Тема: Синтаксические связи слов в словосочетаниях.
Цель: 1. Систематизация знаний, полученных на предыдущих уроках по теме «Словосочетание».
2. Формирование знаний о способах связи слов в словосочетаниях, формирование умений определять способы связи слов в словосочетаниях.
3. Развитие орфографических навыков.
Тип урока: объяснение нового материала.
Оборудование: ноутбук, проектор, презентация, памятки.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Опрос по пройденным темам.
- Что называется словосочетанием? (слайд №1).
- Какие виды словосочетаний вы знаете? (слайд №2).
- Как определяется вид словосочетания? Приведите примеры. (слайд № 3).
3. Проверка домашнего задания: упр.63
- определить значение фразеологизмов.
- составить с ними предложения. (2-3 предложения).
Выполнение задания А3. (слайд № 4,5)
1. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.
- Раз уж идти, то она возьмет в театр свой класс.
- Может, от скуки народ и соберется.
- А как поверить, не был ли Шекспир трепачом?
- Танины ученики умирали со смеху.
2. Укажите предложение, в котором нет фразеологизма.
- Я в оба глаза глядел на эту каменную загадку, допытываясь, отчего это так выщло?
- Я стоял перед ней, смотрел на нее и непрестанно спрашивал самого себя.
- Дорожа моей душевной радостью, я не решался часто ходить в Лувр и шел туда только в таком случае, если чувствовал, что могу с чистой совестью принять в себя животворную тайну.
- «Ну, слава богу, еще можно жить на белом свете!» - и уйдешь.
4. Объяснение нового материала.
- Запись числа в тетради.
- Разделите данные словосочетания на группы (слайд № 6).
Читать книгу, слегка прикоснуться, предложить помощь, касательная линия, творящий художник, сидеть прямо, слушать внимательно, выбрать подарок, обжигающий жир.
Слайд №7. (Один ученик выполняет возле доски, остальные в тетрадях по группам).
Касательная линия Творящий художник Обжигающий жир | Читать книгу Предложить помощь Выбрать подарок | Слегка прикоснуться Сидеть прямо Слушать внимательно |
- Проверка выполненного задания.
- По какому принципу вы разделили их на группы?
- Сделаем вывод по заданию: существует три вида связи слов в словосочетаниях. Какие виды связи вы знаете?
Слайд № 8.
Виды подчинительной связи в словосочетаниях |
согласование |
управление |
Вид связи, при которой зависимое слово имеет те же формы числа, падежа, а в единствееном числе и рода. Главное слово выражено:сущ. Зависимое слово: отвечает на вопрос Какой? Чей? Выражено: им.прилаг.,причаст., мест., числит. При изменении главного слова зависимое ставится в том же Р.Ч.П , что и главное |
Вид связи, при которой зависимое слово ставится в таком падеже, который требуется главным словом. Главное слово выражено:глагол, сущ., прил Зависимое: сущ, местоимение Отвечает на вопросы: косвен.падежей При изменении главного слова, зависимое остается неизменным (в определенном падеже) |
Вид связи, при которой зависимое (неизменяемое) слово присоединяется к главному по смыслу. Главное слово: глагол,наречие,сущес.,прилаг. Зависимое: неизменяемая часть речи-наречие,деепричаст,инфинитив,прилагательное в простой сравнительной степени,притяжательные местоимения её, его, их Отвечает на вопрос: где? Куда? Как? И т.д. |
5. Закрепление изученного материала (работа по слайдам по группам).
Слайд № 9.
1. Определите вид связи в словосочетании счастливое время в предложении: Должно быть, у каждого человека случается счастливое время открытий.
- Согласование.
2. Определите вид связи в словосочетании в делах добра в предложении: Особое замечательное свойство внимания, что оно подчинено воле, что им можно управлять, им можно пользоваться в делах добра, равно как и зла.
- Управление.
3. Определите вид связи в словосочетании почувствует сердечно в предложении: Но пройдет боль, и человек опять почувствует не только филологически, но сердечно, какое очарование живет в красоте речи.
- Примыкание.
Какие еще словосочетания можно выписать в данных предложениях?
- Время открытий – управление; у каждого человека – согласование; особое свойство – согласование; замечательное свойство – согласование; свойство внимания – управление; подчинено воле – управление; пользоваться в делах добра – управление; пользоваться в делах зла – управление; живет в красоте речи – управление.
Слайд № 10
1. Из предложения выпишите словосочетание со связью согласование.
Я осторожно повел ее домой и подумал: как бы я был счастлив, если бы у меня была такая мама!
- такая мама
2. Из предложения выпишите словосочетание со связью примыкание.
Тонконогие осинки застенчиво толпятся у опушки.
- застенчиво толпятся
3. Из предложения выпишите словосочетание со связью управление.
Я рад предстоящей встрече с осенним лесом.
- встрече с лесом, рад встрече.
- Ребята, в экзаменационных тестах есть интересное задание- заменить словосочетание на синонимичное с другим видом связи. У вас на партах лежат листы - помощники, помогающие понять процесс выполнения такого задания. Изучите внимательно!
Задание: Замените словосочетания со связью согласование синонимичными со связью управление.
Земляничная поляна – поляна с земляникой
Клубничное варенье – варенье из клубники
Рыбный суп – суп из рыбы
Мамин платок – платок мамы
Лисья нора – нора лисы
Бессонная ночь – ночь без сна
Деревянная шкатулка – шкатулка из дерева
Алгебраическая задача – задача по алгебре
Задание: Замените словосочетания со связью управление синонимичными со связью согласование.
Вода со льдом – ледяная вода
Листья клена – кленовые листья
День осени – осенний день
Посуда из дерева – деревянная посуда
Дар природы – природный дар
Шпага из стали – стальная шпага
Брызгами моря – морские брызги
Халат доктора – докторский халат
Задание: Замените словосочетания со связью управление синонимичными со связью примыкание.
Говорил с тревогой – тревожно говорил
Ждал с напряжением – напряженно ждал
Охранял с заботой – заботливо охранял
Глядел со смущением – смущенно глядел
С удивлением обшарил – обшарил удивленно
Отделывает с тщанием – отделывает тщательно
Посмотрел с жалостью – посмотрел жалостливо
Работал с усердием – усердно работал
Взаимопроверка, проверка выполненной работы.
6. Рефлексия.
Подведем итоги урока.
- Что нового мы узнали на уроке?
- Какие виды связи слов в словосочетании вы знаете?
7. Д/з: Упр. 64
- указать вид связи в словосочетаниях.
- составить со словосочетаниями предложения.