Предмет: география
Класс: 5 «б»
Автор УМК: Алексеев А.И., Липкина Е.К., Николина В.В.
Тема урока: «Градусная сетка »
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Цель урока: формирование понятий «параллель», «меридиан» - линий градусной сетки.
Формы работы обучающихся: фронтальная, групповая, индивидуальная
Методы обучения: наглядно-иллюстративный, частично-поисковый, практическая работа
Технология проведения урока : объяснительно-иллюстративного обучения, формирования учебной деятельности школьников, коммуникативно-диалоговой деятельности, ИКТ.
Деятельностная цель : формирование УУД при изучении градусной сетки.
Предметно-дидактическая цель: изучение обучающимися градусной сетки.
Учитель: Пивненко Е.П.
Организационный момент.
Мотивация к деятельности
Приветствие. Включение в деловой ритм. Проверка готовности обучающихся к уроку. Рефлексия настроения и эмоционального состояния
Актуализация знаний
Проблемная ситуация.
В чем сходство шахматной доски и географической карты? (сетка)
Какова тема нашего урока? (градусная сетка)
Сформулируйте цели нашего урока. (дети читают вопросы в учебнике)
А какая самая главная цель нашего урока?
-формирование представлений о … (вывешивается на доску таблички с названиями «параллелях, меридианах»)
- В ходе урока мы будем заполнять таблицу и работать с контурной картой.
- Как вы думаете, понадобиться ли нам в жизни знания о градусной сетке?
Работа по карте.
Работа с текстом учебника на с. 44.
Работа по рис. 30 на с.44 и заполнение таблицы.
Найдите на рисунке экватор. Экватор – самая длинная параллель. Все точки, лежащие на одной параллели, находятся на одинаковом расстоянии от экватора.
Какое направление можно определить по параллелям? Запишите в таблицу.
Начало отсчета параллелей?
Окончание отсчета?
Какова длина в градусах?
Какова длина в км?
Сколько км содержит 1 градус?
- используйте слова из глоссария (Глосса́рий (лат. glossarium — «собрание глосс») — словарь узкоспециализированных терминов в какой-либо отрасли знаний с толкованием, иногда переводом на другой язык, комментариями и примерами
Работа по рис. 31 на с. 44 и 45.
Прочитайте определение «меридиан»
Какое направление можно определить по меридианам? Запишите в таблицу.
Начало отсчета меридианов?
Окончание отсчета?
Какова длина в градусах?
Какова длина в км?
Сколько км содержит 1 градус?
Какую форму имеет на глобусе?
Какую форму имеет на карте полушарий.
Работа по рис. 33 на с. 46.
- Объясните, почему на первом рисунке неправильное определение направлений?
6. Работа по карте «Физическая карта Российской Федерации».
- Рассмотрите, как изображены параллели и меридианы на карте.
Включение нового знания в систему знаний и повторений.
Работа на контурной карте в тренажерах.
- Обведите 40 параллель северного полушария цветным карандашом.
- Какие материки она пересекает?
-Обведите 20 меридиан восточного полушария цветным карандашом.
- Какие материки она пересекает?
2. В каких полушариях находится Сосновый Бор?
3. Географический диктант.
- Вставьте пропущенные слова
Вставьте пропущенное слово.
1. Условная линия, проведенная параллельно экватору-…
2. Самая длинная параллель-…….
3. Точки Земли, через которую проходит воображаемая земная ось-…….
4. Самая короткая параллель-….
5. Условные линии, соединяющие Северный и Южный полюса-…
6. Что является границей между Северным и Южным полушариями-…..
Рефлексия деятельности.
Ответьте на вопросы:
1. Я сегодня на уроке узнал, что ….
2. Я сегодня на уроке научился ….
3. Я сегодня на уроке понял…
4. Я поставлю себе за урок оценку…
Итог. Домашнее задание.
- Что такое градусная сетка?
- Как выглядит градусная сетка на глобусе и картах? (переставление карточек с понятиями на доске)
- Как ведут отсчет параллелей и меридианов?
С. 44 – 47., ответить на вопросы 1 – 9 на с. 47. Т. С. 20 № 18