Просмотр содержимого документа
«Цель исследовательской деятельности в учебном процессе»
Роль исследовательской деятельности в учебном процессе
Выполнила учитель биологии Мбоу «Бюргановская СОШ Буинского муниципального района РТ» Архипова А.Н.
План:
- 1. Цель и функции учебно- исследовательской деятельности.
- 2. Роль исследовательской деятельности на уроках биологии.
- 3. Виды исследовательской деятельности на уроке.
- 4. Виды исследовательской деятельности во внеурочное время.
- 5. Результативность исследовательской деятельности школьников.
Скажи мне, и я забуду,
Покажи мне, и я запомню,
Дай мне действовать самому,
И я научусь.
(Древнекитайская мудрость)
Учебно-исследовательская деятельность –
это деятельность, главной целью
которой является образовательный
результат, она направлена на обучение
учащихся, развитие у них
исследовательского типа мышления.
- Учебно-исследовательская деятельность должна выполнять следующие дидактические функции:
- Мотивационную
- Информационную
- Контрольно-корректирующую(тренировочную)
Готовность воспринимать новаторскую мысль
Факторы конкурентноспособности
Умение организовать творческую деятельность
Творческое мышление
Создать условия для воплощения новаторской мысли в жизнь
« Страшная эта опасность – безделие за партой, безделие месяцы, годы. Это развращает морально, калечит человека и ... ничего не может возместить того, что упущено в самой главной сфере, где человек должен быть тружеником – в сфере мысли».
Сухомлинский
Учебно-исследовательская деятельность -
- повышает эффективность учебного процесса ;
- развивает исследовательские умения;
- помогает школьникам лучше справляться с требованием программы;
- развивает логическое мышление;
- создаёт внутренний мотив учебной деятельности в целом.
Разнообразие объектов и процессов, изучаемых на уроках биологии, обеспечивает огромные возможности для исследовательской деятельности, в процессе которой обучающиеся учатся излагать свои мысли, работать индивидуально, в группе и в коллективе, конструировать прямую и обратную связь.
- Организация исследовательской деятельности позволяет учителю обеспечить самостоятельную отработку учебного материала
Например, провести самостоятельное исследование по заданной теме в форме наблюдения и записать результаты :
«Условия прорастания семян»
Через 5 дней
- Во время исследовательской работы каждый ученик имеет возможности реализовать себя, применить имеющиеся у него знания и опыт, продемонстрировать свою компетентность, ощутить успех.
Например, для учеников
среднего и старшего звена
провести исследование на
базе медиа – лаборатории
с использованием компьютера
и оформить результаты
исследования в виде презентации.
- В 7-9-х классах теоретические исследования оформляются в виде реферата, содержащего гораздо больший объем информации по выбранному направлению исследования
развитие исследовательских умений:
- понимание сущности проблемы и формулирование проблемного вопроса,
- формулирование и обоснование гипотезы, задач исследования,
- отбор и анализ литературных данных,
- проведение эксперимента или наблюдения,
- фиксирование и обработка результатов, формулирование выводов, оформление отчета о выполнении исследования.
- организация внутригруппового сотрудничества, совместная выработка способов действий,
- публичная презентация работы.
- Задания с натуральными объектами формируют практические навыки и умения, которые необходимы для практических, лабораторных и исследовательских работ.
- Привлекая учащихся к исследованиям, необходимо. Прежде всего, базироваться на их интересах.
- Исследовательская деятельность должна вызвать желание работать, а не оттталкивать своей сложностью и непонятностью.
Структура исследовательской деятельности
Поисковая активность
Анализ
Оценка
Прогнозирование развития ситуации
Действия
Поисковая активность
Виды исследовательской деятельности на уроке:
- учитель предлагает проблемное задание, учащиеся без помощи учителя ищут способ решения;
- эмпирические экспресс-исследования(по материалам экскурсии);
- теоретические экспресс-исследования;
- проведение учебного эксперимента;
- исследования-соревнования;
- Исследовательские проекты;
- Задания типа:
- -Охарактеризуйте шиповник по плану:………..
- -Понаблюдайте за поведением рыб в аквариуме……….
- Проведите опыт: Выработка условного рефлекса у рыб………………….
- Напишите сочинение «Путешествие с капелькой воды по зелёному растению»
Ребенок – существо само по себе деятельное. Ему нужно все пощупать, потрогать, познать. Учиться – значит исследовать мир.
Спасибо за внимание!
Литература:
- 1. И.Д. Корцева, Л.С. Шубкина. Хрестоматия по методике преподавания биологии. – М.: Просвещение, 1984 г.
- 2. А.Н. Мягкова, В.А. Орлов. Дифференциация обучения биологии в школе. – С. 22. Журнал “Биология в школе”. № 4, 1990 г.
- 3. Н.В. Ерхова. Интегрированные уроки в малочисленной школе. – С. 27. Журнал “Биология в школе”. № 8, 2001 г.
- 4. В.В. Пасечник. Компьютерная поддержка урока биологии. – С. 30. Журнал “Биология в школе”. № 2, 2002 г.
- 5. Т.И. Шамова. Урок. Как его конструировать. – С. 20. Журнал “Биология в школе”. № 4. 1988 г.
- 6. Л.В. Ерошенко. Систематизация знаний основа эффективности обучения. Журнал “Биология в школе”. № 4, 1988 г., с. 29.
- 7. Т.В. Афанасьева, Е.А. Куликова, Л.Н. Сухорукова. Обобщающие уроки: работа в группах. Журнал “Биология в школе”. № 4, 1997 г., с. 36.