Урок
русского языка
в 7 классе
Страдательные причастия настоящего времени.
Подготовила Шевчук А.П.,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «СОШ №1» г. Братска
Иркутской обл.
Готовимся к ВПР
- Поставьте знак ударения в следующих словах:
Газопровод, звонят, кухонный, прибыла
2. Выпишите предложение, в котором надо поставить одну запятую:
1.Девочка накинув плащ выбежала из комнаты.
2.Из-за темнеющего леса медленно выползает луна
3.Весна пробуждающая землю ото сна приносит в сердце радость.
4.Укрывшись шинелью солдат лежал в подводе и вспоминал о родном доме.
Актуализация знаний
Прочтите выразительно и скажите, о какой части речи говорится ?
Что без меня предметы?
Лишь названия.
Но я приду – всё в действие прид ё т:
Лет и т ракета, люди стро я т здания,
И рожь в полях раст ё т.
(В. Кондрашов.)
Актуализация знаний
Какие глаголы относятся к 1 спр.?
- Ко 2 спр.?
- На что ещё необходимо обратить внимание, чтобы правильно определить спряжение?
- Определяем спряжение глаголов
Стонет, зависит, пилит, крошит, пенится, смотрит, жалит, хлещет, реет, стелет, любит, бросает, блистает
фронтальный опрос
-Вернёмся к нашему стихотворению. Какие из данных глаголов сочетаются с сущ. в В. п. без предлога?
Что без меня предметы?
Лишь названия.
Но я приду – всё в действие прид ё т:
Лет и т ракета, люди стро я т здания,
И рожь в полях раст ё т.
(В. Кондрашов.)
- А какие глаголы являются непереходными?
- При каких ещё условиях глаголы являются переходными?
- Как называются глаголы, которые сочетаются, могут сочетаться с существительным, числительным или местоимением в В. п. без предлога?
Осложнённое списывание
Запишите словосочетания в столбик, определяя вид, переходность, спряжение, как это показано в образце .
ОБРАЗЕЦ: встречают (кого?) гостя (перех., несов. в., I спр.)
Возводят электростанцию, строят плотину, видят кирпич, наливают бензин, решают задачу .
По следам ошибок
В (не)ровном свете к_стра шалаш? сложенный
из камыша был похож? на огромную
задремавшую птицу
- Выполнить орфографический и пунктуационный разбор
Выписать действительное причастие.
В каком времени оно стоит? Какой суффикс, что
можете сказать о правописании суффикса?
Есть еще причастие? Какое оно? Как определили?
Вывод: - Какие глаголы были вам даны? Назовите постоянные признаки глагола
- От всех ли этих глаголов можно образовать страдательные причастия настоящего времени? Мы узнаем это после знакомства с новым материалом. Только внимательный освоит хитрость образования страдательных причастий настоящего времени.
Пар.20, стр.52
Глаголы
перех. несов. в.
I
Спряжение глагола
Суффиксы страдательных причастий наст. вр.
гонят
(ю=йу)
II
вед ут
- ем- (- ом-)
Страдательные причастия настоящего времени
спр.
Чита ем ый (е=йэ)
- им-
Вед ом ый
Гон им ый
ЧИТАЮТ
Закрепление
Упр. 117 (2 чел работают у доски)
Упр. 120 (устно)
Упр. 121 (с комментированием по цепочке
Стилистическая работа
- Вспомните, кто из известных писателей интересно, живо, образно, описывает природу?
М. Пришвин – это удивительный человек, писатель. Он не просто писатель, а писатель-натуралист, поэт. Он подмечал малейшие изменения в природе, учит нас любить её, наслаждаться ей. Природа пробуждает самые лучшие качества души человека. Вот почему для Пришвина берёзка – «не ботаническое живое существо, а человеческая живая берёзка».
- Прочитайте небольшую зарисовку М. Пришвина о природе, взятую из его произведения «Жень - шень».
1. Тишина нарушаемая только разноголосым щебетом пташек действовала успокаивающе.
Вот уж вечер. Роса блестит на ромашке оберегаемая могучими кронами сосен.
2. Тишина действовала успокаивающе.
Вот уж вечер. Роса блестит на ромашке.
- Что называется причастным оборотом? Назовите причастие в первом предложении. Докажите, что это причастие. Какая изученная орфограмма встретилась в причастиях? Объясните. Запишите 1,2 предложения, расставляя пропущенные знаки препинания. Обоснуйте постановку знаков препинания.
- Какие изученные орфограммы вам встретились ?
Осложнённое списывание
- Выпишите страдательные причастия настоящего времени, а рядом глагол, от которого оно образовано.
ОБРАЗЕЦ: озаря ем ый – озаряют (1 спр.)
Зацветающая рожь, ярко освещённые, чуть различимый, сильно любящий, изучаемый детьми, невидимые в сумерках.
Рефлексия
- С какой новой орфограммой мы сегодня познакомились?
- От чего зависит правописание суффиксов страдательных причастий настоящего времени ?
- Какое задания для вас сегодня показалось трудным?
- Оцените свою работу на уроке. Поставьте на полях оценку
Домашнее задание
§ 20,Упр. 118,122.
Спасибо за работу!
Желаю успехов!