СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 5 классе "Несклоняемые существительные"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 5 классе "Несклоняемые существительные"»

Технологическая карта урока «Несклоняемые существительные» в 5 классе.


1. ИНФОРМАЦИЯ О РАЗРАБОТЧИКЕ ПЛАНА

ФИО разработчика

Коровина Татьяна Владимировна

Курбатова Алла Геннадьевна

Место работы

МБОУ Школа №90 г.Железногорск

2. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО УРОКУ

Класс (укажите класс, к которому относится урок):

6

Место урока (по тематическому планированию ПРП)

5 урок в разделе «Морфология», теме «Имя существительное»

Тема урока

Несклоняемые имена существительные

Уровень изучения (укажите один или оба уровня изучения (базовый, углубленный), на которые рассчитан урок):

Базовый

Тип урока (укажите тип урока):

☐ урок освоения новых знаний и умений


Планируемые результаты (по ПРП):

Личностные - формировать личную ответственность за результаты деятельности на уроке;

определять и высказывать самые простые, общие для всех людей, правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

Метапредметные

Регулятивные:

-определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;

- учиться планировать учебную деятельность на уроке;

- работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, толковый словарь);

- определять степень успешности выполнения своей работы;

- соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности на уроке.

Познавательные:

- ориентироваться в своей системе знаний (понимать, что нужны дополнительные знания для решения учебной задачи);

- добывать новые знания: извлекатьинформацию, представленную в разных форматах (текст, иллюстрация);

- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Коммуникативные:

-слушать и понимать речь других;

- вступать в беседу на уроке;

- слушать других, пытаясь принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;

- доносить свою позицию до других (высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы);

- договариваться с людьми.

Предметные;

-познакомиться с группами несклоняемых имён существительных;

- уметь отличать несклоняемые имена существительные от склоняемых;

-учиться исправлять грамматические ошибки при употреблении несклоняемых имён существительных;

- уметь толковать лексическое значение несклоняемых имён существительных (с помощью словаря);

-объединять несклоняемые имена существительные в тематические группы;

-употреблять несклоняемые имена существительные в своей языковой практике.

Ключевые слова (введите через запятую список ключевых слов, характеризующих урок): несклоняемые имена существительные, морфология, склонение, род существительных, падеж существительных, культура речи, лексическое значение.

Краткое описание (введите аннотацию к уроку, укажите используемые материалы/оборудование/электронные образовательные ресурсы)

На уроке учащиеся знакомятся с группой несклоняемых имён существительных, учатся отличать несклоняемые имена существительные от склоняемых, толковать значения несклоняемых имён существительных и правильно употреблять несклоняемые имена существительные в речи.

УМК «Русский язык» под ред.М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской


3. БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА


БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность

Укажите формы организации учебной деятельности на данном этапе урока. Опишите конкретную учебную установку, вопрос, задание, интересный факт, которые мотивируют мыслительную деятельность школьника (это интересно/знаешь ли ты, что)

-Здравствуйте, дорогие ребята! Очень приятно видеть ваши внимательные глаза и одухотворенные лица. Сегодня мы продолжаем работу над темой «Имя существительное». А вот какую группу имён существительных будем изучать, вам предстоит догадаться самим, т.к. тема урока записана на доске не полностью, а лишь частично «……имена существительные».


Этап 1.2. Актуализация опорных знаний

Укажите формы организации учебной деятельности и учебные задания для актуализации опорных знаний, необходимых для изучения нового

Начинаем урок традиционно – со словарно-орфографической работы. Какую орфограмму мы повторяем на протяжении нескольких уроков? С какой целью? Сейчас вам предстоит распределительный диктант: из словосочетаний, которые я диктую, вам необходимо выбрать – 1в. – с приставкой ПРЕ-, 2 в. – с приставкой ПРИ-

Предлинное пальто, пригласить в кино, превозносить членов жюри, примерять пенсне, превкусное пюре, приоткрыть жалюзи, преодолеть страх перед шимпанзе, принести меню, прекрасный кожаный портмоне, присесть в такси.

-Что вы можете сказать о существительных, которые употреблены в составе словосочетаний? Определите их падеж. А теперь выберите два любых и просклоняйте их. Что такое склонение? (Изменение по падежам). Например, слова ПАЛЬТО и КИНО.

-Что мы видим? Меняется ли форма этих сущ., т.е. склоняются ли они? Итак, какова тема нашего урока? Допишите её в тетради.

Оцените себя в листе эффективности достижений.

Этап 1.3. Целеполагание

-Исходя из темы, какова цель нашего урока? (Знакомство с несклоняемыми именами существительными).

-Какие задачи нам предстоит решить? Что мы будем делать для достижения поставленной цели?

1.Узнать, какие сущ. относятся к несклоняемым.

2. Находить несклоняемые имена сущ. в тексте.

3. Объяснять их значение.

4. Употреблять несклоняемые им. сущ. в своей речи.


БЛОК 2. Освоение нового материала

Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала

Укажите формы организации учебной деятельности, включая самостоятельную учебную деятельность учащихся (изучаем новое/открываем новое). Приведите учебные задания для самостоятельной работы с учебником, электронными образовательными материалам (рекомендуется обратить внимание учеников на необходимость двукратного прочтения, просмотра, прослушивания материала. 1) на общее понимание и мотивацию 2) на детали). Приведите задания по составлению плана, тезисов, резюме, аннотации, презентаций; по наблюдению за процессами, их объяснением, проведению эксперимента и интерпретации результатов, по построению гипотезы на основе анализа имеющихся данных и т.д.


-Что вы можете уже по своим наблюдениям сказать о несклоняемых именах сущ.? (Они иноязычного происхождения, у них нет окончания, они заканчиваются на-О, -Е, -И, -Ю, могут быть одуш. и неодуш.)

-Давайте обратимся к учебнику с140-141.

(Чтение теории).

-У вас в классе есть ребята с несклоняемой фамилией? (Вахненко, Батуро). А фамилии Войтович и Почебут склоняются? (у мужчин – да, а у женщин – нет).

Этап 2.2. Проверка первичного усвоения

--Вы познакомились с теорией. Каковы ваши дальнейшие действия? (Закрепление материала).

-Работа в парах. Перед каждой парой- лист со стихотворным текстом. Я его читаю Смешно? Почему? (Есть грамматические ошибки – неправильно употреблены формы некоторых слов).

-Ваша задача – работая в парах, исправить эти ошибки.


Как-то рано поутру с другом сели мы в метру

И поехали в метре фильм смотреть о кенгуре.

Вот сидим мы с ним в кине без пальта и без кашне…

А вернее – я и ты без кашны и без пальты.


Любит кины детвора, если в кинах кенгура

Ходит-бродит по шассу, носит в сумке шимпанзу.

Кенгура в кафу зашёл, занял там свободный стол

И сидит за доминой с шимпанзой и какадой.


Вдруг огромный обезьян стал играть на фортепьян.

Тут и взрослый, сняв пенсню, хохотал на всю киню.



БЛОК 3. Применение изученного материала

Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях

-Несклоняемые сущ., в основном, иноязычного происхождения. Знаете ли вы их значение? Если затрудняетесь, то куда надо обратиться? (К толковому словарю)

-Итак, перед вами слева – фотографии, на которых изображены вещи, животные, предметы, справа – несклоняемые имена сущ.. которые называют эти предметы. Соотнесите фотографии с их названием, запишите в тетрадь под номерами. При необходимости обращайтесь к толковому словарю иностранных слов. Можно работать в парах или группах (с кем-нибудь объединиться из своего ряда).

1) Кенгуру. 2)Какаду. 3)Пони. 4)Фламинго. 5)Манто. 6)Кашне. 7)Пенсне. 8)Кашпо. 9)Эскимо. 10)Драже. 11)Кольраби. 12)Авеню 12) Фойе.


-На какие тематические группы можно разделить эти сущ.?

-Составьте с 3 из них интересные сложные предложения.

Оцените себя в листе эффективности достижений.


Этап 3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни

Подберите соответствующие учебные задания

- Решите лингвистическую задачу.

Вчера я видел Шляфер, а сегодня – Шляфера.
- Когда я видел сестру, а когда брата? Обоснуйте свой выбор.


Этап 3.4. Развитие функциональной грамотности

Подберите соответствующие учебные задания

Прочитайте текст

В употреблении несклоняемых имен существительных могут возникнуть следующие ошибки.

  • Попытка изменять слова данной категории по аналогии с существительными 1, 2 или 3 склонения: Вот сидим мы с ним в кине/ Без пальта и без кашне. (А. Хайт).

  • Попытка выделить окончание. Не стоит забывать, что у данной категории все слово является основой, окончание выделить нельзя.

  • Неправильное употребление фамилий, оканчивающихся на согласные. Нужно помнить, что не склоняются только женские фамилии. Фамилия, принадлежащая мужчине, будет изменяться по падежам в соответствии с правилами: нет (кого?) Ким Кардашян, но нет (кого?) Роберта Кардашьяна.

  • Ошибки согласования с другими словами, форма которых зависит от рода существительного. Чтобы избежать таких ошибок, нужно научиться правильно определять род существительных: вкусный какао (вместо вкусное какао).

  1. Какую новую информацию вы узнали?

  2. Перечислите наиболее употребляемые ошибки в использовании несклоняемых существительных.

  3. Как избежать этих ошибок?


Этап 3.5. Систематизация знаний и умений

Подберите учебные задания на выявление связи изученной на уроке темы с освоенным ранее материалом/другими предметами

Найдите в тексте, пользуясь составленной схемой, несклоняемые существительные и подчеркните их.

учащиеся должны были найти (20) 20,19 – «5», 18, 15 –«4», 14, 10 – 3,меньше 10 – «2»

Перед началом выполнения упражнения текст читает ученик, проверка осуществляется одним учеником вслух, остальные в своих листах. Подсчёт количества несклоняемых существительных, самооценка.

Прошлой весной мадам Анна Викторовна Осипенко ездила на экскурсию по странам Европы. Она побывала в Париже, Хельсинки, США, Копенгагене.

Быстро мчится по шоссе автобус, а Анна Викторовна вспоминает о своем путешествии. Об этом турне она узнала от своей подруги Белых Зинаиды Сергеевны. На пути из Финляндии в Швецию она узнала о страшном цунами, произошедшем на Капри.

Когда огромный пароход подходил к Стокгольму, Анна Викторовна стояла на палубе. Даже в манто и в кашне было прохладно. Ее поразили нарядные, будто сделанные из папье-маше башенки «города веселого Карлсона». В обед она с удовольствием поела в кафе филе осетра с пюре, выпила стаканчик пепси.

Вечером в каюте под светом бра она уже читала в путеводителе о городе Осло – столице Норвегии и мечтала о том, как на будущий год побывает в Монако или в Майами.

-Поставьте себе оценку за упражнение.

Оцените себя в листе эффективности достижений


БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков

Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика

Укажите формы организации и поддержки самостоятельной учебной деятельности ученика, критерии оценивания

-Ребята, в течение урока вы заполняли индивидуальные листы оценивания, в которых отмечали свой уровень понимания материала.

-Как вы можете оценить свою работу на сегодняшнем уроке?

-Какую оценку вы бы поставили себе за урок?


БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание

Этап 5.1. Рефлексия

Введите рекомендации для учителя по организации в классе рефлексии по достигнутым либо недостигнутым образовательным результатам

-Итак, над чем мы сегодня работали? Чему учились?

Проведите рефлексию в своих листах.


Этап 5.2. Домашнее задание

Введите рекомендации по домашнему заданию.

С.140-141-правило. Составить небольшой рассказ (7 предложений) на тему «Моё путешествие» или «В буфете (зоопарке, кино, магазине)», используя 5-6 несклоняемых имён сущ. или упр. 268



4