СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Волшебные травы

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентацию можно использовать во внеклассной и кружковой  работе по биологии.

Просмотр содержимого документа
«Волшебные травы»

Волшебные травы  МБОУ Павловская средняя школа Учитель биологии Алхимова Анна Александровна

Волшебные травы

МБОУ Павловская средняя школа

Учитель биологии Алхимова Анна Александровна

Цель работы: собрать легенды о травах, считавшихся у русского народа волшебными и познакомиться с их прототипами. Задачи: - Изучить литературные источники и интернет-ресурсы по вопросу; - сопоставить данные мифов и легенд русского народа с имеющимися научными данными об этих растениях; - показать и отразить в работе красоту русской природы и трепетное отношение русского народа к окружающим их растениям.

Цель работы: собрать легенды о травах, считавшихся у русского народа волшебными и познакомиться с их прототипами.

  • Задачи:
  • - Изучить литературные источники и интернет-ресурсы по вопросу;
  • - сопоставить данные мифов и легенд русского народа с имеющимися научными данными об этих растениях;
  • - показать и отразить в работе красоту русской природы и трепетное отношение русского народа к окружающим их растениям.

Как возникли легенды о травах, почему некоторым растениям приписаны сверхъестественные свойства? Познанию окружающего мира всегда сопутствовали различные верования. Всему и всякому сколько-нибудь загадочному, непонятному явлению приписывалась потусторонняя сила. Нецветковое растение папоротник, например, удивляло своим видом и необычным способом размножения. Все растения цветут, а это нет, — значит, оно особенное, отмечено тайной. Так вокруг папоротника начинают возникать легенды, сказания. В них-то скромный обитатель лесов и наделяется теми свойствами, которых человек наяву не наблюдал: папоротник расцветает, но не просто, а волшебно.

Толчок к созданию легенды могли дать необычные, мало встречаемые и недоступные растения. Ужовник и груздовник уникальны в нашей флоре, попадаются очень редко. Низенький папоротничек с «кистью цветков» — разве не диво? «Разрыв-травой» его назвали потом, когда он прослыл загадочным растением.

Непосвященный человек не мог найти редкого растения, а травоискателю оно иногда встречалось. И если он его находил, то старался сбыть повыгоднее. Бедный человек много не даст, а вот тот, кто промышлял темными делами или искал клады, не скупился, лишь бы заручиться помощью сказочной силы для осуществления своего предприятия. И если с помощью разрыв-травы не находил клада, легенду опровергнуть не осмеливался. Все валил на проделки нечисти, которая якобы помешала ему.

Непонятное в жизни растения — одно из главных причин возникновения легенд. Так петров-крест, растущий в основном под землей и внешне похожий на крест, не мог не попасть в число легендарных растений. Кувшинка — цветок водоемов, тоже не как другие, ведь пруды и бочажки — обиталища всякой нечисти, значит, и цветок особенный. Его и назвали русалочным.

Истоки легенд реже восходят к преувеличению свойств, которыми обладает растение. Это относится главным образом к лекарственной флоре.

Происхождение поверий о фантастических травах связано с извечной мечтой человека возвысится над природой: останавливать ветер, управлять погодой и т.п. Наука открыла много полезных свойств, которыми обладают те или иные растения. А вот сверхъестественных свойств у них не оказалось.

одолень-трава одолень-трава одолень-трава одолень-трава одолень-трава

одолень-трава

одолень-трава

одолень-трава

одолень-трава

одолень-трава

В заговоре на путь-дороженьку сказано: «Еду я из поля в поле, в зелёные луга, в дольные места, по утренним и вечерним зорям, умываюсь медяною росою, утираюсь солнцем, облекюсь облаками, опоясываюсь чистыми звёздами. Еду я во чистом поле, а во чистом поле растёт одолень-трава. Одолень-трава! Одолей ты злых людей: лихо бы на нас не думали, скверного не мыслили. Отгони ты чародея-ябедника. Одолень-трава! Одолей мне горы высокие, долы низкие, озёра синие, берега крутые, леса тёмные, пеньки и колод. Спрячу я тебя одолень-трава у ретивого сердца, во всём пути и во всей дороженьке».  Что же это за растение? растение?    Оказывается это всего-навсего кувшинка – жительница прудов, тихих вод, заливов и стариц. Кувшинка называется одолень-травой, одолевающей нечистую силу.

В заговоре на путь-дороженьку сказано: «Еду я из поля в поле, в зелёные луга, в дольные места, по утренним и вечерним зорям, умываюсь медяною росою, утираюсь солнцем, облекюсь облаками, опоясываюсь чистыми звёздами. Еду я во чистом поле, а во чистом поле растёт одолень-трава. Одолень-трава! Одолей ты злых людей: лихо бы на нас не думали, скверного не мыслили. Отгони ты чародея-ябедника. Одолень-трава! Одолей мне горы высокие, долы низкие, озёра синие, берега крутые, леса тёмные, пеньки и колод. Спрячу я тебя одолень-трава у ретивого сердца, во всём пути и во всей дороженьке». Что же это за растение? растение?

Оказывается это всего-навсего кувшинка – жительница прудов, тихих вод, заливов и стариц. Кувшинка называется одолень-травой, одолевающей нечистую силу.

Наши предки почитали её как самый сильный оберёг, в первую очередь от болезней всяческих, поскольку считалось, что насылают их злые силы, а одолень-трава всю злобу отводит и с любой нечестью может справиться. Ей приписывают и другое свойство: «Кто найдёт одолень-траву, тот вельми талант себе обрящет на земли» (то есть многие способности получит)  Одолень-трава даётся в руки лишь людям с чистым сердцем. Корень этого растения держать в доме очень хорошо. По мнению простонародья, кто имеет его в доме, в силах преодолеть разные препятствия.

Наши предки почитали её как самый сильный оберёг, в первую очередь от болезней всяческих, поскольку считалось, что насылают их злые силы, а одолень-трава всю злобу отводит и с любой нечестью может справиться. Ей приписывают и другое свойство: «Кто найдёт одолень-траву, тот вельми талант себе обрящет на земли» (то есть многие способности получит) Одолень-трава даётся в руки лишь людям с чистым сердцем. Корень этого растения держать в доме очень хорошо. По мнению простонародья, кто имеет его в доме, в силах преодолеть разные препятствия.

В старину рекомендовалось рвать цветки кувшинки с ласковыми словами, заткнув уши. Ни в коем случае не дозволялось срезать их, так как при этом якобы стебель кувшинки истекает кровью, а тот, кто это сделает, будет видеть тяжёлые, кошмарные сны. С корневищем кувшинки в руках пастухи обходили поле, чтобы при пастьбе предохранить скот от пропажи, а отвар его, говорят, возжигал пламя ответной любви. И символ у одолень-травы был огненный, да ещё двойной, то есть очищающий тело и душу .
  • В старину рекомендовалось рвать цветки кувшинки с ласковыми словами, заткнув уши. Ни в коем случае не дозволялось срезать их, так как при этом якобы стебель кувшинки истекает кровью, а тот, кто это сделает, будет видеть тяжёлые, кошмарные сны. С корневищем кувшинки в руках пастухи обходили поле, чтобы при пастьбе предохранить скот от пропажи, а отвар его, говорят, возжигал пламя ответной любви. И символ у одолень-травы был огненный, да ещё двойной, то есть
  • очищающий тело и душу .

Было и другое название у неё – русалочий цветок. Поскольку с закатом бутоны кувшинки, которая очень любит солнце, закрываются и опускаются в воду, а наутро появляются, но лишь при ясной погоде, возникло поверье, что ночью они превращаются в прекрасных русалок, а на свету – опять в цветы.

Корни кувшинок использовались людьми в пищу, из-за чего она получила название «цветок подводного хлеба». Высушенные и размолотые в порошок корневища добавлялись к муке, так как содержат до 20% крахмала. Высушенные, отваренные или поджаренные корни могут употребляться в пищу.

Семена её употреблялись монахами и отшельниками как средство, успокаивающее нервы, от судорог и головокружения, певцам – для усиления и укрепления голоса. Для улучшения аппетита сушёное корневище кувшинки подвешивали над кроватью больного .

Внешний облик кувшинки создан правильно, правда, лепестки здесь названы листочками. Это многолетнее водное растение с толстым мясистым ползучим корневищем, богатым крахмалом и дубильными веществами.. Плавающие на воде листья, 12-30 см. длины. Обитает в озёрах, старицах, лесных речках глубиной до 3-4 метров.

 тирлич-трава  (золототысячник )

тирлич-трава

(золототысячник )

Тирлич или Ведьмино зелье – трава, которую считают бесовской. Накануне праздника Ивана Купалы ведьмы и колдуньи отправляются на Лысую гору близ Днепра собирать тирлич-траву. Из травы выжимают сок, которым ведьмы смазывают себе руки и ноги. Это помогает при совершении чар. Кто полностью натрётся травой, тот станет оборотнем и может превратиться в кого угодно. Мазью именно из тирлич-травы смазала своё тело Маргарита из известной повести М. Булгакова, чтобы отправитися на шабаш ведьм на Лысую гору. Если простой крестьянин найдёт эту траву и будет делать то же самое, то сможет общаться с ведьмами и вурдалаками. Зная это колдуньи стараются оградить те места, где растёт тирлич от простых людей, всячески сбивая их с пути.

По преданию, корень "Тирлич-травы" защитит обладателя от "гнева властей" (от - начальника на работе, до - государства), что делает эту травку весьма полезной в наше время.

Траву эту называют ещё стародубкой и бешенной травой. Волшебный тирлич – это золототысячник. Встречается по сухим местам, кустарникам и на полянах. Цветет с середины июня до сентября.

Это красивое растение подчас трудно обнаружить, поскольку цветки его полностью раскрываются только на ярком солнце. От светлого стержневого корня отрастает четырехгранный стебель 10-50 см высотой. Прикорневую розетку листьев найти трудно, так как ко времени цветения она, как правило, отмирает, а в вегетативном состоянии скрыта в густой траве. Стеблевые листья накрест супротивные, продолговато-яйцевидные или ланцетные, с заметными продольными жилками. Многочисленные цветки собраны в зонтиковидное соцветие, образованное отдельными вильчато разветвленными веточками. Чашечка трубчатая, из 5 чашелистиков, у венчика беловатая трубка и 5 розоватых отгибов; на солнечном свету лепестки отгибаются в виде звездочки. Цветет с (июня) июля до сентября. Растет на светлых полянах в лесу и на влажных лугах. Встречается не особенно часто, но довольно строго приурочен к своим излюбленным местообитаниям.

 Плакун-трава (дербенник иволистный )

Плакун-трава

(дербенник иволистный )

Слезы матери и печаль земли Плакуном-цветком из земли взошли. Молча слезы льет по-над пашнею Над лихой бедой над вчерашнею

  • Человек, сутулясь, вошёл в храм, встал с пучком травы лицом на восток и зашептал: «Плакун, плакун! Плакал ты долго и много, а выплакал мало. Не катись твои слёзы по чисту полю, не разносись твой вой по синю морю. Будь ты страшен злым бесам, полубесам, старым ведьмам киевским. А не дадут тебе покорища, утопи их в слезах, а убегут от твоего позорища замкни в ямы преисподние. Будь твоё слово при тебе крепко и твёрдо. Век веком!»
  • Только на плакун-траву человек творил заговор. Называли его чародеем, ведуном, знахарем. Наговорная трава в представлении суеверного человека могла устрашать нечистую силу, заставляла плакать бесов и ведьм.
  • «Мать всем травам плакун-трава. С этим корнем надо собирать все травы, и получит любая трава свою силу» — так говорит старинный травник. Каждую травку рвать с приговором: «От земли трава, а от Бога лекарство». Три раза проговорить, в чистоте пребывая. Второе: «Небо — отец, земля — мать, а ты трава, позволь тебя рвать». На Руси всегда с уважением относились к плакун-траве. Считается, что плакун-трава обладает огромной магической и целебной силой. Знахари использовали ее в своих заговорах, а простые люди старались иметь в своем доме как оберег от несчастий и болезней.
  • Плакун-трава издавна пользовалась во всех деревнях уважением и страхом. Считали, что эта трава обладает удивительной силой: приводит к смирению нечистых духов, изгоняет колдунов и кикимор, заставляет плакать бесов и демонов. Чародеи собирают плакун-траву в Иванов день на утренней заре и только руками, не использую никаких орудий. Важно было найти корень и цветы.
  • А еще велено было держать плакун-траву в чистоте, давать скоту при беспокойном поведении, деткам при бессоннице класть в головах постели. По словам опытных травоведов, в цветках и корне Плакун-травы — главная ее мощь. Корень этой «всем травам матери» таит в себе силу, охраняющую малодушных людей от всякого соблазна.
  • Перед нами всего лишь дербенник иволистый, прозванный в народе «плакун-травой». Называли его еще дубник, подбережник, твердяк, тройчак, кровавница, верба-трава. Растет дербенник по сырым местам, берегам рек и прудов, а также среди зарослей ольшаника и на влажных заливных лугах. Цветет с июня до сентября. Растение содержит дубильные вещества, скот его не ест.
  • Дербенник иволистый никакими лекарственными или другими достоинствами не обладает, он даже не входит в государственную фармокопею — утвержденный список растений-целителей. Но в поверьях плакун-трава — «всем травам мати».
 Орхилин  (борец шерстистоусый )

Орхилин

(борец шерстистоусый )

В послании игумена Панфила псковскому наместнику (XVI) о сборе трав и корений сказано так: «Егда приходит великий праздник Рождества Предтечева, исходят огницы, мужие и жены чаровицы по лугам, и по болотам, и в пустыни, и в дубравы, ищущи смертные отравы и приворотные зелья». Вот в эту-то пору и ходили травознаи за орхилином, растущим на больших реках. Срывать орхилин полагалось через серебряную гривну (шейный обруч). Орхилин будто бы охранял от дурного глаза и порчи. По научному это растение называется борец шерстисоусый из семейства лютиковых. Цветёт с половины июня до августа. Попадается в лесу и закустаренных лугах. Чародеями собиралась осенью «в великоденский мясоед», употреблялась против свадебных наговоров. Делалось это так. Когда невесту привозили из церкви в дом жениха, тогда знахарь забегал вперёд, клал траву орхилин под порог дома. Невеста, узнав об этом, должна обязательно при входе в дом перепрыгнуть через порог. Если она случайно наступит на траву, то все зловредные наветы колдунов обрушаться на девушку.

В послании игумена Панфила псковскому наместнику (XVI) о сборе трав и корений сказано так: «Егда приходит великий праздник Рождества Предтечева, исходят огницы, мужие и жены чаровицы по лугам, и по болотам, и в пустыни, и в дубравы, ищущи смертные отравы и приворотные зелья». Вот в эту-то пору и ходили травознаи за орхилином, растущим на больших реках. Срывать орхилин полагалось через серебряную гривну (шейный обруч). Орхилин будто бы охранял от дурного глаза и порчи.

По научному это растение называется борец шерстисоусый из семейства лютиковых. Цветёт с половины июня до августа. Попадается в лесу и закустаренных лугах.

Чародеями собиралась осенью «в великоденский мясоед», употреблялась против свадебных наговоров. Делалось это так. Когда невесту привозили из церкви в дом жениха, тогда знахарь забегал вперёд, клал траву орхилин под порог дома. Невеста, узнав об этом, должна обязательно при входе в дом перепрыгнуть через порог. Если она случайно наступит на траву, то все зловредные наветы колдунов обрушаться на девушку.

Разрыв-трава (папоротник )

Разрыв-трава

(папоротник )

По преданию разрыв-трава достается лишь тому, кто имеет цветок папоротника и корень плакуна. О разрыв-траве мечтали воры и кладоискатели, ведь она разрывает запоры тюрем и превозмогает сатанинскую силу, стерегущую клады.

Разрыв-траву называли еще скакун и прыгун, так как цветок ее будто бы в Иванову ночь скачет, прыгает. Известна она еще и под именем «ключ-трава». Легенда повествует, что когда-то разбойники зарывали клады, запирали их под землей на замки, а ключи бросали в воду. Обладатель разрыв-травы будто бы может отпирать заговоренные клады.

Утверждалось также, что если бросить разрыв-траву в кузницу, кузнец работать не сможет. Узнают ее так: на которой траве в Иванову ночь коса переломится, та и есть разрыв-трава.

Конечно, в подобных поверьях много от сказки, суеверия. Но вот что интересно: в народных сказаниях встречается упоминание о том, что разрыв-трава— все тот же папоротник, или очень похожа на него. Когда же ботаники стали выяснять, есть ли у волшебной травы прообразы, то оказалось, что есть. Ими являются два вида папоротника: ужовник (по латыни офиоглоссум, что в переводе означает «змееязычный») и груздовник (ботрихиум).

У них имеется нечто, похожее на кисть цветков. Если внимательно присмотреться к такой «кисти», то окажется, что это всего лишь вытянутая часть листа с «бутончиками» — спорангиями, открывающимися в сухую погоду. С виду измененная часть листа напоминает стрелку с кистью цветов (не зря ужовник получил название змееязычный: от его листьев отходит вырост, напоминающий узкий язык змеи).

Сходство с цветком и послужило поводом к легенде о цветущем папоротнике. Ужовник и груздовник встречаются в наших лесах очень редко, что также делало их таинственными. В действительности же ни один вид папоротника никогда не цвел и цвести не может. Это растение не цветковое.

У древних славян имелся миф, связанный с разрыв-травой. Согласно ему, молодой воин, отставший от своей рати, шел уставший по опушке леса. На улице стояла осень. Вдруг внимание юноши привлекло шипение множества змей, которые ползли в сторону горы, брали на язык травинку, касались ею скалы – она открывалась, и заползали внутрь. Тогда удивленный воин тоже сорвал эту травинку. Он почувствовал острую боль в пальце, но стерпел и коснулся камня. Скала расступилась, и юноша оказался внутри пещеры. Вокруг повсюду было золото и серебро, сверкали драгоценности. В самом центре пещеры стоял золотой престол, на котором восседала огромная змея. Вокруг нее, свернувшись в клубки, крепко спали змеи. Тогда юноша стал гулять по пещере, отложив в сторону меч, лук и щит, трогал золотые слитки,

пересыпал монеты и драгоценные камни, совсем забыв о времени. Вдруг он услышал, что змеи проснулись и заговорили. Они переспрашивали друг у другу: «Не пора ли нам?».   Тут главная змея сказала: «Теперь пора!» – сползла с престола, и все поползли вон из пещеры. Воин, испугавшись, что останется здесь навсегда, кинулся за ними. Едва успев выскочить, он от неожиданности опешил — на опушке стояла весна. Юноша понял, что всю зиму он провел внутри пещеры и стал ругать себя за то, что не взял с собой ни монет, ни золота, ни камней, да еще и оставил свое вооружение там. Расстроенный, он побрел по опушке и вдруг увидел, что к нему скачет толпа всадников, занося мечи над головой юноши. Ему оставалось только выставить вперед руки, и неожиданно из его пальца вырвалось пламя, которое поразило врага. Всадник упал на землю без дыхания. Остальные, увидев такой исход событий, испугались, развернули коней и помчались прочь.

Молодой воин догадался, что поразил врага он именно тем пальцем, которым порезался о травинку. Тогда-то юноша и понял, что он унес самое главное сокровище, сделавшее его непобедимым.

Много лет существовало суеверие, будто цветок разрыв-травы способен магическим путем открывать любые замки. Однако волшебной силой обладал не каждый цветок, а только добытый с помощью следующего ритуала .Сперва нужно было найти дупло, где свил гнездо дятел, и чтобы в нем непременно были птенцы. Затем следовало дождаться, чтобы птица-мать улетела из гнезда - и плотно закупорить дупло. Увидев, что дупло заткнуто, птица должна была вернуться со стеблем разрыв-травы в клюве, подлететь к дуплу и поднести стебель к затычке. Затем должен был раздаться громкий хлопок - и затычка вылетала наружу. В этот момент наблюдателю следовало закричать изо всех сил. От страха птица роняла разрыв-траву. Именно этот стебель (если поднять его с земли красной или белой тряпицей) и был тем талисманом, который открывает все замки. Более того: обладание этим растением якобы должно сделать вас невидимым; а если вы будете носить его в кармане, вас не смогут ранить ни пуля, ни свинец.

В древнем травнике пишут: «Если найдешь ее, разрежь ладонь на левой руке и сунь под кожу траву. Тогда стоит только толкнуть этой рукой запертую дверь - она отворится, стоит только взяться за замок - он сам открывается. От одного прикосновения такой ладони замки отпираются и сваливаются с дверей и сундуков».

Считалось, что разрыв-трава помогает удачливым ворам. Есть легенды о разбойниках, всю жизнь искавших Разрыв-траву, чтобы иметь возможность беспрепятственно войти в любой дом, минуя все засовы, и не бояться кандалов. Потому её ещё иногда называют воровской травой. На основании свойства этой травы арестанты не могут быть заключены в темницу; которые имеют эту траву, тотчас же освобождаются.

 Адамова голова  (МАНДРАГОРА)

Адамова голова

(МАНДРАГОРА)

Царь всех трав” – так почтительно называли растение под названием   Адамова голова или мандрагора, как величали её в Западной Европе. Рассказывали, что “кто хочет видеть еретика или дьявола, тот возьми корень мандрагоры, водой освяти и положи на престол в храме и не замай 40 дней, и те дни пройдут – носи при себе – узришь водяных и воздушных демонов. А когда кто ранен – приложи к ране, в три дня всё заживёт”.

Корень «царя во всех травах» похож на редьку с причудливыми выростами. Этот замысловатый корень пользуется большим почётом на Западе. К нам весть о волшебной мандрагоре пришла из Европы. В русских сказаниях дальнейшего продолжения не получила. Привозная легенда проникла больше в письменные источники, чем в народные предания.

Серьёзно в магическое действие Адамовой головы на Руси верили в основном охотники. Перед походом в лес на охоту полагалось окуривать листьями растения охотничье снаряжение, и оно приобретало силу и удачливость. И в этот день охота всегда была хорошей, особенно на диких уток.

Народные названия адамовой головы – чёрный осот, пупочник, пустотел, шишкарник, кукушкины сапожки. В средневековье бытовало много россказней о смертельном риске, которому подвергал себя корнеискатель при выкапывании мандрагоры. Согласно поверьям, искать мандрагору нужно с особой осторожностью. Необходимо было повернуться лицом к западу, очертить три раза ножом место, где ищешь растение. Затем привязать Адамову голову к хвосту черной собаки и заставить её выдернуть корень. При этом в момент выдергивания раздавался страшный крик. Вот почему мандрагора названа ещё трава-покрик. Если пытаться самому вырвать растение без собаки, то погибель неминуема.

Обезболивающие и снотворные свойства мандрагоры были описаны ещё в папирусе Эберса, относящиеся примерно к 1570 году до нашей эры.

Ещё в шестом веке до нашей эры Пифагор высказал мнение, что некогда в мандрагору превратился человек (корень по форме похож на человека). Историк Иосиф Флавий, живший в первом веке нашей эры, рассказывал, что мандрагора якобы имеет цвет пламени, светится в темноте и приносит счастье. Утверждали, что мандрагора обладает целебной силой лишь тогда, когда вырастает возле места, где казнён невинный человек.

Исследовали химический состав мандрагоры и физиологическое действие на организм человека. Небольшие дозы её сока вызывали сонливость, большие – возбуждение. Всё растение оказалось ядовитым. В корне обнаружили наркотический и обезболивающий алкалоид – атропин. Стали понятны причины наркотического действия. Во время хирургических операций древние греки применяли для наркоза губки, пропитанные горячим соком мандрагоры. Больной вдыхал пары этого сока и крепко засыпал.

В наши дни это растение является одним из источников для получения атропина. Но теперь это достаточно редкое растение и нуждается в охране. Занесено в Красную книгу.

 Чертополох

Чертополох

Чертополох, по мнению крестьян, отгоняет чертей и вообще всякую нечисть. Если тебя преследуют черти, то надо стать среди чертополохов и бросить в бесов шишки этой травы. Все колдуны и демоны сразу же пропадут. А если пригнуть чертополох к земле, при этом приговаривая: «Сгони червей с моей скотины – отпущу», напасть со скотины сойдёт.

С незапамятных времен ведется поверие, что если кто хочет быть цел в дороге, тот запасайся для этого вощанками, в которых сварен был чертополох. В великорусских губерниях промышляют вощанками старушки-переходницы, исходившие все пути и дорожки от Москвы-реки до Иордана. Для совершения обряда чертополох предварительно кладется на семь дней и ночей под подушку.Его не должен никто ни видеть, ни трогать. На восьмую ночь, последнюю на святках, приносят чертополох к старушке-переходнице. Она варит его, с особенными обрядами, с воском и ладоном. Вываренная вощанка зашивается в ладонку.

С древности оно использовалось как в медицине, так и в кулинарии и магических обрядах. Это очень сильное растение, обладающее, безусловно, магической силой, способное прогонять злых духов и вообще зло. Чертополох в переводе со старорусского означает "пугающий чертей". Это вполне соответствует способностям этого растения. Черти его действительно боятся, поэтому у входа в дом вешали это растение, чтобы не впускать в жилище нечисть. Сажали чертополох на могилах колдунов и проклятых людей, чтобы помешать нечисти утащить их души в пекло. В курениях это растение не применяли - дым чертополоха очень горький, ест глаза и горло. Нечисть выгоняет, но и людям оставаться в таком мареве сложновато.

Наибольшей силы чертополох достигает, когда распускается его цветок. Чертополох - надежная защита от порчи, напущенной из зависти. Говорят, что сухой цветок чертополоха, на котором намотан волос хозяина, не только защищает от многих чар, но и "возвращает" их тому, кто их навел. Цветок надо менять каждое лето, срезая его в жаркий полдень, предшествующий новолунию. При этом необходимо убедится, что вокруг нет посторонних. До наступления полнолуния следует носить вместе оба цветка, а затем сжечь старый на живом огне, предварительно с ним попрощавшись и поблагодарив. Характерно, что каждый последующий талисман вбирает в себя силу предыдущего. По поверью, чертополох отгоняет чертей и покойников-вампиров. Для этого нужно носить с собой целиком все растение. Дымом фимиама, изготовленного из чертополоха, окуривают огнестрельное оружие, которое плохо стреляет: то есть во время охоты ранит, но не убивает дичь.

Чертополох означает грех, скорбь, проклятие Бога при изгнании из рая. В римской мифологии Церера, богиня жатвы, покровительница плодородия, зажигает факел из сухого, чертополоха. Чертополох является символом Шотландии; согласно легенде, когда вторгнувшиеся в 8 веке даны пытались ночью тайно подобраться босиком к скоттам, они попали да заросли чертополоха; от их вскриков скотты подняли тревогу и полностью разбили данов. Чертополох был принят в качестве эмблемы Шотландии в царствование Якова III; в британском гербе появился в 1702 году вместе с девизом «Никто не тронет меня, не поранившись». Эта эмблема так же является центральной на нагрудном знаке «Самого древнего и благородного ордена Чертополоха»; кавалеры это го ордена уступают в ранге только кавалерам «Ордена Подвязки».

Чертополох – это многолетнее травянистое растение с очень ветвистым, толстым стеблем и короткочерешковыми или сидячими, жесткими и колючими листьями. Это колючее растение вырастает до 2 метров в высоту, цветущие на вершине его головки имеют ярко фиолетовый цвет. Многоцветковые головчатые соцветия окружены оберткой из кроющих листьев с торчащими колючками на концах. Кроющие листья отдельных беловатых или серовато-зеленых цветков сужены в шиловидные колючки. Корневище толстое, вальковатое. Цветет чертополох с июля до сентября. Родина его - вероятнее всего, Балтийские страны, юг Сибири и Северная Африка. Довольно часто встречается в Центральной Европе на бедных лугах, пустошах, песчаных откосах и склонах, на обочинах дорог.

Чертополох целители любят за ее абсолютную безвредность, чем она и отличается от других трав. Немного найдется лекарственных трав, столь уважаемых в прошлом, как чертополох. По преданию, древнегреческая поэтесса Сафо использовала его корневище как средство, усиливающее половую активность. В такое действие этого растения очень верили в древности. Помимо этого корневище ценили как средство для регулирования менструального цикла и лечения желудочных заболеваний; кроме того, верили в его способность защитить от инфекционных заболеваний. В средние века область применения его значительно расширилась (грудные болезни, водянка, периоды депрессии, задержка мочеиспускания, цинга и атрофия десен, желтуха, чахотка, кожные болезни). Современная народная медицина переняла все эти показания, как это часто бывает, без всякой критики. Исторические документы свидетельствуют о том, что древние греки использовали отвар плодов молочного чертополоха 2000 лет назад. Полагают, что римляне знали о его полезных свойствах и использовали при лечении заболеваний печени. В Индии он применяется в гомеопатической и народной медицине. А в Европе экстракт молочного чертополоха с давних пор рекомендуется при таких печеночных нарушениях, как гепатит и цирроз. В древнем медицинском справочнике греческий травник Диоскорид рекомендовал чертополох молочный при очень многих заболеваниях. Во всех русских справочниках о целебных растениях есть упоминание о чертополохе, который упоминается при очень многих заболеваниях.

 Нечуй – ветер  (бессмертник)

Нечуй – ветер

(бессмертник)

Еще более нелепа легенда о нечуй-ветре. Растет волшебная трава будто бы по берегам рек и озер. Собирают ее в глухозимье, 1 января, под Васильев вечер. Причем найти нечуй-ветер могут лишь слепцы. Наступая на сказочную траву, слепцы якобы чувствуют, как она колет их слепые глаза. Если нашедший возьмет нечуй-ветер не руками, а ртом, он обретает способность останавливать ветер, а также ловить рыбу без неводов.

Нечуй-ветер, согласно легендам и преданиям, помогает открывать клады. В ночь на Ивана Купалу с нечуй-ветром, водосбором и цветущим папоротником в руках надо было сорвать разрыв-траву и гулять по лужайке до тех пор, пока не появится резь в глазах. А как появится, взять в руки лопату и быстро разрывать землю - заклятый клад должен быть прямо под ногами. Трава эта, по сказаниям чародеев, растет зимою по берегам рек и озер. И считали, что те, кто обладает этой травою, всегда сможет остановить ветер на воде, избавить себя и судно от потопления.

Вот только сила у растения считалась не от добрых духов. Нечистая сила в это время раскидывала траву нечуй-ветер для уничтожения бури. А речь идет о бессмертнике. Семейство сложноцветных. Его еще называют кошачьи лапки, живучка, цмин, неувядка. Растение долго не вянет, засыхает и хорошо сохраняет цвет и форму. На языке цветов бессмертник означает - "Живи вечно, навеки твой". Считали, что душа умершего переселялась в этот цветок, чтобы через него она могла бы общаться с друзьями и родственниками. "Прославится тот, кто совьет себе венок из бессмертника и окропит его миррой из сосуда золотого самородка". В медицине - антисептическое, ранозаживляющее средство. Помогает при заболеваниях желудка, печени, желчного пузыря, при простудах и болезнях сердца. При гипертонии лучше не использовать.

 Симптарин  За приворотное зелье когда-то слыла и трава симтарин. Что под неё подразумевалось, выяснить не удалось. До введения двойной номенклатуры в названиях растений царила такая неразбериха и путаница, что по старинному названию не всегда удаётся выяснить, какое у растения современное название.  Выводы: Удивительное в жизни растений – один из главных поводов к возникновению легенд. Источники легенд реже восходят к преувеличению свойств, которыми обладают растения. Фантазии часто так преувеличены, что теряются реальные формы и смысловые связи с действительностью. Современная наука открыла много полезных свойств, которыми обладают те или иные растения. Не обнаружены только сверхъестественные, потому что их просто не бывает. Но это не мешает нам любоваться и наслаждаться красотой этих растений.

Симптарин

За приворотное зелье когда-то слыла и трава симтарин. Что под неё подразумевалось, выяснить не удалось. До введения двойной номенклатуры в названиях растений царила такая неразбериха и путаница, что по старинному названию не всегда удаётся выяснить, какое у растения современное название.

Выводы:

Удивительное в жизни растений – один из главных поводов к возникновению легенд. Источники легенд реже восходят к преувеличению свойств, которыми обладают растения. Фантазии часто так преувеличены, что теряются реальные формы и смысловые связи с действительностью.

Современная наука открыла много полезных свойств, которыми обладают те или иные растения. Не обнаружены только сверхъестественные, потому что их просто не бывает. Но это не мешает нам любоваться и наслаждаться красотой этих растений.

Использованные ресурсы:

Использованные ресурсы: