Этапы урока | Дидактические задачи |
Организационный момент. | Проверка готовности к уроку. Психологический настрой на урок. |
Постановка темы и цели урока. Мотивация к учебной деятельности. | Мотивация к учебной деятельности. |
Актуализация знаний. | Актуализация знаний, совершенствовать вычислительные навыки, сформулировать правила решения уравнений, записанных в виде пропорции. |
Обобщение и систематизация знаний. Физкультминутка. | Проверка уровня сформированности навыка в новой ситуации. |
Контроль усвоения знаний и умений | Проверка уровня сформированности навыка применения новых знаний и умений в новой ситуации. Выявление качества и уровня усвоения знаний. |
Рефлексия | Подведение итогов выполнения заданий в группах. Самооценка собственной деятельности. |
Подведение итогов урока. Постановка домашнего задания. | Проведение инструктажа по выполнению домашнего задания. |
Этапы урока | Приемы ТРИЗ на уроке | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Организационный момент | | - Сегодня у нас гости, давайте мы все на них посмотрим. Психологическая минутка. - Ребята! Сегодня у меня очень хорошее настроение! Надеюсь, что у вас оно такое же! - Итак, плохое настроение и лень умножим на нуль! | Обучающиеся разделены на 3 группы. Ребята посмотрели на гостей и готовы к началу работы. |
Постановка темы и цели урока. Мотивация к учебной деятельности. | Прием «Отсроченная отгадка». Универсальный приём ТРИЗ, направленный на активизацию мыслительной деятельности обучающихся на уроке. | Слайд 1: - Прямая зависимость - Обратная зависимость - Пропорция - Решить - Задача - Алгоритм Задание 1. - Ребята, как Вы думаете, к какой теме относятся эти понятия? - Правильно, сегодня мы с Вами будем решать задачи на пропорции. | Учащиеся посмотрели на слова и высказывают свои предположения: ... - К теме «Решение задач на прямую и обратную пропорциональные зависимости». |
Актуализация знаний. | Прием «Интеллектуальная разминка» начинается с одного или нескольких небольших заданий, которые ученики могут быстро решить, опираясь на ранее изученный материал. | Слайд 2: На экране 4 уравнения: Задание 2. Решите уравнения: - х:10=18:6 -  - 8:14=х:35 -  (учащиеся в группах быстро их решают) Слайд 3: На экране появляются эти уравнения с ответами (два неверных). Задание 3. Проверьте, правильно ли решены уравнения. - Какие правила вы использовали при решении? | Группа, показывающая сигнал о готовности указывает на ошибки. - Основное свойство пропорции. - Нет (указывают неверные корни). - Основное свойство пропорции; правило нахождения неизвестного члена пропорции. |
Обобщение и систематизация знаний. Физкультминутка. | Прием «Творческого разогрева», применение которого предполагает различные творческие задания в форме игры. | - Ребята, давайте вспомним алгоритм решения задач на прямую и обратную пропорциональные зависимости. Слайд 4: Алгоритм Неизвестное число обозначается буквой х. Условие записывается в виде таблицы. Устанавливается вид зависимости между величинами. Прямо пропорциональная зависимость обозначается одинаково направленными стрелками, а обратно пропорциональная зависимость – противоположно направленными стрелками. Записывается пропорция. Находятся её неизвестный член. - Используя алгоритм составьте модель задачи на доске. Слайд 5: (Старинная задача) Косцы. В жаркий день 6 косцов выпили бочонок кваса за 8 часов. Нужно узнать, сколько косцов за 3 часа выпьют такой же бочонок кваса. Слайд 6: решение задачи. (Решение появляется на экране после объявления, учащимися правильного ответа). | Ученики называют элементы, учитель фиксирует на доске, составляют алгоритм. Ученик любой из групп (по желанию) записывает на доске модель задачи. Каждая группа решает задачу. По сигналу объявляют свой ответ. |
Контроль усвоения знаний и умений | Прием «Мозговой штурм» - методика активизации группового поиска идей, решения проблемы. | Учитель раздаёт каждой группе задачу, которая решается с использованием алгоритма, указанного на доске. Задача из «Арифметики» Магницкого Некий господин позвал плотника и велел двор построить. Дал ему 20 человек работников и спросил, во сколько дней построят они ему двор. Плотник ответил: в 30 дней. А господину надобно в 5 дней построить, и ради того спросил он плотника: Сколько человек тебе надо иметь, дабы с ними ты построил двор в 5 дней; и плотник, недоумевая, спрашивает тебя, арифметик: Сколько человек ему надо нанять, чтобы построить двор в 5 дней? Задача. Взяли 560 человек солдат корма на 7 месяцев, а приказано им на службе быть 10 месяцев; и захотели людей от себя убавить, чтобы корма хватило на 10 месяцев. Спрашивается сколько человек надо убавить? Задача. Ученик 6 класса за 5 дней съедает 1,5 кг яблок. Сколько дней ему потребуется, чтобы съесть поспевшие у него на даче за лето 30 кг яблок? | Учащиеся групп решают свою задачу. Решение демонстрируют на доске и объясняют. |
Рефлексия | Приём «Обратная связь» означает отзыв, отклик, ответную реакцию на какое-либо действие или событие. | Учитель раздаёт каждой группе «Рефлексивный экран» Плюс-минус-интересно | Плюс | Минус | Интересно | Записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению ученика могут быть ему полезны для достижения каких то целей. | Записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций. | Вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и, что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю. |
| Дети в течение минуты заполняют, и представитель каждой группы зачитывает. |
Подведение итогов урока. Постановка домашнего задания. | | На доске записано дом. задание: Придумать и решить по одной задаче на прямую и обратную пропорциональности. - Ребята, Вы удовлетворены результатом своей работы? Учитель благодарит детей за работу, отмечает самых активных. -С каким настроением вы уйдете с урока? | Дети записывают задание в дневник. |