СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Типы управленческих решений. Методы принятия решений.

Категория: Экономика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Типы управленческих решений. Методы принятия решений.»

Типы управленческих решений.  Методы принятия решений.

Типы управленческих решений. Методы принятия решений.

План: Понятие об управленческих решениях и их видах  Процесс принятия рациональных решений Факторы, влияющие на процесс принятия решений Методы принятия управленческих решений

План:

  • Понятие об управленческих решениях и их видах
  • Процесс принятия рациональных решений
  • Факторы, влияющие на процесс принятия решений
  • Методы принятия управленческих решений
1. Понятие об управленческих решениях и их видах  Управленческое решение – это выбор наилучшей из числа имеющихся альтернатив развития предприятия, распределения и использования его ограниченных ресурсов

1. Понятие об управленческих решениях и их видах

Управленческое решение – это выбор наилучшей из числа имеющихся альтернатив развития предприятия, распределения и использования его ограниченных ресурсов

Процесс принятия управленческих решений представляет собой совокупность целенаправленных, последовательных, взаимосвязанных и взаимозависимых действий менеджеров, обеспечивающих реализацию управленческих задач или функций.
  • Процесс принятия управленческих решений представляет собой совокупность целенаправленных, последовательных, взаимосвязанных и взаимозависимых действий менеджеров, обеспечивающих реализацию управленческих задач или функций.
Организационное решение – это выбор, который должен сделать руководитель для выполнения своих должностных обязанностей.   Цель организационного решения – обеспечение движения подразделения или организации в целом к поставленным задачам.
  • Организационное решение – это выбор, который должен сделать руководитель для выполнения своих должностных обязанностей.

  • Цель организационного решения – обеспечение движения подразделения или организации в целом к поставленным задачам.
Виды организационных решений Запрограммированные решения – результат реализации определенной заранее запрограммированной последовательности шагов по выбору альтернативы из ограниченного числа возможных вариантов в рамках поставленных организацией цели. При принятии таких решений можно предварительно разработать алгоритм решений (программирование), повышая тем самым эффективность выбора.

Виды организационных решений

  • Запрограммированные решения – результат реализации определенной заранее запрограммированной последовательности шагов по выбору альтернативы из ограниченного числа возможных вариантов в рамках поставленных организацией цели.
  • При принятии таких решений можно предварительно разработать алгоритм решений (программирование), повышая тем самым эффективность выбора.
Незапрограммированные решения применяются в ситуациях, которые в определенной мере новы, внутренне не структурированы или связаны с множеством неизвестных факторов.  К числу незапрограммированных решений относят выбор цели организации, улучшение продукции, совершенствование структуры управления.
  • Незапрограммированные решения применяются в ситуациях, которые в определенной мере новы, внутренне не структурированы или связаны с множеством неизвестных факторов.
  • К числу незапрограммированных решений относят выбор цели организации, улучшение продукции, совершенствование структуры управления.
Интуитивные решения – это выбор, сделанный руководителем на основе лишь ощущения его правильности. Принимая интуитивное решение, менеджер не занимается сознательным взвешиванием всех «за» и «против» по каждой альтернативе.  Это может снизить качество решений, но значительно увеличить скорость их принятия, что в условиях рынка может быть важным конкурентным фактором.
  • Интуитивные решения – это выбор, сделанный руководителем на основе лишь ощущения его правильности.
  • Принимая интуитивное решение, менеджер не занимается сознательным взвешиванием всех «за» и «против» по каждой альтернативе.
  • Это может снизить качество решений, но значительно увеличить скорость их принятия, что в условиях рынка может быть важным конкурентным фактором.
Решения, основанные на суждениях – это выбор, обусловленный знаниями или накопленным опытом. Менеджер использует знания о том, что случалось в сходных ситуациях ранее, чтобы спрогнозировать результат альтернативных вариантов выбора в существующей ситуации.
  • Решения, основанные на суждениях – это выбор, обусловленный знаниями или накопленным опытом.
  • Менеджер использует знания о том, что случалось в сходных ситуациях ранее, чтобы спрогнозировать результат альтернативных вариантов выбора в существующей ситуации.
Решения-компромиссы – это решения, которые сочетают интересы организации и других заинтересованных сторон (работники, менеджеры, собственники, государственные органы управления). Выбранная руководством альтернатива может иметь недостатки и в данном случае главная задача менеджера уравновесит противоречия
  • Решения-компромиссы – это решения, которые сочетают интересы организации и других заинтересованных сторон (работники, менеджеры, собственники, государственные органы управления).
  • Выбранная руководством альтернатива может иметь недостатки и в данном случае главная задача менеджера уравновесит противоречия
Рациональные решения – не зависят от прошлого опыта и обосновываются с помощью объективного аналитического процесса, основные этапы и характеристики которого рассмотрены ниже.
  • Рациональные решения – не зависят от прошлого опыта и обосновываются с помощью объективного аналитического процесса, основные этапы и характеристики которого рассмотрены ниже.
2. Процесс принятия рациональных решений Принятие рациональных решений − это процесс, включающий целый ряд последовательно выполняемых шагов, необходимых для выбора наиболее оптимального управленческого решения из большого числа имеющихся альтернатив.

2. Процесс принятия рациональных решений

  • Принятие рациональных решений − это процесс, включающий целый ряд последовательно выполняемых шагов, необходимых для выбора наиболее оптимального управленческого решения из большого числа имеющихся альтернатив.
Этапы модели принятия рациональных решений Диагностика проблемы Формулирование ограничений Выявление альтернатив Оценка альтернатив Окончательный выбор и реализация

Этапы модели принятия рациональных решений

Диагностика проблемы

Формулирование ограничений

Выявление альтернатив

Оценка альтернатив

Окончательный выбор и реализация

Диагностика проблемы – установление первых симптомов затруднений или имеющихся возможностей. Симптомами проблемы могут быть низкие прибыль, сбыт, производительность, качество, чрезмерные издержки, конфликты и текучесть кадров. Для выявления причин возникновения проблемы необходимо собрать и проанализировать требующуюся внутреннюю и внешнюю информацию – может собираться формально и неформально.
  • Диагностика проблемы – установление первых симптомов затруднений или имеющихся возможностей.
  • Симптомами проблемы могут быть низкие прибыль, сбыт, производительность, качество, чрезмерные издержки, конфликты и текучесть кадров.
  • Для выявления причин возникновения проблемы необходимо собрать и проанализировать требующуюся внутреннюю и внешнюю информацию – может собираться формально и неформально.
Формулировка ограничений и критериев принятия решения , которые определяют наличие достаточных ресурсов (финансовых, технических, кадровых и т. п.) для решения проблемы. Кроме ограничений, руководителю необходимо сформулировать критерии принятия решений (экономичность, дизайн, стоимость, производительность и др.), по которым будут оцениваться альтернативы.
  • Формулировка ограничений и критериев принятия решения , которые определяют наличие достаточных ресурсов (финансовых, технических, кадровых и т. п.) для решения проблемы.
  • Кроме ограничений, руководителю необходимо сформулировать критерии принятия решений (экономичность, дизайн, стоимость, производительность и др.), по которым будут оцениваться альтернативы.
Определение альтернатив – поиск имеющихся альтернативных вариантов решений и их ограничение до приемлемого количества, подлежащих более детальной оценке
  • Определение альтернатив – поиск имеющихся альтернативных вариантов решений и их ограничение до приемлемого количества, подлежащих более детальной оценке
Оценка альтернатив предполагает комплексный анализ преимуществ и недостатков каждого из оцениваемых вариантов решений и определение возможных общих последствий для предприятия
  • Оценка альтернатив предполагает комплексный анализ преимуществ и недостатков каждого из оцениваемых вариантов решений и определение возможных общих последствий для предприятия
Выбор альтернативы – руководство выбирает тот вариант решения, который обладает наиболее благоприятными результатами.  Оптимальное решение сочетает приемлемые показатели экономической эффективности с необходимостью социального развития трудового коллектива организации
  • Выбор альтернативы – руководство выбирает тот вариант решения, который обладает наиболее благоприятными результатами.
  • Оптимальное решение сочетает приемлемые показатели экономической эффективности с необходимостью социального развития трудового коллектива организации
Важным элементом процесса принятия рациональных решений является формирование механизма их реализации . В основе такого механизма лежит система оперативного планирования и контроля (еженедельного, ежемесячного, ежеквартального), мотивационные отношения и обратная связь .
  • Важным элементом процесса принятия рациональных решений является формирование механизма их реализации .
  • В основе такого механизма лежит система оперативного планирования и контроля (еженедельного, ежемесячного, ежеквартального), мотивационные отношения и обратная связь .
Обратная связь – поступление данных о том, что происходило до и после реализации решения, обеспечивающих возможность своевременного корректирования и минимизации ущерба. Реализуется обратная связь через функцию контроля
  • Обратная связь – поступление данных о том, что происходило до и после реализации решения, обеспечивающих возможность своевременного корректирования и минимизации ущерба.
  • Реализуется обратная связь через функцию контроля
3. Факторы, влияющие на процесс принятия решений На процесс принятия решений влияют личностные оценки руководителя, уровень риска, время и изменяющееся окружение, информационные и поведенческие ограничения, отрицательные последствия и взаимосвязанность решений.

3. Факторы, влияющие на процесс принятия решений

  • На процесс принятия решений влияют личностные оценки руководителя, уровень риска, время и изменяющееся окружение, информационные и поведенческие ограничения, отрицательные последствия и взаимосвязанность решений.
Система ценностей руководителя определяет субъективную оценку руководителем важности, качества или блага. Ценностные ориентации руководителя влияют на способ принятия решения.
  • Система ценностей руководителя определяет субъективную оценку руководителем важности, качества или блага.
  • Ценностные ориентации руководителя влияют на способ принятия решения.
Среда принятия решений влияет на их качество: решение принимается в условиях определенности , когда руководитель точно знает результат каждого из альтернативных вариантов выбора; решение принимается в условиях риска , когда результаты не являются определенными, но вероятность результата известна. Вероятность будет определена, если поступит достаточно информации, чтобы прогноз оказался статистически достоверным;

Среда принятия решений влияет на их качество:

  • решение принимается в условиях определенности , когда руководитель точно знает результат каждого из альтернативных вариантов выбора;
  • решение принимается в условиях риска , когда результаты не являются определенными, но вероятность результата известна. Вероятность будет определена, если поступит достаточно информации, чтобы прогноз оказался статистически достоверным;
решение принимается в условиях неопределенности , когда невозможно оценить вероятность потенциальных результатов решений. Это имеет место, когда требующие учета факторы настолько новы и сложны, что невозможно получить достаточно релевантной (уместной) информации
  • решение принимается в условиях неопределенности , когда невозможно оценить вероятность потенциальных результатов решений. Это имеет место, когда требующие учета факторы настолько новы и сложны, что невозможно получить достаточно релевантной (уместной) информации
Информационные ограничения . Достаточно часто необходимая для принятия оптимального решения информация недоступна или слишком дорогостоящая. Менеджер должен объективно взвешивать издержки для получения дополнительной информации с выгодами от принятия более оптимального решения .
  • Информационные ограничения . Достаточно часто необходимая для принятия оптимального решения информация недоступна или слишком дорогостоящая.
  • Менеджер должен объективно взвешивать издержки для получения дополнительной информации с выгодами от принятия более оптимального решения .
Поведенческие ограничения . На процесс принятия решений оказывают влияние многочисленные психологические факторы и личностные особенности менеджеров.
  • Поведенческие ограничения . На процесс принятия решений оказывают влияние многочисленные психологические факторы и личностные особенности менеджеров.
Негативные последствия . Принятие управленческих решений всегда является искусством нахождения компромисса. Выигрыш в одном почти всегда достается в ущерб другому.  Например, повышение качества продукции приводит к увеличению издержек, что может снизить привлекательность продукта для конечного покупателя.
  • Негативные последствия . Принятие управленческих решений всегда является искусством нахождения компромисса. Выигрыш в одном почти всегда достается в ущерб другому.
  • Например, повышение качества продукции приводит к увеличению издержек, что может снизить привлекательность продукта для конечного покупателя.
Взаимозависимость решений . В организации все решения взаимосвязаны и взаимозависимы друг от друга. Принятие единичного важного решения требует значительного количества других поддерживающих решений (дерево решений), что позволяет добиться успешного и своевременного результата
  • Взаимозависимость решений . В организации все решения взаимосвязаны и взаимозависимы друг от друга.
  • Принятие единичного важного решения требует значительного количества других поддерживающих решений (дерево решений), что позволяет добиться успешного и своевременного результата
4. Методы принятия управленческих решений Практически любой метод принятия решений, используемый в управлении, можно рассматривать как разновидность моделирования. Платежная матрица – один из методов статистической теории решений, позволяющий из нескольких вариантов выбрать по заранее установленным критериям стратегию, в наибольшей степени способствующую достижению целей.

4. Методы принятия управленческих решений

  • Практически любой метод принятия решений, используемый в управлении, можно рассматривать как разновидность моделирования.
  • Платежная матрица – один из методов статистической теории решений, позволяющий из нескольких вариантов выбрать по заранее установленным критериям стратегию, в наибольшей степени способствующую достижению целей.
Центральным звеном платежной матрицы является определение ожидаемого значения альтернативы . Ожидаемое значение альтернативы, или варианта стратегии – это сумма произведений ожидаемых результатов на соответствующие вероятности их достижения. При расчете ожидаемого значения сумма вероятностей должна быть равна 1,0
  • Центральным звеном платежной матрицы является определение ожидаемого значения альтернативы .
  • Ожидаемое значение альтернативы, или варианта стратегии – это сумма произведений ожидаемых результатов на соответствующие вероятности их достижения. При расчете ожидаемого значения сумма вероятностей должна быть равна 1,0
Например , если на основании проведенного статистического анализа определено, что инвестирование средств в акции предприятия № 1 предоставляет доход 1 млн. руб. с вероятностью 0,2 и 500 тыс. руб. с вероятностью 0,8, а предприятия № 2 – соответственно 2 млн. руб. с вероятностью 0,1 и 300 тыс. руб. с вероятностью 0,9. Результат расчета ожидаемых значений: Матрица:  Стратегия 1 1000 · 0,2 + 500 · 0,8 = 600 тыс. руб. Стратегия 2 2000 · 0,1 + 300 · 0,9 = 470 тыс. руб.
  • Например , если на основании проведенного статистического анализа определено, что инвестирование средств в акции предприятия № 1 предоставляет доход 1 млн. руб. с вероятностью 0,2 и 500 тыс. руб. с вероятностью 0,8, а предприятия № 2 – соответственно 2 млн. руб. с вероятностью 0,1 и 300 тыс. руб. с вероятностью 0,9. Результат расчета ожидаемых значений:
  • Матрица:
  • Стратегия 1 1000 · 0,2 + 500 · 0,8 = 600 тыс. руб.
  • Стратегия 2 2000 · 0,1 + 300 · 0,9 = 470 тыс. руб.
Как показывают расчеты, первая стратегия предоставляет возможность получения большего значения ожидаемого дохода и является предпочтительной по сравнению с альтернативным вариантом.
  • Как показывают расчеты, первая стратегия предоставляет возможность получения большего значения ожидаемого дохода и является предпочтительной по сравнению с альтернативным вариантом.
Дерево решений – это схематическое представление проблемы принятия решений. С помощью дерева решений можно построить более сложную ситуацию, когда результаты одного решения влияют на выбор последующих управленческих решений.  В рамках данного метода также рассчитывается ожидаемое значение альтернативы, позволяющее выбрать лучший вариант решения.
  • Дерево решений – это схематическое представление проблемы принятия решений.
  • С помощью дерева решений можно построить более сложную ситуацию, когда результаты одного решения влияют на выбор последующих управленческих решений.
  • В рамках данного метода также рассчитывается ожидаемое значение альтернативы, позволяющее выбрать лучший вариант решения.
Примером использования дерева решений может быть ситуация по выбору стратегии о расширении производства различных видов товаров с учетом ожидаемого роста спроса на них.
  • Примером использования дерева решений может быть ситуация по выбору стратегии о расширении производства различных видов товаров с учетом ожидаемого роста спроса на них.
Дерево решений

Дерево решений

В процессе принятия управленческих решений обоснование ожидаемого результата (дохода, прибыли) и вероятности их достижения осуществляется с помощью системы методов прогнозирования .
  • В процессе принятия управленческих решений обоснование ожидаемого результата (дохода, прибыли) и вероятности их достижения осуществляется с помощью системы методов прогнозирования .
Методы прогнозирования Количественные методы анализа Качественные методы прогнозирования Неформальные методы анализа

Методы прогнозирования

Количественные методы анализа

Качественные методы прогнозирования

Неформальные методы анализа

Количественные методы анализа Анализ временных рядов, или проецирование тренда , основано на допущении, что тенденции изменения прогнозируемых показателей в прошлом дают достаточно хорошее приближение в оценке будущих изменений. Это метод экстраполяции данных, который позволяет с определенной точностью сделать прогноз оцениваемого фактора на будущий период с использованием линейной функции зависимости. Применяется при прогнозировании спроса, объемов производства продукции, оценке потребности в запасах сырья и материалов, изменения издержек, прибыли и т. п.

Количественные методы анализа

  • Анализ временных рядов, или проецирование тренда , основано на допущении, что тенденции изменения прогнозируемых показателей в прошлом дают достаточно хорошее приближение в оценке будущих изменений.
  • Это метод экстраполяции данных, который позволяет с определенной точностью сделать прогноз оцениваемого фактора на будущий период с использованием линейной функции зависимости.
  • Применяется при прогнозировании спроса, объемов производства продукции, оценке потребности в запасах сырья и материалов, изменения издержек, прибыли и т. п.
Каузальное (причинно-следственное) моделирование – математически сложный количественный метод, используемый в ситуациях более чем одной переменной. Прогнозирование осуществляется путем исследования статистической корреляционной зависимости между рассматриваемым фактором и другими переменными. Данная зависимость отражается с помощью сложных математических функций (полиномиальная, логарифмическая).  Например, с помощью таких математических функций можно выявить сезонные колебания спроса и более корректно составить бизнес-план развития организации на ближайшую перспективу .
  • Каузальное (причинно-следственное) моделирование – математически сложный количественный метод, используемый в ситуациях более чем одной переменной.
  • Прогнозирование осуществляется путем исследования статистической корреляционной зависимости между рассматриваемым фактором и другими переменными.
  • Данная зависимость отражается с помощью сложных математических функций (полиномиальная, логарифмическая).
  • Например, с помощью таких математических функций можно выявить сезонные колебания спроса и более корректно составить бизнес-план развития организации на ближайшую перспективу .
Качественные методы прогнозирования   К качественным методам анализа относят: оценку мнения жюри – опрос сотрудников различных подразделений, на основании которого принимается решение; метод Дельфи, или метод экспертных оценок , – это многотуровая процедура анкетирования независимых экспертов, в результате которой они приходят к единому мнению. Главная особенность метода – анонимность экспертов;

Качественные методы прогнозирования

  • К качественным методам анализа относят:
  • оценку мнения жюри – опрос сотрудников различных подразделений, на основании которого принимается решение;
  • метод Дельфи, или метод экспертных оценок , – это многотуровая процедура анкетирования независимых экспертов, в результате которой они приходят к единому мнению. Главная особенность метода – анонимность экспертов;
метод «мозговой атаки» – метод, когда участники сначала пытаются генерировать как можно больше идей, а после этого производят их оценку. Во время процедуры генерации идей запрещается критиковать или опровергать любые мнения и идеи участников; оценку совокупного мнения сбытовиков – прогнозирование объема сбыта на основании опроса мнения опытных торговых агентов, представителей оптовой и розничной торговли;
  • метод «мозговой атаки» – метод, когда участники сначала пытаются генерировать как можно больше идей, а после этого производят их оценку. Во время процедуры генерации идей запрещается критиковать или опровергать любые мнения и идеи участников;
  • оценку совокупного мнения сбытовиков – прогнозирование объема сбыта на основании опроса мнения опытных торговых агентов, представителей оптовой и розничной торговли;
модель ожидания потребителя – базируется на результатах опроса покупателей продукции организации относительно их будущих потребностей и требований.
  • модель ожидания потребителя – базируется на результатах опроса покупателей продукции организации относительно их будущих потребностей и требований.
Неформальные методы анализа сбор вербальной информации – поиск устной информации о внешнем окружении, получаемой из радио- и телепередач, от потребителей, поставщиков, конкурентов, на торговых совещаниях, в специальных организациях, от консультантов, юристов и т.д.

Неформальные методы анализа

  • сбор вербальной информации – поиск устной информации о внешнем окружении, получаемой из радио- и телепередач, от потребителей, поставщиков, конкурентов, на торговых совещаниях, в специальных организациях, от консультантов, юристов и т.д.
анализ письменной информации – информации, полученной из официальных источников (газет, журналов, бюллетеней, отчетов); промышленный шпионаж – незаконный сбор данных о действиях конкурентов из неофициальных источников.
  • анализ письменной информации – информации, полученной из официальных источников (газет, журналов, бюллетеней, отчетов);
  • промышленный шпионаж – незаконный сбор данных о действиях конкурентов из неофициальных источников.
Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!