СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тренинг "Радость общения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Тренинг "Радость общения"»

Методическая разработка воспитательного мероприятия для учащихся 5 класса.

Классный час "Учимся предотвращать и разрешать конфликты".

Цель мероприятия:

Оказание помощи детям в социальной адаптации, изучение причин и поиск путей решения конфликтных ситуаций.

Задачи:

Обучающие: познакомить детей с понятием "конфликт" и "конфликтная ситуация", с возможными причинами возникновения конфликтов, со способами предупреждения конфликтов, подвести к мысли о том, что конфликты способствуют ухудшению состояния здоровья.

Воспитательные: способствовать воспитанию уважительного отношения к окружающим людям, побуждать детей к сотрудничеству и взаимопониманию, формировать социально одобряемые формы поведения.

Развивающие: развивать индивидуальность и субъективность детей, творческие и коммуникативные способности, формировать недостающие поведенческие навыки и умения, а также навыки самоанализа и саморегуляции.

Участники: учащиеся 5 класса.

Ход классного часа:
  1. Организационный момент. Приветствие.

  2. Целевая установка и определение темы. Игра «Невидимая связь».

Для проведения игры потребуется моток прочных толстых нитей. Ведущий просит участников игры встать в круг на расстоянии вытянутых рук и закрыть глаза. Сам ведущий (учитель) заходит внутрь круга и рассказывает вводную историю.

«Известно, что давным-давно на свете жил один удивительный человек. Этот человек умел то, чего не умели другие. И люди называли его мудрецом. Никто не знал, откуда он пришёл, но говорили, что раньше он был обыкновенным человеком, таким как все. Менялись поколения и все люди ощущали себя под его защитой. И вот пришел день, когда мудрец отправился в путь. Он обошёл всю Землю, и узнал многих людей. И удивился мудрец, насколько разными были эти люди, их характер, привычки, желания и стремления. «Как непросто всем уживаться друг с другом, - думал мудрец, - что бы такое предпринять? Чтобы им помочь – размышлял он. И тогда мудрец сплел длинную тончайшую нить. Задумал он обойти добрых сердцем людей и связать их этой тончайшей чудесной нитью».

(Ведущий продолжает рассказывать историю, обходя каждого участника игры и вкладывая ему в руки нить.)

«Действительно нить - эта была уникальна, совершенно незаметна для человека. Те, кому мудрец передал чудесную нить, стали добрее, спокойнее, терпеливее. Они стали более внимательно относиться друг к другу, стремились понять мысли и чувства ближнего. Иногда они спорили, но, о чудо, нить натягивалась, но не рвалась. Иногда они ссорились, и нить разрывалась, при примирении оборванные концы связывались вновь. Такой узелок напоминал о прошлой ссоре. Что сделали люди с подарком мудреца? Кто-то бережно берег, передавая тайну из поколения в поколения. Кто-то, не ощущая присутствия нити, оставлял на ней множество узелков, да и характер его постепенно менялся. Но главное, у каждого появилась способность протягивать невидимые нити к тем, кого он считал близкими и друзьями и партнерами».

(Ведущий на последнем участнике игры, стоящий в кругу, отрезает нить от мотка и завязывает концы. Таким образом, нить образует замкнутый круг).

  • Ребята, – сейчас вы ощущаете в своих руках чудесную нить, подарок мудреца. Давайте проверим, что может произойти, если каждый потянет её на себя. Она натянется и станет «резать» руки. Такие отношения называют «натянутыми ».

А если кто-то потянет нить на себя, а кто-то не станет этого делать? Что будет, давайте попробуем. О таких ситуациях говорят: «Он тянет одеяло на себя».

  • Разные эксперименты можно проводить с этой нитью, многие люди посвящают этому целую жизнь. Натянут, разорвут, завяжут узел.

Давайте сейчас найдем такое положение и натяжение нити, которое для всех будет наиболее удобным. И запомним это состояние каждой клеточкой нашего тела. (Участники присаживаются).

Групповое обсуждение игры. Вопросы:
  1. Ваши впечатления от соприкосновения с чудесной нитью, подарком мудреца?

  2. Что было легко, а что трудно, в этой игре?

  3. Чему эта игра может научить?

Выводы: Всегда есть нечто, что объединяет людей. Ощущение связи помогает установить доверительные отношения в коллективе.

Комфортность взаимоотношений зависит от того, в каком состоянии находится нить, натянутом или свободном.

Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь? Ребята, сможете ли вы теперь назвать тему нашего классного часа? (Ответы детей).

На экране появляется тема «Конфликты». (слайд 1)
  • Итак, чему же мы будем учиться сегодня на классном часе? (Ответы детей).

Мы узнаем, почему происходят конфликты между людьми и, если конфликты произошли, то, как их нужно разрешать. Это и будет нашей задачей.

  1. Содержательный компонент классного часа.
  1. Беседа.

Поднимите руки, кому приходилось когда-либо участвовать в конфликтной ситуации? Давайте вспомним, отчего возникла ваша конфликтная ситуация. Что было причиной конкретного конфликта?

Для этого предлагаю вам закончить предложение, появившееся на экране: "Причиной конфликта было то, что……". (Ответы детей).

  • Как мы видим, конфликты возникают по самым разным поводам, но причины у всех схожие: несовпадение целей, желаний, оценок, неуважение к другим, неумение общаться.

  • Что такое конфликт?

Конфликт - это столкновение, противоречие, которое рождает враждебность, страх, ненависть между людьми. (слайд 2)

Рассмотрим структуру конфликта.

К С (конфликтная ситуация) + И (инцидент) = К (конфликт)

К С – это накопившиеся противоречия, содержащие причину конфликта И – это стечение обстоятельств, являющихся поводом для конфликта

К – конфликт

Какие эмоции и ассоциации вызывает у вас слово конфликт? (Ругань, слезы, драки, синяки, кулаки, ссоры, обиды, убийства, разрушение семьи, потеря работы, тюрьма и т.п.)

Как мы видим, преобладают отрицательные эмоции. Учёные выявили несколько разновидностей конфликтов.

Самый распространённый - неуправляемый конфликт. (слайд 3)

В автобусе кто-то наступил вам на ногу, и вы возмутились: "Вот нахал, даже не извинился!" Теперь уже тот вынужден нападать: "На такси нужно ездить!" В результате дело может дойти до драки.

Другой вид конфликта - холодная напряжённость (внутренний конфликт). (слайд

4)

Он может возникнуть у людей стоящих в очереди, когда кто то, пользуясь своим

правом, пытается обойти всех. Например, показывая удостоверение социального работника, люди молчат, но внутри у них всё кипит. Но вот кто-то не выдерживает и протестует, очередь его поддерживает и разгорается скандал.

Есть и третья разновидность - избегание, когда человек явно показывает, что не хочет поддерживать общение. (слайд 5)

Как вы думаете, в чём же вред таких конфликтов? (ответы детей). Во-первых, от конфликтов страдает достоинство человека.

Во-вторых, на каждую минуту конфликта приходится 20 минут последующих переживаний, когда и работа не ладится, и вообще, всё валится из рук.

В-третьих, страдает физическое здоровье – поражаются нервы, сердце, сосуды.

Поэтому нужно обязательно научиться предотвращать такие конфликты.

Прежде всего, ни в коем случае нельзя употреблять запрещённые приёмы - это фразы типа: "Да брось ты!", "Чего ты понимаешь!", "Ты вроде умный человек, а говоришь такую чепуху!" (слайд 6)

Наоборот, просто волшебное действие производят слова: "мне кажется", "может быть, я ошибаюсь", "может быть, ты со мной согласишься" и т.д. (слайд 7)

Правильное поведение при конфликте сохранит ваше здоровье, сделает спокойнее и счастливее не только вас, но и других.

Как и болезни, конфликты лучше предупредить, чем лечить. Сейчас мы будем учиться предупреждать конфликтные ситуации. Для этого существует множество способов. Мы рассмотрим два самых распространённых.

Первый способ предупреждения конфликтов - мягкое противостояние.

Мягкое противостояние – это решительное возражение, высказанное в мягкой форме. Так можно отстоять свою позицию, и не обидеть другого человека. Второй способ называется конструктивное предложение. Это попытка найти компромисс, т.е. выход, который мог бы устроить всех. (слайд 8)

Рассмотрим конкретные ситуации.

  1. Анализ ситуаций. Групповая работа по карточкам. (слайд 9)

Детям предлагается разделиться на 2 группы, прочитать задания по карточкам, проанализировать конфликтные ситуации, определить причины их возникновения (А); предложить решение конфликта рассмотренными способами (Б). После этого, представители каждой группы должны зачитать свою карточку и представить результаты своей работы.

Карточка № 1 для 1группы.

А) «– Петя, я сломал твою ручку, - тихо и робко сказал Сережа.

- Что ты наделал?! И вообще, ты мне больше не друг! – закричал Петя и убежал.

А Сережа даже не успел ему сказать, что взамен сломанной ручке, он купил новую и хотел отдать ее другу».

  • Проанализируйте и определите, по какой причине возникла конфликтная ситуация между мальчиками?

Главное, чего не смогли сделать мальчики? (Неумение слушать друг друга).

(Ответы детей)

Б) Вам не нравится, что ваш сосед по парте никогда не носит в школу учебники и пользуется вашими. 1) Окажите ему мягкое противостояние. Попробуйте мягко намекнуть ему на это. 2) Как можно в этой ситуации избежать конфликта с помощью конструктивного предложения?

Карточка № 2 для 2 группы.

А) На соревнованиях мальчики проигравшей команды стали выкрикивать грубые слова выигравшим. Те ответили тем же. Затем в ход пошли кулаки.

- Как вы считаете, почему возник конфликт? В чем причина (Ответы детей).

- Какую цель преследовал каждый из мальчиков?

Главное, чего не смогли сделать мальчики? (Понять друг друга и договориться).

Б) Мама решила проверить школьный дневник дочери. Когда она взяла дневник в руки, из него выпал сложенный в несколько раз листок. Мама развернула листок и увидела, что это записка. За чтением записки ее застала дочь, вернувшаяся от подруги. Девочка вырвала записку из рук матери. Та накричала на дочь. Девочка хлопнула дверью и закрылась в комнате.

Вывод: После совместного разбора ситуаций учащимися определяются основные причины возникновения конфликтов:

  • неумение слушать,

  • непонимание;

  • неумение договориться;

  • несдержанность.

Мягкое противостояние и конструктивное предложение – это два способа поведения, которые помогут вам предотвратить конфликты и сохранить собственное достоинство.

Если не остановить конфликт, он разгорается как пожар. И потушить его иногда бывает невозможно. А если это конфликт между народами, он может закончиться непримиримой войной.

А могут ли люди обходиться без конфликтов?

Жизнь не прожить без конфликтов, но разумный, культурный человек всегда сможет уладить споры, разногласия. А для этого нужен жизненный опыт, мудрость и знания.

  1. Чтение и анализ индийской сказки «Мудрецы и слон». (слайд 10)

Конфликты стары как мир. Люди всегда старались понять мир и друг друга. Иногда это трудно, потому что не все видят проблемы одинаково. Послушайте индийскую сказку и попытайтесь определить причину ошибки мудрецов.

Мудрецы и слон.

Давным - давно в маленьком городе жили - были шесть слепых мудрецов. Однажды в город привели слона. Мудрецы захотели его увидеть. Но как? "Я знаю,- сказал один мудрец,- мы ощупаем его". - "Хорошая идея,- сказали другие,- тогда мы будем знать, какой он - слон". Итак, шесть человек пошли смотреть слона. Первый ощупал большое плоское ухо. Оно медленно двигалось вперед - назад. "Слон похож на веер!" - закричал первый мудрец. Второй мудрец потрогал ноги слона. "Он похож на дерево!" - воскликнул он. "Вы оба не правы,- сказал третий,- он похож на веревку". Этот человек нащупал слоновий хвост. "Слон похож на копье",- воскликнул четвертый, нащупав бивень слона. "Нет, нет, - закричал пятый,- слон как высокая стена!". Он говорил так, ощупывая бок слона. Шестой мудрец дергал слоновий хобот. "Вы все не правы,- сказал он,- слон похож на змею". "Нет на веревку!" - "Змея!" - "Стена!" - "Вы ошибаетесь!" - "Я прав!". Шестеро слепых кричало друг на друга целый час. И они никогда не узнали, как выглядит слон.

  • Почему мудрецы так и не узнали, как выглядит слон? Каждый человек мог представить себе лишь то, что могли чувствовать его руки. В результате каждый думал, что он открыл истину и знает, на что похож слон. Никто не хотел слушать, что говорят другие. У них возник конфликт, основанный на различиях в восприятии.

  • Были ли мудрецы на самом деле мудрыми?

  • Как мудрецы могли бы узнать, как на самом деле выглядит слон? (Наличие другой стороны).

  1. Дерево пожеланий.

Я предлагаю вам рассчитаться по порядку номеров. На дереве пожеланий (на доске) для каждого из вас есть небольшой подарок. По номеру вы найдете небольшое пожелание- совет. И помните: ничто не случайно. То, что скажет ваш подарок, — предназначено

именно вам.

  1. Чтобы контролировать ситуацию, надо оставаться спокойным.

  2. Уважай чувства других людей. Будь внимателен к людям, с которыми общаешься.

  3. Не сердись, улыбнись. Взгляни на своего обидчика — может, ему просто нужна твоя помощь.

  4. Извинись, если ты не прав.

  5. В споре умей выслушивать собеседника до конца.

  6. Выполняй свои обещания.

  7. Не критикуй постоянно других.

  8. Умей сказать другу правду, даже если она не очень приятна.

  9. Полюби себя, поверь в себя. Один из великих писал: «Только человек, любящий и уважающий себя, может уважать и любить других».

  10. Не обижайся. Надо уметь прощать, не копить в себе зло, не быть мстительным.

  11. Терпимость сохраняй в любых ситуациях!

  1. Заключительное слово.

В обществе нельзя жить без противоречий, люди всегда будут отличаться взглядами, вкусами и пристрастиями. Но эти противоречия нельзя доводить до конфликтов. Что бы сохранить душевное, психическое и физическое здоровье, нужно научиться предотвращать конфликты, а если конфликт уже разгорелся, нужно уметь из него выйти. Закончить наше занятие мне хочется следующими словами: «Человек, который совершает не очень хороший поступок, рискует остаться в одиночестве и вызвать осуждение окружающих. И наоборот, бывают поступки, которые возвышают людей в глазах других. И в том, и в другом, находясь перед выбором, прежде чем что-то сделать, подумай о последствиях. И пусть решение окажется верным». Если бы наше общество жило по закону “око за око”, весь мир был бы незрячим». (слайд 11)

  1. Рефлексия.

- Так что же нового и полезного для жизни вы сегодня узнали для себя и чему научились?

  • Прибавилось ли уверенности в своих силах? Появилось ли желание воспользоваться способами предотвращения и погашения конфликтов? (Ответы детей).

  • А я желаю всем вам, чтобы в нашей жизни как можно меньше было конфликтов. А если даже они произойдут, то главное - чтобы они всегда разрешались только положительно. Согласны? (Да.)

© 2024, 113 0