СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по теме : "Звук (ж), буква Ж

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок  обучения грамоте в 1 классе по программе "Начальная школа 21 века". На уроке дети знакомятся с новым звуком и буквой, учатся читать слоги и слова с этой буквой, анализируют, развивают мышление и память, учатся работать в группе и парами. 

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме : "Звук (ж), буква Ж»

Урок обучения грамоте  в 1 классе


Тема  урока:  Звуки [ ж], буква Ж.


УМК «Начальная школа XXI века»

Учитель начальных классов МБОУ г.Астрахани «СОШ№64» : Кириллова А.Н.



Тема  урока:  Звуки [ ж], буква Ж.


Тип урока: урок открытия нового знания.


Цель: создать условия для осознания и осмысления нового материала.


Задачи урока:     предметные:

  • познакомить  с буквой  Ж ж и звуком   [ж];

  • учить выполнять звукобуквенный анализ слов;

  • учить читать слоги, слова, предложения, рассказы с новой буквой.


метапедметные:

регулятивные:

принимать и сохранять учебную задачу;

адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей;

планировать свои действия


Личностные:

высказывать своё мнение

  • воспитывать интерес к чтению;

  • привитие навыков культурного общения;

  • воспитывать уважение к мнению других, умение слушать друг друга.


Методы обучения:

  • Словесный, наглядный, проблемный, частично- поисковый.


Формы обучения:

    • фронтальная работа;

    • парная;

    • индивидуальная


Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация, предметные картинки, фишки для обозначения звуков, , образцы печатных букв «Ж» и «ж».

Технологическая карта урока


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые

УУД

1. Самоопределение к учебной деятельности. Организационный

момент.



Прозвенел звонок и смолк,

Начинается урок.

На меня все посмотрели

И за парты тихо сели.

- Ребята, а какой у вас девиз?

Я надеюсь, что у вас хорошее настроение и хочу пожелать удачи в нашем путешествии за новыми знаниями.







Больше дела – меньше слов.





Личностные:

учебно-познавательный интерес к новому учебному ма­териалу.


Регулятивные:

волевая саморегуляция.


2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.



- Ребята, сегодня мы продолжим знакомство с «жителями» города «Алфавитинск». Но сначала давайте вспомним, какие известные нам буквы «проживают» в этом удивительном городе.

Как мы обычно это делаем?

А зачем мы играем в эту игру?

Игра «Живые буквы»


1) Встаньте те ребята, у которых на карточках написаны буквы, обозначающие гласные звуки.


2) Назовите лишнюю букву. Почему?


3) Встаньте те, у кого написаны «хитрые буквы».


4)Встаньте те, у кого написаны буквы, обозначающие непарные звонкие согласные звуки.


5)Встаньте те, у кого на карточках написаны буквы, обозначающие парные звонкие согласные звуки.


6) К ним присоединятсяучащиеся с буквами, которые обозначают парные глухие согласные звуки. Образуйте пары.


- Ребята, как вы думаете, почему ученик, у которого на карточке написана буква Ж, не смог определиться, к каким буквам ему присоединиться?






Участвуют в игре, выходят к доске с карточками, на которых написаны соответствующие буквы.

1) (А, о, у, э, ы, и)


2) (и – обозначает мягкость предшествующего согласного.)

3) (Я, ю, ё, е)



4) (Й, н, л, м, р)




5) (Б, в, г, д, з,)



6) (П, ф, к, т, с)






-Эту букву еще не изучали.


Познавательные:

логические:

выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов.

3. Постановка учебной задачи.






- Ребята, какие затруднения возникли в ходе игры?

- Я надеюсь, сегодня на уроке мы сумеем устранить все возникшие затруднения.

- Мы с вами вспомнили всех известных нам «жителей» города «Алфавитинск», а узнать с какой буквой мы сегодня познакомимся,а также определить тему урока поможет игра «Доскажи словечко».


Вяжет мама длинный шарф,

Потому что сын….




Лежебока рыжий кот

Отлежал себе….


- Назовите первые звуки слов - отгадок.


- А теперь попытайтесь сформулировать тему урока.


- Чему вы должны научиться на уроке? Сформулируйте цели урока.

Создание проблемной ситуации

- Ребята, у нас появилась проблема.Жители города прислали нам телеграмму, в которой сообщают, что звук, с которым мы сегодня познакомимся - особенный.Вам предстоит выяснить, в чем его особенность.


- Не знаем, к какой группе букв относится новая буква.







Отгадывают загадки.



жираф




живот



Называют первый звук слов-отгадок: [ж].

Формулируют тему урока:

Звук [ж], буква Ж.


Формулируют цели:

-познакомиться со звуком [ж] и буквой Ж.

- учиться читать слоги, слова,

тексты с новой буквой.




Регулятивные:

целеполагание.


Познавательные:

общеучебные:

самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели.

4. Построение

проекта выхода из затруднения(«открытие» нового знания).

























-В каком районе (гласных или согласных) будет проживать этот звук?

- Может, кто-то из вас уже догадался, почему этот звук особенный?

-Тогда давайте будем решать эту проблему.


1. Составление плана решения проблемы

Исследование нового звука вы будете проводить в парах.

Давайте составим план исследования.

Если это согласный звук, что еще вы должны о нем рассказать?


-Как узнать, какой он, звонкий или глухой?



Как узнать, бывает ли он твердым или мягким?



2. Поиск решения проблемы – открытие нового знания. Откройте учебник. Рассмотрите стр. 122 .Как мы будем работать?


- Ребята, посовещайтесь с соседом по парте, сделайте звуковой анализ слов «лыжи» и «пирожок» на основе моделей, составьте звуковые схемы этих слов, поставьте все известные вам буквы,

подготовьте характеристику звука [ж] по плану, который мы с вами обсудили и постарайтесь определить, в чем особенность изучаемого звука.


3. Представление результатов исследования.

А сейчас послушаем представителя, который расскажет о результатах своих исследований.



- Какие проблемы возникли при исследовании нового звука?


В чем особенность звука [ж]?


- В каком районе «проживает» звук [ж]?

Как проверить, правильно ли мы сделали вывод ( чтение правила)

4. Игра «Подбери слово»

- Может быть, в других словах звук [ж] произносится мягко? Работа со словарями.

- Придумайте слова с новым звуком.

- Удалось ли кому-то подобрать слово, где звук [ж] звучит мягко?

5. Физкультминутка ( игра: если в слове есть звук Ж вы хлопаете в ладоши; если нет- покачать головкой)

Желток, месяц, жаба, жадина, шить, снежок, лыжи, шорох, шипеть, жетон


6. Знакомство с новой буквой

-Кто знает, какой буквой обозначается звук [ж]?

- На что похожа буква Ж?

- Многие поэты заметили сходство буквы Ж,

с жуком, со снежинкой и сочинили такие стихи.


Выкладывание буквы из палочек










7. Чтение слогов с буквой «Ж, ж».

- Прочитайте слоги.

- Прочитайте слоги, в которых гласные указывают на мягкость согласного.

- Мягко или твердо прозвучал звук [ж]? Почему?

-В районе согласных.



-Выдвигают версии.







-Звонкий он или глухой, мягкий или твердый.


-Приложить руку к ушам и послушать работает ли «моторчик».

- Послушать, как он звучит в словах.




Учащиеся работают друг с другом: соотносят звуковую форму слов с буквенной, заменяют фишки в моделях слов буквами.




Представитель представляет результат исследований:

звук [ж] согласный, звонкий,

твердый.


-В слове «лыжи» после буквы Ж стоит буква «и», которая смягчает предшествующий согласный, но звук [ж] произносится твердо.


У звука [ж] нет мягкой пары.

- В районе Согласных.



Подбирают слова со звуком

[ж].

- Нет, не удалось.

-Звук [ж] всегда твердый.




Участвуют в игре.


Ученики читают стихи.

Посмотри-ка: буква Ж

На жука похожа,

Потому что у нее

Шесть жучиных ножек.


Эта буква широка

И похожа на жука.

И при этом, точно жук,

Издает жужжащий звук:

Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж!


Стала снежинка

Буквою Ж,

Солнце ее

Не растопит уже!

Читают слоги.

- Твердо. Звук [ж] – всегда твердый.

Познавательные:логические:

- анализ объектов с целью выделения признаков;

- подведение под понятие, выведение следствий;


общеучебные:

- постановка и решение проблемы;

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

(знаково - символические)

- создавать и преобразовывать модели.



Регулятивные:

- планировать, определять последовательность действий;



Коммуникативные:

- умение работать в группе;

- учитывать разные мнения;

- умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.




















Личностные:

установка на здоровый образ жизни.







Познавательные:

логические:

- выбор оснований и критериев для сравнения.

5. Первичное закрепление.

1.Чтение слов, загадок

Дифференцированная работа по учебнику

(с.122)

1 группа

- Прочитайте слова, найдите слова – названия животных.

2 группа

- Прочитайте слова, найдите слова – действия.

3 группа

- Прочитайте и отгадайте загадки.

- Что интересного в этих загадках?


2.Физкультминутка (под музыку « У жирафа…»


3. Занимательные задания


Дифференцированная работа в группах по учебнику (с.123)


1 ряд

- Составьте слова со слогом «жа». Как мы будем делать









2 ряд

- Составьте новые слова, меняя одну букву.

3 ряд

- Игра «Найди слово в слове».





Посмотрите на страницу, что мы ещё не сделали

Что предлагаете



4. Чтение рассказа «Жаба и жук».


- Вы можете предположить, о чем этот рассказ?

- Кто прочитает рассказ?

Какие вопросы можно задать?

- Где жила жаба?

- Кто сел ей на голову?

- Каким был жук?

- Почему жаба прыгнула в воду?

- Какой была жаба?

- Вы можете предположить, что может произойти с жуком после прыжка жабы в воду?

- Вам понравилась Жаба? А Жук?





-Жук, уж, жаба.



-Скажи, покажи, завяжи.


-Еж, снег.

-В загадках есть одинаковые слова, но отгадки совершенно разные.







-Жало (орган защиты и нападения у ос, пчёл, скорпионов), жабо (пышная отделка у воротника из кружев или лёгкой ткани), жаба, жара, жалит, сажа (чёрный налёт от неполного сгорания топлива), кожа, лужа, ложа (место в зрительном зале; деревянная часть ружья, к которой прикреплён ствол .


- Жара, пара, парк, паук.


- Ежик, жеребенок, жаворонок, пожар, этажерка.





Выдвигают версии.


Чтение рассказа детьми вслух.

- У пруда.

- Жук.

-Жук был веселым.

- Чтобы избавится от жука.

- Умной.

- Жук может улететь или утонуть.

Познавательные:

общеучебные:

-формировать смысловое чтение;

- формировать умение извлекать необходимую информацию из иллюстраций, текстов.





Личностные:

установка на здоровый образ жизни.


















Коммуникативные:

- умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.


Регулятивные:

-прогнозирование.


Личностные:

-формировать умение высказывать свое отношение к героям, выражать свои эмоции.

6. Самостоятельная работа

Работа в рабочей тетради «Я учусь писать печатные буквы»

- Напечатать букву ж.


Самостоятельно выполняют задания в тетради.

Регулятивные:

- самоконтроль деятельности;

-самооценка результатов работы.

7. Включение в систему знаний и повторение.

Разноуровневые задания по карточкам.

Индивидуальная работа.

У вас на партах лежат карточки с заданиями разного уровня сложности. Предлагаю вам выбрать карточку с заданием того уровня сложности, с которым вы можете справиться.


Красные карточки:

1. Прочитайте слова, расставьте ударения в словах и разделите на слоги.

Лужи, стрижи, жаворонок, жук, журнал, лыжи, снежинка.


Зеленые карточки:

1.Собери слова, раздели на слоги.

РУЛЖАН

ЖУИ

РИЖАФ

НЕЖСКО
ЛЗЕЕЖО.

Желтые карточки:

1.Прочитай слов.

2. Обведи в кружок все буквы Ж.

Жи–вот, лу–жа, жа–во–ро–нок, са-жа, же-ле-зо, лы-жи, жа-ло-ба, жа-ра.




Выполняют задания .

Регулятивные:

- самоконтроль деятельности;

-самооценка результатов работы.

Коммуникативные

- учитывать разные мнения.


8. Рефлексия

1.Психологическая разгрузка и снятие напряжения

Закройте глазки и вспомните все, что было у нас сегодня на уроке.

2.Беседа:

- Какой была тема урока?


- Какие цели вы ставили?



- Удалось ли достичь этих целей?


- Возникали у вас затруднения?


- Вы смогли их преодолеть?

Закончи предложения:


На уроке я узнал……………

На уроке я научился…………..

На уроке мне понравилось……………

Мне было трудно………….

Оцените свою работу на уроке.

- Если вам было интересно, все понятно, то покажите синий квадрат.

- Если у вас иногда возникали сомнения – зеленый.

- Если не разобрались в теме - красный.







-Звук [ж], буква Ж..

-Познакомиться со звуком [ж] и буквой ж, учиться читать слоги, слова, тексты с новой буквой.

-Да.


-Да.


-Да


Показывают сигналы.

Регулятивные:

-оценка – выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.





Используемые источники:

  1. Л.Е. Журова, А.О. Евдокимова. Букварь. М: Издательский центр «Вентана – Граф», 2011.

  2. М.И. Кузнецова. Тетрадь «Я учусь писать печатные буквы»М: Издательский центр «Вентана – Граф», 2011.

  3. .Е. Журова, А.О. Евдокимова,М.И. Кузнецова. Русский язык. Обучение грамоте. Методические рекомендации к урокам.

М: Издательский центр «Вентана – Граф», 2011.

4. В.В.Волина. Занимательное азбуковедение М. «АСТ – ПРЕСС», 1996.