СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Уроки окружающего мира - уроки открытий

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал этого доклада можно использовать на выступлениях ШМО.

Просмотр содержимого документа
«Уроки окружающего мира - уроки открытий»

Уроки окружающего мира – уроки открытий


В своей педагогической деятельности у меня сложился свой стиль и взгляд на работу с младшими школьниками. Это возраст, когда дети готовы к открытию мира. Они хотят учиться, но учиться активно, интересно. Учитель стремится создать все необходимые условия, чтобы на уроке рождались открытия.

С большой увлечённостью я вместе со своими учащимися работаю на уроках окружающего мира по учебнику А.А.Плешакова. Этот предмет соединяет науку и искусство, путешествие и сказку, тайны и секреты, трудности и проблемы. На этих уроках легко организовать исследовательскую деятельность, но необходимо учесть, что результат будет положительным, если существует система обучения исследованиям.

Исследовательская деятельность – одна из прогрессивных форм обучения в современной школе. Она позволяет более полно выявлять и развивать интеллектуальные и творческие способности.

В течение четырёх лет я провожу уроки, цель которых – научить учащихся делать открытия. Начинать эту работу надо с 1 класса.

Уроки окружающего мира в течение первого месяца провожу в виде экскурсий в школьном дворе или парке. Начинаю развивать интерес учащихся к природе, наблюдениям, учу сравнивать факты, явления и делать выводы. Первые экскурсии так и называются: «Что растёт на клумбе?», «Что у нас над головой и под ногами?», «Что общего у разных растений?» Так, в тёплый сентябрьский солнечный день, обращаю внимание учащихся на золотистую листву кустарников, разноцветный убор деревьев, яркое голубое небо и учу их разглядывать в плывущих по небу облаках образы разных животных. Находим разные по форме и окраске листья, учимся их сравнивать и находить отличительные признаки: например, найти сходство и различия у листьев берёзы и клёна. Поздней осенью подчеркиваю, что деревья, когда опадут листья, стоят потускневшие, усталые и выглядят беззащитными.

Перед каждой экскурсией стараюсь подобрать стихотворение, прошу детей выучить их, чтобы по ходу занятий они могли их прочитать. Стихи помогают учащимся дать поэтическое описание природы, в образной форме обобщить наблюдения.

Постоянными гостями на уроке становятся Муравьишка Вопросик и Мудрая Черепаха. Сначала эти герои встречаются только на страницах учебников, но потом эти образы надо оживить. Роль Муравьишки предлагаю менее подготовленным детям, так как в этой роли учащиеся учатся задавать вопросы, рассуждать. Вопрос направляет учеников на поиск ответа, приобщает к умственному труду. Первая тема в учебнике так и называется: «Учимся задавать вопросы». Более сложную роль – роль Мудрой Черепахи предлагаю подготовленным учащимся и тем, чьи родители могут помочь в подборе нужного материала.

В процессе такой работы у учащихся расширяется словарный запас, теперь они не боятся задавать не только вопросы, но и правильно на них отвечать; у них улучшилась техника чтения, увеличился интерес к изученному материалу. Следуя примеру Мудрой Черепахи, большинство умеющих и не умеющих читать учеников торопятся в библиотеку за интересной книгой о природе. Ведь в библиотеку ходит Мудрая Черепаха и находит там нужную книгу. После таких уроков вижу, как учащиеся делятся впечатлениями с друзьями, родителями. Все хотят побыть в роли Муравьишки Вопросика или Мудрой Черепахи. В конце обучения в 1 классе в торжественной обстановке проходит посвящение в члены клуба «Любители природы», что является стимулом к подготовке урока-заседания, где учитель – наблюдатель и консультант, а ученик – ведущий.

Во 2 классе Муравьишка Вопросик и Мудрая Черепаха продолжают жить на уроках, несмотря на то, что их уже нет на страницах учебника. Начинаю учить второклассников работать со справочной литературой. Предлагаю им находить нужный материал не только в домашней, но и в школьной или городской библиотеках. Этот материал учащиеся оформляют в виде небольших устных выступлений на уроке или виде докладов и фотоотчётов. Во 2 классе также провожу уроки-экскурсии, но уже с элементами краеведения. Учимся не только наблюдать природу, но и сопоставлять наблюдения с материалами учебника. Во время экскурсии собираем разные листья в красивые букеты для уроков труда и изобразительного искусства.

Около нашей школы растут деревья разных пород: берёза, осина, клён, дуб, яблоня, каштан, лиственница и др. На этих деревьях мы развесили кормушки и постоянно ходим подкармливать птиц. Сначала птицы боялись нас, но постепенно стали к нам привыкать. Учащиеся учатся не только заботиться о птицах в зимнее время года, но и наблюдать за их повадками. Весной также ходим на экскурсии в парк или на школьный участок, наблюдаем за изменениями в живой и неживой природе, ищем признаки пробуждения природы.

Встречи с природой – всегда праздник и новый шаг к познанию мира. Такие встречи продолжаются и в 3 классе. Ходим на экскурсии в городской парк, выезжаем за город с родителями. Вместе любуемся природой, читаем о ней стихи, собираем природный материал для уроков труда, оформляем гербарий для уроков окружающего мира, при этом не забываем повторять правила поведения на природе. На уроках окружающего мира третьеклассники учатся делать теоретические выводы, объяснять материал, используя научную терминологию. Например, при изучении темы «О молниях, змеях, собаках…» объясняем с научной точки зрения, почему возникает молния, проводим опыты, слушаем аудиозапись грома. На этом уроке учащиеся делают маленькое открытие: и гром, и молния, и грибы, и змеи могут быть опасны.

Благодаря Муравьишке Вопросику и Мудрой Черепахе, которые помогают в работе на протяжении 2-х лет обучения, большинство учащихся стали лучше анализировать материал, делать выводы, пользоваться научной литературой, а исследовательская деятельность – одним из эффективных способов, позволяющих помочь в овладении знаний и оценить учебные успехи. Поэтому в 3 классе предлагаю учащимся, которые хорошо владеют речью, умением заинтересовать класс своими сообщениями, побыть в роли учителя и передать свои знания другим. К такому виду урока, как урок-заседание, мы переходим в 4 класс.

В 4 классе большинство учащихся умеют задавать вопросы, давать определение понятиям, наблюдать, классифицировать, делать выводы, доказывать и защищать свои идеи.

Эти этапы исследовательской деятельности – главные в подготовке урока-заседания. Конечно же тема исследовательской деятельности должна быть интересной, увлекательной и выполнимой, а решение приносить реальную пользу исследователям. Для проведения такого урока необходима большая подготовительная работа, как на уроках, так и во внеурочное время. Уроки-заседания – это уроки обобщения материала. На них дети могут проявить индивидуальные способности и такие качества, как активность, самостоятельность, смекалка, творчество.

«Окружающий мир» решает многие задачи обучения и воспитания. В содержании программы и учебника заложены большие возможности по организации познавательной деятельности учащихся. Роль учителя складывается из нескольких составляющих преподавания данного предмета: создания целостной картины мира, обучения учащихся процессу творчества, развития каждого, согласно его индивидуальности и интересам. Поэтому нам, учителям, необходимо постоянно учиться вместе с нашими учениками, быть первооткрывателями, исследователями, творцами.




























Что думают сами дети об уроках? Урок окружающего мира. … Какой он для них?

« Мне очень нравятся уроки окружающего мира, потому что на них мы изучаем строение нашей планеты, ее растительный покров и животный мир Земли. Мы развиваемся, учимся думать и доказываем свои мнения».

Федор Г.

« Обожаю уроки окружающего мира, где можно пофантазировать про прошлое нашей планеты и, конечно, про будущее ее. Еще нравится работать по печатным тетрадям. Очень интересные и занимательные задания».

Антон С.

« Самое интересное задание в печатных тетрадях было начертить родословное древо. Сколько нового я узнала про своих родственников! Был настоящий поиск прошлого. Это и интересно, и трогательно».

Света Н.  

    Хочется показать на конкретном плане урока, как учащиеся работают на достижение и реализацию поставленных целей учителем, как им нравиться работать и делать выводы на практических заданиях.    

Тема: Кожа. Ее значение и гигиена.

Цели: Расширить и углубить знание детей о коже, ее свойствах и значении для организма.
Развитие памяти, мышления, внимания; умения объяснять и доказывать свою точку зрения.
Воспитывать серьезное отношение к гигиене своего тела, внимание и умение слушать и слышать друг друга.

Оборудование: учебник « Окружающий мир», А.А.Плешакова, рабочая тетрадь, лупы, таблички по содержанию урока, толковый словарь, книга «Про тебя самого» А. Дорохова.

На доске:  пословицы «Здоровье не купишь – его разум дарит»
«Береги платье снову, а здоровье смолоду»

Ход урока:

1. Введение в тему.  
Как вы понимаете пословицы, которые на доске?

    • К своему здоровью надо относится с умом.

    • Прежде, чем что – то сделать, надо подумать о последствиях, особенно о здоровье.

    • К любой новой одежде мы относимся бережливо, но самое главное беречь мы должны здоровье, т к. его купить нельзя.    …

(Дети отвечают на вопрос учителя)
Мы несколько раз повторили слово «здоровье», это слово встречается и в пословицах, а как вы понимаете значение этого слова?


Ответы детей:Здоровье – это жизнь без боли и проблем.Здоровье – это красота внутренняя и внешняя. 

Вот такое объяснение дает наш помощник «Толковый словарь».
(чтение текста)
( « Здоровье – правильная, нормальная деятельность организма, его полное физическое и психическое благополучие»).

2. Новая тема.
Предлагаю вам отгадать загадку:

Вот одежда, так одежда!
В ней уютно и тепло, под дождем не промокает
И не мнется ни за что!
А еще не выцветает, и дышать легко нам в ней,
И носить ее мы можем, не снимая много дней!
Что это?   (Кожа)

Сегодня мы будем говорить о КОЖЕ, о ее значении для  организма и ее гигиене.

а).  Как вы думаете, зачем человеку кожа?
Ответы детей:

  • Кожа для того, чтобы в организм не попадали бактерии и микробы.

  • Кожа защищает наш организм от повреждений.

Кожа выступает защитницей для нашего организма – это первая функция, т.е. работа кожи.
( на доске надпись «Защита»)

б). Проведем несколько наблюдений. Потрогайте свою кожу на кисти, потяните ее. Что можно сказать?
Кожа гладкая, нежная, упругая, мягкая.
( На доске эти слова написаны на карточках).
Обратите внимание на места сгибов суставов пальцев. Что можно сказать о коже?
Она имеет складки и морщинки.
Кожа имеет способность растягиваться и сжиматься. Это свойство кожи – эластичности. (табличка)

в).  Рассмотрим кожу через лупу. Что вы увидели?
Дырочки и волосики.
Дырочки – это поры. Остановимся на порах. Именно через поры наша кожа дышит, поглощая кислород, выделяя углекислый газ. Правда, это дыхание незначительное, но все же кожа участвует в газообмене. Вывод?
Кожа выполняет функцию – дыхания. (на доске табличка – «Дыхание»)

г). Через поры выделяется жир. Потрогайте пальчиками кожу у виска. На них появился жировой налет. Зачем коже  - жир?  ( Ответы детей)
Особенно в жаркое время года на коже выступает большое количество жира, кожа как бы «осаливается», становится неопрятной, некрасивой, поэтому надо следить за чистотой кожи.
Откуда берется пот?
Пот выделяется через поры.
Пот – это соленая жидкость, которая выделяется через поры.
Он выделяется всегда, даже в спокойном состоянии. Мы его ощущаем тогда, когда сильная физическая нагрузка. Пот – это изумительная система охлаждения. Он смачивает кожу, нагревается от нее, забирая тепло и испаряясь, превращается в пар. Вот почему нельзя выходить мокрому человеку на улицу.
Пот слишком быстро испаряется, резко охлаждает организм и человек простывает. Вам напоминание о профилактике простудных заболеваниях.

д). Зачем волосики на коже? (ответы детей)
Волосики защищают кожу от одежды. Если бы их не было, то одежда стирала бы жир, и кожа пересыхала бы.
По волосикам скатываются частицы жира и пота, чтобы поры  оставались открытыми. Это следующая работа кожи – выделение.
( на доске табличка – «Выделение»)

е). Следующее наблюдение.
Игра, назови предмет. Не глядя в пакет, ощупью узнать, что попалось в руки.
Чем мы ощущали предметы? (дети ответили – пальцами)
Сейчас для вас открытие, что любые предметы мы ощущаем кожей. Под ней лежит множество нервных окончаний, которые передают сигналы в мозг и он уже определяет, что у нас в руках.
Это следующая работа кожи – осязание.  ( на доске табличка – «Осязание»).

3. Работа по учебнику.
Все о чем мы говорили, можно увидеть на рисунке в учебнике на стр. 70.
Интересные факты, о коже можно  прочитать на странице 72.
Чтение материала учебника детьми.
Глядя на эти огромные числа нужно сказать, что как бережно мы должны относиться к такому хрупкому органу нашего тела – коже.

4. Сообщение детей.

  • Как ухаживать за кожей.

  • Правильное питание -  залог красивой кожи.

5. Итог урока.
Какие выводы вы сделали для себя?
Что интересного вы узнали на уроке?
Чем понравился урок?

Благодаря работе по учебникам А.А.Плешакова дети не боятся задавать и отвечать  на вопросы, становятся раскованными, ведут диалоги между собой и учителем, при этом они не боятся ошибаться при ответах. На уроке должен создаваться благоприятный микроклимат для развития личности ребенка. А учитель должен быть открытым, искренним, должен принимать ученика таким, каким он есть, верить в способности и возможности каждого ученика.