СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 16.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Задание 1. ТЕМА 1. Понятие менеджмента.

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели, задачи и функции менеджмента. Система управления, субъекты и объекты управления.

Ознакомиться с лекцией и пройти тестирование по прикрепленной ссылке

Просмотр содержимого документа
«Задание 1. ТЕМА 1. Понятие менеджмента.»

ТЕМА 1. Понятие менеджмента. Цели, задачи и функции менеджмента. Система управления, субъекты и объекты управления.

Менеджмент - это вид деятельности человека, управление производством с использованием системы принципов, методов, средств и форм управления, разработанных и применяемых для повышения эффективности производства (для достижения поставленной цели). Не следует отождествлять понятия "менеджмент" и "управление". Понятие "управление" шире, потому что человек может управлять и биологической системой, и физическими процессами, и химическими реакциями и пр. Понятие же "менеджмент" используется только в сфере производства и услуг, т.е. в управлении социально-экономическими системами.

Управление - это целенаправленное воздействие на коллективы людей с целью организации и координации их деятельности для достижения поставленных целей. Управление - это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для формулирования и достижения целей организации. Оксфордский толковый словарь: Менеджмент: - способ, манера обращения с людьми; власть и искусство управления; умелость администрации; орган управления; административная единица. Словарь-справочник менеджера: Менеджмент - тип управления, который можно определить, как функцию или вид деятельности, как процесс (интеграционный), как орган или аппарат управления, как категория людей, как наука и искусство.

Менеджмент - это наука, практика и искусство эффективного управления самыми разнообразными организациями и сферами деловой жизни человека в условиях рынка.

Цель менеджмента как науки - разработка теории управления научных подходов, принципов и методов, обеспечивающих устойчивое, надежное, перспективное и эффективное функционирование систем управления.

Цель менеджмента как практики эффективного управления - достижение высокой прибыльности, конкурентоспособности путем рациональной организации производственного или торгового процесса.

Менеджер - это профессиональный управляющий, занимающий постоянную управленческую должность, наделенный полномочиями принимать решения по определенным вопросам деятельности организации, функционирующей в рыночных условиях.

В некотором смысле менеджмент - это искусство, которым можно овладеть только в результате наличия личных способностей к управлению и многолетней управленческой практики. Понимание менеджмента как искусства управления базируется на том, что организации - это сложные социально-технические системы, на которые воздействуют многочисленные и разнообразные факторы внешней среды. Поэтому управление является наукой, которой можно научиться через опыт, и искусством, которым в совершенстве овладевают только люди, имеющие к этому талант.

Цели менеджмента - это желаемый результат, к которому стремится любая организация и инструменты, необходимые для достижения этого результата. Менеджмент ставит перед руководителями цели, которые используются для общего ориентира деятельности и общей оценки эффективности предприятия.

Задачи - это цели, достижение которых желательно к определенному моменту времени в пределах периода, на которых рассчитано управленческое решение. Задача указывает на непосредственные цели организации, поддающиеся количественной характеристике. Задачи предписываются не работнику, а его должности. Каждая должность включает ряд задач, которые рассматриваются как необходимый вклад в достижение целей организации.

В процессе управления принимают участие объект управления и субъект управления. Управление в любой организации выступает, прежде всего, как процесс взаимодействия между управляющей и управляемой системами.

Объект управления - это социально-экономическая система (организация), воспринимающая управленческое воздействие с целью существования, функционирования и развития. Это управляемая подсистема.

В качестве частных объектов управления могут выступать вещи, люди, ресурсы, а также определенные процессы (социальные, производственные и др.).

Субъект управления - источник воздействия, звено системы управления, персонифицирующее воздействие, или часть социально-экономической системы, осуществляющая воздействие на систему в целом. Это управляющая подсистема. Она выдает определенные команды (распоряжения, приказы и пр.), которые принимает к исполнению управляемый объект.

Таким образом, управляющая подсистема представляет собой совокупность тех органов и лиц, которые осуществляют целенаправленное воздействие на объект управления с учетом информации о внешней среде, а управляемая - является тем объектом, на который направлены управленческие воздействия с целью придания ему конкретных форм развития (поведения) в интересах достижения намеченного результата. Блок-схема информационного управленческого цикла представлен на рисунке 1.

Рис.1 Блок-схема информационного управленческого цикла

ТЕМА 2. Основные функции управления. Цикл менеджмента. Категории менеджеров.

Функции управления - это направление или вид управленческой деятельности, характеризующийся обособленным комплексом задач и выполняемый специальными приемами и способами.

Основными функциями управления в общем виде принято считать: планирование, организацию, мотивацию, контроль.

Таким образом, основа управленческой деятельности - это выполнение менеджером четырех общих функций, которые составляют так называемый цикл.

Цикл менеджмента или круг менеджера - это основа управленческой деятельности. Именно с цикла менеджмента стоит начинать изучать методы управления персоналом. Согласно циклу менеджмента – управление людьми это циклический процесс.

Цикл - совокупность процессов, совершаемых в течение определенного времени. В процессе производства продукции цикл менеджмента обычно осуществляется непрерывно и имеет тенденцию к возобновлению.

Важнейшей функцией управления считают планирование. Планирование - это процесс разработки плана, определяющего то, чего необходимо достичь и какими рычагами, сообразуясь со временем и пространством.

План предприятия выступает как научно обоснованная программа его дальнейшего развития. В плане не только ставятся определенные конечные цели, но и предусматриваются условия их достижения.

Планирование включает в себя:

- постановка задачи (формирование цели и концепции);

- разработка плана (сбор, систематизацию и уточнение различной информации о деятельности предприятия, анализ полученной информации, уточнение целей и задач планирования, формирование возможных вариантов решения проблемы планирования, экономическое прогнозирование – это предвидение хода экономического развития на предстоящий период для конкретной организации). Принятый план обязательно должен быть документально оформлен и утвержден руководителем предприятия;

- реализация планового решения – заключается в доведении планового решения до исполнителей в виде плановых заданий, нормативов, показателей.

В зависимости от целей различают стратегическое и тактическое планирование.

Стратегическое планирование предполагает определение миссии организации на каждой стадии ее жизненного цикла, формирование системы целей деятельности и стратегий поведения.

Сущность стратегического планирования. Оно может быть долгосрочным, среднесрочным, оперативным и функциональным. Смыслом стратегического планирования является процесс моделирования будущего, применительно к которому должны быть определены цели и сформулирована концепция долговременного развития.

Стратегическое планирование представляет собой единство выработки целей и подготовки решений с определением конкретных путей их реализации. Цикл менеджмента представлен на рисунке 2.


Рис 2. Цикл менеджмента

Тактическое планирование представляет собой поиск и согласование наиболее эффективных путей и средств реализации принятой стратегии развития организации.

Тактическое планирование неразрывно связано со стратегическим планированием, так как там, где используется стратегическое планирование, возникает потребность в тактическом планировании.

Тактическое планирование означает уточнение, коррекцию, дополнение, одним словом, конкретизацию стратегии. Иными словами, тактика является одной из форм выражения стратегии.

Стратегия и тактика, в общем плане, имеют родственные цели и их сущность заключается в определении средств, с помощью которых предприятие стремится к достижению поставленных целей и заданий.

Чтобы лучше понять, что такое тактическое планирование, рассмотрим различия между стратегическим и тактическим планированием по некоторым характеристикам.

В стратегическом планировании проводится планирование общих линий деятельности предприятия. В тактическом планировании имеет место детальное планирование.

Временной уровень. В стратегическом планировании планы характеризуются долгосрочностью, а в тактическом планировании - краткосрочностью.

В стратегическом планировании решения принимают немногочисленные специалисты из высшего руководства, а в тактическом - многочисленные специалисты из среднего звена руководства.

Характер проблем. В стратегическом планировании рассматриваются редко повторяющиеся проблемы и задачи, а в тактическом планировании решаются однородные проблемы.

Степень регулярности действий. В стратегическом планировании действия могут носить как регулярный, так и нерегулярный характер.

В тактическом планировании принят фиксированный график действий.

Количество альтернатив. В стратегическом планировании может 6ыть много альтернатив, в тактическом планировании таких альтернатив мало.

Процесс тактического планирования состоит из двух взаимосвязанных стадий: подготовка плана и его принятие. Процесс стратегического планирования представлен на рисунке 3.


Рис. 3. Процесс стратегического планирования

В целом на основе функции планирования в определенной мере решается проблема снятия неопределенности в организации. Неопределенность рыночной среды следует рассматривать как одну из основных причин, по которой планирование может помочь руководству организации эффективно управлять в условиях стохастических изменений, адекватно реагировать на динамику внутренних и внешних перемен. Выработка стратегии организации представлена на рисунке 4.


Рис. 4. Выработка стратегии организации

Основные функции менеджера

Организационная функция

Организация как функция менеджмента - процесс объединения людей и средств для достижения поставленных целей и реализации намеченных планов. Осуществление организационной функции включает:

- формирование организационной структуры управления;

- распределение полномочий различных уровней и звеньев управления;

- обеспечение работы необходимыми ресурсами;

- достижение согласованности и непрерывности путем установления рациональных взаимосвязей;

- координацию деятельности исполнителей на основе коммуникаций;

- установление ответственности за результаты работы.

Цель организационной функции - создание реальных условий и обеспечение возможностей для достижения запланированных целей. Центральное место в осуществлении функции организации занимает определение полномочий, их делегирование исполнителям и установление ответственности.

Полномочия - права, регламентированные служебным положением должностного лица и необходимые для выполнения стоящих перед ним задач. Осуществление полномочий имеет формальные (регламентированные) и неформальные (нерегламентированные) пределы.

Виды полномочий могут быть:

- линейные (скалярные) передаются по иерархии по цепи команд; связаны с установлением в организации принципа единоначалия и введением нормы управляемости;

- аппаратные (штабные) позволяют использовать специалистов подразделений; могут быть рекомендательные, обязательные, функциональные, параллельные.

Делегирование полномочий - это процесс передачи части функций руководителя другим управляющим или сотрудникам для достижения конкретных целей организации. Используется для улучшения и оптимизации рабочей силы руководителя.


Принципы делегирования полномочий состоят в следующем:

• единоначалие;

• соответствие полномочий поставленным задачам;

• координация действий исполнителей всех уровней и звеньев управления;

• достаточность объема полномочий для решения задач;

• мотивированность исполнителей в принятии полномочий и несении ответственности.

Причины низкой эффективности делегирования состоят в следующем:

- нежелание руководителей делегировать полномочия — отсутствие доверия к подчиненным, боязнь риска, трудности осуществления контроля, угроза со стороны «сильных» личностей, усложнение процесса принятия решений, необходимость более развитых связей с подчиненными;

- нежелание подчиненных брать на себя ответственность - инерционность и пассивность, боязнь критики за совершенные ошибки, отсутствие информации и ресурсов, необходимых для успешного выполнения задания, перегруженность работой, отсутствие уверенности в себе, отсутствие стимулов для дополнительной ответственности.

Приемы эффективного делегирования включают следующие рекомендации:

- установление эффективных организационных и управленческих коммуникаций;

- соответствие между полномочиями и ответственностью конкретного должностного лица;

- введение системы значимых стимулов по результатам выполнения работы и др.

Обязательным, условием организации деятельности исполнителей является несение ими ответственности. Ответственность трактуется как обязательство должностного лица выполнить поставленные задачи в установленные сроки определенным образом и отвечать за их неисполнение (ненадлежащее исполнение). Важно, что ответственность не может быть делегирована.

Таким образом, организационная функция как функция менеджмента включает управленческую, исполнительную и оперативную деятельность и тем самым обеспечение бесперебойности и непрерывности всего процесса управления.

Стимулирование означает процесс применения системы стимулов и возникновения мотивов, побуждающих работника к достижению личных или групповых целей. Стимулирование можно определить, как процесс воздействия на человека внешних факторов, побуждающих его к соответствующему поведению и деятельности. Любые факторы (условия), внешние по отношению к человеку, в принципе могут выступать в качестве стимулов, т.е. ими может быть все то, чего человеку в данный момент не достает или что представляет для него какое-то значение (деньги, предметы, свободное время, должность, знак отличия и т.д.).

Стимулы, в отличие от прямых воздействий (приказ, распоряжение и пр.), относятся к форме косвенного влияния на поведение, через изменение условий, в которых протекает труд человека. Тем не менее они остаются элементами принудительного управления трудом.

Контрольная функция

Логическим завершением цикла управленческих функций является осуществление контрольной функции. Контроль - управленческая деятельность, состоящая в количественной и качественной оценке и учете результатов работы объекта управления.

Осуществление функции контроля означает:

• сопоставление достигнутых результатов с ранее запланированными;

• выявление отклонений;

• принятие необходимых корректировок для достижения поставленных целей.

В качестве критериев оценки выступают:

1) результативность - степень достижения запланированного результата;

2) эффективность - достижение результата с наименьшими затратами.

Контроль связан с применением менеджером санкций и взысканий, что обычно воспринимается негативно. Однако контроль имеет позитивную направленность: он необходим для поддержания дисциплины, порядка и ответственности в организации. Любая экономическая система для достижения целей управления нуждается в осуществлении функции контроля.

Виды контроля различают в соответствии со следующими признаками:

- время реализации - предварительный, текущий и заключительный;

- способ реализации - следящий, поэтапный и по конечным результатам;

- направленность - стратегический и оперативный;

- уровень управления - личностный, групповой и организационный;

- форма осуществления - гласный и скрытый;

- предмет контроля - финансовый, материальный, кадровый, технологический и др.;

- источник действий - внутренний и внешний;

- масштаб осуществления - выборочный и всеобщий.

Осуществление управленческого контроля включает основные функциональные области организации (технологию бизнес-процессов, финансы, нормативы деятельности, персонал), что позволяет выстроить систему управленческой отчетности (учет затрат, показателей деятельности, отчетов).

Эффективная реализация функции контроля должна обеспечивать в организации решение следующих задач:

• сбор информации, диагностика проблемы и снятие неопределенности;

• предупреждение кризисных ситуаций;

• поддержание и закрепление успеха;

• установление необходимого диапазона контроля.

Оценка эффективности системы контроля в организации может осуществляться на основе следующих факторов:

- стратегическая направленность;

- ориентация на результат;

- соответствие объекту контроля;

- своевременность;

- гибкость;

- простота;

- непрерывность;

- экономичность.

В общем процессе управления контроль выступает как элемент обратной связи, так как по результатам контроля осуществляется корректировка ранее принятых решений и планов, обеспечивается рациональная организация работы. Вследствие этого контур управленческих функций является замкнутым, а сам процесс менеджмента - взаимосвязанным и непрерывным, обеспечивающим системную реализацию основных функций.

Категории менеджеров

Вне зависимости от того, сколько существует уровней управления организацией, менеджеров (как и руководителей) традиционно делят на три категории:

Менеджеры высшего звена - Количество управленцев данной категории даже в крупных компаниях не превышает нескольких человек. Типичными должностями, которые занимают топ-менеджеры, являются: директор, генеральный директор, ректор вуза.

Величина зарплаты в зависимости от уровня управления и компании может достигать нескольких сотен тысяч рублей. Данный уровень требует у кандидата наличия высшего образования - порой не одного;

менеджеры среднего звена - К этой категории относятся менеджеры, являющиеся начальниками над управленцами низового звена. Уровней таких управленцев в зависимости от величины предприятия может быть несколько. Сюда относятся начальники отделений, цехов, деканы факультетов. Они, как правило, имеют диплом об окончании вуза;

менеджеры низового звена - Включает младших начальников, которые контролируют работу других сотрудников, не относящихся к управленцам. Это может быть завкафедрой, заведующий отделом торговой точки. Многие люди делают первые шаги в управленческой карьере именно с менеджера низового звена. Уровень образования при этом может быть любым.

Задание

Пройти тестирование по ссылке https://multiurok.ru/tests/1846556/


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс