СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Цифровые образовательные ресурсы на уроках русского языка и литературы.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад на педагогическом совете педагогического коллектива.

Просмотр содержимого документа
«Цифровые образовательные ресурсы на уроках русского языка и литературы.»

Цифровые образовательные ресурсы на уроках русского языка и литературы.

Выступление учителя русского языка и литературы Барановой Фании Камиловны.


Урок XXI века… Сколько новых требований предъявляется учителю в связи с изменениями, произошедшими в жизни общества и прежде всего в субъекте учебного процесса - ученике. Из года в год подростки меняются, другими становятся стиль общения, кумиры, круг чтения. Кто бы мог себе представить еще несколько лет назад школьника, читающего Пушкина с экрана компьютера, или учителя, проверяющего "скачанные" из Интернета сочинения. И ученики, и мы стали по-другому мыслить и воспринимать мир. Изменилась роль учителя, мы теперь для учащихся далеко не единственный источник информации, главное нам не отстать в своем развитии, идти в ногу со временем, а значит, и с учениками…

Как же быть в этой ситуации учителю, как увлечь учеников, как научить их воспринимать литературу личностно, через произведение познавать и самих себя? Учитель с учебником и багажом знаний оказывается отодвинутым на задний план потоком информации, обрушившейся на учеников из Сети. Следовательно, перед нами встает задача: освоить ИТ, сделать помощником. А это возможно только в том случае, если будешь с Интернетом на «ты», т.е, использование ресурсов ФЦИОР (федеральный центр информационных образовательных ресурсов), http://eor.edu.ru, http://school-collection.edu.ru, http://edu.ru, http://www.edu.ru, адаптированных к школьным курсам, рассчитанных на пользование школьными учителями. Цифровые образовательные ресурсы - это представленные в цифровой форме фотографии, видеофрагменты, статические и динамические модели, объекты виртуальной реальности и интерактивного моделирования, картографические материалы, звукозаписи, символьные объекты и деловая графика, текстовые документы и иные учебные материалы, необходимые для организации учебного процесса.

Задача учителя- не только сообщение определённой суммы знаний обучающимся, но и развитие у них познавательных интересов, творческого отношения к делу, стремления к самостоятельному «добыванию» и обогащению знаний и умений, применения их в своей практической деятельности. Увеличение умственной нагрузки на уроках заставляет задуматься над тем, как поддержать интерес учащихся к изучаемому предмету, их активность на протяжении всего урока…. Ещё известный педагог К.Д. Ушинский говорил: «…ученье, лишённое всякого интереса…убивает в ученике охоту к учению, без которой он далеко не уйдёт». Чтобы сохранить интерес к предмету и сделать учебно-воспитательный процесс качественным, на уроках русского языка и литературы активно используются информационные технологии.

По типу информации

• электронные и информационные ресурсы с текстовой информацией (учебники, учебные пособия, задачники, тесты, словари, справочники, энциклопедии, периодические издания, числовые данные, программные и учебно-методические материалы);

• электронные и информационные ресурсы с визуальной информацией (коллекции: фотографии, портреты, иллюстрации, видеофрагменты процессов и явлений, демонстрации опытов, видеоэкскурсии; статистические и динамические модели, интерактивные модели; символьные объекты: схемы, диаграммы);

• электронные и информационные ресурсы с аудиоинформацией (звукозаписи стихотворений, дидактического речевого материала, музыкальных произведений, звуков живой и неживой природы, синхронизированные аудиообъекты);

• электронные и информационные ресурсы с аудио- и видеоинформацией (аудио- и видеообъекты живой и неживой природы, предметные экскурсии);

• электронные и информационные ресурсы с комбинированной информацией (учебники, учебные пособия, первоисточники, хрестоматии, сборники тестов, энциклопедии, словари, периодические издания).

Преимущества ЦОР: 1) принципиально новый уровень наглядности; 2) интерактивность; 3) опора на коммуникативно-деятельностный и личностноориентированный подходы.

Уроки литературы и русского языка обладают своей спецификой - это общение на уроке "глаза в глаза", погружение в мир автора, и использование КТ может нанести вред, если их применение станет самоцелью. Прежде всего, нельзя забывать, что обучение ведется по модели: учитель - диалог на основе текста - ученик. И компьютер может всего лишь разнообразить форму этого диалога. Использование материалов Интернета позволяет расширить культурный кругозор учащихся, "вписать" произведения в контексте времени.

Современный мульимедийный компьютер представляет собой комплексное техническое средство обучения, значительно расширяющее возможности образовательного процесса. В урок можно включить текстовый материал ( причем как в «буквенной» , так и в звуковой, т.е. «речевой» форме), аудио эффекты ( музыка, фонодокументы), видеоряд (графика, схемы, фотографии, видео) и др. Практически неограниченный комплекс медиаобъектов позволяет добиться разнообразия форм подачи материала. Это, в свою очередь, дает возможность «переключая» уровни восприятия, максимально долго удерживать внимание учеников на предмете обучения, избегая опасности перенапряжения их в ходе урока. Информация, продублированная через различные сенсорные пути, через текст, видео, графику и звук, усваивается лучше и сохраняется гораздо дольше.

У учителя есть возможность выбора наиболее подходящих и доступных ему средств ИКТ для организации урока. Например, при подготовке к урокам языка и литературы используются информационно-обучающие средства чаще всего с текстовой информацией (энциклопедии, словари, хрестоматии), при проведении уроков - средства с визуальной информацией (фотографии, иллюстрации, схемы). На уроках литературы добавляются средства с аудио- и видеоинформацией.

Использовать ИКТ на уроках можно в различных формах:

1. Анимированные схемы, таблицы. Основная сфера применения – занятия повторительно-обобщающего характера. Это вариант презентации, рекомендуемый при проведении занятий, связанных с систематизацией какого-либо материала. Используя в качестве фонового рисунка изображение, характерное для изучаемой темы, учитель выводит на слайд незаполненную таблицу поэтапно. Эффективные схемы, таблицы даны в коллекции ЭОРов, ЦОРов

2. Анализ картины (кстати, с успехом применяется и на уроках литературы, и русского языка). Презентация, «героиней» которой является одна картина.

3. Тестирование. Вариант, который также может быть рекомендован при проведении уроков закрепления материалов.

4. Рабочая тетрадь и УМК для самостоятельной работы ученика (пособие для подготовки к ОГЭ, комплекс очень мобильный: его можно постоянно пополнять).

5. «Своя игра». Вариант «игрового» проведения обобщающего урока. Стартовый слайд визуально напоминает табло популярной телеигры. От него происходит переход на слайд с конкретным вопросом. Затем – слайд с правильным, откомментированным ответом.

6. «Виртуальная книга» может быть составной частью любой презентации.

7. Использование готовых компьютерных программ. Например, Виртуальная Школа Кирилла и Мефодия предлагает программный комплекс, содержащий теоретический и практический материал.

8. Введение в урок готовых образовательных продуктов (ЦОРы, ЭОРы, телешкола, ресурсы Единого образовательного окна). Эти ресурсы можно вводить на любом этапе урока, их также можно давать детям как дополнительный материал. Очень удобно использовать ЭОРы детям, которые по какой-либо причине пропустили уроки. Плюс в использовании ЭОРов – это разновозрастные задания, работа в режиме on-line.

Мультимедийный урок может достичь максимального обучающего эффекта, если он предстанет осмысленным цельным продуктом, а не случайным набором слайдов. Определенный перечень устной, наглядной, текстовой информации превращает слайд в учебный эпизод. Учитель стремится превратить каждый из эпизодов в самостоятельную дидактическую единицу.

Использование цифровых образовательных ресурсов для активизации познавательной деятельности на уроках филологического цикла может происходить на различных этапах урока и типах уроков.

 Например, при знакомстве с новым материалом на уроках русского языка может быть создано электронное сопровождение в виде презентации, на которой будут отражены основные понятия, схемы, алгоритм применения орфографического или пунктуационного правила. Это и интерактивные таблицы и определения, гипертексты, анимации. (Презентация «Буквы О-Ё после шипящих», «Из чего строятся слова», «О знаках препинания». Алгоритм выбора правильного написания О-Ё после шипящих»).  На вводных уроках литературы важен яркий визуальный ряд, который можно создать с помощью библиотеки электронных наглядных пособий или образовательных ресурсов сети Интернет.  Интерес вызывают у школьников  различные видеофрагменты, музыкальные отрывки в исполнении  профессионалов. На уроках литературы использование цифровых образовательных ресурсов существенно решает проблему наглядности. Аудиовизуальные и экранно-звуковые информационные объекты активизируют деятельность школьников. Учащиеся опираются на представленные образы, модели, знаки. Комплекс мультимедийных средств выступает как стимулятор, вызывает интерес к изучению произведений.

На уроках закрепления это может быть информационная поддержка предмета в виде цифрового образовательного ресурса по русскому языку, электронного тренажера («Фраза», «Репетитор по русскому языку»), с помощью которого учащийся не только сможет применить свои знания в процессе практической деятельности, но и увидеть свой результат. Для индивидуальной работы во время опроса пройденного материала можно использовать материалы программы «Фраза». Интересны интерактивные тексты с заданиями, словарные разминки, задания с комментариями, зарядка для ума, диктанты с голоса.  (Карточки, тесты, кроссворды по литературе)

Использование цифровых образовательных ресурсов на уроке контроля позволяет организовать проверочную работу, при которой ученик не только получает отметку и оценку своих знаний, но и анализ всего хода выполнения работы (количество правильных и неправильных ответов, на какие правила была допущена ошибка, какой материал необходимо повторить и т.д.)  

С помощью цифровых образовательных ресурсов ребята получают возможность работать в различных режимах. В обучающем режиме учащимся предлагается материал для наблюдений и сравнений, даются задания, готовящие к самостоятельной формулировке правил, приводятся примеры и схемы. Одним из таких информационных ресурсов для учителя русского языка может стать комплект цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) "1С: Школа. Русский язык" для 5-9 классов. Данный ресурс содержит не только формулировки правил, но и задания на установление соответствия между правилом и примером из текста, сравнение предложений, слов.

Контролирующая часть компьютерных программ, включающая материалы для диагностики уровня компетенций учащихся, имеет ряд преимуществ:  экономится время на выявление ошибок учеников за счёт анализа результатов выполнения упражнений с помощью компьютера.  Контроль ведётся дифференцированно, с учётом индивидуальных возможностей и способностей учащихся (за учащимся остается право выбора варианта и уровня сложности, при получении низкой оценки появляется возможность выполнить задание повторно).

Из вышесказанного можно сделать вывод, что систематическое и целенаправленное использование ЦОР на уроках русского языка и литературы повышает заинтересованность учащихся в обучении. Следовательно, будет повышаться и качество знаний по предмету.

Таким образом, еще раз хотелось бы подчеркнуть, что применение электронных обучающих средств на уроках обеспечивает:

· экономию времени при объяснении нового материала;

· представление материала в более наглядном, доступном для восприятия виде;

· воздействие на разные системы восприятия учащихся, обеспечивая тем самым лучшее усвоение материала;

· дифференцированный подход к обучению учащихся, имеющих разный уровень готовности восприятия материала;

· постоянный оперативный контроль усвоения материала учащимися. Это в целом стимулирует разнообразие творческой деятельности учащихся, дает возможность увеличения объема информации, воспитывает навыки самоконтроля, повышает интерес к предмету.

Использование компьютера в педагогической деятельности позволяет повысить степень наглядности при изложении учебного материала, при наличии обратной связи осуществлять коррекцию ошибок при выполнении проверочных или практических работ, его возможности способствуют систематизации, структуризации учебного материала, моделированию учебного процесса и т.д. Современный урок ценен не столько получаемой на нем информацией, сколько обучением в ходе его приёмам работы с информацией: добывания, систематизации, обмена, эстетического оформления результатов. Компьютер является средством самоконтроля, тренажера знаний, презентации результатов собственной деятельности.

На уроках русского языка и литературы можно широко использовать следующие приёмы применения компьютерных технологий:

1. Компьютерные тесты, предназначенные для контроля за уровнем усвоения знаний учащихся.

2. Медиатексты в электронном формате (поэтич. текст, прозаич. эпизоданализ…)

3. Создание слайдов с текстовым изображением. Ученики, используя словари, энциклопедии, представленные на дисках, создают слайды по следующим разделам:

- словарно-орфографическая работа;

- работа с литературной статьей;

- обзор творчества поэта, писателя;

- изучение любого раздела языка и т.д.

4. Использование учителем при объяснении учебного материала новейшей информации, заимствованной из сети ИНТЕРНЕТ.

5. Интернет-олимпиады.

6. Выполнение творческих и научно-исследовательских работ на персональном компьютере с возможностью проверки этих работ учителем и для дальнейшего использования данного материала в учебном процессе.

7. Компьютерная демонстрация мультимедийного урока или отдельной его части.

8. Защита реферата в виде презентации.

Считаю, что применение цифровых образовательных ресурсов в учебном процессе способствует:

- повышению качества обучения;

- выработке общеучебных навыков рациональной организации учебного труда;

- эффективной организации познавательной деятельности учащихся и формированию высокого уровня мотивации, интереса к учебной деятельности;

- развитию у каждого школьника собственной образовательной траектории в связи с появлением неограниченных возможностей для индивидуализации и дифференциации учебного процесса.

Что нового дают ЦОР учащемуся?

Прежде всего – возможность действительно научиться.

Представьте себе, что школьник хочет научиться играть в футбол. Существует немалое количество книг по этому вопросу. Как Вы думаете, «ботаник» станет вторым Пеле? Ответ очевиден: необходима практика – тренировки и аттестация – соревнования.

Тогда почему мы хотим получить современного, готового ориентироваться в практической жизни выпускника, предлагая ему преимущественно информацию?

Древняя китайская пословица гласит:

«Расскажи мне, и я забуду,

Покажи мне, и я запомню,

Дай мне попробовать, и я научусь».

Эти замечательные слова как нельзя лучше разъясняют новые возможности самостоятельной учебной работы.

Из опыта работы с онлайн-платформами в режиме дистанционного обучения.

В 4 четверти прошедшего учебного года мы столкнулись с непростой задачей, выполнять которую нужно было оперативно и профессионально. С апреля мы работали в непривычном формате. Для организации своих уроков в дистанционном режиме я использовала несколько цифровых образовательных платформ и сервисов:

  • Zoom;

  • Российская электронная школа;

  • Сlassroom.google.

  • Учи.ру;

  • Яндекс-учебник;

  • и другие.
    Расскажу немного подробнее об опыте работы на каждой платформе, сервисе.

1. Zoom.

К сожалению, на мой взгляд, данная платформа не оправдала возложенных не нее ожиданий. Столкнулись с такой проблемой, как отключение звука, отключение участников урока, появление посторонних лиц на уроке. Из положительных моментов - возможность проводить классные часы, родительские собрания. Функция демонстрации экрана учителя позволяет показывать презентации, видеоролики.

Конечно, подобные платформы не заменят настоящего урока. Но, в условиях пандемии, они позволяют хотя бы объяснить детям новую тему.

2. Российская электронная школа или РЭШ.

«Российская электронная школа» – это полный школьный курс уроков; это информационно-образовательная среда, объединяющая ученика, учителя, родителя.

Из плюсов: уроки имеются по всем школьным предметам, к каждому уроку имеется видео с объяснением нового материала, задания для тренировки, контрольные задания в двух вариантах. Уроки есть по всем основным темам.

Недостатки: главным недостатком данной платформы являются ошибки. Находили грубые ошибки и в видеоуроках, и в заданиях. Нет возможности проконтролировать выполнение заданий учащимися на самом портале. Поэтому дети делали снимок экрана и присылали его мне.

Для своей работы я использовала материалы видеороликов.

3. Сlassroom google

На портале гуглклассрум я зарегистрировалась, добавила своих учеников. Мне не понравилось, что там нет готовых уроков, заданий. Все нужно создавать, загружать. Это занимает очень много времени. И еще, чтобы было легко работать на данном портале, требуется пройти курс обучения.

4. Учи.ру

На данном портале мы, как и многие из вас, были зарегистрированы задолго до начала дистанционного обучения. Поэтому, как только на нем появилась возможность не только участвовать в конкурсах и олимпиадах, но и выполнять задания по теме урока, с удовольствием этой возможностью воспользовались.

Из плюсов: интересные задания, большой выбор карточек, возможность создавать проверочные работы. Можно отследить как учащиеся выполнили работу, сколько им понадобилось попыток для выполнения того или иного задания, кто не приступил к работе. Кроме того, на портале можно бесплатно поучаствовать в предметных олимпиадах. Есть возможность проводить онлайн-уроки.

Из недостатков: были индивидуальные трудности, связанные, скорее всего, не с порталом, а с техникой у детей. Мне не хватило заданий по литературе, работы с текстом.

5. Яндекс-учебник

Этот портал мы с ребятами тоже освоили задолго до перехода на дистанционный формат обучения. И, особенно на первых порах, нам это очень помогло.

Из плюсов: как и на портале «Учи.ру», тут большой выбор карточек с заданиями, возможность создавать проверочные работы. Можно использовать готовые варианты занятий, а возможно собрать свое из предложенных карточек. Можно отследить как учащиеся выполнили работу, сколько им понадобилось попыток для выполнения того или иного задания, кто не приступил к работе. Есть возможность проводить онлайн-уроки.

Из недостатков: как и на портале «Учи.ру», к не хватило заданий по литературе, работы с текстом.

6. Другие платформы, порталы.

Как я уже говорила ранее, мне не хватало на предыдущих сервисах, заданий по литературе, работы с текстом. Такие задания есть на портале «РЭШ», но там очень часто встречаются ошибки.

Для этой цели пользовалась следующими сайтами:

  • https://onlinetestpad.com/ru OnlineTestPad

  • https://testedu.ru/ Образовательные тесты

  • https://obrazovaka.ru/ Образовака

На этих сайтах можно найти тесты по литературе, русскому языку.

Вывод: конечно, дистанционное обучение не может полноценно заменить наших традиционных уроков. Но навыки, полученные во время пандемии, платформы, которые мы с детьми освоили, могут быть полезными и при обычном формате обучения.