СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учить и учиться: две стороны одной медали.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: содействовать поиску путей, способных повысить эффективность обучения.

•• способствовать тому, чтобы суворовцы могли сформулировать правила для обучающегося и преподавателя, которые позволяют повышать эффективность процесса обучения;

•• создать условия, чтобы суворовцы могли высказать свое отношение к этим правилам;

•• создать условия, чтобы суворовцы могли описать процесс взаимодействия между обучающимся и преподавателем.

Просмотр содержимого документа
«Учить и учиться: две стороны одной медали.»

Ногаева З.Р., воспитатель.

Федеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение «Северо-Кавказское суворовское военное училище Министерства обороны Российской Федерации»


Тема: Учить и учиться: две стороны одной медали.

Цель: содействовать поиску путей, способных повысить эффективность обучения.

•• способствовать тому, чтобы суворовцы могли сформулировать правила для обучающегося и преподавателя, которые позволяют повышать эффективность процесса обучения;

•• создать условия, чтобы суворовцы могли высказать свое отношение к этим правилам;

•• создать условия, чтобы суворовцы могли описать процесс взаимодействия между обучающимся и преподавателем.

Оснащение: мультимедиа проектор, презентация, таблица «Правила для эффективного обучения», ручки или карандаши; доска и мел или большой лист бумаги и маркеры; наборы карточек разного цвета (5-6 цветов) или с цифрами от 1 до 6. В каждом наборе – по 6 карточек.

Для выполнения основного упражнения необходимо достаточно большое пространство, чтобы все могли встать в один большой круг. Суворовцы должны обладать опытом работы в группах – уметь разделяться на группы и быстро, не путаясь, перемещаться по классу из группы в группу.

Вводная часть занятия.

Воспитатель говорит: Сегодня бы будем говорить о процессе обучения и отношениях между тем, кто обучает, и тем, кто учится. Поднимите руки те, кто умеет ездить на велосипеде. Кто из вас научился этому очень быстро? Спасибо. А кому пришлось учиться долго? Выслушивает 2-3 обучающихся.

А теперь поднимите руки те, кто знает таблицу умножения. Кто из вас

выучил ее очень быстро? Спасибо. А кому пришлось учить долго?

Выслушивает 2-3 обучающихся. Как вы думаете, почему люди иногда учатся быстро, а иногда очень медленно? Выслушивает предположения 2-4 обучающихся.

Воспитатель говорит: Для того чтобы обучение шло быстро, надо чтобы и тот, кто учится, и тот, кто обучает, соблюдали определенные правила. Сегодня мы попробуем составить эти правила. Воспитатель раздает копии рабочего листа «Правила для эффективного обучения».

Воспитатель говорит: Рассчитайтесь на «первый – второй».

Первые номера, поднимите руки. Ваша задача – написать индивидуально, в течение двух минут, два-три правила для того, кто обучает.

Вторые номера, поднимите руки. Ваша задача – написать индивидуально, в течение

двух минут, два-три правила для того, кто учится. Ученики выполняют задание.

Воспитатель говорит: в течение двух минут обменяйтесь правилами в парах, дополните ваши таблицы.





Правила для эффективного обучения

Правила для того, кто обучает

(чтобы научить кого-то, нужно...)

Правила для того, кто учится

(чтобы научиться чему-то, нужно...)
















Воспитатель говорит: теперь от каждой пары, по очереди, представьте по одному правилу. Будьте внимательны, не повторяйте уже названные. Если ваши правила уже названы и вам нечего добавить, просто скажите «пас». По мере высказывания правил воспитатель записывает их на доске или большом листе бумаги.

Основная интерактивная часть.

Учитель говорит: Сейчас мы проведем эксперимент и узнаем, какие правила хороши, какие мы соблюдаем, а может быть, и узнаем новые правила. Инструктируя, педагог сам изображает все, что должны изображать участники, привлекая для этой демонстрации членов группы. Педагогу следует самому стать первым ведущим и провести репетицию упражнения, убедиться в том, что все правильно поняли инструкцию. Необходимо поддерживать быстрый темп упражнения.

Упражнение-разминка «Бык, пальма, слон». Все участники встают в круг. Инструкция:

«Сейчас мы выберем ведущего для этого упражнения. Он войдет внутрь круга и будет показывать на любого из нас, говоря одно из трех слов: слон, пальма, бык. В этот момент человек, на которого указал ведущий, и два его соседа с обеих сторон должны изображать то, что обозначает названное слово. Это должно происходить следующим образом. При слове «СЛОН» стоящий в центре изображает хобот, вытянув вперед одну руку. Другой рукой он берется за нос, обхватывая при этом первую

руку. Его соседи изображают уши слона, раздвинув руки полукольцом. При слове «ПАЛЬМА» стоящий в центре поднимает обе руки вверх и держит их параллельно. Его соседи изображают ветви и листья пальмы, подняв руки и раскачивая ими. При слове «БЫК» стоящий в центре наклоняет голову вперед и прикладывает руки к голове, изображая рога, соседи в это время бьют ногой: сосед слева – правой, а сосед справа – левой. Если человек ошибется, не изобразив того, что от него требуется, он становится на место ведущего. Упражнение требует внимательности, сосредоточьтесь, пожалуйста».

Воспитатель говорит: Поднимите руки те, кому было интересно. Хотите, чтобы было еще интереснее? Вы должны будете придумать новые фигуры, с условием, чтобы каждую из них тоже показывали три человека. Придумывать фигуры вы будете в группах, и у вас для этого будет 3 минуты.

Воспитатель разделяет суворовцев на 4-6 групп (по 4-6 человек). Важно, чтобы число членов группы равнялось числу групп или было на 1 больше. Каждый член группы получает карточку одного цвета (или с номером группы). После этого воспитатель дает сигнал к началу работы. Он следит за деятельностью групп, в случае необходимости оказывает помощь (возможные варианты описаны ниже).

Воспитатель говорит: Теперь, когда вы придумали новые фигуры, вы должны научить им своих товарищей из других групп. Для этого мы создадим новые группы: вы должны объединиться так, чтобы в каждой группе было по одной карточке каждого цвета. (Вариант с номерами – чтобы были номера от 1 до 6.) Воспитатель помогает сформировать новые группы.

Воспитатель говорит: каждый из вас должен научить своих товарищей новой фигуре. Для этого у каждого есть максимум полторы минуты. При обучении постарайтесь соблюдать правила, которые вы написали в начале занятия.

При выполнении задания воспитатель наблюдает за тем, как суворовцы обучают друг друга: как объясняют, показывают, переспрашивают, проявляют ли терпение; оценивает степень внимания и т. д.

По истечении времени воспитатель говорит: Эксперимент закончен! и просит суворовцев сесть на свои места.


Рефлексия


Воспитатель говорит: Давайте обсудим результаты нашего эксперимента.

•• Вспомните ситуации, когда вам надо было научить новой фигуре ваших товарищей (вы были в роли обучающих).

•• Все ли были внимательны?

•• Как вы себя чувствовали в тот момент, когда кто-то был невнимателен?

•• Приходилось ли вам объяснять несколько раз одно и то же?

•• Что вы сделали для того, чтобы все поняли и выучили новую фигуру?

•• Что можно было бы сделать по-другому?

•• Какие правила, из описанных вами в начале урока, соблюдались или игнорировались?

•• Какие новые правила вы можете предложить?

Воспитатель записывает предложения учащихся.

Воспитатель говорит: Каждому из нас в жизни приходится учиться и кого-то учить. Если мы будем делать это по правилам, то достигнем больших успехов. В течение 1 минуты подумайте и подчеркните в своих таблицах те правила, которые вы обещаете соблюдать.

Суворовцы выполняют задание.

Воспитатель говорит: Теперь вы сможете рассказать о своем решении.

Поднимите руки те, кто обещает соблюдать правило...

Поднимите руки те, кто обещает соблюдать правило...

Воспитатель говорит: Спасибо за активную работу и за голосование. Я надеюсь, что мы сможем соблюдать наши обещания и станем учиться еще лучше, чем раньше!

Другой вариант окончания (менее продолжительный и оставляющий в относительной тайне мнение обучающихся) – воспитатель может не опрашивать обучающихся, а сказать: мы не будем оглашать

наших решений, важно, что вы приняли их, и я надеюсь, что каждый из вас будет соблюдать эти правила в дальнейшем.


Варианты фигур в игре:

При слове «СЛОН» стоящий в центре изображает хобот, вытянув вперед одну руку. Другой рукой он берется за нос, обхватывая при этом первую руку. Его соседи изображают уши слона, раздвинув руки полукольцом.


«Стиральная машина»:

стоящие по бокам берут друг друга за руки и широко их раздвигают, образуя кольцо впереди стоящего в центре. Стоящий в центре наклоняется вперед, так чтобы его голова оказалась в кольце и начинает совершать ею вращательные движения, имитируя вращающееся в барабане машины белье.















Задания:

  1. «Тостер »: стоящие по бокам берут друг друга за руки, так чтобы стоящий в центре оказался внутри кольца из рук. Стоящий в центре начинает подпрыгивать, имитируя выпрыгивающий из тостера поджаренный хлеб.

  2. При слове «Миксер » стоящий в центре поднимает руки высоко в стороны над головами соседей. Соседи вращаются вокруг своей оси.

  3. При слове «ПАЛЬМА» стоящий в центре поднимает обе руки вверх и держит их параллельно. Его соседи изображают ветви и листья пальмы, подняв руки и раскачивая ими.

  4. При слове «БЫК» стоящий в центре наклоняет голову вперед и прикладывает руки к голове, изображая рога, соседи в это время бьют ногой: сосед слева – правой, а сосед справа – левой.

Подведение итогов.