СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок истории в 6 классе по теме «Борьба Руси с западными завоевателями»

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок составлен с использованием технологии дифференцированного подхода, ИКТ и технологии проблемного обучения. 

Просмотр содержимого документа
«Урок истории в 6 классе по теме «Борьба Руси с западными завоевателями»»

Урок истории в 6 классе по теме «Борьба Руси с западными завоевателями»

Учитель МАОУ СОШ № 7 имени Г.К. Жукова Иваничкина Олеся Александровна.


Цель:  познакомить учащихся с ходом нашествия крестоносцев на Русь; показать героизм русского и других народов в борьбе с крестоносцами.

Задачи:

Образовательные:

1) научить оценивать влияние феодальной раздробленности на состояние обороноспособности  Руси;

2) познакомить с этапами нашествия крестоносцев на Русь, направлением ударов крестоносцев и решающими битвами с использованием карты;

3) познакомить учащихся с личностью Александра Невского, дать оценку его деятельности;

4) определить историческое значение  нашествия крестоносцев для дальнейшего развития русского государства.

Развивающие:

1) Развивать навыки работы с текстом учебника, исторической картой;

2) учиться  анализировать проблемную ситуацию;

2) развивать умения определять и  объяснять термины: «крестоносцы», «ополчение»;

3) развить навыки работы с тестами,   умения составлять хронологическую  таблицу.

Воспитательные:

1) Воспитание чувства патриотизма и любви к родине на примере героизма  русского народа в борьбе с западными завоевателями;

2) Подчеркнуть важность сильной государственной власти для нормальной жизнедеятельности народа и страны в целом.

Основные понятия и термины:  крестоносцы, ополченцы.

Оборудование: интерактивная доска, компьютер, учебник “История России. С древнейших времен до конца XVI века” 6 класс (Данилов А.А., Косулина Л.Г. -М.: Просвещение); карта «Русь в середине XIII века», презентация, карточки с разноуровневыми заданиями, рабочие листы для обучающихся.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: урок-исследование.


Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.

1. Работа с картой. Дается одному из обучающихся задание по работе с картой: проследить направления движения войск Батыя. На доске открывается цифровой образовательный ресурс «Татаро-монгольское нашествие на Русь».

(http://fcior.edu.ru/catalog/osnovnoe_obshee?discipline_oo=7&class=6&learning_character=1&accessibility_restriction=&moduletypes%5B0%5D=1&page=9)

Ассистентом назначается другой ученик, который готовит пересказ по теме: «Походы Батыя на Русь», пользуясь заранее написанным дома планом ответа.

2. Фронтальный опрос:

- Когда произошла первая встреча русских дружин с монголо-татарами?

- Какие страны завоевали монголо-татары, прежде чем отправиться на Русь?

- Почему монголы не знали поражения? В чем была их сила?

- Какую задачу поставил Чингисхан перед монголами, начав завоевательные походы?

- Кто и когда возглавил поход на русскую землю?

- Сколько походов предпринял Батый на Русь?

- Почему русские княжества терпели поражение?

3. Работа с разноуровневыми карточками. Обучающиеся могут сами выбрать себе задание любой сложности. Карточки, помеченные красным цветом – для сильных ребят; белые отражают средний уровень; синие – для слабоуспевающих.

1 уровень (слабый) Соотнесите даты и события.

1. 1237 г.                 4. 1223 г.

2. март 1238 г.        5. 1239 г.

3. 1240 г.                 6. 1242 г.

1.  Окончание походов монголо-татар, их возвращение на Нижнюю Волгу.

2.  Битва на реке Калка.

3.  Битва на реке Сить.

4.  Взятие Киева.

5.  Начало первого похода на Русь.

6.  Начало второго похода на Русь.

 2 уровень (средний) Определите время перечисленных событий.

1. Избрание Чингисхана великим ханом.

2. Битва на Калке.

3. Начало нашествия на Русь.

4. Начало второго похода Батыя на Русь.

5. Окончание первого похода на Русь.

6. Битва на реке Сить.

 3 уровень (сильный) Определите последовательность событий.

1.  Битва на реке Сить.

2. Разгром Рязанского княжества.

3.  Взятие Козельска.

4.  Возвращение монгольских войск на Нижнюю Волгу.

5.  Второй поход Батый на Русь.

6.  Битва на Калке.

III. Мотивационно-целевой этап.

Время не сохранило для нас сколько-нибудь точного портрета этого человека. Но добрая память о нем заставляет самых отдаленных потомков представлять его прекрасным. Его слава столь велика, что живописцы и иконописцы, ничего не зная о его настоящем облике, из века в век творят образ могучего война с совершенными чертами лица. Посмотрите на репродукцию картины П.Д. Корина (ЦОР http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/e5ebcdb0-f684-4410-8815-5c82c33b0633/%5BIS6IR_4-15%5D_%5BPD_01%5D.html). Кто изображен на ней? Ответ: Александр Невский. Каким он был? Прослушайте, пожалуйста, заранее подготовленное сообщение вашего одноклассника об этом князе.

Ответ обучающегося, получившего опережающее задание.

«Черные годы» - вот точное название целой эпохи в истории Русской земли, времен жизни и деятельности князя Александра Невского, его братьев и сыновей. Давайте посмотрим на хронологию того периода (цифровой образовательный ресурс http://fcior.edu.ru/catalog/osnovnoe_obshee?discipline_oo=7&class=6&learning_character=1&accessibility_restriction=&moduletypes%5B0%5D=1&page=7)

Проблемный вопрос: Какую роль сыграл этот князь в истории своей страны? Почему русским войскам удалось одержать победу над западными завоевателями?

Итак, тема нашего урока: «Борьба Руси с западными завоевателями». Вы видите на своих партах рабочие листы. По ходу урока, вы должны заполнить их.

IV. Новый материал.

1. Невская битва и Ледовое побоище.

Одновременно с монгольским нашествием русскому народу пришлось выдержать тяжелую борьбу с западными завоевателями: шведами, датскими и немецкими рыцарями-крестоносцами.

Кто такие крестоносцы? Почему же их так привлекали русские земли? Какие цели преследовали шведские феодалы и немецкие рыцари?

Самостоятельная работа с учебником с. 112-114.

Отметить ответы в рабочем листе.

Динамическая пауза. Представим себе, что мы дружинники у князя. Давайте проведем физическую подготовку к бою. Учитель дает несколько простых упражнений: приседания, махи руками, выпады.

Новый материал. В это время в Новгороде правил 19-летний князь Александр Ярославич. Именно ему предстояло померяться силами с немцами и шведами, которые хотели воспользоваться тяжелым положением Руси и утвердить свои позиции на Востоке.

Представим себе, что мы дружинники у князя и имеем возможность рассказать о далеких событиях того времени. Выполните задания в группах.

1 группа: работая с текстом параграфа, ответьте на вопросы и запишите их в рабочий лист.

- опишите события битвы;

- охарактеризуйте стратегию и тактику, которую применил князь в ходе битвы;

- приведите примеры мужества и героизма русских воинов и князя;

- определите причины победы Александра в ходе Невской битвы.

2 группа:

- опишите события битвы;

- проанализируйте боевой порядок войск Ордена, отметьте их сильные и слабые стороны;

- охарактеризуйте стратегию и тактику, которую применил князь в ходе битвы;

- приведите примеры мужества и героизма русских воинов и князя;

- определите причины победы Александра в ходе Ледового побоища.

(Проверка выполнения задания, подведение итогов изучения вопросов). В результате на доске появляются две картосхемы Невской битвы и Ледового побоища.

2. Значение побед над шведами и крестоносцами.

Историк Феннел оценивал Невскую битву как мелкую стычку. Так ли это? Давайте обсудим и определим значение побед русских воинов над шведами и крестоносцами. После обсуждения учитель презентует на доске схему: «Значение побед над шведами и крестоносцами»

Сохранение важнейших торговых путей, православия.

Сохранение новгородских земель.

Поражение рыцарей остановило их наступление на Восток.

V. Подведение итогов урока.

Демонстрация кадров из кинофильма С.Эйзенштейна «Александр Невский». И обсуждение проблемных вопросов, поставленных в начале урока: почему русским воинам удалось остановить крестоносцев, но не Батыя?

- Полководческий талант А. Невского.

- Мужество и героизм русских воинов.

- Слаженность в действиях новгородской и суздальской дружин и новгородского ополчения.

VI. Закрепление нового материала. Тестирование по новой теме и его самопроверка.

1. Участники походов против Руси (выбери несколько правильных вариантов).

а) шведские феодалы

б) племена ливов и эстов

в) немецкие рыцари

2. Назови дату Невской битвы

а) 1237 г. б) 1240 г. в) 1242 г.

3. Как называлась битва, произошедшая на Чудском озере?

а) Новгородское сражение

б) Ледовая баталия

в) Ледовое побоище

4. Назови дату битвы на Чудском озере.

а) 1237 г. б) 1240 г. в) 1242 г.

5. Какое из политических событий произошло позже остальных?

а) Крещение Руси;

б) Ледовое побоище;

в) Невская битва;

г) призвание варягов.

Выставление оценок.

VII. Домашнее задание. Даются разноуровневые задания, обучающиеся сами выбирают степень сложности.

1 уровень: - В 1942 году в период ВОВ был учрежден орден Александра Невского. Его вручали отличившимся военачальникам. Узнайте, за что вручали этот орден?

2 уровень: - Через сколько лет после взятия Батыем Рязани произошла Невская битва? Как изменилась ситуация в эти годы во Владимиро-Суздальском княжестве, родной земле Александра Невского?

3 уровень: - Подготовка презентаций по выбору: Невская битва или Ледовое побоище.

Приложение 1. Рабочий лист.

Задание 1. Шведские феодалы и рыцари-крестоносцы вторглись в русские земли с целью (возможно несколько вариантов ответа):

а) обратить русских в католическую веру;

б) помочь населению избавиться от монголо-татарской зависимости;

в) завоевать богатые земли Новгорода и Пскова;

г) превратить русских людей в своих работников.

Задание 2.

а) запиши дату Невской битвы ______________________________________

б) дай определение понятию «ополчение», «крестоносцы» -_________________________

Задание 3. Отметь, в чем проявилось полководческое искусство Александра Ярославича в Невской битве (цифры обведите кружочком и выпишите на специально отведенной строке).

Заранее разведал расположение войск противника и его планы.

Использовал тактику засады.

Внезапно напал на лагерь противника.

Преградил противнику отход к кораблям.

Использовал прием обманного отступления.

Умело использовал особенности местности.

Скоординировал действия княжеской дружины и новгородского ополчения.

Скоординировал действия суздальской дружины и новгородского ополчения.

Хорошо изучил боевые приемы противника.

_____________________________

Задание 4.

а) Запиши дату Ледового побоища __________________________________

б) На берегу какого озера произошла битва _____________________________

в) Отметь, в чем проявилось полководческое искусство Александра Невского в битве на Чудском озере (выбери правильный ответ из задания 3 и выпиши на специально отведенной строке)

__________________________________________

Задание 5. В чем историческое значение борьбы русского народа с западными завоевателями?(выбери правильный ответ)

1. Была устранена угроза со стороны западных государств.

2. Русь приняла новую религию – католицизм.

3. Русь отстояла свою территорию и веру от посягательств шведских феодалов и немецких рыцарей.