составьте библиографию по теме
Составьте план физкультурного занятия с детьми раннего возраста
Литература:
1.От рождения ло школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования /Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.,2014
2.Теория и методика физической культуры дошкольников./Под ред С.О. Филипповой, Г.Н. Пономарева. – СПб, 2008.
3.Санитарно – эпидемиологические правила и нормативы для ДОО.(СанПиН 2.4.1.3049-13, СанПиН 2.4.1.3147-13) –М., 2015.
4.Кожухова Н.Н, Рыжкова Л.А, Борисова М.М Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. – М., 2003.
5.Теоретические и методические основы физического воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста /Под ред. С.О. Филипповой. – М., 2012.
Тема Методика проведения подвижных игр с детьми разных возрастных групп
Содержание
1. Выбор игры, подготовка к игре, сбор на игру, создание интереса к игре, организация играющих.
2.Объяснение игры, распределение ролей.
3.Руководство ходом игры, окончание игры, подведение итогов
Методические рекомендации
Познакомьтесь с литературными источниками, раскрывающими особенности методики проведения подвижных игр с детьми дошкольного возраста и выполните предложенные задания.
Задания:
1.Выполните реферат по одной из предложенных тем
2.составить картотеки подвижных игр на основе тематического планирования,
3.оформить альбом считалочек,
4. составить конспекта проведения подвижных игр.
Литература:
Адашкявичене Э.Й. Спортивные игры и упражнения в детском саду.-М;Академия,2012.-с. 159
Волошина Л.Н. Играйте на здоровье! Программа и технология физического воспитания детей 5-7 лет.-М.: АРКТИ, 2012.-с.144
Гришина Г.Н. Любимые детские игры. – М; Просвещение, 2007.-с.186
Детские подвижные игры народов СССР./под ред. Т.И.Осокиной.-М.:Просвещение, 1988.-239 с.
Дмитриев В.Н. Игры на свежем воздухе. – М.: ФиС, 2008.-с.124
Казина О.Б. Веселая физкультура для детей и их родителей.- Ярославль; Академия развития, 2012.-с.144
Кожухова Н.Н., и др. Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях.- М.: Академия, 2013.-с. 311
Руководство играми детей в дошкольных учреждениях: Из опыта работы /Под ред. М.А. Васильевой. М., Владос, 2012.-154 с.
Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. – М.: Академия, 2010.- с. 308
От рождения ло школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования /Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.,2014
Теория и методика физической культуры дошкольников./Под ред С.О. Филипповой, Г.Н. Пономарева. – СПб, 2008.
Кожухова Н.Н, Рыжкова Л.А, Борисова М.М Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. – М., 2003.
Теоретические и методические основы физического воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста /Под ред. С.О. Филипповой. – М., 2012.
Тема Методика обучения спортивным играм и упражнениям
Содержание
Спортивные игры, их характеристика, методика обучения спортивным играм (составление конспекта параграфа учебника, подбор системы упражнений по обучению элементам баскетбола).
Спортивные упражнения (составление тезисов параграфа учебника, подбор системы спортивных упражнений на прогулке
Задание: изучив учебно- методическую литературу заполнить таблицу:
|
| возраст | Программные требования (знания, умения, навыки) | Обучение способам действия | Подводящие упражнения | Организация игры |
Спортивные упражнения | ||||||
зимние | Ходьба на лыжах |
|
|
|
|
|
Катание на коньках |
|
|
|
|
| |
летние | Катание на велосипеде |
|
|
|
|
|
Плавание |
|
|
|
|
| |
Спортивные игры | ||||||
зимние | Хоккей |
|
|
|
|
|
летние | Футбол |
|
|
|
|
|
Баскетбол |
|
|
|
|
| |
Бадминтон |
|
|
|
|
| |
Настольный теннис |
|
|
|
|
|
Литература:
Адашкявичене Э.Й. Спортивные игры и упражнения в детском саду.-М;Академия,2012.-с. 159
Адашкявичене Э.Й. Баскетбол для дошкольников.-М.: Просвещение, 1983.-с.79
Волошина Л.Н. Играйте на здоровье! Программа и технология физического воспитания детей 5-7 лет.-М.: АРКТИ, 2012.-с.144
Гришина Г.Н. Любимые детские игры. – М; Просвещение, 2007.-с.186
Детские подвижные игры народов СССР./под ред. Т.И.Осокиной.-М.:Просвещение, 1988.-239 с.
Дмитриев В.Н. Игры на свежем воздухе. – М.: ФиС, 2008.-с.124
Казина О.Б. Веселая физкультура для детей и их родителей.- Ярославль; Академия развития, 2012.-с.144
Кожухова Н.Н., и др. Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях.- М.: Академия, 2013.-с. 311
Руководство играми детей в дошкольных учреждениях: Из опыта работы /Под ред. М.А. Васильевой. М., Владос, 2012.-154 с.
Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. – М.: Академия, 2010.- с. 308
Тема Занятия по физической культуре как основная форма обучения физическим упражнениям
Содержание
Организованная образовательная деятельность по образовательной области «Физическая воспитание»
Методические рекомендации
Познакомьтесь с литературными источниками, раскрывающими особенности методики проведения физкультурных занятий с детьми дошкольного возраста и выполните предложенные задания:
подбор, составление конспектов непосредственно организованной области (НОД) для разных возрастных групп (сюжетная, игровая, интегрированная и др.формы проведения с учетом ФГОС);
составление библиографии по теме;
подбор материала для организации физкультурных занятий;
составление аннотаций
Требования к составлению конспекта занятия смотрите в приложении.
Литература:
От рождения ло школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования /Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.,2014
Теория и методика физической культуры дошкольников./Под ред С.О. Филипповой, Г.Н. Пономарева. – СПб, 2008.
Санитарно – эпидемиологические правила и нормативы для ДОО.(СанПиН 2.4.1.3049-13, СанПиН 2.4.1.3147-13) –М., 2015.
Кожухова Н.Н, Рыжкова Л.А, Борисова М.М Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. – М., 2003.
Теоретические и методические основы физического воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста /Под ред. С.О. Филипповой. – М., 2012.
Теоретические и методические основы физического воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста: практикум: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования /С.О.Филиппова, О.А. Каминский, Г.Г. Лукина и др.; под ред. С.О. Филипповой. – М., 2011.
Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия в детском саду. Средняя группа. – М., 2010.
Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия в детском саду. Старшая группа. – М., 2010.
Тема Закаливающие мероприятия в режиме дня
Содержание
Традиционные и нетрадиционные виды закаливания, требования к проведению закаливающих мероприятий
Познакомьтесь с литературными источниками, раскрывающими особенности проведения закаливающих мероприятий с детьми дошкольного возраста и выполните предложенные задания:
написание реферата
создание мультимедийной презентации
Литература
Педагогический и медицинский контроль здоровья дошкольников в процессе занятий физическими упражнениями: метод. рекомендации / авт.- сост. С.О. Филиппова. – СПб., 2000.
Теория и методика физической культуры дошкольников./Под ред С.О. Филипповой, Г.Н. Пономарева. – СПб, 2008.
Санитарно – эпидемиологические правила и нормативы для ДОО.(СанПиН 2.4.1.3049-13, СанПиН 2.4.1.3147-13) –М., 2015.
Кожухова Н.Н, Рыжкова Л.А, Борисова М.М Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. – М., 2003.
Теоретические и методические основы физического воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста /Под ред. С.О. Филипповой. – М., 2012.
Тема Физкультминутки
Содержание
Физкультминутки: значение и специфика проведения. Формы проведения физкультминуток.
Методические рекомендации
Познакомьтесь с литературными источниками, раскрывающими особенности проведения физкультминуток с детьми дошкольного возраста и выполните предложенные задания:
оформление альбома физкультминуток для различных типов занятий
Литература:
Теория и методика физической культуры дошкольников./Под ред С.О. Филипповой, Г.Н. Пономарева. – СПб, 2008.
Кожухова Н.Н, Рыжкова Л.А, Борисова М.М Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. – М., 2003.
Теоретические и методические основы физического воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста /Под ред. С.О. Филипповой. – М., 2012.
Сайкина Е.Г., Фирилева Ж.Е. Физкульт – привет минуткам и паузам! Сборник физических упражнений для дошкольников и школьников: учеб.- метод. пособие для педагогов школьных и дошкольных учреждений. – СПб., 2004.
Тема Активный отдых
Содержание
Формы организации активного отдыха. Методика проведения физкультурных досугов и праздников в разных возрастных группах. Организация туристических прогулок с детьми дошкольного возраста
Методические рекомендации
Познакомьтесь с литературными источниками, раскрывающими особенности проведения разных форм активного отдыха с детьми дошкольного возраста и выполните предложенные задания:
Разработать сценарий физкультурного досуга и праздника
Разработать содержание длительного привала с детьми старшей группы во время туристической прогулки в разные сезоны.
Литература:
Бауэр О.П., Калина Т.И., Петренкина Н.Л. Физкультурно – оздоровительные мероприятия в режиме дня // Теория и методика физической культуры дошкольников; учебное пособие /под ред. С.О. Филипповой, Г.Н. Пономарева. – СПб., 2004.
Бочарова Н.И. Туристские прогулки в детском саду. – М., 2004..
Кожухова Н.Н., Рыжкова Л.А., Самодурова М.М. Воспитатель по физической культуре в дошкольном учреждении /Под ред. С.А. Козловой. – М., 2002.
Козак О.Н. Зимние игры для больших и маленьких. – СПб., 1999.
Кудрявцев В.Т., Егоров Б.Б. Развивающая педагогика оздоровления (дошкольный возраст). – М., 2000
Кузнецова М.Н. Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в дошкольных образовательных учреждениях. – М., 2002.
Маханева М.Д. Воспитание здорового ребенка. – М., 2000
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Основные источники:
Бауэр О.П., Калина Т.И., Петренкина Н.Л. Физкультурно – оздоровительные мероприятия в режиме дня // Теория и методика физической культуры дошкольников; учебное пособие /под ред. С.О. Филипповой, Г.Н. Пономарева. – СПб., 2004.
Бочарова Н.И. Туристские прогулки в детском саду. – М., 2004..
Детские народные подвижные игры /Сост. А.В. Кенеман, Т.И. Осокина. – М., 1995.
Ильин Е.П. Психология физического воспитания. – М., 2000.
Каминский О.А., Филиппова С. О. Оборудование и инвентарь для занятий физическими упражнениями с дошкольниками. // Спутник руководителя физического воспитиания дошкольного учреждения: метод. пособие / под ред. С.О. Филипповой. – СПб., 2004. – С. 204 -211.
Кожухова Н.Н, Рыжкова Л.А, Борисова М.М Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. – М., 2003.
Осокина Т.И. Физическая культура в детском саду. – М., 1986.
Осокина Т.И., Тимофеева Е.А., Рунова М.А. Физическое и спортивное оборудование для дошкольных образовательных учреждений: Аннотированный перечень. – М., 1999.
От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М., 2010.
От рождения ло школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования /Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.,2014
Педагогический и медицинский контроль здоровья дошкольников в процессе занятий физическими упражнениями: метод. рекомендации / авт.- сост. С.О. Филиппова. – СПб., 2000.
Планирование в физической культуре дошкольников: метод. рекомендации / авт. – сост. О.А. Каминский, С.О. Филиппова. – СПб., 2000.
Покровский Е.А. Детские игры, преимущественно русские. – СПб., 1994.
Программа воспитания и обучения в детском саду /Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – М., 2005.
Санитарно – эпидемиологические правила и нормативы для ДОО.(СанПиН 2.4.1.3049-13, СанПиН 2.4.1.3147-13) –М., 2015.
Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. – М., 2001.
Тарасова Т.А. Контроль физического состояния детей дошкольного возраста. – М., 2005.
Теоретические и методические основы физического воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста: практикум: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования /С.О.Филиппова, О.А. Каминский, Г.Г. Лукина и др.; под ред. С.О. Филипповой. – М., 2011.
Теоретические и методические основы физического воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования /С.О.Филиппова, О.А. Каминский, Г.Г. Лукина и др.; под ред. С.О. Филипповой. – М., 2012
Теория и методика физического воспитания и развития ребенка / под ред. С.А.Козловой. – М., 2008.
Теория и методика физической культуры дошкольников./Под ред С.О. Филипповой, Г.Н. Пономарева. – СПб, 2008.
Теория и методика физической культуры дошкольников: учебное пособие для студентов факультетов физической культуры/ под ред. С.О. Филипповой, Г.Н. Пономарева. – СПб. 2008.
Физическое воспитание и развитие дошкольников /под ред. С.О. Филипповой. – М., 2007.
Физическое развитие дошкольников. Часть 1. Охрана и укрепление здоровья /Под ред. Н.В.Микляевой. – М,. 2015
Физическое развитие дошкольников. Часть 2. Формирование двигательного опыта и физических качеств /Под ред. Н.В.Микляевой. – М,. 2015
Дополнительные источники:
Алямовская В.Г. Профилактика психоэмоционального напряжения средствами физического воспитания. – М., 1994
Буцинская И.И., Васюкова В.И., Лескова Г.И. Общеразвивающие упражнения в детском саду. – М., 1981.
Вавилова Е.Н. Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость. – М., 1981.
Вильчковский Э.С. Развивайте двигательную функцию у детей. – Киев, 1983.
Глазырина Л.Д., Овсянкин В.А. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста. – М., 2000.
Кожухова Н.Н., Рыжкова Л.А., Самодурова М.М. Воспитатель по физической культуре в дошкольном учреждении /Под ред. С.А. Козловой. – М., 2002.
Козак О.Н. Зимние игры для больших и маленьких. – СПб., 1999.
Кудрявцев В.Т., Егоров Б.Б. Развивающая педагогика оздоровления (дошкольный возраст). – М., 2000
Кузнецова М.Н. Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в дошкольных образовательных учреждениях. – М., 2002.
Литвинова М.Ф. Народные игры. – М., 1986.
Маханева М.Д. Воспитание здорового ребенка. – М., 2000
Новикова И.М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. – М., 2010.
Нормативно-правовые основы физического воспитания детей дошкольного возраста / Авт.-сост. Р.И. Амарян, В.А. Муравьев. – М., 2004.
Овчинникова Т.С. Организация здоровьесберегающей деятельности в дошкольных образовательных учреждениях. – СПб., 2006
Осокина Т.И., Тимофеева Е.А., Рунова М.А. Физкультурное и спортивно-игровое оборудование для дошкольных образовательных учреждений. – М., 1999
Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика для детей 3-7 лет. – М, 2010.
Пензулаева Л.И. Подвижные игры и игровые упражнения с детьми 3 – 5 лет. – М., 2000
Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия в детском саду. Средняя группа. – М., 2010.
Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия в детском саду. Старшая группа. – М., 2010.
Полтавцева Н.В., Гордова Н.А. Физическая культура в дошкольном детстве. – М., 2004.
Протченко Т.А., Семенов Ю.А. Обучение плаванию дошкольников и младших школьников. – М., 2003.
Прохорова Г.А. Утренняя гимнастика для детей 2–7 лет. – М., 2004.
Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду. 5–7 лет. – М., 2000.
Сайкина Е.Г., Фирилева Ж.Е. Физкульт – привет минуткам и паузам! Сборник физических упражнений для дошкольников и школьников: учеб.- метод. пособие для педагогов школьных и дошкольных учреждений. – СПб., 2004.
Сивачева Л.Н. Спортивные игры с нестандартным оборудованием. – СПб., 2001
Современные программы по физическому воспитанию детей дошкольного возраста /Авт.- сост. С.С. Бычкова. – М., 2001.
Солодянкина О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей: пособие для работников ДОУ. – М., 2004.
Степаненкова Э.Я. методика проведения подвижных игр. – М., 2010
Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г. Танцевально – игровая гимнастика Са – Фи – Данс для детей: учеб. – метод. пособие для педагогов дошкольных и школьных учреждений. – СПб., 2000
Хухлаева Д.В. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях. – М., 1984.
Яковлева Л.В., Юдина Р.А. Физическое развитие и здоровье детей 3–7 лет: Пособие для педагогов дошкольных учреждений: В 3 ч. – М., 2003.
Приложение 1
Модель написания педагогического проекта
1. Титульный лист.
Полное наименование образовательного учреждения
Название проекта
По доминирующей деятельности: (игровой,познавательный, творческий, исследовательский, практико-ориентированный).
По количеству участников: (групповой, коллективный, парный, индивидуальный)
Характер контактов: (среди детей одной группы, среди детей нескольких групп, среди детей дошкольного образовательного учреждения).
По продолжительности: - краткосрочный (1или несколько занятий-1-2 недели); - среднесрочный (1 или 2 недели-месяц);
- долгосрочный (1 месяц- полугодие и дальше).
Заявитель: дети (возрастная группа).
Автор проекта: должность Ф.И.О.
20… год
2. Структура проекта.
Проблема: описывается проблема, затронутая данным проектом.
Актуальность темы:
Цель проекта: ожидаемый результат деятельности, выраженный в позитивных изменениях в( педагоге) детях, появившихся благодаря реализации проекта.
Задачи проекта:действия или шаги по достижении промежуточных результатов, направленных на достижение цели.
3. Этапы проекта
1. Организационный
1. Педагог (воспитатель)- раскрывает проблему.
2. Педагог - определяет цель, намечает задачи для реализации поставленной цели.
3. Дети - вхождение в проект.
4. Родители - вызывать положительный отклик родителей на существующую проблему.
2. Планирование деятельности.
1. Педагог - изготовление пособий для проекта;
- беседы (например, о геометрических фигурах);
- беседы (например, о цветах);
- изготовление игр; подбор имеющихся игр;
- обучение через дидактические, подвижные, пальчиковые игры, стихи, загадки,
- продумывание практической, экспериментальной деятельности;
- продуктивная деятельность.
- чтение книг, обращения к родителям, специалистам, проведение экспериментов, тематических экскурсий, воссоздание предмета или события, занятия и т.д.
2. Дети - разучивание игр, стихов, участие в экспериментальной и продуктивной деятельности, поиск с родителями и педагогом новых знаний об изучаемом.
3. Родители – ищем информацию, работаем по созданию развивающей среды группы (по заданиям воспитателей), изготовление с детьми газет, листков, сочинялок и пр..
3. Заключительный
ожидаемый результат
продукт
4. План осуществления проекта (основной этап)
(заключительный этап)
6. Ожидаемый результат:
Критерии оценки результатов по диагностике……
(прописывается конкретные знания и умения детей, которые вы хотите получить в результате работы над проектом и в соответствии с этим выставляете уровни развития: высокий, средний, низкий).
Низкий……
Средний…..
Высокий…..
7. Продукт проекта:
8. Диагностика детей на начало работы по проекту
Диагностика детей на конец работы по проекту
9. Презентация проекта
Обычно в конце проживания темы проекта организуется какое-либо яркое событие или общее дело, которое предоставляет детям возможность продемонстрировать полученные в ходе проекта знания и умения, а также выразить своё эмоциональное отношение к происходившему ранее и происходящему в настоящий момент – это и есть презентация.
10. Рефлексия.
Ответы на вопрос «Что мы узнали?» (после окончания проекта) дают воспитателю понять чему научились дети.
Анализ отдельных занятий позволяет улучшить будущие проекты. Воспитатель должен ответить на следующие вопросы: «Какая часть проекта оказалась наиболее удачной? Что нужно изменить в следующий раз? Чему научились дети? Что не удалось? Почему?»
результаты каждого проекта обсуждаются вместе с группой:
- Узнали ли вы что-нибудь новое?
- Узнали ли вы что-нибудь что вас удивило?
- Какое из занятий понравилось вам больше всего?
Рефлексия по теме проекта организуется не только с детьми. но и с воспитателями. Воспитатель должен отвечать на вопросы:
Какие события в теме оказались наиболее удачными и эффективными для реализации поставленных задач?
Что нужно изменить или учесть в следующий раз?
Что удалось, что не удалось и почему?
(Описываются ответы на поставленные вопросы).
Список литературы:
1. Сыпченко Е.А. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ.- Спб.: ООО « ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2012
2. Педагогическое проектировние.Сборник по результатам Областного конкурса «Педагогический проект»,- Томск, 2011
Приложение 2
Требования к оформлению презентации
Оформление титульного слайда
Название образовательного учреждения, где выполнялась работа (название учреждения по уставу, размер шрифта – не менее 24 пт).
Название (не менее 28 пт, полужирный без точек, без кавычек, без сопроводительного текста)
Автор: Ф.И.О., группа.
Руководитель: ………
Оформление второго слайда
Цели и задачи (размер шрифта – не менее 24 пт). Общий объём слайда – не более 15 строк текста
Общие требования к оформлению презентации
Единый стиль оформления. На слайдах поля, не менее 1 см с каждой стороны. «Светлый текст на темном фоне» или «темный текст на светлом фоне». Допускаемый размер шрифта – не менее 20 пт., рекомендуемый размер шрифта ≥ 24 пт.
Общие требования к оформлению рисунков
Не более 2 рисунков на одном слайде. Нельзя совмещать статические и динамические рисунки.
Общие требования к оформлению презентации
Все рисунки имеют:
сквозную нумерацию;
название;
при необходимости сопроводительный текст не более двух строк.
Повышения эффективности учебных материалов презентации с помощью цвета
Не более трех цветов и неограниченное количество оттенков этих цветов. Холодные цвета вызывают торможение и снижение эффективности умственной деятельности. Теплые цвета улучшают мыслительную деятельность, повышают ее продуктивность.
Кодирование элементов информации цветом
Цвет передает информацию о состоянии объекта:
Гипертекст
Выделение функциональных зон
Маркировка тематической принадлежности
Статус отдельного элемента
Предупреждающая информация
Выделения терминов и понятий
Общие требования к оформлению заключительных слайдов презентации
Слайд выводы или заключение (выводы пишутся из ходя из целей). Библиография (ГОСТ 7.05-2008 по оформлению библиографических ссылок )
Рекомендации. Для правильной работы презентации все вложенные файлы (документы, видео, звук и пр.) размещайте в ту же папку, что и презентацию. Рисунки необходимо сжимать.
Приложение 3
Требования к составлению конспектов НОД
Название:
Программные задачи:
Оборудование и инвентарь:
№ | Содержание | Дозировка | Методические указания |
|
|
|
|
Приложение 4
Требования к подготовке сообщений и докладов, выступлению студентов на уроке.
Цель: способствовать улучшению качества подготовки студентов по темам самостоятельной работы.
1. Сообщение может быть как индивидуальное задание студенту преподавателем, так и домашняя работа для группы или подгруппы студентов.
2. Сообщение может быть как опережающее задание для последующего урока, так и углубляющее задание знаний студентов по предыдущему уроку.
3. Сообщение может быть рассчитано на время от 3 до 10 минут.
Оформляется сообщение по предложению преподавателя:
в тетради
на отдельных листах
или не требует особого оформления (подчеркнутый текст, закладки).
Если оформляется в тетради, то записывается как тема. Если оформляется на отдельных листах, то оформляется, как и реферат.
4. Объем сообщения или доклада не должен превышать 5-7 страниц.
5. Должна быть четкая структура сообщения: вступление, основная часть, подведение итогов, вывод.
6. Сообщение или доклад делается устно, не читая по тексту, иногда приводя нужные цитаты по тексту.
7. Особое внимание уделяется устной речи студентов, умению говорить убежденно, уверенно, эмоционально.
8. Уделяется внимание и поведению во время ответа: позе, мимике, жестикуляции.
Приложение 5
Требования к написанию реферата
Реферат – краткое изложение в письменном виде или в форме публичного доклада содержания научного труда (трудов), литературы по теме.
Этапы работы над рефератом
Формулирование темы.
Подбор и изучение основных источников по теме (как правило, не менее 8-10).
Составление библиографии.
Обработка и систематизация информации.
Разработка плана реферата.
Написание реферата.
Публичное выступление с результатами исследования.
Примерная структура реферата.
Титульный лист
Оглавление
Введение
Основная часть
Заключение
Список литературы.
Требование к оформлению реферата
Объем реферата может быть в пределах 5-15 печатных страниц; все приложения не входят в объем. Реферат должен быть выполнено грамотно, с соблюдением культуры изложения. Обязательно должны иметься ссылки на используемую литературу. Должна быть соблюдена последовательность написания библиографического аппарата.
Критерии оценки реферата
Актуальность.
Соответствие содержания теме.
Глубина проработки материала
Правильность и полнота использования источников.
Соответствие оформления реферата стандартам.
Приложение 6
Требования к написанию аннотации на статьи.
Аннотация - краткая характеристика научной статьи с точки зрения ее назначения, содержания, вида, формы и других особенностей.
Аннотация выполняет следующие функции:
дает возможность установить основное содержание научной статьи, определить ее релевантность и решить, следует ли обращаться к полному тексту статьи;
используется в информационных, в том числе автоматизированных системах для поиска информации.
Аннотация должна включать характеристику основной темы, проблемы научной статьи, цели работы и ее результаты. В аннотации указывают, что нового несет в себе данная статья в сравнении с другими, родственными по тематике и целевому назначению.
Фразы, рекомендуемые для написания аннотации к научной статье:
В данной статье рассматривается проблема...
Обосновывается идея о том, что...
Прослеживается...
В статье затрагивается тема...
Даётся сравнение...
Статья посвящена комплексному исследованию...
Целью статьи является анализ изучения...
Статья посвящена феномену...
В статье раскрываются проблемы...
Особое внимание уделено...
В статье анализируется...
Автор приходит к выводу, что...
Основное внимание в работе автор акцентирует на...
Выделяются и описываются характерные особенности...
В статье выяснены особенности...
На основе изучения… установлено...
Автор прослеживает становление...
Обобщается практический опыт...
В статье исследуются характерные признаки...
В статье рассматриваются ключевые этапы...
В качестве исследовательской задачи авторами была определена попытка оценить...
В статье раскрываются процессы...
Статья подводит некоторые итоги изучения...
Автор дает обобщенную характеристику... и др.
Приложение 7
Рекомендации к изучению литературы
Конспектирование литературы. В процессе изучения литературы важно выписать те положения, которые можно использовать в дальнейшем, выполняя письменные задания, готовясь к выступлению на семинаре, а также в своей работе в дошкольном образовательном учреждении.
Прежде чем приступить к конспектированию книги, статьи, необходимо получить о ней общее представление, для этого нужно посмотреть оглавление, прочитать введение, ознакомиться с ее структурой. Затем можно изучить отдельные вопросы, предварительно просмотрев программу курса. Следует научиться формировать при чтении специальной литературы своё отношение к её содержанию, стилю изложению, определить то, что важно, что необходимо выписать. Материал надо излагать кратко, своими словами. Наиболее удачно сформулированные мысли автора желательно записать в виде цитат, чтобы в дальнейшем их использовать. Полезно выписать названия глав, параграфов (с указанием страниц), которые можно рекомендовать для чтения воспитателям, студентам колледжа, а также отметить недочеты в содержании, структуре и стиле изложения.
Такое конспектирование дает возможность критически проанализировать книгу, сформировать точку зрения по тому или иному вопросу.
Составление библиографии. При составлении библиографии студент получает общее представление о литературных источниках, что облегчает в дальнейшем подбор литературы по любому вопросу курса.
Данные о каждой книге, статье следует выписывать соблюдая порядок библиографического описания: фамилия и инициалы автора, название книги, номер издания, том (часть, выпуск), место и год издания. Например, Шебеко В.Н., Ермак Н.Н., Шишкина В.А. Физическое воспитание дошкольников. Учебное пособие. М., «Академия»-1996. Если авторы книги не указаны ни на обложке, нм на титульном листе, то описание начинается с заглавия книги, а затем сообщаются сведения об ответственном редакторе или составителе.
Для статьи, взятой из журнала, надо указать: фамилию, инициалы автора, заглавие, название журнала, год, номер страницы. Например, Рунова Н. Дошкольное учреждение: оптимизация режима двигательной активности. – Дошкольное воспитание, 1998, №6,
с.42-48.
Полезно записывать краткое содержание статьи, книги, указывать страницы тех разделов, которые следует рекомендовать для чтения воспитателям дошкольных образовательных учреждений, студентам колледжа, а также отмечать имеющиеся недочеты.
42