Умножение числа на произведение
Цели: познакомить учащихся со свойством умножения числа на произведение; учить применять это свойство при решении задач и примеров; совершенствовать вычислительные навыки.
Цель урока: изучить способы умножения числа на произведение.
Задачи урока.
Образовательные:
- продолжить изучение действия умножения и его свойств;
- совершенствовать навыки быстрого счёта;
- продолжить работу над формированием умения решать задачи разными способами.
Развивающие:
- развивать навыки учебного сотрудничества;
- развивать логическое мышление.
Воспитывающие: воспитывать аккуратность, дисциплинированность, активность и самостоятельность учащихся.
Оборудование: проектор, презентация к уроку, экран, карточки с заданием, смайлики для самооценки.
Учебник: Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. и др. Математика. 4 класс. Часть 2. – М. Просвещение, 2010.
Ход урока
- Организационный момент.
Встало солнышко давно,
Заглянуло к нам в окно.
Мы за парты дружно сели,
На меня все посмотрели.
Математика нас ждет,
Начинаем наш урок.
- У. – Откройте тетради, запишите число, классная работа.
- Скажите пожалуйста, какие числа мы будем писать на минутке чистописания?
- Д. Число 73 и 100.
- У. Какое задание с этими числами вы можете предложить?
- Д. Найти сумму, разность, произведение этих чисел.
- У. Составьте и запишите выражения.
- Д. (1-2 ученика читают составленные выражения)
73+100=173;
100-73=27;
73*100=7.300
- У. Скажите, а как можно легко умножить или разделить на круглое число?
- Д. Нужно просто к этому числу прибавить или отнять количество нулей.
II. Актуализация знаний. Сообщение темы урока.
- У. Давайте с вами вспомним, как называются компоненты при умножении.
- Д. Множитель, множитель, произведение.
- У. А сейчас я вам предлагаю выполнить задание в карточках (Приложение 1). Карточки лежат у вас на столе. Скажите пожалуйста, что вам нужно найти?
- Д. Нам нужно найти произведение двух чисел.
- У. Верно, а как вы думаете для чего на нижней строчке расположены буквы?
- Д. Я думаю, что нужно перемножить числа, а потом их расставить по порядку.
- У. Хорошо, вычислите и расположите числа в порядке возрастания и тогда вы узнаете тему нашего урока.
- Д. Самостоятельная работа в карточках.
Множитель
|
8
|
3
|
6
|
5
|
4
|
2
|
9
|
5
|
6
|
Множитель
|
8
|
5
|
2
|
8
|
6
|
4
|
6
|
5
|
6
|
Произведение
|
61
|
15
|
12
|
40
|
24
|
8
|
54
|
25
|
36
|
|
е
|
н
|
м
|
н
|
о
|
у
|
и
|
ж
|
е
|
- Д. Тема нашего урока умножение.
- У.Правильно, а какой раздел мы с вами изучаем?
- Д. Мы продолжаем с вами изучать раздел умножение чисел оканчивающихся нулями.
- У. Рассмотрите пожалуйста рисунки (Приложение 2).
- Как можно сосчитать яблоки, начиная считать слева на право?
- Д. На каждой тарелке по три яблока, четыре тарелки, два ряда.
- У. Давайте запишем и решим выражение 3*(4*2)=3*8=24
- У. Давайте сосчитаем сверху вниз? Три яблока на тарелке, четыре ряда по 2 тарелки в каждом.
- Д. (3*4)*2=12*2=24
- У. Еще как можем сосчитать?
- Д. Можем количество цветов умножить на количество рядов слева на право и умножить на количество рядов. (3*2)*4=6*4=24
- У. Сравните пожалуйста результаты, что заметили.
- Д. Везде получилось 24.
У. Как мы с вами умножали число на произведение. Сколько получилось способов?
- Д. Мы нашли три способа умножения числа на произведение.
- Вывод: на доске появляется кластер умножение числа на произведение.
1) можно найти произведение и умножить число на полученный результат;
2) можно умножить число на первый множитель и полученный результат умножить на второй множитель;
3) можно умножить число на второй множитель и полученный результат умножить на первый множитель.
- У. Да, молодцы. Ребята, а скажите какое свойство помогло вам найти произведение, кто помнит?
- Д. Сочетательное свойство. (Слайд 3)
- У. С помощью букв его записывают так: a*(b*c)=(a*b)*c. Скажите, а для чего нам нужно знать это свойство.
- Д. Сочетательное свойство помогает выбрать более простой способ счета.
- У. Какие задачи поставите для себя на уроке?
- Д. Вспомнить свойства умножения, научится применять их при умножении числа на произведение. (Слайд 4)
Физминутка для глаз. (Слайд 5-6)
III. Работа над новым материалом. Работа по учебнику.
- У. Откройте учебники на стр.12 и прочитайте текст рядом с красной чертой.
- У. Что записано справа от рисунка, как по-разному можно найти, сколько всего рублей составляют эти монеты. Прочитайте первое выражение и объясните, как этим способом нашли, сколько всего рублей?
- Д. Здесь число 5 умножили на произведение чисел 4 и 2. Когда 4 умножили на 2, то узнали, что в двух рядах 8 монет, каждая монета по 5 рублей, умножив 5 на 8, узнали, сколько всего рублей.
- Затем дети объясняют, как узнали другими способами, сколько всего рублей.
- У. Теперь сравните выражения и скажите, как получили второе выражение из первого.
- Д. Умножили число 5 на 4 (на первый множитель) и результат 20 умножили на 2 (на второй множитель), получили тоже 40.
- У. Скажите, как получили третье выражение из первого?
- Д. Умножили число 5 на 2 (на второй множитель) и результат 10 умножили на 4 (на первый множитель), получилось тоже 40.
- У. Какой вывод можно сделать ?
- Д. Вывод: ученики называют три способа умножения числа на произведение:
- можно найти произведение и умножить число на полученный результат;
- можно умножить число на первый множитель и полученный результат умножить на второй множитель;
- можно умножить число на второй множитель и полученный результат умножить на первый множитель.
- У. Выполните задание 35. Что будете делать?
- Д. Нужно вычислить и сравнить способы вычислений и результат.
- Обсудите самостоятельно в парах как можно по-разному умножить число 7 на произведение чисел 2 и 5 и число 4 на произведение чисел 5 и 3?
- Устно назовите все способы и, сравнивая их, выберите наиболее удобный.
- Д. Обсуждают в парах и объясняют.
- Пример объяснения: 7 · (2 · 5).
1) Можно 2 умножить на 5, получится10, и 10 умножить на 7 – это устно выполнить легко.
2) Можно 7 умножить на 2, получится14, и 14 умножить на 5, получится 70-это труднее.
3) Можно 7 умножить на 5, получится 35, и 35 умножить на 2. получится 70-это труднее
Самый удобный первый способ, запишем его.
- У. №36 (С.12) самостоятельно по вариантам: (Слайд 7)
- ( 2 ученика работают за доской)
1- вариант: 1,2 пример,
2-вариант: 3,4.
Взаимопроверка, взаимооценка.( Проверка работы уч-ся у доски)
Ф и з к у л ь т м и н у т к а(презентация)
IV. Работа над пройденным материалом.
- У. А теперь найдите в учебнике №37 и прочитайте задачу. Расскажите о чем говорится в задаче?
- Д. В задаче говорится о коровах.
- У. Давайте составим краткую запись к задаче. Что известно.
- Д. Каждая корова дает в сутки 14 литров молока.
Учитель совместно с детьми записывает краткую запись.(1 корова – 14 л в сут.)
- У. Сколько коров в хозяйстве?
- Д. В хозяйстве 10 коров.
- У. Что нужно узнать?
-
Д. Сколько литров молока получат от 10 коров за7 суток. (10 коров – ? л за 7 сут.)
(Слайд 8)
1 корова – 14 л в сут.
10 коров – ? л за 7 сут.
- У. Запишите решение задачи разными способами.
- Какое правило будете применять?
- Д. Правило умножения числа на произведение.
I способ: 1) 14 · 10 = 140 ( л) – 10 коров за 1 сутки
2) 140 · 7 = 980 (л)
II способ: 1) 14 · 7 = 98 (л) – 1 корова за 7 суток
2) 98 · 10 = 980 (л)
О т в е т: 980 л молока получают от 10 коров за 7 суток.
Самопроверка по образцу (Слайд 9-10) оценивание.
V. Итоги урока.
- У. Ребята, чему научились сегодня на уроке?
- Как можно умножить число на произведение?
- Д. Число на произведение можно умножить тремя способами.(Рассказывают пользуясь алгоритмом на доске .)
- можно найти произведение и умножить число на полученный результат;
- можно умножить число на первый множитель и полученный результат умножить на второй множитель;
- можно умножить число на второй множитель и полученный результат умножить на первый множитель.
- У. Какое свойство помогает в вычислениях.
- Д. Помогает сочетательное свойство умножения.
- У. Для чего мы применяем это свойство.
- Д. Сочетательное свойство помогает изменить порядок выполнения действий и выбрать более удобный способ решения.
- У. Как вы считаете, все цели, которые мы поставили себе в начале урока достигнуты или нет?
- Над чем еще нужно поработать?
- Оцените свою работу на уроке в целом. (Смайлик)
Домашнее задание: (Слайд 11) (объяснить задание)
- У. Откройте дневники и запишите домашнее задание:
стр.12 №38; №39.
Спасибо за урок!