«Проблемы и перспективы специального образования»
Трудности обучения чтению детей с интеллектуальными нарушениями
Добрый день.
Проводя каждый год диагностику уровней усвоения предметных результатов по чтению, я пришла к выводу, который и раскрывает одну из проблем специального образования, которая на прямую связана с трудностями обучения чтению детей с интеллектуальными нарушениями. 1 слайд.
Представляю Вам динамику усвоения предметных результатов по чтению по таким параметрам, как:
- Чтение текста словами с соблюдением пауз, с соответствующим тоном голоса и темпом речи.
- Ответы на вопросы учителя по прочитанному тексту.
- Пересказ текста по частям с опорой на вопросы или иллюстрацию
- Чтение наизусть стихотворений. 2 слайд.
С каждым годом по всем параметрам предметных результатов растёт доля учащихся с высоким уровнем их усвоения. 3 слайд.
Этому способствует созданные мною комплексы упражнений, с целью преодоления затруднений каждого ученика на разных этапах обучения чтению. А именно:
Упражнения для развития звуко - буквенного анализа 4 слайд.
Упражнения для развития артикуляции (произношения) отдельных звуков
5 слайд.
Упражнения для развития пространственных представлений и словарного запаса 6 слайд.
Упражнения и игры по слоговым таблицам 7 слайд.
Упражнения на развитие поля зрения 8 слайд.
Тем самым я реализую дифференцированный подход как олигофренопедагог на уроках одного класса все четыре года обучения,
9 слайд.
и как учитель-логопед, работающий с этими же детьми на индивидуальных занятиях (с введением ФГОС для обучающихся с уо (ин) по Учебному плану увеличилось количество логопедических занятий на каждого учащегося). 10 слайд.
На моей странице сайта «Мультиурок» делюсь с коллегами своим педагогическим мастерством. 11 слайд.
В ходе своей многолетней работы с детьми с ОВЗ, я заметила, что именно высокие предметные результаты по чтению достигают те обучающиеся, которые поступили в нашу школу в 1 класс и в возрасте 8-9 лет. Они уже в ноябре первого года обучения начинают читать по слогам, а к концу учебного года им доступны синтетические приёмы чтения. 12 слайд.
В четвёртом классе этим детям становится возможным осознанное самостоятельное чтение. 13 слайд.
Обучающимся, поступившим в СКОШ во 2 классе и неумеющим читать, приходится преодолевать страх перед чтением. Многим из них тяжело даётся переход с побуквенного чтения к чтению по слогам. И они начинают читать по слогам только, обычно, к апрелю. Становление синтетических приемов чтения становится возможным для них только к концу следующего учебного года. 14 слайд.
В 4 классе (третий год обучения в СКОШ) таким обучающимся так же становится возможным осознанное самостоятельное чтение, но с направляющей помощью взрослого. 15 слайд.
С обучающимися, поступившими в СКОШ в 3 классе, требуется начинать работу с преодоления нарушений эмоционально-волевой сферы, ТАК КАК дети уже не привыкли работать на уроках. Особое место, по сравнению с обучающими уже третий и второй год в данном классе, уделяется работе над мотивацией. Выработка навыка плавного слогового чтения становится доступна только к концу учебного года. Но в начале обучения в четвёртом классе после летних каникул этот навык становится УТЕРЕН. 16 слайд.
Чтение с переходом на целые слова, т.е. становление синтетических приёмов чтения у учащихся к концу 4 класса (второго года обучения в СКОШ) не доступно. 17 слайд.
С обучающимися, поступившими в СКОШ в 4 классе, работа на преодоление нарушений эмоционально-волевой сферы сочетается с организацией обучения по индивидуальной программе, но, так как сензетивный период (по Л.С. Выготскому) для обучения чтению для этого ученика не был реализован, и диагностируемые у него нарушения всех психических процессов не позволяют, к сожалению, ЗА ОДИН УЧЕБНЫЙ ГОД обучить ребёнка даже правильному слоговому чтению! 18 слайд.
На примере успешности овладения навыками чтения обучающихся в зависимости от времени поступления в специальную коррекционную школу, я доказала, что дети с интеллектуальными нарушениями могут реализовать свой потенциал лишь при условии вовремя начатого организованного обучения и воспитания. Для таких детей особенно актуальной является необходимость ранней комплексной помощи, позволяющей путём целенаправленного воздействия, компенсировать нарушенные психические функции. 19 слайд.
Это ПОДТВЕРЖДАЕТСЯ И В ГЛАВНОМ ОФИЦИАЛЬНОМ ДОКУМЕНТЕ ДЛЯ НАШИХ ШКОЛ - В ФЕДЕРАЛЬНОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ СТАНДАРТЕ ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. N 1599)
В РАЗДЕЛЕ ПЕРВОМ ПОД НАЗВАНИЕМ
«I. Общие положения» под пунктом 1.5. сказано: «К особым образовательным потребностям, являющимся общими для всех обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), относятся:
раннее получение специальной помощи средствами образования;…. 20 слайд.
Таким образом, основную проблему специального образования я вижу в
отсутствии единой системы раннего выявления отклонений в развитии детей и ранней коррекционно-педагогической помощи детям, и в отсутствии системы консультирования семей. 21 слайд.
А пути её решения я вижу
в своевременном поступлении ребёнка в СКОУ,
в усовершенствовании работы с семьёй,
в привлечении специалистов коррекционной педагогики в поликлинические структуры и организации дошкольного обучения не только в крупных городах, но и в сельской местности. 22 слайд.
Благодарю за внимание! 23 слайд.