Ход урока
Мотивация:
приветствие; Здравствуйте ребята!
учет присутствующих;
проверка готовности к уроку;
Учитель:
Сегодня чтобы вы лучше представили, чем мы сегодня будем заниматься, мы начнем наш урок Технологии с загадок
Давайте постараемся отгадать загадки.
Загадки: (слайд 1)
Два конца, два кольца, а посередине гвоздик. (О: ножницы).
Всех на свете обшивает; что сошьет, не надевает. (О: иголка).
Молодцы вы отгадали с легкостью эти загадки. Таким образом, мы вспомнили с вами удивительные предметы, которые помогают человеку в жизни сотни и даже тысячи лет. Это игла, ножницы. Скажите, представители которой профессии постоянно используют эти предметы? Где они работают? (О: портной, швея, на фабрике или в ателье).
II. Актуализация знаний.
Правильно молодцы, но это еще не все загадки. У нас осталось еще две загадки, которые помогут нам узнать темы нашего сегодняшнего урока. И так давайте попробуем их отгадать.
(слайд 2)
Шагает мастерица
По шёлку и по ситцу
Как мал её шажок
Зовётся он –
Стежок
Стежок за стежком
Встали ряды
Строчка
(ученики затрудняются дать ответ)
Что же случилось, почему мы не можем отгадать эти загадки (ученики говорят, что не знают ответа) ну что- же давайте попробуем отгадать их вместе, я буду помогать. (С помощью учителя дети отгадывают загадки) Ну вот мы справились и с этим заданием. Кто же мне скажет, какая же тема нашего урока (дети называю тему урока «Ручные строчки и стежки»)? (слайд 3)
А как вы думаете, какая цель изучения данной темы (дети называю цель урока)? (слайд 4)
- А теперь и мы с вами попробуем овладеть основами этого древнего искусства.
- Запишите в тетрадь тему урока:
РУЧНЫЕ строчки и стежки.
III. Изучение нового материала.
При шитье одежды в ателье и дома раскроенное изделие сначала смётывают вручную, а затем сшивают на швейной машине. Ручные работы применяют при отделке изделия и при выполнении таких операций, как обмётывание петель и срезов, пришивание пуговиц.
Детали соединяют между собой вручную с помощью стежков и строчек.
Стежок - это законченный процесс переплетения ниток на ткани.
Длина стежка – это расстояние между двумя последовательными проколами иглы.
Стежки образуют строчки. Строчка – это ряд повторяющихся стежков на ткани.
Строчка образует шов. Шов – это ниточное соединение деталей.
Ширина шва – расстояние от среза детали до строчки. (слайд 5)
По способу выполнения стежки делятся на ручные и машинные, а по назначению на соединительные и отделочные. (слайд 6)
Ручные стежки образуют строчки временного и постоянного назначения и отделочные ручные строчки.
(слайд 7)
При выполнении ручных работ применяют определенные термины, для временных и постоянных стежков.
Терминология, применяемая при выполнении ручных работ.
(слайд 8-9)
Термин | Содержание работы | Область применения | Изображение |
Сметать | Временно соединить две или несколько деталей, примерно равных по величине. | Сметать части пояса, части оборки, детали изделия. |  |
Приметать | Временно соединить мелкую деталь к более крупной. | Приметать пояс к фартуку. |  |
Заметать | Временно закрепить подогнутые края детали, складки. | Заметать низ изделия, боковые срезы и складки. |  |
Обметать | Обработать срезы петельными стежками с целью предохранения их от осыпания. | Обметать срезы. |  |
Подшить | Закрепить подогнутый край изделия постоянными стежками. | Подшить низ изделия. |  |
Пришить | Прикрепить фурнитуру, отделку на изделие стежками постоянного назначения. | Пришить кнопки, пуговицы к изделию. |  |
Сегодня мы с вами отдельно изучим отделочные ручные стежки, к ним относиться шов :
«вперед иглой»,
«назад иглой»,
«стебельчатый»,
«петельный»
«тамбурный»,
«шнурок»,
Косые стежки, (слайд 10)
Давайте разберем каждый из них по подробней:
«Вперед иглой»
Шов представляет собой ряд стежков и пропусков одной длины. Это самый простой шов. Проложенной по прямой можно вышивать различные декоративные бытовые предметы – портьеры, скатерти, дорожки, салфетки. Диванные подушки. (слайд 11)
«Назад иглой»
Это шов с лицевой стороны похож на шов «вперед иглой», а с изнаночной стороны, за счет различной техники выполнения, отличаться от него. Прокладывается шов с права на лево, одинаковыми стежками и с равными расстояниями между ними. Шов может заменять машинную строчку. (слайд 12)
«Петельный»
Этот шов используют для обработки петель, откуда он и получил свое название. Также его традиционно применяют при обработке края изделия. Петельный шов можно также использовать в качестве контура узора. (слайд 13)
«Стебельчатый»
Стебельчатый шов напоминает шов «назад иголку».
Стебельчатым швом в растительных орнаментах вышивают стебельки цветов, листьев, бутонов. Этим швом можно вышить полностью узор или обшить контур детали, уже выполненный другими швами. (слайд 14)
«Тамбурный»
Это непрерывный ряд петель, выходящих одна из другой. Применяется для вышивания контура и для сплошного заполнения узора. (слайд 15)
«Шнурок»
Выполняется в два приема. Вначале по прямой линии «вперед иголку». После этого иглу с ниткой (обычно другого цвета) подводят под каждый стежок сверху вниз, не прокалывая ткань. Таким швом можно украсить одежду, полотенце, скатерть, салфетку. (слайд 16)
Шов «козлик»
Шов «козлик» составляется из дважды (как минимум) перекрещивающихся стежков, располагающихся между двумя линиями. Он может быть частым, выполненным, как говорят, «укол в укол» (рис.1, 2), и редким (рис. 3, 4). Причем частоту и высоту ряда можно изменять до получения шва, подобного стебельчатому. Применяется для подшивания края изделия и как отделочный. (слайд 17)
IV. Инструктаж по технике безопасности
Сегодня мы познакомились с вами с видами ручных стежков и строчек. Теперь для закрепления полученного материала мы с вами изготовим несколько из них, для этого нам понадобятся: (слайд 18)
Ручные иглы должны быть острыми, неломкими, хорошо отполированными, с ушком достаточных размеров. Иглы различают по диаметру (толщине) и длине по номерам от № 1 до №12. Иглы подбирают в зависимости от вида изделия и обрабатываемой ткани. Для хлопчатобумажных тканей применяются иглы № 1-3. В соответствии с номером иглы и видом обрабатываемой ткани следует, и подбирать и номер ниток. При изготовлении хлопчатобумажных тканей применяют нитки № 40-80. |  |
Напёрсток предназначается для предохранения пальца от укола при проталкивании иглы в ткань. Его надевают на средний палец правой руки. Величина напёрстка должна точно соответствовать толщине пальца. |  |
Ножницы используют для раскроя тканей, обрезки ниток. Ножницы, применяемые в швейном производстве, имеют восемь номеров. |  |
Булавки могут быть с металлической или стеклянной головкой. Применяют для скалывания деталей изделия, прикалывания бумажных лекал к ткани. Булавки должны быть тонкими, хорошо заостренными и отшлифованными. |  |
Портновский мел применяют для обозначения на материале линий и знаков при раскрое и примерке. Иногда вместо мела пользуются тонкозаточенным сухим мылом. |  |
Необходимо помнить, что неисправный инструмент и незнание безопасных способов работы может привести к несчастному случаю.
Также необходимо организовать свое рабочее место: (слайд 19)
Правильная посадка во время работы заключается в следующем:
Ноги должны твёрдо опираться всей подошвой о пол, т.к. при другом положении ног нарушается кровообращение.
Корпус надо держать прямо или слегка наклонить вперёд.
Голову слегка наклонить вперёд.
Нельзя опираться грудью о стол.
Руки должны быть согнуты в локтях, и отставать от корпуса не более чем на 10 см.
При работе не следует ставить локти на стол.
Расстояние от глаз до изделия или детали должно быть в среднем 30 см.
В процессе работы следует периодически менять положение корпуса.
Но прежде чем приступить к работе вспомним с вами:
Правила техники безопасности при выполнении ручных работ. (слайд 20)
- Хранить иглу нужно в специально отведенном месте – в игольнице.
- Не брать иглу в рот и не играть с иглой.
- Не крепить иглу на одежду.
- Не отвлекаться вовремя работы с иглой.
- Соблюдать порядок на своём рабочем месте.
- Перед работой проверить исправность инструментов.
- Работать с ножницами нужно только на своём рабочем месте.
- Ножницы класть нужно кольцами к себе, а передавать кольцами вперёд.
- Не играть с ножницами, не подносить ножницы к лицу.
- Использовать ножницы строго по назначению.
V. Практическая работа: «Выполнение простейших ручных швов». (слайд 21-23)
- Сегодня мы должны научиться выполнять простые ручные швы.
1. Вперед иглой
2. Назад иглой
1. Возьмите иглу, вденьте в нее нитку, длина которой равна длине вашей руки от кисти до локтя, завяжите на длинном конце нитки узелок. Нитка должна отличаться от цвета ткани. 2. Помните, что эта строчка временная.
3. Возьмите 2 лоскутка 10 * 15, сложите их вместе лицевыми сторонами внутрь. Наметьте линию карандашом, по которой будем шить.
4. Делаем первый стежок по намеченной заранее линии. Расстояние между двумя проколами иглы по ТУ 1 – 1,5 см. Помните, что игла с ниткой во время работы находится всегда сверху, над изделием.
5. Прошиваем образец, в конце строчки делаем закрепку двумя обратными стежками.
Прикрепите образец в рабочую тетрадь.
VI. Подведение итогов оценка работы учащихся.
Вопросы для повторения. (слайд 24)
Подведение итогов
Понятия: стежок, строчка, шов, длина стежка?
По способу выполнения швы бывают?
По назначению швы бывают?
Терминология ручных работ?
Техника безопасности при работе с ножницами и иглой?
Виды ручных стежков?
Какие ручные швы вы теперь знаете?
VII. Рефлексия (слайд 25)
- Вы неплохо потрудились.
- А сейчас мы вспомним, что узнали и чему научились сегодня на уроке.
- Что нового вы узнали на уроке?
- Чему научились?
- Что было сложным для понимания, выполнения?