СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учебная программа по предмету "Шумовой ансамбль"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учебная программа по внеклассной работе для шумового ансамбля. Предназначена для учащихся 1-2 классов. Цель программы - приобщение детей к русской национальной культуре, формирование у детей умений и навыков музыкально-сценической деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Учебная программа по предмету "Шумовой ансамбль"»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №6» городского округа Рефтинский.












Учебная программа

по предмету

«Шумовой ансамбль»



















Рефтинский

2015 гол


Пояснительная записка.



Направленность программы:

Образовательная программа дополнительного образования детей фольклорного проекта «Скоморошины» является комплексной, разноуровневой программой детского коллектива художественно-эстетической направленности.

Актуальность, новизна и педагогическая целесообразность программы:

Фольклор- коллективное народное творчество народа, вобравшее в себя его вековой жизненный опыт и знания. Народное творчество многообразно отражает жизнь человека, раскрывает его духовную красоту и богатство, его думы и чаяния.

Эстетические идеалы, заложенные в народном творчестве, оказали благотворное влияние на многие поколения людей. Они учат с достоинством, но без ложной патетики любить свою родину, народ, природу; воспитывают чувство коллективизма, развивают музыкально-поэтический вкус, пробуждают творческие способности.

Важность изучения народного творчества давно признана. Роль его громадна. Народное творчество вносит в жизнь своеобразный элемент, называемый национальным.

Современная педагогика одной из основных задач в области образования и воспитания подрастающего поколения ставит целью его приобщение к народным традициям, национальной творческой культуре. Желательно, чтобы такая работа начиналась с самого раннего детства, когда ещё только закладываются основные понятия у ребёнка, формируется речь и мышление, развиваются умения, навыки, способности.

Фольклор помогает раскрытию, раскрепощённости личности, проявлению её потенциальных особенностей, инициативы. Обращение к фольклору сегодня имеет глубокий смысл, так как это является средством воспитания человека: идейно-эстетического, нравственного, патриотического.

Изучение и освоение культурного наследия даёт возможность в современной жизни создать оптимальную систему передачи эстетических, нравственных, интеллектуальных ценностей, знаний и практического опыта, накопленного за время исторического развития русским народом, подрастающему поколению.

Одним из наиболее важных направлений можно считать серьёзное привлечение народного творчества в детское музыкальное образование и воспитание.

Наиболее доступной формой приобщения детей к народной музыке является пение, народный танец, игра на различных народных и шумовых инструментах.

Программа фольклорного проекта отражает интересы и потребности детского и взрослого населения городского округа в дополнительном художественном образовании и эстетическом воспитании.

Программа направлена на формирование базовой культуры личности ребёнка, способствует самореализации, саморазвитию в настоящем и будущем.


Программа построена на следующих принципах:

-развивающего и творческого образования и воспитания

-коллективной деятельности и раскрытия индивидуальности

-интегративный подход к воспитанию.



Цель программы:

- формирование у детей первоначальных умений и навыков музыкально-сценической деятельности

- приобщение детей к русской национальной культуре.


Задачи программы:

- введение детей в мир народного фольклора

- воспитание интереса к русской народной культуре

- формирование творческих навыков через игру на различных народных и шумовых инструментах

- исполнение народных песен

- знакомство с устным народным творчеством

- углубление духовно-личностного развития детей

- раскрытие индивидуальности ребёнка.

Учебный план предполагает определённые разделы- направления, традиционно определяющие развитие определённых сторон личности:

- коммуникативных качеств

- психофизических способностей (мимика, пантомима)

- развитие речи (монолог, диалог)

- культура речи

- творческих способностей (умение перевоплощаться, импровизировать)

- актёрских способностей

- музыкальных способностей

- репетиционный процесс

- участие в праздниках, спектаклях.

В процессе работы сочетаются индивидуальные и групповые формы занятий.

Формы итогового контроля в подавляющем большинстве случаев носят практический характер в виде творческого показа народных потешек, закличек, озвучивания музыкальных пьес шумовыми инструментами.


Методы и формы работы:

Основным методом обучения на первом этапе является игра. Она помогает развитию таких качеств, как внимание и смекалка, помогает достижению первых результатов на пути к внутренней свободе, естественному и непринуждённому поведению детей в коллективе. Объединяя богатый и разносторонний мир игры с обучением, мы приобретаем возможность сделать образным и интересным выполнение любых заданий и упражнений.

Формы работы:

- познавательные занятия

- творчески-практические занятия

- праздники

- открытые занятия с приглашением родителей и учителей.


Ожидаемые результаты:

В результате освоения данной программы учащиеся должны получить целый комплекс знаний и определённые умения и навыки:

- ориентироваться в традициях народной культуры

- знание обрядов и праздников своего народа, различных жанров народного творчества

- стремиться использовать элементы народной культуры в повседневной жизни

- приобрести комплекс специальных знаний и навыков: знания о музыкальном фольклоре, умение играть на шумовых инструментах.

- владеть навыками общения, быстро адаптироваться, чувствовать себя комфортно в любой обстановке

- воспитать в себе такие качества, как отзывчивость, сопереживание, стремление помочь, чувство собственного достоинства.








































Учебно-тематический план


Название темы

1 полугодие

Количество часов

1

Введение. Знакомство с шумовыми инструментами.

1

2

История возникновения русских народных инструментов.

2

3

Приёмы игры на шумовых инструментах

2

4

Исполнительская техника и её роль в работе актёра

2

5

Подготовка к концерту к Дню Учителя

4

6

Работа над ролью в спектакле. Работа с шумовым оркестром.

2

7

Подготовка новогоднего спектакля «Когда зажигаются свечи»

4


Всего

17



Название темы

2 полугодие

Количество часов

1

Знакомство с песенным материалом

4

2

Импровизация в работе актёра

2

3

Подготовка к празднику Весны- 8 Марта

4

4

Знакомство с народными праздниками и обрядами

2

5

Песня в жизни русского народа

2

6

Подготовка к выступлению на празднике последнего звонка

2

7

Концерт для родителей

1

8

Анализ учащимися своей работы

1


Всего

18














Содержание курса.

2015-16 учебный год.



1 полугодие.


1 тема: Введение.

Знакомство с шумовыми инструментами.


2 тема: История возникновения русских народных инструментов.

Легенды, сказы о народных инструментах, их чудодейственной силе.


3 тема: Приёмы игры на шумовых инструментах.


4 тема: Исполнительская техника и её роль в работе актёра. Овладение логикой личностного общения, проявление основных особенностей характера в особенностях логики взаимодействия с партнёром, проявление характера персонажа в логике и особенностях речи.


5 тема: Подготовка к концерту к Дню Учителя. Разучивание «Латвийской польки». Работа над ансамблем, ритмом.


6 тема: Работа над ролью в спектакле. Применение знаний технологии действия для создания характера, образа. Импровизация в работе актёра.


7 тема: Подготовка новогоднего спектакля «Когда зажигаются свечи». Распределение ролей. Работа над дикцией, выразительностью. Разучивание с шумовым оркестром пьесы «Колокольчики». Показ спектакля для учащихся младших классов.











2 полугодие.


1 тема: Знакомство с песенным материалом. Разучивание колядок.


2 тема: Импровизация в работе актёра. Роль импровизации, взаимосвязь импровизации с техническими навыками в репетиционной работе.


3 тема: Подготовка к празднику весны- 8 Марта. Распределение ролей и разучивание пьесы «Мамин вальс», «Музыка весны».

Выступление на концерте к 8 Марта.


4 тема: Знакомство с народными праздниками и обрядами. Праздник Троицы и Ивана Купалы.


5 тема: Песня в жизни русского народа. Исполнение народных песен в сопровождении шумовых инструментов.


6 тема: Подготовка к выступлению на празднике последнего звонка. Разучивание пьесы Д.Шостаковича «Вальс-шутка».


7 тема: Подготовка к отчётному концерту для родителей. Повторение всего репертуара. Концертное выступление.


8 тема: Анализ учащимися своей работы. Развитие способности анализировать свою работу и работу товарищей. Умение видеть рост мастерства от спектакля к спектаклю. Закрепление удачных находок и устранение ошибок.















Перечень учебно-методического обеспечения.


1. Неустроев В.В. Театральное отделение ( для учреждений дополнительного образования) Екатеринбург 2007г.

2. Тютюнникова Т.Э. Сто секретов музыки для детей. С-Петербург 2003г.

3. Михайлова М.А. Праздники в детском саду. Ярославль «Академия развития» 1998г.

4. Струве Г. Нотный бал. Сборник песен 1-4 классы. Москва 2007г.

5. Рябцева И.Ю., Жданова Л.Ф. Приходите к нам на праздник. Сборник сценариев для детей. Ярославль «Академия развития» 2000г.

6. Лапшина Г.А. Календарные и народные праздники в детском саду. Волгоград серия «Дошкольник» 2001г.

7. Липатникова Т.Н. Праздник начинается. Ярославль «Академия развития» 2001г.

8. Хитц К.Ф. В стране музыкальных инструментов. «Адонис» 1995г.

9. Энциклопедия обрядов и обычаев. С-Петербург «Респекс» 1996г.
























Сведения о составителе программы.


Соколова Елена Николаевна- учитель музыки школы №6 пос. Рефтинский, 1 квалификационная категория.


Образование: высшее, Свердловский государственный педагогический институт, специальность- учитель музыки и пения.


Домашний адрес: 624285 п.Рефтинский, ул.Юбилейная 6- 119.


Телефон: 3-17-00 (дом.) или 8 908 9197958.