1. ИНФОРМАЦИЯ О РАЗРАБОТЧИКЕ ПЛАНА
2. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО УРОКУ
Класс (укажите класс, к которому относится урок): | 6 |
Место урока (по тематическому планированию ПРП) | 5 урок в разделе «Морфология», теме «Имя существительное» |
Тема урока | Несклоняемые имена существительные |
Уровень изучения (укажите один или оба уровня изучения (базовый, углубленный), на которые рассчитан урок): | Базовый |
Тип урока (укажите тип урока): | ☐ урок освоения новых знаний и умений |
Планируемые результаты (по ПРП): |
Личностные - формировать личную ответственность за результаты деятельности на уроке; определять и высказывать самые простые, общие для всех людей, правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). |
Метапредметные Регулятивные: -определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно; - учиться планировать учебную деятельность на уроке; - работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, толковый словарь); - определять степень успешности выполнения своей работы; - соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности на уроке. Познавательные: - ориентироваться в своей системе знаний (понимать, что нужны дополнительные знания для решения учебной задачи); - добывать новые знания: извлекатьинформацию, представленную в разных форматах (текст, иллюстрация); - перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; - преобразовывать информацию из одной формы в другую. Коммуникативные: -слушать и понимать речь других; - вступать в беседу на уроке; - слушать других, пытаясь принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения; - доносить свою позицию до других (высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы); - договариваться с людьми. |
Предметные; -познакомиться с группами несклоняемых имён существительных; - уметь отличать несклоняемые имена существительные от склоняемых; -учиться исправлять грамматические ошибки при употреблении несклоняемых имён существительных; - уметь толковать лексическое значение несклоняемых имён существительных (с помощью словаря); -объединять несклоняемые имена существительные в тематические группы; -употреблять несклоняемые имена существительные в своей языковой практике. |
Ключевые слова (введите через запятую список ключевых слов, характеризующих урок): несклоняемые имена существительные, морфология, склонение, род существительных, падеж существительных, культура речи, лексическое значение. |
Краткое описание (введите аннотацию к уроку, укажите используемые материалы/оборудование/электронные образовательные ресурсы) На уроке учащиеся знакомятся с группой несклоняемых имён существительных, учатся отличать несклоняемые имена существительные от склоняемых, толковать значения несклоняемых имён существительных и правильно употреблять несклоняемые имена существительные в речи. УМК «Русский язык» под ред.М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской |
3. БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА
БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала |
Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность |
Укажите формы организации учебной деятельности на данном этапе урока. Опишите конкретную учебную установку, вопрос, задание, интересный факт, которые мотивируют мыслительную деятельность школьника (это интересно/знаешь ли ты, что) |
-Здравствуйте, дорогие ребята! Очень приятно видеть ваши внимательные глаза и одухотворенные лица. Сегодня мы продолжаем работу над темой «Имя существительное». А вот какую группу имён существительных будем изучать, вам предстоит догадаться самим, т.к. тема урока записана на доске не полностью, а лишь частично «……имена существительные». |
Этап 1.2. Актуализация опорных знаний |
Укажите формы организации учебной деятельности и учебные задания для актуализации опорных знаний, необходимых для изучения нового Начинаем урок традиционно – со словарно-орфографической работы. Какую орфограмму мы повторяем на протяжении нескольких уроков? С какой целью? Сейчас вам предстоит распределительный диктант: из словосочетаний, которые я диктую, вам необходимо выбрать – 1в. – с приставкой ПРЕ-, 2 в. – с приставкой ПРИ- Предлинное пальто, пригласить в кино, превозносить членов жюри, примерять пенсне, превкусное пюре, приоткрыть жалюзи, преодолеть страх перед шимпанзе, принести меню, прекрасный кожаный портмоне, присесть в такси. -Что вы можете сказать о существительных, которые употреблены в составе словосочетаний? Определите их падеж. А теперь выберите два любых и просклоняйте их. Что такое склонение? (Изменение по падежам). Например, слова ПАЛЬТО и КИНО. -Что мы видим? Меняется ли форма этих сущ., т.е. склоняются ли они? Итак, какова тема нашего урока? Допишите её в тетради. Оцените себя в листе эффективности достижений. |
Этап 1.3. Целеполагание |
-Исходя из темы, какова цель нашего урока? (Знакомство с несклоняемыми именами существительными). -Какие задачи нам предстоит решить? Что мы будем делать для достижения поставленной цели? 1.Узнать, какие сущ. относятся к несклоняемым. 2. Находить несклоняемые имена сущ. в тексте. 3. Объяснять их значение. 4. Употреблять несклоняемые им. сущ. в своей речи. |
БЛОК 2. Освоение нового материала |
Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала |
Укажите формы организации учебной деятельности, включая самостоятельную учебную деятельность учащихся (изучаем новое/открываем новое). Приведите учебные задания для самостоятельной работы с учебником, электронными образовательными материалам (рекомендуется обратить внимание учеников на необходимость двукратного прочтения, просмотра, прослушивания материала. 1) на общее понимание и мотивацию 2) на детали). Приведите задания по составлению плана, тезисов, резюме, аннотации, презентаций; по наблюдению за процессами, их объяснением, проведению эксперимента и интерпретации результатов, по построению гипотезы на основе анализа имеющихся данных и т.д. |
-Что вы можете уже по своим наблюдениям сказать о несклоняемых именах сущ.? (Они иноязычного происхождения, у них нет окончания, они заканчиваются на-О, -Е, -И, -Ю, могут быть одуш. и неодуш.) -Давайте обратимся к учебнику с140-141. (Чтение теории). -У вас в классе есть ребята с несклоняемой фамилией? (Вахненко, Батуро). А фамилии Войтович и Почебут склоняются? (у мужчин – да, а у женщин – нет). |
Этап 2.2. Проверка первичного усвоения |
--Вы познакомились с теорией. Каковы ваши дальнейшие действия? (Закрепление материала). -Работа в парах. Перед каждой парой- лист со стихотворным текстом. Я его читаю Смешно? Почему? (Есть грамматические ошибки – неправильно употреблены формы некоторых слов). -Ваша задача – работая в парах, исправить эти ошибки. Как-то рано поутру с другом сели мы в метру И поехали в метре фильм смотреть о кенгуре. Вот сидим мы с ним в кине без пальта и без кашне… А вернее – я и ты без кашны и без пальты. Любит кины детвора, если в кинах кенгура Ходит-бродит по шассу, носит в сумке шимпанзу. Кенгура в кафу зашёл, занял там свободный стол И сидит за доминой с шимпанзой и какадой. Вдруг огромный обезьян стал играть на фортепьян. Тут и взрослый, сняв пенсню, хохотал на всю киню. |
БЛОК 3. Применение изученного материала |
Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях |
-Несклоняемые сущ., в основном, иноязычного происхождения. Знаете ли вы их значение? Если затрудняетесь, то куда надо обратиться? (К толковому словарю) -Итак, перед вами слева – фотографии, на которых изображены вещи, животные, предметы, справа – несклоняемые имена сущ.. которые называют эти предметы. Соотнесите фотографии с их названием, запишите в тетрадь под номерами. При необходимости обращайтесь к толковому словарю иностранных слов. Можно работать в парах или группах (с кем-нибудь объединиться из своего ряда). 1) Кенгуру. 2)Какаду. 3)Пони. 4)Фламинго. 5)Манто. 6)Кашне. 7)Пенсне. 8)Кашпо. 9)Эскимо. 10)Драже. 11)Кольраби. 12)Авеню 12) Фойе. -На какие тематические группы можно разделить эти сущ.? -Составьте с 3 из них интересные сложные предложения. Оцените себя в листе эффективности достижений. |
Этап 3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни |
Подберите соответствующие учебные задания |
- Решите лингвистическую задачу. Вчера я видел Шляфер, а сегодня – Шляфера. - Когда я видел сестру, а когда брата? Обоснуйте свой выбор. |
Этап 3.4. Развитие функциональной грамотности |
Подберите соответствующие учебные задания |
Прочитайте текст В употреблении несклоняемых имен существительных могут возникнуть следующие ошибки. Попытка изменять слова данной категории по аналогии с существительными 1, 2 или 3 склонения: Вот сидим мы с ним в кине/ Без пальта и без кашне. (А. Хайт). Попытка выделить окончание. Не стоит забывать, что у данной категории все слово является основой, окончание выделить нельзя. Неправильное употребление фамилий, оканчивающихся на согласные. Нужно помнить, что не склоняются только женские фамилии. Фамилия, принадлежащая мужчине, будет изменяться по падежам в соответствии с правилами: нет (кого?) Ким Кардашян, но нет (кого?) Роберта Кардашьяна. Ошибки согласования с другими словами, форма которых зависит от рода существительного. Чтобы избежать таких ошибок, нужно научиться правильно определять род существительных: вкусный какао (вместо вкусное какао). Какую новую информацию вы узнали? Перечислите наиболее употребляемые ошибки в использовании несклоняемых существительных. Как избежать этих ошибок? |
Этап 3.5. Систематизация знаний и умений |
Подберите учебные задания на выявление связи изученной на уроке темы с освоенным ранее материалом/другими предметами |
Найдите в тексте, пользуясь составленной схемой, несклоняемые существительные и подчеркните их. учащиеся должны были найти (20) 20,19 – «5», 18, 15 –«4», 14, 10 – 3,меньше 10 – «2» Перед началом выполнения упражнения текст читает ученик, проверка осуществляется одним учеником вслух, остальные в своих листах. Подсчёт количества несклоняемых существительных, самооценка. Прошлой весной мадам Анна Викторовна Осипенко ездила на экскурсию по странам Европы. Она побывала в Париже, Хельсинки, США, Копенгагене. Быстро мчится по шоссе автобус, а Анна Викторовна вспоминает о своем путешествии. Об этом турне она узнала от своей подруги Белых Зинаиды Сергеевны. На пути из Финляндии в Швецию она узнала о страшном цунами, произошедшем на Капри. Когда огромный пароход подходил к Стокгольму, Анна Викторовна стояла на палубе. Даже в манто и в кашне было прохладно. Ее поразили нарядные, будто сделанные из папье-маше башенки «города веселого Карлсона». В обед она с удовольствием поела в кафе филе осетра с пюре, выпила стаканчик пепси. Вечером в каюте под светом бра она уже читала в путеводителе о городе Осло – столице Норвегии и мечтала о том, как на будущий год побывает в Монако или в Майами. -Поставьте себе оценку за упражнение. Оцените себя в листе эффективности достижений |
БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков |
Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика |
Укажите формы организации и поддержки самостоятельной учебной деятельности ученика, критерии оценивания |
-Ребята, в течение урока вы заполняли индивидуальные листы оценивания, в которых отмечали свой уровень понимания материала. -Как вы можете оценить свою работу на сегодняшнем уроке? -Какую оценку вы бы поставили себе за урок? |
БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание |
Этап 5.1. Рефлексия |
Введите рекомендации для учителя по организации в классе рефлексии по достигнутым либо недостигнутым образовательным результатам |
-Итак, над чем мы сегодня работали? Чему учились? Проведите рефлексию в своих листах. |
Этап 5.2. Домашнее задание |
Введите рекомендации по домашнему заданию. |
С.140-141-правило. Составить небольшой рассказ (7 предложений) на тему «Моё путешествие» или «В буфете (зоопарке, кино, магазине)», используя 5-6 несклоняемых имён сущ. или упр. 268 |