Алгебра, 7 класс
Тема: «Взаимное расположение графиков линейных функций»
Оборудование: ПК, программа ADVANCED GRAPHER.
Цели:
Отработка навыков построения графиков функции вида y=kx+b;
Выяснение влияния значений k и b на положение графиков;
Выяснение влияния значения параметра k на взаимное расположение графиков линейных функций.
формирование навыков работы с программой ADVANCED GRAPHER;
1.Воспитание коммуникативной и информационной культуры учащихся;
2.Умение учащихся данной группы построить на короткое время взаимодействие, исходя из особенностей задач.
1. Интеллектуальное, эмоциональное, личностное развитие ученика;
2. Развитие осмысленного отношения к своей деятельности;
3. Развитие самостоятельности мышления: выделять главное, видеть общую закономерность и делать обобщённые выводы.
Ход урока:
1.Организационный момент
Девизом к нашему уроку я хочу предложить такие слова «Каждое дело творчески, иначе зачем?»
Давайте творить.
2. Актуализация знаний
Задание распределить данные функции по группам и построить графики каждой группы в программе ADVANCED GRAPHER разными цветами: y=x2, y=2x+5, y=8,y=x3, y=x, y=-3x-6;
y=x2 +7
На сколько групп вы распределили данные функции? (На две)
Какие функции отнесли к первой группе и почему? (Графиками данных функций не являются прямыми.)
Группы указанные учащиеся записывают на доске
Какие функции отнесли ко второй группе и почему? (Графиками данных функций являются прямые.)
Обратите внимание на вторую группу формул.
- Как называются функции из второй группы? (линейные)
- Назовите коэффициент при x в формулах этих линейных функций? (2,-3,-0)
- Сколько точек достаточно для построения графиков этих функций? (двух)
- Как могут располагаться две произвольные прямые на плоскости? ( Две прямые могут быть параллельными, могут пересекаться и совпадать)
3. Введение в тему. Постановка учебных задач на уроке.
Мы с вами знаем, что графиком линейной функции является прямая, поэтому графики двух линейных функций тоже могут быть параллельными, могут пересекаться и совпадать.
А теперь выясним, что нового должны узнать на уроке, что выяснить, чему научиться? (Расположение графиков линейных функций)
На основе предыдущих рассуждений попытайтесь самостоятельно сформулировать тему урока. ( Взаимное расположение графиков линейных функций)
Учитель корректирует ответы учащихся.
Давайте запишем в тетрадь тему урока: «Взаимное расположение графиков линейных функций»
Выясним, что должны узнать на уроке.
Попытайтесь самостоятельно поставить цель, которую вы хотите достичь.
( Возможны ответы:
- Должны рассмотреть параллельность, пересечение и совпадение графиков линейных функций;
- Графики, каких линейных функций параллельны, пересекаются, совпадают;
- От чего зависит параллельность, пересечение, совпадение графиков линейных функций)
4.Ознакомление с новым материалом.
- А сейчас вы выполните графическую работу с помощью ADVANCED GRAPHER, которая поможет вам ответить на поставленные вопросы.
Задание №1:
В одной системе координат постройте с помощью ADVANCED GRAPHER графики функций:
y=0.5x+1,5; y=0,5x; y=0,5x-2.
Что можно сказать про графики линейных функций? (они параллельны)
Что можно сказать про коэффициенты b и k в формулах? (k равны, b не равны)
Вывод? (если у линейных функций угловой коэффициент одинаковый, то их графики параллельны)
Задание №2:
В одной системе координат постройте с помощью ADVANCED GRAPHER графики функций:
y=-x+3; y=1,5x+3; y=0,25x+3
Что можно сказать про графики линейных функций? (они пересекаются в одной точке (0;3))
Что можно сказать про коэффициенты b и k в формулах? (b равны, k не равны)
Вывод? (график линейной функции пересекает ось OY в точке (0;b))
- Обратите внимание на цели, которые вы поставили в начале урока. На какой вопрос осталось ответить? (в каком случае графики двух функций совпадают)
-В каком же случае графики двух функций совпадают? (графики двух функций совпадают если совпадают k и b.
Динамическая пауза (этап физической разрядки).
Зарядка. Мы хорошо поработали, пришло время отдохнуть, а заодно проверить, как вы помните влияние коэффициентов на график функции. После такой работы нужно потянуться и распрямить свой позвоночник.
Мы засиделись. Нужно расправить свои плечи и потянуться. Встанем. Выпрямимся. Начинаем нашу разминку.
Ось ординат. Раз. Два. Потянулись. Ось абсцисс. Потянулись.
Прямая у = kx + b.
k – положительное. Наклон вправо – к положительной полуоси абсцисс. Потянулись.
k – отрицательное. Наклон влево – к отрицательной полуоси абсцисс. Потянулись.
у = 2х – 8 у = 2 – 3х у = – 2х – 11 у = 5 + х у = – 5х + 8 у = 9х – 2 у = 4х + 1 у = 2х – 8 у = – х +3 у = – 2 – 5х у = 2х – 4
Молодцы, садитесь.
6.Первичное осмысление и закрепление изученного.
группа. Работа с карточкой.
В одной системе координат с помощью ADVANCED GRAPHER построены графики функций
у = -0,4х и у = 2.
Определите по графику координаты точки их пересечения и найдите сумму этих координат.
группа. Работа с учащимися .
В одной системе координат с помощью ADVANCED GRAPHER построены графики функций
у =
х ; у = -3х
Определите по графику координаты точки их пересечения и найдите сумму этих координат.
7. Итог урока
Каждый ученик оценивает свои знания полученные на уроке.
Учитель устанавливает соответствие между поставленными задачами и результатами, выносит коррективы, анализирует учебную деятельность.
Домашнее задание. №940; 942; 944.