СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок "РОЛЬ КАРТИН ПРИРОДЫ В РАССКАЗЕ И. С. ТУРГЕНЕВА «БЕЖИН ЛУГ»"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок из методического пособия

Просмотр содержимого документа
«Урок "РОЛЬ КАРТИН ПРИРОДЫ В РАССКАЗЕ И. С. ТУРГЕНЕВА «БЕЖИН ЛУГ»"»

РОЛЬ КАРТИН ПРИРОДЫ
В РАССКАЗЕ И. С. ТУРГЕНЕВА «БЕЖИН ЛУГ»

Задача деятельности учителя: способствовать формированию представления об И. С. Тургеневе как великом русском писателе, авторе «Записок охотника», мастере пейзажа, развитию интереса к художественному миру И. С. Тургенева, к художественному слову и предмету «Литература».

Тип урока: постановка и решение учебных задач.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: 

познавательная сфера: иметь знания о творчестве И. С. Тургенева как автора «Записок охотника», мастера пейзажа; устанавливать взаимосвязь человека и природы; выявлять роль пейзажа в произведении; владеть навыками анализа текста, выразительного чтения; уметь различать образ рассказчика и автора в произведении; находить в художественном тексте изобразительно-выразительные средства языка; создавать словесный портрет на основе полученных знаний и представлений;

ценностно-ориентационная: оценивать выразительное чтение одноклассников; анализировать формы выражения авторской позиции; формулировать собственное отношение к произведениям И. С. Тургенева; приобщаться к духовно-нравственным ценностям русской литературы;

коммуникативная сфера: уметь строить устный ответ с использованием цитирования; владеть навыками выразительного чтения;

эстетическая сфера: определять роль изобразительно-выразительных языковых средств в произведении.

Личностные: осознавать личностный смысл учения; проявлять готовность к саморазвитию.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

познавательные: ориентироваться в справочной литературе; отвечать на вопросы учителя; сравнивать и делать выводы; находить нужную информацию в учебнике, различных справочниках, ресурсах Интернета;

регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке;

коммуникативные: владеть умениями произносить монолог, вести диалог, работать индивидуально и в группе; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей; формулировать и отстаивать свое мнение; проявлять уважительное отношение к другому человеку, его мнению, гражданской позиции.

Методы и формы обучения: фронтальная (беседа), индивидуальная (рассказ, устный рассказ, самостоятельная работа, словарная работа, выразительное чтение).

Интернет-ресурсы:

К уроку литературы. Рассказ И. С. Тургенева «Бежин луг» и картина В. Е. Маковского «Ночное» (1879). – Режим доступа : http://literatura5.narod.ru/makovsky.html

Оборудование: портрет И. С. Тургенева; плакат эпиграф к уроку: «Стоит только выйти в открытое поле, в лес – и природа овладевает человеком» (И. С. Тургенев).

Основные понятия и термины: речевая характеристика героя, гармония.

Сценарий урока

Стоит только выйти в поле, в лес – и природа овладевает человеком.

И. С. Тургенев

I. Проверка домашнего задания.

– На прошлом уроке мы встретились «в ночном» и познакомились с крестьянскими мальчишками. Отрадно, что рассказ «Бежин луг» никого не оставил равнодушным. А все случилось потому, замечает великий критик В. Г. Белинский, что автор «Записок охотника» И. С. Тургенев не равнодушен: «С каким участием и добродушием автор описывает нам своих героев, как умеет он заставить читателей полюбить их от всей души».

Предлагаю послушать устный рассказ (с использованием цитирования) «Характеристика одного из героев рассказа «Бежин луг».

II. Изучение нового материала.

Учащиеся записывают дату, тему урока.

1. Проверка знания литературоведческих терминов.

К доске вызывается один ученик. Класс задает ему вопросы по теории литературы. Если ученик затрудняется с ответом, то отвечает тот, кто задавал вопрос.

Вопросы (примерные), задаваемые учащимися:

– Какие тропы ты знаешь?

– Что такое пейзаж?

– Дай определение аллегории.

– Что такое олицетворение?

– Что называется диалогом?

– Что такое инверсия?

– Рассказ – это... Дай определение.

2. Роль пейзажа в произведении.

– Что такое пейзаж? (Высказывания учащихся.)

– Сегодня перед нами стоит задача – выяснить, какую роль в произведении может играть пейзаж. У вас в тетради должен появиться ответ на этот вопрос.

Обратимся к тексту рассказа «Бежин луг». Будем зачитывать места с описанием природы и определять, какую роль играет пейзаж в рассказе.

В ходе работы в тетрадях учащихся появляется запись:

Роль пейзажа в произведении:

1) обозначение места действия;

2) создание определенного настроя, воздействия на настроение, на воображение мальчиков;

3) способ выражения авторской позиции.

3. Анализ текста.

– Найдите в начале рассказа описание пейзажа. Прочитайте описание. Дайте ему свое название и запишите это название в тетрадь под цифрой «один»:

1) Прекрасный июльский день (с. 164–165).

– Какие изобразительно-выразительные средства использует автор в этом описании? (Высказывания учащихся.)

– Предлагаю начертить таблицу «Употребление тропов в рассказе «Бежин луг». Заполните ее примерами из текста.

Употребление тропов в рассказе «Бежин луг»

Эпитеты

Олицетворения

Сравнения

Метафоры

Прекрасный день,

кротким румянцем,

светлое, приветно-лучезарное солнце; играющие лучи; холодные тени; пустынное поле; угрюмый мрак

Заснувшие верхушки леса; звездочки зашевелились; жидкий, ранний ветерок уже пошел бродить и порхать над землею

Облака, подобно островам, разбросанным по бесконечно разлившейся реке; ночь приближалась и росла, как грозовая туча

Утренняя заря не пылает пожаром, солнце мирно всплывает; хлынули играющие лучи; трава белела ровной скатертью; даже с вышины лилась темнота

– Найдите в тексте еще описание пейзажа. Прочитайте это описание. Дайте ему свое название, запишите это название в тетрадь под цифрой «два» и т. д.

– Сколько пейзажных зарисовок встретили вы?

– Одновременно продолжайте заполнять и таблицу.

III. Практическая деятельность.

1. Самостоятельная работа учащихся над таблицей и названиями описаний.

1) Прекрасный июльский день (с. 164–165).

2) Как приближается вечер (с. 165).

3) Наступление ночи (с. 166–167).

4) В неглубокой распаханной лощине (с. 168).

5) Огромная равнина – Бежин луг (с. 169).

6) Таинственное место (с. 170).

7) Царственная ночь (с. 183).

8) Приближение утра (с. 188–189).

Проверка выполненной работы.

– Какое из описаний, на ваш взгляд, самое яркое, необычное?

– Как вы думаете, когда И. С. Тургеневу природа кажется всего прекрасней?

– Как вы понимаете слова эпиграфа: «Стоит только выйти в поле, в лес – и природа овладевает человеком», принадлежащие И. С. Тургеневу? Согласны вы с писателем?

2. Работа со словарем.

– Какие устаревшие, непонятные слова встретились вам в тексте, в описаниях природы? Уточните их значение по словарю.

1) «Побрел по полю межой». (Межа – граница земельных участков.)

2) «В воздухе пахнет полынью». (Полынь – растение с мелкими корзинками цветов, с сильным запахом и горьким вкусом.)

3) «Слишком забрал вправо». (Забрать – повернуть.)

4) «Пошел наудалую». (Наудалую – безрассудно, смело, наудачу.)

5) «Из тьмы выставлялась лошадиная голова, гнедая, с извилистой проточиной». (Гнедая – (о масти лошадей) красновато-рыжая (обычно с черным хвостом и гривой). Проточина – промытое, проточенное водой отверстие, проток.)

6) «Раздался почти стенящий звук». (Стенящий – стеняющий (стар.); стенать (стар.) – стонать, кричать со стоном.)

Комментарии к сноскам, сделанным самим Тургеневым.

3. Рассказ ученика «Встреча с художником Владимиром Егоровичем Маковским».

IV. Итог урока. Рефлексия деятельности.

– Природа в рассказе «Бежин луг» – это большая сила, которая воздействует и на рассказчика, и на мальчишек. Она вмешивается в их жизнь, она, как мы отмечали, меняется, живет. И мы называем ее действующим лицом.

Тургеневский пейзаж – это своеобразный гимн красоте и гармонии природы. Его краски, звуки, шорохи неповторимы. Они радуют, пугают, волнуют, тревожат, восхищают.

Человек и природа тесно взаимосвязаны друг с другом, ведь у природы, по Тургеневу, есть даже свое лицо: то «приветливо-лучезарное», то грозно-равнодушное. Как справедливо писал Ф. И. Тютчев: «понимание природы часто представляется вам как откровение».

Доктор филологических наук, профессор, автор монографии «Тургенев» Юрий Владимирович Лебедев пишет: «Восходом могучего светила и открывается и закрывается “Бежин луг” – один из лучших рассказов о русской природе и детях ее. В “Записках охотника” Тургенев создавал единый образ живой поэтической России, увенчивала который жизнеутверждающая солнечная природа. В крестьянских детях, живущих в союзе с нею, он прозревал “зародыш” будущих великих дел, великого народного развития».

Домашнее задание.

1. Прочитать рассказы из «Записок охотника» И. С. Тургенева «Хорь и Калиныч», «Бирюк», «Ермолай и мельничиха» и др. Написать 3 вопроса к тесту.

2. Индивидуальное задание: подготовить викторину по рассказам из «Записок охотника» И. С. Тургенева.

3. Подготовить индивидуальные проекты и их защиту по следующим темам:

1) «Словесные и живописные портреты русских крестьян (по рассказу И. С. Тургенева «Хорь и Калиныч» и живописным полотнам русских художников)»;

2) «Словесные и живописные портреты русских крестьян (по рассказу И. С. Тургенева «Бирюк» и живописным полотнам русских художников)»;

3) «Словесные и живописные портреты русских крестьян (по рассказу И. С. Тургенева «Ермолай и мельничиха» и живописным полотнам русских художников)».