СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Влияние логики на развитие умственных способностей младших школьников»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Влияние логики на развитие умственных способностей младших школьников»»

«Влияние логики на развитие умственных способностей младших школьников»

Одной из главных составных частей способности человека мыслить является логическая грамотность, т.е. набор логических умений и знаний, необходимых в любой интеллектуальной деятельности. Мышление как один из познавательных процессов присуще каждому человеку. Хорошо развитое умение правильно мыслить занимает не последнее место среди факторов успешности обучения различным предметам. В целом под умением «правильно мыслить» обычно понимают умение анализировать, строить суждения на основе проведенного анализа с соблюдением причинно-следственных связей, логичность, корректность суждений.

Логическое мышление — это мыслительная операция, при которой мы от частных данных и суждений приходим к общему и выводимо умозаключению.

Основными формами логического мышления являются понятие, суждение и умозаключение.

Логическое мышление активно развивается у детей с 6 лет, когда у ребенка есть основная база знаний об окружающем мире. Дети осознают себя как личность, которая способна решать определенные задачи. Они начинают анализировать полученную информацию и самостоятельно делать выводы, но все равно нуждаются в совете и направлении взрослого.

Именно в младшем школьном возрасте наглядно-образное мышление, имевшее в дошкольном возрасте основное значение, трансформируется в словесно-логическое, то есть понятийное. У ребенка меняется ведущий вид деятельности с игры на учебу. В этом возрасте у ребенка появляется необходимость в познании и развитии. Вот потому в начальной школе чрезвычайно важно уделять внимание становлению логического мышления.
Развитие у детей логического мышления – это одна из важных задач начального обучения. Умение мыслить логически, выполнять умозаключения без наглядной опоры, сопоставлять суждения по определённым правилам – необходимое условие успешного усвоения учебного материала.
Под логическим мышлением мы будем понимать способность и умение ребенка самостоятельно производить: простые логические действия: анализ, синтез, сравнение, обобщение; составные логические операции: построение отрицания, доказывание через построение рассуждений, опровержение через построение рассуждений; использование для выполнения этих операций индуктивных и дедуктивных логических схем.

Начинать обучать нужно с загадок. Именно они учат образному нестандартному мышлению, что способствуют развитию логики и смекалки. Необходимо предлагать детям разные головоломки и не спешить разъяснять им ответ. В школе для решения подобных задач подходит коллективная форма работы – в паре, в группах. И задачку решат вместе несколько человек, и научатся работать в коллективе.

Хорошо развивают смекалку ребусы, шарады, головоломки.
В начальной школе дети должны овладеть элементами логических действий (сравнения, классификации, обобщения и др.). Поэтому одной из важнейших задач, стоящих перед учителем начальных классов, является развитие всех качеств и видов мышления, которые позволили бы детям строить умозаключения, делать выводы, обосновывая свои суждения, и, в конечном итоге, самостоятельно приобретать знания и решать возникающие проблемы.
Решение задач на логику – это отличная « гимнастика для ума».

Логические задачи – это задачи, при решении которых поиск ответа на вопрос осуществляется на основе рассуждений. Вычисления при решении логических задач играют вспомогательную роль, а иногда совсем не нужны.

Решение логических задач дело непростое, так как многие из них являются эвристическими, т. е. имеют уникальный способ решения, не типичный для других задач. Различные способы моделирования процесса решения логических задач позволяет решить проблему и использовать логические задачи для формирования универсальных способов действий.

Анализ опыта обучения решению логических задач младших школьников позволил выделить следующие наиболее универсальные модели:

  • текстовые цепочки умозаключений;

  • таблицы;

  • граф – схемы;

  • блок – схемы;

В процессе решение нестандартных логических задач задействуются все психические процессы. Заставляют ребенка думать, мыслить нестандартно, при этом активно используется воображение.

Важнейшей целью обучения в начальной школе является развитие интеллекта ребёнка; научить ребёнка думать, логически обосновывать своё мнение, организовывать свою деятельность, работать с информацией, сотрудничать с другими людьми.

Мы доказали, что развитие логического мышления младших школьников в процессе решения нестандартных задач способствует формированию умственных, творческих способностей учащихся, развитию интеллекта, повышению успеваемости.