ПЕДСОВЕТ «Порог восприимчивости».
Из побудительных мотивов, впервые подтолкнувших принять наркотики, абсолютное большинство школьников называют любопытство, при этом не задумываясь о природе этой мотивации…
Что же это за любопытство такое и что им движет? Почему в массе своей ни у кого не возникает желания попробовать воды из уличной лужи?! Это и не обычное познавательное любопытство открытия мира и себя в этом мире. И не преувеличенная реакция на новизну воспринимаемого объекта, как может показаться на первый взгляд, а как бы незрелая форма любознательности…
Это выражение особого склада психики, при котором человек не обладает четко сформированной «точкой отсчета» стабильности своего внутреннего мира и потому не ценит его, а склонен к экспериментам, как правило, стрессонеустойчив, имеет низкую выносливость к отрицательным ощущениям. Подобное любопытство лишь предлог и подтверждает желание изменения своего «Я», данного психологического состояния, вызванного неудовлетворенностью собственной жизнью.
Не потому ли порог восприимчивости в российском обществе к такому негативному явлению, как наркотики, находится на крайне низком уровне? Замечено, что чем больше выражены факторы социального неблагополучия в обществе: экономическое расслоение, безработица, потеря престижности многих профессий, уменьшение мотивации к обучению, приобретению знаний и навыков, легкая доступность наркотиков и т.д. – тем меньше что – то зависит от индивидуальных факторов личности. С последним утверждением не стоит спешить соглашаться.
Да, надеяться на то, что изменения в социуме произойдут достаточно быстро, как хотелось бы, не приходится, но научиться жить в мире, не свободном от наркотиков, чтобы стать личностью, свободной от них, - необходимо.
Формирование ценностей, которые смогли бы наполнить смыслом ребячьи жизни, обращение к ресурсам личности подростка – это та область, где усилия педагогов, психологов, родителей могут принести ощутимые результаты. Подросток, обладающий личностной целостностью и жизненными целями, умением справляться со своими эмоциями и строить позитивные отношения с окружающими, гораздо более устойчив к жизненным трудностям и искушениям.
Кстати, об искушениях и значимых факторах социума. Из откровенного разговора с молодежью: - Какой опыт вы приобрели? Чему научились? Главное, что может вас удержать, удерживает от попытки попробовать наркотик?
Что в первую очередь хотели бы сформировать у своих детей?
Ответ: - Опыт адаптации к условиям данной действительности. Научились выживать. Самая адаптация к условиям данной действительности. Научились выживать. Самая надежная защита от наркотика – четко выраженный внутренний стержень: духовность и воля. Необходимо понятие, критерий нравственности. Любые нормы являются ограничениями свободы личности в той или иной мере, но нравственные нормы – другое. Они определяют пространство безопасности и правильного поведения людей, выступая гарантом сохранения жизни, здоровья, духовности
Так видят, относятся к проблеме профилактики наркомании старшеклассники.
Как можно организовать работу в школе?
О возрождении детского самоуправления, патриотического воспитания и воспитания активной жизненной позиции, трудового воспитания, организации в рамках школы, в центрах дополнительного образования, правовых факультативов, разнообразных кружков и клубов по интересам, досуга по месту жительства, чтобы модель здорового образа жизни преобладала везде – говорили на научно – практической конференции «Организация и проведение наркопрофилактики в системе школьного образования», которая проходила в Новосибирске. Директора школ, социальные педагоги, наркологи, главные специалисты здравоохранения, представители науки и СМИ, обмениваясь опытом работы, сходились в одном: необходимости создания и развития условий в обществе, в среде основного и дополнительного образования, в организации досуга и отдыха для максимального развития и реализации личности каждого школьника.
Заслуживает внимания опыт г. Смоленска, где создан подростковый центр «Смоленские дворы». Где организуются подростковые отряды, лагеря отдыха, фестивали, КВНы, массовые спортивные мероприятия.
Эрих Фромм писал: «Прибегая к героину, человек получает возможность «покупать счастье, как товар». Это кажется желанным и соблазнительным тем подросткам, которые не чувствуют себя счастливыми.
Наши собственные, вполне вроде бы, благополучные дети, убегая от скуки, в погоне за счастьем пускаются в опасную гонку за миражом, думая, что нашли верное средство от жизненных невзгод. Однако совсем не случайно по- английски на сленге наркоманов героин называется коротко и ясно: poison – яд.
Есть еще одно, что объединяет подростков в группу риска – отсутствие сознания ценности человеческой жизни. Мы не можем, к сожалению, изменить жизнь так, чтобы нашим детям всегда и всюду было легко и приятно, чтобы их никто и никогда не оскорблял и не унижал. Но вполне в наших силах обеспечить ребенку тыл – сделать так, чтобы он всегда знал: он необходим нам и дорог. Поддержка в семье и любовь более всего помогают воспитать чувство ценности жизнью.