СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка "Синтаксические связи слов в словосочетаниях"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка "Синтаксические связи слов в словосочетаниях"»

Тема: Синтаксические связи слов в словосочетаниях.

Цель: 1. Систематизация знаний, полученных на предыдущих уроках по теме «Словосочетание».

2. Формирование знаний о способах связи слов в словосочетаниях, формирование умений определять способы связи слов в словосочетаниях.

3. Развитие орфографических навыков.

Тип урока: объяснение нового материала.

Оборудование: ноутбук, проектор, презентация, памятки.



Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Опрос по пройденным темам.

- Что называется словосочетанием? (слайд №1).

- Какие виды словосочетаний вы знаете? (слайд №2).

- Как определяется вид словосочетания? Приведите примеры. (слайд № 3).

3. Проверка домашнего задания: упр.63

- определить значение фразеологизмов.

- составить с ними предложения. (2-3 предложения).

Выполнение задания А3. (слайд № 4,5)

1. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.

- Раз уж идти, то она возьмет в театр свой класс.

- Может, от скуки народ и соберется.

- А как поверить, не был ли Шекспир трепачом?

- Танины ученики умирали со смеху.





2. Укажите предложение, в котором нет фразеологизма.

- Я в оба глаза глядел на эту каменную загадку, допытываясь, отчего это так выщло?

- Я стоял перед ней, смотрел на нее и непрестанно спрашивал самого себя.

- Дорожа моей душевной радостью, я не решался часто ходить в Лувр и шел туда только в таком случае, если чувствовал, что могу с чистой совестью принять в себя животворную тайну.

- «Ну, слава богу, еще можно жить на белом свете!» - и уйдешь.



4. Объяснение нового материала.

- Запись числа в тетради.

- Разделите данные словосочетания на группы (слайд № 6).

Читать книгу, слегка прикоснуться, предложить помощь, касательная линия, творящий художник, сидеть прямо, слушать внимательно, выбрать подарок, обжигающий жир.



Слайд №7. (Один ученик выполняет возле доски, остальные в тетрадях по группам).

Касательная линия

Творящий художник

Обжигающий жир

Читать книгу

Предложить помощь

Выбрать подарок

Слегка прикоснуться

Сидеть прямо

Слушать внимательно



- Проверка выполненного задания.

- По какому принципу вы разделили их на группы?

- Сделаем вывод по заданию: существует три вида связи слов в словосочетаниях. Какие виды связи вы знаете?







Слайд № 8.

Виды подчинительной связи в словосочетаниях



согласование

примыкание

управление




Вид связи, при которой зависимое слово имеет те же формы числа, падежа, а в единствееном числе и рода.


Главное слово выражено:сущ.

Зависимое слово: отвечает на вопрос

Какой? Чей?

Выражено: им.прилаг.,причаст.,

мест., числит.

При изменении главного слова зависимое ставится в том же Р.Ч.П , что и главное

Вид связи, при которой зависимое слово ставится в таком падеже, который требуется главным словом.


Главное слово выражено:глагол, сущ., прил

Зависимое: сущ, местоимение

Отвечает на вопросы: косвен.падежей

При изменении главного слова, зависимое остается неизменным (в определенном падеже)

Вид связи, при которой зависимое (неизменяемое) слово присоединяется к главному по смыслу.

Главное слово: глагол,наречие,сущес.,прилаг.

Зависимое: неизменяемая часть речи-наречие,деепричаст,инфинитив,прилагательное в простой сравнительной степени,притяжательные местоимения её, его, их

Отвечает на вопрос: где? Куда? Как? И т.д.












5. Закрепление изученного материала (работа по слайдам по группам).


Слайд № 9.


1. Определите вид связи в словосочетании счастливое время в предложении: Должно быть, у каждого человека случается счастливое время открытий.


- Согласование.


2. Определите вид связи в словосочетании в делах добра в предложении: Особое замечательное свойство внимания, что оно подчинено воле, что им можно управлять, им можно пользоваться в делах добра, равно как и зла.


- Управление.


3. Определите вид связи в словосочетании почувствует сердечно в предложении: Но пройдет боль, и человек опять почувствует не только филологически, но сердечно, какое очарование живет в красоте речи.


- Примыкание.


Какие еще словосочетания можно выписать в данных предложениях?


- Время открытий – управление; у каждого человека – согласование; особое свойство – согласование; замечательное свойство – согласование; свойство внимания – управление; подчинено воле – управление; пользоваться в делах добра – управление; пользоваться в делах зла – управление; живет в красоте речи – управление.



Слайд № 10


1. Из предложения выпишите словосочетание со связью согласование.


Я осторожно повел ее домой и подумал: как бы я был счастлив, если бы у меня была такая мама!

- такая мама



2. Из предложения выпишите словосочетание со связью примыкание.


Тонконогие осинки застенчиво толпятся у опушки.

- застенчиво толпятся



3. Из предложения выпишите словосочетание со связью управление.


Я рад предстоящей встрече с осенним лесом.

- встрече с лесом, рад встрече.


- Ребята, в экзаменационных тестах есть интересное задание- заменить словосочетание на синонимичное с другим видом связи. У вас на партах лежат листы - помощники, помогающие понять процесс выполнения такого задания. Изучите внимательно!




Задание: Замените словосочетания со связью согласование синонимичными со связью управление.

Земляничная поляна – поляна с земляникой


Клубничное варенье – варенье из клубники


Рыбный суп – суп из рыбы


Мамин платок – платок мамы


Лисья нора – нора лисы


Бессонная ночь – ночь без сна


Деревянная шкатулка – шкатулка из дерева


Алгебраическая задача – задача по алгебре



Задание: Замените словосочетания со связью управление синонимичными со связью согласование.



Вода со льдом – ледяная вода

Листья клена – кленовые листья

День осени – осенний день

Посуда из дерева – деревянная посуда

Дар природы – природный дар

Шпага из стали – стальная шпага

Брызгами моря – морские брызги

Халат доктора – докторский халат



Задание: Замените словосочетания со связью управление синонимичными со связью примыкание.


Говорил с тревогой – тревожно говорил

Ждал с напряжением – напряженно ждал


Охранял с заботой – заботливо охранял


Глядел со смущением – смущенно глядел


С удивлением обшарил – обшарил удивленно


Отделывает с тщанием – отделывает тщательно


Посмотрел с жалостью – посмотрел жалостливо


Работал с усердием – усердно работал




Взаимопроверка, проверка выполненной работы.



6. Рефлексия.

Подведем итоги урока.

- Что нового мы узнали на уроке?

- Какие виды связи слов в словосочетании вы знаете?



7. Д/з: Упр. 64

- указать вид связи в словосочетаниях.

- составить со словосочетаниями предложения.