3. Работа по теме урока | Групповая работа. Распределение заданий. Создание проблемной ситуации. Аналитическая работа по тексту. Приём познавательной активности через творческое задание | - Кто, по-вашему, является главным героем рассказа? А кто его окружает? Запишем в тетрадях в виде кластера | Том, его родители, брат. Григсби, толпа (оформляем в виде кластера) | Личностные: ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях, регулятивные:поиск и выделение необходимой информации, умение строить речевое высказывание, коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации | Вырабатывать уважительное отношение друг к другу при работе в группах; умение презентовать свою работу; установление тематических рамок учебной деятельности |
- В рассказе есть ещё одно действующее лицо. Как вы думаете, кого я имею в виду? - Какое чувство объединяет людей, стоящих в очереди? - Почему люди в очереди ненавидят всё, что связано с цивилизацией? Работа со словарём. - Что под этим словом понимают герои рассказа? Почему не хотят повторения этого? - А что они ненавидят? - Оформим всё это в виде схемы (см. презентация) - А каково же настоящее? А будущее? - Герои рассказ не хотят повторения цивилизации. Что они для этого делают? (см. презентация) - Каким смыслом наполняется слово «праздник» для тех, кто стоит в очереди? Работа с эпизодом. Обратимся к эпизоду, в котором Том вспоминает о праздниках и посмотрим, как передается разрушительный характер действий людей «нового общества». - Чтобы доказать абсурдность этих высказываний, давайте вспомним общеупотребительное значение слова «праздник» и наши ассоциации, связанные с праздником. - Наши представления противоположны их представлениям о празднике. У них искажённые ценности, искажённый взгляд на мир. - А как автор называет представителей этого общества? - Продолжим схему: настоящее «новые троглодиты» - Пришедшие на праздник люди выстроились в очередь. Однородна ли эта очередь? - Как автор говорит об этом человеке? - Значит, есть у этих людей будущее. Продолжим нашу схему: (см. презентация) - За чем выстроилась очередь? - А когда мы видим картину, что нам хочется делать? Недавно мы с вами посетили выставку художников-импрессионистов в КВЦ имени Тенишевых, для чего? - Правильно, для нас обычная ценность – сохранить красоту. А у них, как мы уже отметили, искаженные ценности. - А о какой картине идет речь? - Что произошло в душе Тома, когда он увидел картину? - Какие чувства переполняли его в тот момент? - Есть ли в тексте что-то, позволяющее предположить, что Том не станет принимать участие в надругательстве над картиной? - Обратимся к сцене уничтожения картины. Чтение эпизода. - Подберите слово, которое наиболее ёмко, точно определяло бы то, что было совершено толпой из рассказа Рея Бредбери «Улыбка» по отношению к картине? - Приходилось ли вам сталкиваться с подобного рода разрушительными действиями к памятникам культуры? Почему это происходит? | Улыбка – главное действующее лицо. Это символ добра, любви, души, потому что в улыбке мальчик увидел красоту: «Она красивая». Их объединяет усталость, недовольство жизнью. Но самое главное – ненависть к Прошлому. Человек ненавидит то, что его сгубило, что ему жизнь поломало. Так уж он устроен. Неразумно, может быть, но такова человеческая природа. Цивилизация – определённая ступень развития общества, его материальной и духовной культуры. Цивилизация для них – разрушение. Они не хотят её повторения, потому что она их разрушила их жизнь. Они ненавидят «ораву идиотов», их систему ценностей, всё, что, по мнению людей из очереди, может привести к возвращению прежней цивилизации. - Из рассказа мы очень мало знаем о людях предыдущей эпохи. Известно, что их цивилизация пришла в упадок вследствие «одной сплошной катавасии». - Они разрушают всё, что в их сознании является своеобразными символами цивилизации – новые, исправные или действующие предметы. - «Праздники» людей будущего – это «праздники ненависти»: люди заняты разрушением, продиктованным этим чувством. - Уничтожением последнего автомобиля. - Возможность разбить переднее стекло, - Взорвать типографию. Праздник: радость, красота, любование красотой природы и произведениями искусства (см. презентация) «Новые троглодиты». - Большинство ненавидят цивилизацию, стремятся к полному её разрушению. - Один человек из очереди высказывает особое мнение: «А я так готов её терпеть. Не всё, конечно, но были в ней свои хорошие стороны…» - «Человек с душой. -Человек, у которого душа лежит к красивому». Будущее: «башковитый человек, у которого душа лежит к красивому» - Посмотреть на картину. Им разрешено на неё плюнуть, но нельзя кидать камнями. Всем хотелось поиздеваться над ней. - Посмотреть, полюбоваться, насладиться, запомнить… Рассказ ученицы о картине «Мона Лиза» (см. презентация) Потрясение «Женщина на картине улыбалась таинственно-печально, и Том, отвечая на её взгляд, чувствовал, как колотится его сердце, а в ушах будто звучала музыка». Работа в группах. I группа доказывает неожиданность поступка Тома - Том, несмотря на ранний час и дальнее расстояние, пришёл в город и стоит в очереди для того, чтобы принять участие в «празднике». - Том с готовностью подтверждает предположение Григсби о том, что сумеет плюнуть в самую точку. - Всё это готовит нас к тому, что Том поступит как все и как всегда. II группа находит в тексте мотивацию отказа Тома плюнуть в картину - Том трижды пытался завязать беседу о портрете, каждую фразу начиная со слова «говорят»: 1)«говорят, она улыбается»; 2)«говорят, она сделана из краски и холста»; 3)«говорят, ей четыреста лет». - Том наделен воображением, он словно услышал, как стекло рассыпается сверкающими осколками». Вандализм. Варварство. (работа со словарём) (см.презентация) Это совершают люди грубые, невежественные, жестокие, не умеющие ценить культуру, историю своего народа. |
5.Актуализация знаний. | Организация деятельности по применению полученных знаний. | Оформим наши выводы в форме синквэйна. 1 группа пишет о Томе, 2 группа – об улыбке. - Значит, Том – человек будущего. А почему Бредбери именно мальчика выбирает для человека будущего? Что его изменило? - Обратимся к последним строкам рассказа: «Мир спал…». (Текст читает учитель под тихое сопровождение «Лунной сонаты»). - Что слышим в последних строках рассказа? Есть ли надежда, что мир возродится? - А теперь запишем результат в тему урока: «Тревога + надежда=возрождение или красота спасет мир!» | Том Любознательный, смелый Видит, слышит, чувствует. Том спас чудесную улыбку. «Человек с душой». Улыбка Ласковая, добрая Притягивает, согревает, спасает. Улыбка – символ бессмертной души. Красота. - Есть надежда, что мир изменится, если в этом мире есть человек, способный сохранить душу. Том способен видеть, чувствовать, ценить красоту. И хочется верить, что красота всё-таки спасёт мир и приведет его к возрождению. | Личностные: познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание | Умение грамотно выражать вои мысли |