2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности. | - Ребята, сегодня мы продолжим знакомство с «жителями» города «Алфавитинск». Но сначала давайте вспомним, какие известные нам буквы «проживают» в этом удивительном городе. Как мы обычно это делаем? А зачем мы играем в эту игру? Игра «Живые буквы» 1) Встаньте те ребята, у которых на карточках написаны буквы, обозначающие гласные звуки. 2) Назовите лишнюю букву. Почему? 3) Встаньте те, у кого написаны «хитрые буквы». 4)Встаньте те, у кого написаны буквы, обозначающие непарные звонкие согласные звуки. 5)Встаньте те, у кого на карточках написаны буквы, обозначающие парные звонкие согласные звуки. 6) К ним присоединятсяучащиеся с буквами, которые обозначают парные глухие согласные звуки. Образуйте пары. - Ребята, как вы думаете, почему ученик, у которого на карточке написана буква Ж, не смог определиться, к каким буквам ему присоединиться? | Участвуют в игре, выходят к доске с карточками, на которых написаны соответствующие буквы. 1) (А, о, у, э, ы, и) 2) (и – обозначает мягкость предшествующего согласного.) 3) (Я, ю, ё, е) 4) (Й, н, л, м, р) 5) (Б, в, г, д, з,) 6) (П, ф, к, т, с) -Эту букву еще не изучали. | Познавательные: логические: выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов. |
3. Постановка учебной задачи. | - Ребята, какие затруднения возникли в ходе игры? - Я надеюсь, сегодня на уроке мы сумеем устранить все возникшие затруднения. - Мы с вами вспомнили всех известных нам «жителей» города «Алфавитинск», а узнать с какой буквой мы сегодня познакомимся,а также определить тему урока поможет игра «Доскажи словечко». Вяжет мама длинный шарф, Потому что сын…. Лежебока рыжий кот Отлежал себе…. - Назовите первые звуки слов - отгадок. - А теперь попытайтесь сформулировать тему урока. - Чему вы должны научиться на уроке? Сформулируйте цели урока. Создание проблемной ситуации - Ребята, у нас появилась проблема.Жители города прислали нам телеграмму, в которой сообщают, что звук, с которым мы сегодня познакомимся - особенный.Вам предстоит выяснить, в чем его особенность. | - Не знаем, к какой группе букв относится новая буква. Отгадывают загадки. жираф живот Называют первый звук слов-отгадок: [ж]. Формулируют тему урока: Звук [ж], буква Ж. Формулируют цели: -познакомиться со звуком [ж] и буквой Ж. - учиться читать слоги, слова, тексты с новой буквой. | Регулятивные: целеполагание. Познавательные: общеучебные: самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели. |
4. Построение проекта выхода из затруднения(«открытие» нового знания). | -В каком районе (гласных или согласных) будет проживать этот звук? - Может, кто-то из вас уже догадался, почему этот звук особенный? -Тогда давайте будем решать эту проблему. 1. Составление плана решения проблемы Исследование нового звука вы будете проводить в парах. Давайте составим план исследования. Если это согласный звук, что еще вы должны о нем рассказать? -Как узнать, какой он, звонкий или глухой? Как узнать, бывает ли он твердым или мягким? 2. Поиск решения проблемы – открытие нового знания. Откройте учебник. Рассмотрите стр. 122 .Как мы будем работать? - Ребята, посовещайтесь с соседом по парте, сделайте звуковой анализ слов «лыжи» и «пирожок» на основе моделей, составьте звуковые схемы этих слов, поставьте все известные вам буквы, подготовьте характеристику звука [ж] по плану, который мы с вами обсудили и постарайтесь определить, в чем особенность изучаемого звука. 3. Представление результатов исследования. А сейчас послушаем представителя, который расскажет о результатах своих исследований. - Какие проблемы возникли при исследовании нового звука? В чем особенность звука [ж]? - В каком районе «проживает» звук [ж]? Как проверить, правильно ли мы сделали вывод ( чтение правила) 4. Игра «Подбери слово» - Может быть, в других словах звук [ж] произносится мягко? Работа со словарями. - Придумайте слова с новым звуком. - Удалось ли кому-то подобрать слово, где звук [ж] звучит мягко? 5. Физкультминутка ( игра: если в слове есть звук Ж вы хлопаете в ладоши; если нет- покачать головкой) Желток, месяц, жаба, жадина, шить, снежок, лыжи, шорох, шипеть, жетон 6. Знакомство с новой буквой -Кто знает, какой буквой обозначается звук [ж]? - На что похожа буква Ж? - Многие поэты заметили сходство буквы Ж, с жуком, со снежинкой и сочинили такие стихи. Выкладывание буквы из палочек 7. Чтение слогов с буквой «Ж, ж». - Прочитайте слоги. - Прочитайте слоги, в которых гласные указывают на мягкость согласного. - Мягко или твердо прозвучал звук [ж]? Почему? | -В районе согласных. -Выдвигают версии. -Звонкий он или глухой, мягкий или твердый. -Приложить руку к ушам и послушать работает ли «моторчик». - Послушать, как он звучит в словах. Учащиеся работают друг с другом: соотносят звуковую форму слов с буквенной, заменяют фишки в моделях слов буквами. Представитель представляет результат исследований: звук [ж] согласный, звонкий, твердый. -В слове «лыжи» после буквы Ж стоит буква «и», которая смягчает предшествующий согласный, но звук [ж] произносится твердо. У звука [ж] нет мягкой пары. - В районе Согласных. Подбирают слова со звуком [ж]. - Нет, не удалось. -Звук [ж] всегда твердый. Участвуют в игре. Ученики читают стихи. Посмотри-ка: буква Ж На жука похожа, Потому что у нее Шесть жучиных ножек. Эта буква широка И похожа на жука. И при этом, точно жук, Издает жужжащий звук: Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж! Стала снежинка Буквою Ж, Солнце ее Не растопит уже! Читают слоги. - Твердо. Звук [ж] – всегда твердый. | Познавательные:логические: - анализ объектов с целью выделения признаков; - подведение под понятие, выведение следствий; общеучебные: - постановка и решение проблемы; - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; (знаково - символические) - создавать и преобразовывать модели. Регулятивные: - планировать, определять последовательность действий; Коммуникативные: - умение работать в группе; - учитывать разные мнения; - умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; -планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Личностные: установка на здоровый образ жизни. Познавательные: логические: - выбор оснований и критериев для сравнения. |
5. Первичное закрепление. | 1.Чтение слов, загадок Дифференцированная работа по учебнику (с.122) 1 группа - Прочитайте слова, найдите слова – названия животных. 2 группа - Прочитайте слова, найдите слова – действия. 3 группа - Прочитайте и отгадайте загадки. - Что интересного в этих загадках? 2.Физкультминутка (под музыку « У жирафа…» 3. Занимательные задания Дифференцированная работа в группах по учебнику (с.123) 1 ряд - Составьте слова со слогом «жа». Как мы будем делать 2 ряд - Составьте новые слова, меняя одну букву. 3 ряд - Игра «Найди слово в слове». Посмотрите на страницу, что мы ещё не сделали Что предлагаете 4. Чтение рассказа «Жаба и жук». - Вы можете предположить, о чем этот рассказ? - Кто прочитает рассказ? Какие вопросы можно задать? - Где жила жаба? - Кто сел ей на голову? - Каким был жук? - Почему жаба прыгнула в воду? - Какой была жаба? - Вы можете предположить, что может произойти с жуком после прыжка жабы в воду? - Вам понравилась Жаба? А Жук? | -Жук, уж, жаба. -Скажи, покажи, завяжи. -Еж, снег. -В загадках есть одинаковые слова, но отгадки совершенно разные. -Жало (орган защиты и нападения у ос, пчёл, скорпионов), жабо (пышная отделка у воротника из кружев или лёгкой ткани), жаба, жара, жалит, сажа (чёрный налёт от неполного сгорания топлива), кожа, лужа, ложа (место в зрительном зале; деревянная часть ружья, к которой прикреплён ствол . - Жара, пара, парк, паук. - Ежик, жеребенок, жаворонок, пожар, этажерка. Выдвигают версии. Чтение рассказа детьми вслух. - У пруда. - Жук. -Жук был веселым. - Чтобы избавится от жука. - Умной. - Жук может улететь или утонуть. | Познавательные: общеучебные: -формировать смысловое чтение; - формировать умение извлекать необходимую информацию из иллюстраций, текстов. Личностные: установка на здоровый образ жизни. Коммуникативные: - умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Регулятивные: -прогнозирование. Личностные: -формировать умение высказывать свое отношение к героям, выражать свои эмоции. |
7. Включение в систему знаний и повторение. | Разноуровневые задания по карточкам. Индивидуальная работа. У вас на партах лежат карточки с заданиями разного уровня сложности. Предлагаю вам выбрать карточку с заданием того уровня сложности, с которым вы можете справиться. Красные карточки: 1. Прочитайте слова, расставьте ударения в словах и разделите на слоги. Лужи, стрижи, жаворонок, жук, журнал, лыжи, снежинка. Зеленые карточки: 1.Собери слова, раздели на слоги. РУЛЖАН ЖУИ РИЖАФ НЕЖСКО ЛЗЕЕЖО. Желтые карточки: 1.Прочитай слов. 2. Обведи в кружок все буквы Ж. Жи–вот, лу–жа, жа–во–ро–нок, са-жа, же-ле-зо, лы-жи, жа-ло-ба, жа-ра. | Выполняют задания . | Регулятивные: - самоконтроль деятельности; -самооценка результатов работы. Коммуникативные - учитывать разные мнения. |
8. Рефлексия | 1.Психологическая разгрузка и снятие напряжения Закройте глазки и вспомните все, что было у нас сегодня на уроке. 2.Беседа: - Какой была тема урока? - Какие цели вы ставили? - Удалось ли достичь этих целей? - Возникали у вас затруднения? - Вы смогли их преодолеть? Закончи предложения: На уроке я узнал…………… На уроке я научился………….. На уроке мне понравилось…………… Мне было трудно…………. Оцените свою работу на уроке. - Если вам было интересно, все понятно, то покажите синий квадрат. - Если у вас иногда возникали сомнения – зеленый. - Если не разобрались в теме - красный. | -Звук [ж], буква Ж.. -Познакомиться со звуком [ж] и буквой ж, учиться читать слоги, слова, тексты с новой буквой. -Да. -Да. -Да Показывают сигналы. | Регулятивные: -оценка – выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить. |