Готовность ребенка к школе
Психологическая готовность к школьному обучению предполагает многокомпонентное образование.
Прежде всего, у ребенка должно быть желание учиться.
У ребенка должна быть сформирована социальная позиция школьника: т.е. ребенок умеет взаимодействовать со сверстниками, выполнять требования учителя, контролировать свое поведение.
Важно, чтобы ребенок был здоровым, выносливым, иначе будет трудно выдержать нагрузку в течение урока и всего учебного дня.
И, самое главное – у него должно быть хорошее умственное развитие. Хорошей базой для обучения ребенка в школе является умение читать, считать, писать, а также, некоторые представления об окружающем мире, но всех этих умений и знаний недостаточно. Эти умения и знания должны стоять на крепком фундаменте, у ребенка должны быть хорошо развиты познавательные процессы, облегчающие процесс обучения. Это память, внимание, восприятие, воображение, мышление, логика, способность обобщать, устанавливать причинно-следственные связи и многое другое.
И у ребенка должна быть готовность к интеллектуальному труду.
Что необходимо знать и уметь ребенку:
Ребенок 6-7-летнего возраста должен обладать следующими знаниями и умениями: знать собственные фамилию, имя и отчество, дату рождения. Знать фамилии, имена и отчества родителей, место их работы, свой адрес. Знать наименования животных, уметь отличать диких животных от домашних, уметь разделять их на категории (воробей — птица, акула — рыба, медведь — зверь). Знать наименования транспорта, отличать воздушный, водный, наземный, грузовой, пассажирский. Знать группы: мебель, одежда, обувь, школьные принадлежности, насекомые, инструменты и т.д. Кроме того, необходимо знать наименования самых распространенных растений, овощей, фруктов и ягод; знать времена суток (утро, день, вечер, ночь), времена года, их последовательность, а также количество месяцев в году, количество дней в месяце и неделе. Помимо этого как называются дни недели. Иметь представление об основных природных явлениях, наименованиях самых распространенных цветов, знать названия нескольких видов спорта. Исключать 4-й лишний предмет. Ответить, как называются наиболее часто встречающиеся профессии, уметь рассказать, чем занимаются люди, относящиеся к той или иной профессии. Дошкольник может рассказать о своих любимых занятиях. В 6-7-летнем возрасте детям нужно знать правила дорожного движения и назначение дорожных знаков. И это не говоря о том, что малышу необходимы основы знаний для обучения чтению, письму и математике. Много? Да, немало! Задача родителей — помочь ребенку овладеть этими знаниями.
Успешность обучения в школе во многом зависит, насколько хорошо развиты у ребенка познавательные процессы: мышление, внимание, память, восприятие, воображение. Важно приучить ребенка думать. Поэтому старайтесь каждый день понемножку обязательно включать в развивающие занятия различные задания на логику, развитие внимания, памяти, используя для этого разнообразные обучающие пособия, рабочие тетради, развивающие журналы, интересные и увлекательные идеи, покупные и самодельные настольные игры, конструкторы, пазлы. Что-то получается легко и сразу, а что-то даётся с трудом. Приучите ребенка доводить начатое дело до конца. Для этого ставьте перед ним посильные задачи. Если всю работу нельзя выполнить за один раз, сразу же оговаривайте с ребенком, что вы сделаете только часть работы, а остальное – в следующий раз. Чтобы появился результат, внимание необходимо тренировать не менее месяца. Важно внимательно выслушивать ребенка до конца. Не отмахивайтесь от вопросов ребенка, старайтесь найти ответы. Если у ребенка что-то получилось, порадуйтесь вместе с ним, восхищайтесь и удивляйтесь, как это у него все прекрасно получилось. Эмоционально окрашенные события легче запоминаются и стимулируют увлеченность. Ребенку еще захочется удивить вас. Никогда не отгораживайтесь от ребенка, погружаясь в материальные заботы.
В школе большая часть информации поступает ребенку в основном по двум каналам: зрительному и слуховому. Если у ребенка лучше развита зрительная память, значит, ему будет легче запоминать материал в виде картинок, схем, наглядных пособий. Если слуховая – то ему необходимо проговаривать, читать вслух. Развивать нужно и зрительную и слуховую. Дети хорошо запоминают знакомый текст, яркие иллюстрации то есть те которые, вызывают положительные или отрицательные эмоции. Память тесно связана с мышлением. Без опоры на понимание никакое усвоение знаний вообще невозможно и противоестественно для здоровья ребенка. Вот почему так важно в развитии памяти ориентироваться на смысловую память и показывать ребенку различные приемы, которые помогают лучше запоминать.
Например: повторение слов (норма 4-5 слов с первого раза, с третьего раза 10 слов). Запоминание предметов с помощью цветных картинок. С помощью связанных по смыслу слов, например: школа – парта, ромашка – луг, звезда – небо, собака – поводок и т.д. Запоминание слов с помощью составления смешных историй. С помощью игр «Я положил в мешок», «Фотоаппарат» и т.д.
Учите стихи, читайте сказки, рассказы, пусть ребенок пересказывает содержание. С первого раза не получилось, прочитайте еще, задайте наводящие вопросы. Отвечая на вопросы, ребенок мыслит, обобщает, сравнивает, выражает свои мысли, проявляет активность. Как можно больше разговаривайте с ребенком, рассказывайте, показывайте, объясняйте. Не допускайте сюсюканья с ребенком, только правильные слова. Просите, чтобы он рассказывал о чем угодно: как день прошел, что видел, что слышал, как себя чувствует. Проявляйте интерес к жизни маленького человека.
Восприятие – дети дошкольники хорошо различают цвета и форму предметов (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал), Различают величину, удаленность, сравнивают предметы (чем похожи, чем отличаются).
С помощью восприятия мы воспринимаем изображение как нечто целое. Восприятие также важную роль играет в овладении письмом, чтением, счетом, рисованием, музыкой и т.д.
Развитие мелкой моторики:
Занятия для дошкольников немыслимы без развития мелкой моторики. Формирование мелкой пальчиковой моторики тем более актуально, что к 6-7 годам заканчивается формирование зон коры головного мозга, которые отвечают за развитие мелких мышц руки. Более подробно о неповторяющихся сензитивных периодах. Для формирования мелкой моторики очень полезны рисование, изготовление поделок из пластилина, глины, воска, сборка конструктора, аппликация из различных материалов (ткань, спички, цветная бумага). Пусть получается не все и не всегда! Важно поддерживать ребенка в его стараниях, говорить, что все непременно получится. Малыш становится увереннее в себе, его самооценка повышается. Помните, что развивая руки, мы развиваем речь ребенка.
Для развития мелкой моторики используются тетради в клетку, прописи. Есть хорошие упражнения на развитие мелкой моторики – копирование образца и графические диктанты. С помощью этих упражнений развивается не только мелкая моторика но и пространственое мышление, ориентации в тетради, внимательность, развивается глазомер, кратковременная память и счет, произвольное поведение (усидчивость)
Готовим фундамент для математических знаний.
Математика является одним из самых сложных школьных предметов. ПОКАЗАТЬ НА ДОСКЕ
Что должны знать и уметь дети до школы:
1. Прямой и обратный счет до 10, количественный (сколько)
и порядковый (который) счет;
2. Предыдущие и последующие числа в пределах десятка;
3. Составлять числа первого десятка.
4. Сравнивать числа (больше, меньше, равно)
5. Решать примеры в пределах десятк.
6. Разделить предмет на 2-4 равные части;
7. Измерять высоту, длину, ширину при помощи палочки или
веревочки, сравнивать предметы;
8. Изображать треугольник, четырехугольник,
квадрат, круг, овал.
Обучение чтению:
Умения бегло читать никто от первоклашки не потребует. Другое дело, важно, чтобы ребенок запомнил наименования букв и соответствующих им звуков. Для этого есть множество вариантов разрезной азбуки, кубики и паззлы с буквами. Есть и огромное количество компьютерных развивающих игр, но слишком увлекаться ими не стоит. Можно использовать слоговые таблицы. Быстрому навыку чтения помогают логопедические азбуки. Главная ошибка, которую допускают взрослые при обучении, - это неправильное произношение звуков. Дети часто произносят звуки родного языка неправильно с призвуками (мэ) – вместо (м), (эн) – вместо (н ) и т.д.
Что касается речевой готовности, то при поступлении в школу ребенок должен, желательно, произносить правильно все звуки, уметь различать звуки речи на слух, владеть элементарными навыками звукового анализа слов, иметь достаточный словарный запас, уметь связно излагать свои мысли, составлять рассказ по картинке.
Следите за правильностью речи своего ребенка. Помогайте ребенку избавляться от слов-паразитов (ну, значит и т.п.), вовремя указывайте на них, чтобы дошкольник мог исправить речь. Проконсультируйте ребенка у логопеда. Вовремя начатые занятия помогут ребенку исправить дефекты речи. Если до конца все дефекты не исправите, то можете написать заявление директору с просьбой открыть логопедический кружок от дома творчества.
Важно, обучая ребенка, не отбить у него охоту к занятиям, не нанести вред будущему учебному процессу. Не сделать так, чтобы подготовка к школе, занятия для дошкольников превратились в рутину. Как это сделать? Очень просто. Во-первых, заниматься регулярно. Во-вторых, выбирать такие игры и упражнения, которые не просто полезны, но и нравятся ребенку.
Не пугайте ребенка школой, учителем. Не обсуждайте учителей при ребенке. Если произошла конфликтная ситуация в школе, то выясните все, как было. Не горячитесь.
Где-то в конце июня уже начните заниматься режимом дня будущего первоклассника. К распорядку приучают постепенно и настойчиво. Ложиться спать придется пораньше, что бы ребенку было легко просыпаться. Следует учить их не тратить много времени на режимные процессы (встать, умыться, убрать кровать, быстро одеться, поесть т. д).
Важно развивать самостоятельность, активность, ответственность. Эти важные качества помогают ребенку легко войти в учебную деятельность. Такие дети уверенны в себе. Не старайтесь делать все за ребенка, этим вы только вредите ему. Пусть ребенок учиться преодолевать трудности. Ребенок 6 лет способен самостоятельно одеваться, раздеваться, аккуратно складывать вещи в своем шкафу, полить цветок, убрать игрушки, помыть за собой посуду, вынести мусор, почистить свои ботинки. Если ему это трудно сегодня, то завтра ему будет трудно решить задачу, прописать строчку, выучить стихотворение. Все мы знаем, что преодолевая трудности ребенок развивается. Приучайте ребенка выполнять учебные задания быстро, аккуратно. Помогайте ребенку если задания трудные. Заложите в ребенке ответственное отношение к учебе. Ответственность перед семьей, перед самим собой. Ставьте перед ребенком цели. Обговаривайте, как можно достичь поставленной цели и помогайте ребенку в достижении этой цели.
И так маленькому труженику предстоит горы работы. Учебные программы действительно насыщены, впереди напряженная умственная работа. Пропустит малыш пару недель по болезни – значит, потребуется много труда и сил, чтобы догнать ушедших вперед одноклассников. Поэтому, не откладывая займитесь укреплением здоровья, укреплением иммунитета будущего ученика. Дошкольники становятся более ловкими, активнее двигаются, могут долго ходить пешком. Шаги при этом размеренны, ритмичны, руки и ноги при ходьбе двигаются в такт. Достаточно быстро бегают, прыгают на одной ножке, умеют разбегаться перед прыжком в длину. Если это не так, то займитесь спортом, устраивайте дома шуточные потасовки, балуйтесь с ребенком и просто общайтесь. Постарайтесь до школы посетить стоматолога, проверьте слух и зрение. Если искривление позвоночника, плоскостопие, неправильная осанка, обратитесь к ортопеду. Обратите внимание на состояние носоглотки (аденоиды). Если ребенок заикается, чрезмерно плаксив, раздражителен, нервозен, драчлив, агрессивен, страдает энурезом, обратитесь к детскому неврологу.
Перед началом учебного года организуйте рабочее место ребенка, где он будет делать уроки. Стол должен быть выше локтя малыша, стоящего рядом на 2-3 см. первое время строго следите за осанкой при письме и соблюдением необходимых правил:
При занятиях письмом ноги пишущего, должны иметь точку опоры для всей ступни.
Туловище следует удерживать в прямом положении, грудью не следует прикасаться к краю стола. Интервал между грудью и краем стола должен быть не менее 5 см.
Для свободного прочитывания голова должна быть несколько наклонена к столу и все время должна оставаться в прямом положении. Любой наклон головы вправо, влево или вниз должен немедленно исправляться. Расстояние от глаз до кончика стержня 25-30 см.
Предплечья обеих рук одинаково должны лежать на столе, под прямым углом друг к другу, причем локти пишущего должны лежать на столе, слегка выдаваясь за край (косточкой).
Освещение – настольная лампа, свет должен падать слева (60 ватт).
Для ношения школьных принадлежностей лучше всего подойдет рюкзак, его ребенок носит за плечами, это вырабатывает правильную осанку и развивает грудную клетку.
Уважаемые родители!
Ребенок дошкольного возраста обладает поистине огромными возможностями развития и способностями познавать. В нем заложен инстинкт познания и исследования мира. Помогите ребенку развить и реализовать свои возможности. Не жалейте затраченного времени. Оно многократно окупится. Ваш ребенок переступит порог школы с уверенностью, учение будет для него не тяжелой обязанностью, а радостью, и у вас не будет оснований расстраиваться по поводу его успеваемости.
А самое главное, постарайтесь не воспринимать занятия с ребенком как тяжелый труд, радуйтесь и получайте удовольствие от процесса общения. Помните, что у вас появилась прекрасная возможность подружиться с ребенком.
Итак, успехов вам и – больше веры в себя и возможности своего ребенка!