СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Цель исследовательской деятельности в учебном процессе

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад о цели учебной деятельности в учебном процессе.

Просмотр содержимого документа
«Цель исследовательской деятельности в учебном процессе»

Роль исследовательской деятельности в учебном процессе Выполнила учитель биологии Мбоу «Бюргановская СОШ Буинского муниципального района РТ» Архипова А.Н.

Роль исследовательской деятельности в учебном процессе

Выполнила учитель биологии Мбоу «Бюргановская СОШ Буинского муниципального района РТ» Архипова А.Н.

План:  1.  Цель и функции учебно- исследовательской деятельности. 2.  Роль исследовательской деятельности на уроках биологии. 3.  Виды исследовательской деятельности на уроке. 4.  Виды исследовательской деятельности во внеурочное время. 5.  Результативность исследовательской деятельности школьников.

План:

  • 1. Цель и функции учебно- исследовательской деятельности.
  • 2. Роль исследовательской деятельности на уроках биологии.
  • 3. Виды исследовательской деятельности на уроке.
  • 4. Виды исследовательской деятельности во внеурочное время.
  • 5. Результативность исследовательской деятельности школьников.
Скажи мне, и я забуду, Покажи мне, и я запомню, Дай мне действовать самому, И я научусь.  (Древнекитайская мудрость)

Скажи мне, и я забуду,

Покажи мне, и я запомню,

Дай мне действовать самому,

И я научусь.

(Древнекитайская мудрость)

Учебно-исследовательская деятельность – это деятельность, главной целью которой является образовательный результат, она направлена на обучение учащихся, развитие у них исследовательского типа мышления.

Учебно-исследовательская деятельность –

это деятельность, главной целью

которой является образовательный

результат, она направлена на обучение

учащихся, развитие у них

исследовательского типа мышления.

Учебно-исследовательская деятельность должна выполнять следующие дидактические функции: Мотивационную Информационную Контрольно-корректирующую(тренировочную)
  • Учебно-исследовательская деятельность должна выполнять следующие дидактические функции:
  • Мотивационную
  • Информационную
  • Контрольно-корректирующую(тренировочную)
Готовность воспринимать новаторскую мысль Факторы конкурентноспособности Умение организовать творческую деятельность Творческое мышление Создать условия для воплощения новаторской мысли в жизнь

Готовность воспринимать новаторскую мысль

Факторы конкурентноспособности

Умение организовать творческую деятельность

Творческое мышление

Создать условия для воплощения новаторской мысли в жизнь

« Страшная эта опасность – безделие за партой, безделие месяцы, годы. Это развращает морально, калечит человека и ... ничего не может возместить того, что упущено в самой главной сфере, где человек должен быть тружеником – в сфере мысли».  Сухомлинский

« Страшная эта опасность – безделие за партой, безделие месяцы, годы. Это развращает морально, калечит человека и ... ничего не может возместить того, что упущено в самой главной сфере, где человек должен быть тружеником – в сфере мысли».

Сухомлинский

Учебно-исследовательская деятельность - повышает эффективность учебного процесса ; развивает исследовательские умения;  помогает школьникам лучше справляться с требованием программы;  развивает логическое мышление; создаёт внутренний мотив учебной деятельности в целом.

Учебно-исследовательская деятельность -

  • повышает эффективность учебного процесса ;
  • развивает исследовательские умения;
  • помогает школьникам лучше справляться с требованием программы;
  • развивает логическое мышление;
  • создаёт внутренний мотив учебной деятельности в целом.
Разнообразие объектов и процессов, изучаемых на уроках биологии, обеспечивает огромные возможности для исследовательской деятельности, в процессе которой обучающиеся учатся излагать свои мысли, работать индивидуально, в группе и в коллективе, конструировать прямую и обратную связь.

Разнообразие объектов и процессов, изучаемых на уроках биологии, обеспечивает огромные возможности для исследовательской деятельности, в процессе которой обучающиеся учатся излагать свои мысли, работать индивидуально, в группе и в коллективе, конструировать прямую и обратную связь.

Организация исследовательской деятельности позволяет учителю обеспечить самостоятельную отработку учебного материала Например, провести самостоятельное исследование по заданной теме в форме наблюдения и записать результаты : «Условия прорастания семян»
  • Организация исследовательской деятельности позволяет учителю обеспечить самостоятельную отработку учебного материала

Например, провести самостоятельное исследование по заданной теме в форме наблюдения и записать результаты :

«Условия прорастания семян»

Через 5 дней

Через 5 дней

Во время исследовательской работы каждый ученик имеет возможности реализовать себя, применить имеющиеся у него знания и опыт, продемонстрировать свою компетентность, ощутить успех.   Например, для учеников среднего и старшего звена провести исследование на базе медиа – лаборатории  с использованием компьютера  и оформить результаты исследования в виде презентации.
  • Во время исследовательской работы каждый ученик имеет возможности реализовать себя, применить имеющиеся у него знания и опыт, продемонстрировать свою компетентность, ощутить успех.

Например, для учеников

среднего и старшего звена

провести исследование на

базе медиа – лаборатории

с использованием компьютера

и оформить результаты

исследования в виде презентации.

В 7-9-х классах теоретические исследования оформляются в виде реферата, содержащего гораздо больший объем информации по выбранному направлению исследования
  • В 7-9-х классах теоретические исследования оформляются в виде реферата, содержащего гораздо больший объем информации по выбранному направлению исследования
развитие исследовательских умений: понимание сущности проблемы и формулирование проблемного вопроса, формулирование и обоснование гипотезы, задач исследования,  отбор и анализ литературных данных, проведение эксперимента или наблюдения,  фиксирование и обработка результатов, формулирование выводов, оформление отчета о выполнении исследования.  организация внутригруппового сотрудничества, совместная выработка способов действий, публичная презентация работы.

развитие исследовательских умений:

  • понимание сущности проблемы и формулирование проблемного вопроса,
  • формулирование и обоснование гипотезы, задач исследования,
  • отбор и анализ литературных данных,
  • проведение эксперимента или наблюдения,
  • фиксирование и обработка результатов, формулирование выводов, оформление отчета о выполнении исследования.
  • организация внутригруппового сотрудничества, совместная выработка способов действий,
  • публичная презентация работы.
Задания с натуральными объектами формируют практические навыки и умения, которые необходимы для практических, лабораторных и исследовательских работ.
  • Задания с натуральными объектами формируют практические навыки и умения, которые необходимы для практических, лабораторных и исследовательских работ.
Привлекая учащихся к исследованиям, необходимо. Прежде всего, базироваться на их интересах. Исследовательская деятельность должна вызвать желание работать, а не оттталкивать своей сложностью и непонятностью.
  • Привлекая учащихся к исследованиям, необходимо. Прежде всего, базироваться на их интересах.
  • Исследовательская деятельность должна вызвать желание работать, а не оттталкивать своей сложностью и непонятностью.
Структура исследовательской деятельности Поисковая активность Анализ Оценка Прогнозирование развития ситуации Действия Поисковая активность

Структура исследовательской деятельности

Поисковая активность

Анализ

Оценка

Прогнозирование развития ситуации

Действия

Поисковая активность

Виды исследовательской деятельности на уроке: учитель предлагает проблемное задание, учащиеся без помощи учителя ищут способ решения; эмпирические экспресс-исследования(по материалам экскурсии); теоретические экспресс-исследования; проведение учебного эксперимента; исследования-соревнования; Исследовательские проекты;

Виды исследовательской деятельности на уроке:

  • учитель предлагает проблемное задание, учащиеся без помощи учителя ищут способ решения;
  • эмпирические экспресс-исследования(по материалам экскурсии);
  • теоретические экспресс-исследования;
  • проведение учебного эксперимента;
  • исследования-соревнования;
  • Исследовательские проекты;
Задания типа: -Охарактеризуйте шиповник по плану:……….. -Понаблюдайте за поведением рыб в аквариуме………. Проведите опыт: Выработка условного рефлекса у рыб…………………. Напишите сочинение «Путешествие с капелькой воды по зелёному растению» Разгадайте кроссворд.
  • Задания типа:
  • -Охарактеризуйте шиповник по плану:………..
  • -Понаблюдайте за поведением рыб в аквариуме……….
  • Проведите опыт: Выработка условного рефлекса у рыб………………….
  • Напишите сочинение «Путешествие с капелькой воды по зелёному растению»
  • Разгадайте кроссворд.
Ребенок – существо само по себе деятельное. Ему нужно все пощупать, потрогать, познать. Учиться – значит исследовать мир.  Спасибо за внимание!

Ребенок – существо само по себе деятельное. Ему нужно все пощупать, потрогать, познать. Учиться – значит исследовать мир.

Спасибо за внимание!

Литература: 1. И.Д. Корцева, Л.С. Шубкина. Хрестоматия по методике преподавания биологии. – М.: Просвещение, 1984 г. 2. А.Н. Мягкова, В.А. Орлов. Дифференциация обучения биологии в школе. – С. 22. Журнал “Биология в школе”. № 4, 1990 г. 3. Н.В. Ерхова. Интегрированные уроки в малочисленной школе. – С. 27. Журнал “Биология в школе”. № 8, 2001 г. 4. В.В. Пасечник. Компьютерная поддержка урока биологии. – С. 30. Журнал “Биология в школе”. № 2, 2002 г. 5. Т.И. Шамова. Урок. Как его конструировать. – С. 20. Журнал “Биология в школе”. № 4. 1988 г. 6. Л.В. Ерошенко. Систематизация знаний основа эффективности обучения. Журнал “Биология в школе”. № 4, 1988 г., с. 29. 7. Т.В. Афанасьева, Е.А. Куликова, Л.Н. Сухорукова. Обобщающие уроки: работа в группах. Журнал “Биология в школе”. № 4, 1997 г., с. 36.

Литература:

  • 1. И.Д. Корцева, Л.С. Шубкина. Хрестоматия по методике преподавания биологии. – М.: Просвещение, 1984 г.
  • 2. А.Н. Мягкова, В.А. Орлов. Дифференциация обучения биологии в школе. – С. 22. Журнал “Биология в школе”. № 4, 1990 г.
  • 3. Н.В. Ерхова. Интегрированные уроки в малочисленной школе. – С. 27. Журнал “Биология в школе”. № 8, 2001 г.
  • 4. В.В. Пасечник. Компьютерная поддержка урока биологии. – С. 30. Журнал “Биология в школе”. № 2, 2002 г.
  • 5. Т.И. Шамова. Урок. Как его конструировать. – С. 20. Журнал “Биология в школе”. № 4. 1988 г.
  • 6. Л.В. Ерошенко. Систематизация знаний основа эффективности обучения. Журнал “Биология в школе”. № 4, 1988 г., с. 29.
  • 7. Т.В. Афанасьева, Е.А. Куликова, Л.Н. Сухорукова. Обобщающие уроки: работа в группах. Журнал “Биология в школе”. № 4, 1997 г., с. 36.