СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Жизнь и творчество Мустая Карима

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская работа на тему: "Жизнь и творчество Мустая Карима"

Просмотр содержимого документа
«Жизнь и творчество Мустая Карима»



МБОУ средняя образовательная школа №3

имени С. Орджоникидзе



Исследовательская работа







Тема: «Жизнь и творчество Мустая Карима»









Автор работы

Мокренок Любовь Николаевна

Руководитель

Прищеп Валентина Николаевна







г. Клинцы 2019 год





Содержание

I.Введение…………………………………………………………………………………стр. 3

II. Основная часть……………………………………………………………………….стр.6

Глава 1. Биография писателя………………………………………………… стр.7

Глава 2. Поэзия и проза Мустая Карима…………………………………………………………………………. стр.6

1. Начальный период творчества М. Карима.…………………………………………………………. стр.7

2.Военная лирика ………. …………………………….. стр. 8

3.Послевоенная лирика поэта ………………………………………………… стр. 9

4.Драматургия ……………………………………………… стр. 12

5.Проза М. Карима ……………………………………… стр. 16

III.Заключение……………………………………………………………………….. стр.21

IV.Список литературы…………………………………………………………………стр.22













Введение

Способность одного народа осваивать достижения другого - важный показатель жизнеспособности его культуры. Это не только обогащает его культуру, но и позволяет ему делиться своими духовными ценностями, обеспечивает взаимодействие и взаимопонимание людей, преодолевает деформацию в межнациональных отношениях.

 Мустай Карим -один из известнейших башкирских литераторов ХХ века. Творчество этого поэта, драматурга и прозаика стало настоящим достоянием башкирского народа. В его произведениях ярко отразилась народная культура Башкирии, ее быт, мировоззрение, а также множество разнообразных характеров. Произведения мастера подняли на новую высоту башкирскую литературу и являются национальным достоянием России. В творческом мире Мустая Карима отношения построены на очень высоких моральных категориях. Произведения его прежде всего воспитывают человеческие качества, взвешивают каждую личность на весах совести. Во главу угла автор ставит прежде всего справедливость, увлеченность, верность. Его произведения, статьи и размышления о творчестве, выступления, беседы и интервью никогда не оставляли равнодушными. Глубокие мысли, заключенные в них, волнуют каждого и сейчас.

Выбранная мною тема актуальна, так как творчество Мустая Карима малоизвестно для современного общества. В связи с этим остро стоит необходимость изучения его жизненного пути как писателя.


Новизна данного исследования в том, что в школьной программе по литературе отводится мало часов на изучение творчества писателей народов России. Соответственно имя Мустая Карима никто из обучающихся не знает. Я решила познакомиться с биографией и творчеством этого литературного деятеля и выявить влияние судьбы писателя на его произведения.

Гипотеза. Я предположила, что изучать жизненный и творческий путь башкирского писателя Мустая Карима – это значит сохранять и приумножать духовные и культурные ценности подрастающего поколения.

Объект исследования – творчество поэта Мустая Карима.

Предмет исследования –биография, произведения Мустама Карима.

Цель моей исследовательской работы – извлечь нравственные уроки из произведений народного писателя Башкорстана Мустая Карима.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: изучить биографию и творческий путь Мустая Карима; выявить элементы его творчества в тот или иной период жизни;определить культурно-историческое значение творчества Мустая Карима в истории художественной культуры России.

Методы исследования: культурологический, системный, исторический, анализа, синтеза, сравнительный.





Глава 1. Биография писателя.

Мустай Карим родился 20 октября 1919 года недалеко от Уфы, в селе Кляшево, в крестьянской семье. Был вторым ребенком, а всего их было 12 братьев и сестер.
Как рассказывал сам писатель, его воспитанием занималась старшая мать. У главы семьи было две жены, что имело место в мусульманских традициях. Мальчик считал ее родной матерью, пока не узнал, что вторая, младшая жена отца, и есть его настоящая мама. Между женщинами в доме было уважение и взаимопонимание.

С самого раннего детства будущий писатель приобщил­ся и полюбил устное народное творчество, особенно песни. Когда Мустафа еще не умел читать, старший брат Муртаза читал сти­хи, которые мальчику очень нравились. Впоследствии он узнал, что это были стихи Габдуллы Тукая. Но сам Мустафа, полюбив на всю жизнь поэзию Тукая, научившись читать, больше увлека­ется прозой, чем стихами. Его интересуют приключения, книги о гражданской войне, привлекают в первую очередь натуры сме­лые и решительные, находчивые, готовые к самопожертвованию ради достижения благородных целей.

В 6-м классе Мустай написал свои первые стихи. В газете «Юный строитель» состоялся дебют поэта. Здесь публикуются стихи школьника о детстве.

В 19 лет Мустая принимают в республиканский Союз писателей. В этот период поэт активно сотрудничает с журналом «Пионер». Он оказался первым из братьев и сестер, кто получил высшее образование. В роковой для Советского Союза 1941 год юноша заканчивает языковой и литературный факультет Башкирского государственного педагогического института. Получает направление в Ермекеево, где должен был приступить к учительской деятельности и обучать школьников башкирскому и русскому языкам.

В планы вмешалась война, и Карим вместе с группой земляков отправляется в Муром, в военное училище связи. После обучения в должности младшего сержанта в 1942 году отправляется на Брянский фронт в артиллерийский дивизион. Здесь получает тяжелое ранение в грудь и полгода проводит в госпиталях.

После выписки Карим снова возвращается на линию фронта, но уже в качестве корреспондента военных газет «За честь Родины» и «Советский воин». Победу встретил в столице Австрии, в Вене.

По возвращении с фронта Мустай Карим начинает активную политическую и литературную деятельность. В послевоенный период, до самой смерти, писатель не был вне общественной жизни, писал статьи, эссе, стихотворения, рассказы и пьесы. Его произведения неслучайно стали бессмертными. Не только глубокое содержание, которое основано на ценностях гуманизма, патриотизма, чувстве прекрасного, но и подача событий - просты и понятны, легки в восприятии.

Умер Мустай Карим в 2005 году, был похоронен как один из лучших людей Башкортостана.

 Все почести, какими увенчивали литераторов в СССР, у Мустая Карима есть: народный поэт Башкортостана, лауреат многочисленных премий, Герой Социалистического Труда, кавалер множества орденов и медалей, делегат партийных съездов, депутат Верховного Совета РСФСР. И, наконец, высшая литературная награда – лауреат Ленинской премии.

В 2009 году учреждена медаль Мустая Карима для награждения лиц, имеющих заслуги в изучении и пропаганде наследия народного поэта.






Глава 2. Тематика творчества

М.Карим начал писать в середине 30-х годов. В 1938 г. вышла в свет его первая книга

стихов «Отряд тронулся», в 1941 г. – вторая книга «Весенние голоса».

С тех пор им было опубликовано более 100 поэтических и прозаических сборников, свыше 10 драматических произведений. Произведения Мустая Карима переведены на десятки языков России и мира.

Замечательная лирика Мустая Карима отличается самобытностью поэтических образов, высоким накалом чувств, глубиной философского мышления. Его стихи «Цветы на камне», «Мой край, возлюбленный навеки», «Здравствуй, завтра!», «Берега остаются», «О березовом листе», «Карусель» циклы стихов «Европа – Азия», о Вьетнаме, Болгарии и другие стали вершинными явлениями в нашей поэзии.

Тема Великой Отечественной войны нашла отражение в его сборниках стихов «Мой конь» (1943), «Стихотворения»(1945), поэмы «Декабрьская песня»(1942), «Ульмасбай»(1942-1944) «Черные воды» (1961). В них писатель отразил трагизм войны, героизм наших солдат, гуманистическую миссию Красной Армии.

Пьесы поэта: Это драмы «Страна Айгуль» (1967), «Пеший Махмут» (1981), трагедии «В ночь лунного затмения» (1963), «Салават. Семь сновидений сквозь явь» (1971), «Не бросай огонь, Прометей» (1975), комедия «Похищение девушки» (1958). Они вошли в золотой фонд башкирской драматургии. Пьеса «В ночь лунного затмения», например, не сходит со сцены около ста больших и малых театров страны и мира.

Прозаические произведения. М.Карим с первых произведений прозы для детей и юношества «Радость нашего дома» (1951), «Таганок» (1966) до новой автобиографической широко известной повести «Долгое-долгое детство» (1976) воспевает добро, честь и жертвенность во имя торжества разума, во имя справедливости на земле.

Произведения самым маленьким детям: "Не волшебная!", "Похороните меня среди одуванчиков!", "Путешествовать надо вверх!", А что у тебя с глазом?, Главное правило кота Малахая, Грозный башкирсэр, Два соловья, Куда улетают одуванчики?, Ленивая пчела и другие.

Повесть «Помилование» (1986) – это история короткой романтической любви, обернувшейся трагедией.

В книге «Притча о трех братьях» (1988) М. Карим объединил статьи, воспоминания, беседы, свои раздумья, размышления о творчестве как самого автора, так и собратьев по перу, о драматургии, литературе для детей, о любви к большой и малой Родине, к человеку.

Творчество Мустая Карима настолько разнообразно, что выделить в нем основную мысль очень сложно. Если попытаться выделить основные направления творчества, то получим следующий перечень тем:

  • философские вопросы;

  • гражданская лирика и проза;

  • пейзажная лирика;

  • произведения социальной направленности, то есть повседневные, но вечные темы;

  • отдельный пласт составляют произведения военной тематики;

  • педагогические труды - не отдельные работы, а элементы дидактики в произведениях;

  • публицистические эссе;

  • произведения Мустая Карима для детей.



По некоторым произведениям сделаны театральные постановки и сняты фильмы. Большим успехом у зрителей пользуется спектакль «Луна и листопад» по повести Мустая Карима «Помилование».

В 1987 году в прокате появляется кинолента «В ночь лунного затмения», сценарий к которой написан по одноименной пьесе. В 2004 году Булат Юсупов снимает фильм по повести «Долгое-долгое детство». Ожидаются еще две премьеры: режиссер Александр Галибин экранизирует повесть «Радость нашего дома», Айнур Арсланов снимает «Таганок».

Поэзия и проза.

Творческая деятельность М. Карима началась в середине 30-х годов прошлого столетия. Говоря о начальном периоде творчества М. Карима, отметим большой интерес его к русской литературе. Карим переводил на башкирский язык стихотворения Лермонтова и Маяковского, а к 100-летию со дня смерти Пушкина пишет стихотворение «На берегу моря». Классика учила башкирского поэта реализму, приемам художественного преображения жизни, отбору типич­ных и ярких событий действительности, драматической силе внутренней структуры стиха и взволнованности поэтического сердца, причастного к судьбам людей.

Весь жизненный и творческий путь М. Карима озарен одной большой любовью, любовью к Башкортостану. Поэт живет неразрывно с родной землей, с ее реками, с родным воздухом. Только ощущение родной земли дает поэту силы:
За правдой я по свету не брожу
С весами справедливости в руках.
Я истину в отчизне нахожу,
В ее полях, озерах, родниках.


Поэтический талант М. Карима полнее раскрылся в годы Великой Отечественной войны. Поэт, находившийся с самого начала и до конца войны на фронте, сумел передать мысли и чувства советских воинов в ярких, глубоко лиричных картинах. Его стихотворение "Я ухожу на фронт", написанное перед отъездом на войну, прозвучало клятвой одетых в шинели советских людей.

Я ухожу, товарищи на фронт.

Чтоб стариков текла спокойно старость,

Чтоб нашим девушкам краса осталась,

Чтоб наш Урал всегда стоял могучий,

Чтобы над Белой не сгущались тучи.


Товарищи, я ухожу на фронт

За ту весну, что навсегда настанет,

За светлый сад, которым край наш станет,

За маленького сына моего

И родины любимой торжество.

Еще в конце 30-х годов в одном из стихотворений башкирский поэт как бы предугадал свою будущую судьбу. 0б этом он впо­следствии напишет в воспоминаниях: «В те предвоенные годы многие поэты обращались к романтике и героике гражданской войны, воспевали подвиги во имя народного дела, героическое самопожертвование борцов во имя идеала. И я в 1938 году напи­сал стихи о юном бойце гражданской войны, которого сразила вражеская пуля, пробив его сердце и комсомольский билет у сердца. И последними словами его были: «За жизнь. За нее умираю». Он был моим идеалом, я готов был разделить его судьбу. Ровно через четыре года в августовский полдень пробиты бы­ли мой комсомольский и писательский билеты осколком враже­ского снаряда, осколок прошел чуть ниже сердца, и я выжил. Мой друг Фомин, шедший со мной рядом, был сражен насмерть другим осколком той же мины. Лишь много лет спустя смог написать об этом стихи, сразу больно было бередить свежую ра­ну. Я очень любил Фомина и до сих пор люблю его». В том стихо­творении есть такие строки:

И два осколка мины той

Попали в нас двоих.

Один в сержанте Фомине

Лежит в могильной глубине,

Другой достался мне

Едва подлечившись, с осколком в легких (который извлечь так и не удалось), М.Карим снова стремится на фронт. Осенью 1943 г. он принимал участие в боях за освобождение Украины. В стихотворении «Украина» близкая сердцу поэта республика символически выражена через образ шевченковской Катерины, и слова, обращенные к ней, звучат клятвой украинскому народу:

Довольно слез! Меня послал Урал,

Чтоб ты утерла слезы, Катерина,

Я под Уфою землю целовал,

Чтоб ты цвела, как прежде, Украина.

Стихотворения «Украина», «Киев», «Клятва конников», «Пол­ки проходят» и другие, написанные во время освобождения Украины, дышат любовью к братскому народу и ненавистью к фашизму. М. Карим участвовал и в освобождении Молдавии, о чем он пишет в своем репортаже «Кишинев». В составе войск Третьего Украинского фронта поэт, пройдя Румынию (очерк “Через Румынию”), вступает на болгарскую землю, затем в Венг­рию, Чехословакию, Австрию.

В огне войны рождается цикл “Чужие огни”. Написанное на Балканах стихотворение “Среди друзей”, Карим посвящает сво­им фронтовым друзьям-писателям, вместе с которыми прошел войну: русским писателям А. Недогонову и Н. Атарову, татар­скому писателю М. Максутову, казахскому поэту А. Серсенбаеву.

Во время войны была написана и поэма «Ульмесбай» («Бес­смертный»). Здесь необходимо отметить сходство главного героя поэмы с Василием Теркиным, героем поэмы А. Твардовского. У них общие черты характера и взгляды на мир, хотя произведе­ния создавались независимо друг от друга.

Следующий этап в творчестве поэта — послевоенная лирика.

Важное место в творчестве поэта занимает цикл “Европа — Азия”” (1954). Это яркий образец интернационализма башкирского поэ­та, проникающего в проблемы века. Здесь в началь­ных стихах дана картина рождения человека, формирования его личности, знакомства с миром, расширение его понятия Родины от колыбели, в которой он родился, до образа великой России. Поэт осознает неразрывную связь своего народа с русским и другими народами страны.

Стихотворение «Европа — Азия», по которому назван весь цикл, говорит об условности границ между материками. Башки­рии, находящейся на границе материков, выпала судьба соеди­нить их. Поэт убедительно взаимосвязал любовь к родному Башкортостану и к большой Родине – России. «…Не любя Россию, нельзя любить Башкортостан. Не любя Башкортостан, нельзя любить никого и ничего…».

В стихотворении «Я-россиянин» поэт говорит:

Не русский я, но россиянин. Чести

Нет выше. Я страны советской сын.

Нам вместе жить и подниматься вместе

К сиянию сверкающих вершин.

Чувство Родины Мустай Карим обозначил как первую заповедь человека. Среди всех нравственных качеств патриотизм он назвал главным качеством личности. У Мустая Карима свой, выстраданный образ Родины, являющейся ему «в трех лицах – как мать моя, жена моя и дочь»... Прошлое Родины - это мать, без нее не могло быть нынешний жизни: настоящее – жена, самая близкая по духу, ради который можно в ад. Будущее – дочь, ей в спутники поэт отдает свои порывы, стремления и выдержку.


В стихотворении «О березовом листке» Башкирия восприни­мается через образ березового листка. Этот образ не случаен, ведь русский народ воспринимает березу как символ русской земли. И сходство на географической карте Башкирии с березо­вым листком делает образ еще более зримым.

Продолжая мысли Пушкина и Гоголя о народности литерату­ры, Карим пишет: “Основой национальной поэзии должна оста­ваться жизнь народа, сам народ, с присущим только ему обра­зом мышления и чувствования... Исторически суждено было мое­му народу оказаться на стыке двух континентов — Европы и Азии. Это не просто стык материков, это рубеж двух культур, двух судеб — европейской и азиатской. Я мечтаю, чтобы поэзия моего народа вобрала в себя цвет, пьянящий аромат, спокойную мудрость поэзии Востока, суровую правду жизни, революцион­ную призывность, активный разум поэзии Запада”.

В этих искренних признаниях классика башкирской литера­туры высказана глубокая мысль о взаимодействии националь­ных литератур как важнейшего условия для полного выражения национальной самобытности.

Через некоторое время поэт создает циклы «Вьетнамские за­писи», «Где цветут каштаны», «Болгарская тетрадь», «Из Ка­бардино-Балкарской тетради», которые можно рассматривать как продолжение цикла «Европа — Азия», расширение геогра­фических широт творчества Карима и углубление интернацио­нального духа его поэзии. Опираясь на художественно-эстетиче­ские традиции изображаемого народа, Карим в этих циклах су­мел через национально-колоритные детали показать богатый духовный мир народа.

В 1959 г. Карим снова по приглашению друзей посетил Бол­гарию и Чехословакию, в освобождении которых он принимал участие в 1944 г. Он встретился со своими фронтовыми друзья­ми — писателями и журналистами. На этой основе рождаются циклы «Болгарская тетрадь» и «Где цветут каштаны». Карим вспоминает военные события тех лет и предстает перед нами как поэт-интернационалист, которого интересуют судьбы не только своего народа, но и всего человечества.

Заслуживают внимания поэмы “Улыбка” и “Тайна”, в кото­рых нашли свое отражение лучшие традиции восточной поэзии. Карим обращается к глубокому философскому смыслу, мудро­сти и аллегории восточной поэтики. Его особенно привлекал вы­дающийся литературный памятник — книга “Тысяча и одна ночь”, вобравшая в себя более трехсот сказок народов Востока, как это свойственно восточной поэзии, в этой книге морально-эстетические проблемы раскрываются в философско-назидательном плане. В поэмах “Улыбка” и “Тайна” не только содержание и глав­ные образы, но и вся поэтика основаны на традициях восточной поэзии.

Одной из вершин в творчестве М. Карима можно назвать по­эму “Черные воды” — о трагической судьбе воина, потерявшего веру в себя и не нашедшего в себе силы и мужества противосто­ять врагу. Внимание читателя приковывает образ женщины, уже много лет с момента окончания войны ожидающей любимого. Нельзя не поразиться долготерпению и мужеству этой женщины, пронесшей свою любовь через годы. А ее возлюбленный оказал­ся жалким трусом, который на глазах своего фронтового товари­ща, от имени которого ведется рассказ, пал на колени перед вра­гом и был раздавлен, как червь, гусеницами танка. Писатель как бы говорит, что человек, теряющий чувство Родины, обречен на гибель. Несмотря на трагизм ситуации, поэма глубоко опти­мистична. Ее апофеоз в утверждении гармонии и мира природы, бессмертия жизни

Мустай Карим, творчески используя опыт своих предшест­венников, приходит к собственным художественным решениям и создает оригинальные художественные произведения высокого гражданского звучания. При чтении романтической, социально-психологической дра­мы М. Карима “Страна Айгуль” видно, что он творчески освоил достижения русских драматургов. В пьесе прослеживается пре­емственность драматургии М. Карима с русской драматургией, с художественными завоеваниями А. Чехова и М. Горького.

В пьесе используется романтическая форма типизации. Необычайно велики масштабы действия пьесы — от маленькой дере­вушки до Организации Объединенных Наций, что позволяет по­казать связь героев драмы со всем человечеством, на примере жизни небольшой башкирской деревушки решать широкие обще­человеческие задачи — о свободе выбора, стоящего перед каж­дым человеком, об ответственности перед Родиной и народом за каждый совершенный поступок. Глубокий психологизм в рас­крытии образов героев, философская социальная направлен­ность драмы, активная жизненная позиция героев, умение на материале обыденной жизни поставить большие мировоззренче­ские проблемы — эти качества дают все основания поставить драму “Страна Айгуль” в число произведений, входящих в золо­той фонд многонациональной драматургии России.

Из других драматургических произведений Карима наиболее значительна трагедия “Не бросай огонь, Прометей”. Интерес пи­сателя к теме, к которой уже обращались такие выдающиеся ма­стера мировой литературы, как Эсхил, Шелли, Гете, творческий спор с ними говорит о зрелости башкирского писателя, о том, что Мустаю Кариму сейчас по плечу самые сложные темы и пробле­мы мировой культуры о плодотворности взаимовлияния и взаи­мопроникновения различных национальных культур.

Большинству читателей М. Карим известен как блестящий лирик. Нравственные искания, вечное движение жизни отраже­ны в его лирике. Время в поэзии М. Карима мчится, “словно конь горячий”, и ветер времени поэт встречает лицом:

Если будет бить в лицо мне ветер,

Твой, о время, конь мой неустанный,

Не взропщу я, что живу на свете,

Жаловаться, что умру, не стану.

С темой времени у Мустая Карима тесно связана и тема па­мяти. В поэте жива память предков (“Сэсэн”), память о родных местах, с которыми связана молодость (“Давай, дорогая, уло­жим и скарб, и одежду...”). Поэт стремится сохранить в памяти образ родного озера Акманая и Девичьей Горки и на материн­ском языке передать свой нравственный опыт следующим поко­лениям. Ибо беспамятство — это самый тяжкий грех как для от­дельного человека, так и для всего человечества:

Если Девичью Горку забуду—тогда

Пусть на плечи мои рухнут

Сразу все горы на свете,

Пусть камнями меня забросает разгневанный ветер,

Мои дети покинут меня навсегда.

О язык моей матери, веры святой,

Если в долгой разлуке к тебе

Я стремиться не буду,

Если я на тебя ежедневно молиться не буду,

Пусть утрачу дар речи и все дорогое забуду,

Пусть лишусь языка, поражен немотой

Поэт размышляет о смысле жизни, о преходящем и вечном, о преемственности поколений (“Птиц выпускаю...”, “Была моя жизнь непрерывной игрой...”, “Я немало тайн природы знаю...”). И в контексте философских воззрений по-иному воспринимается древняя как мир проблема взаимосвязанности человека и стихии:

...А море рыдает...

Напрасно себя ты терзаешь,

Ведь мы же такие еще молодые с тобой.

Бессмертье свое ты волненьем своим утверждаешь,

Я в песне живу, что плывет в вышине голубой.

Поэтом, по убеждению М. Карима, можно стать, лишь вы­страдав свое призвание, пройдя через горнило испытаний:

Сквозь легкость удач я джигитом летел,

В исканьях я к мужеству шел,

Но лишь от печалей, от слез и потерь

Я голос поэта обрел.

Свое слово Мустай Карим сказал и в любовной лирике. Глу­бокий психологизм в изображении этого тончайшего чувства, когда за внешним немногословием лирического героя стоит це­лая гамма его переживаний, характерен для любовной лирики поэта. Наглядный тому пример стихотворение “Все было взбудо­ражено вокруг...”:

...И я пришел к тебе, чтоб принести

Любовь мою. Сказать о ней хоть слово.

Рванулся и не мог произнести,

Чуть скрипнул голос мой и замер снова.

Кругом ручьи”,— всего лишь я сказал,

На эту новость и ушли все силы.

Ты засмеялась, глядя мне в глаза.

Ты голову в молчанье опустила.

В последние годы Мустай Карим больше тяготеет к прозе. Одна за другой появляются его повести. Прозу М. Карима отли­чают глубокий лиризм и поэтичность. При чтении его прозаиче­ских произведений постоянно ловишь себя на мысли, что это проза поэта, хотя самому Мустаю Кариму такое определение не по душе. Видимо, пришла пора философски осмыслить прожи­тое, соотнести свой жизненный путь с жизнью страны. А для это­го больше подходит прозаический жанр.

Большое место в творчестве М. Карима занимает повесть “Долгое-долгое детство”(1978). За это произведение он был удостоен Ленинской премии. Повесть во многом автобиографична. В ней, как становится ясно из названия, автор рассказывает о своем детстве и о том, как оно повлияло на его дальнейшую судьбу. Композиционно это достигается ретроспективными вставками -эпизодами из жизни будущего писателя, из его взрослой жизни. Детство — это особый период в жизни каждого человека; в это время мы бессознательно впитываем в себя культурные и нравственные ценности и познаем окружающую действительность. Литература, а в особенности автобиографические жанры как нельзя лучше подходят для изучения национального мировоззрения, сюжеты же про детство оказываются еще удачнее для этих задач. Герой-ребенок не анализирует то, что вокруг него; он просто описывает это, практически не давая никаких оценок, воспринимая такие факторы, как природу и быт, как нечто само собой разумеющиеся. «И счастливое, и несчастливое детство наше еще долгие-долгие годы следует за нами. А вернее, так и живет в душе, не уходит», — пишет автор.

При этом понимание окружающего мира как должного не означает, что автор не умеет его ценить: вся повесть доказывает обратное. В ней органично сплетаются национальные мотивы и собственное «я» писателя. Автор-повествователь предстает перед нами чутким ребенком, часто лишь интуитивно понимающим вечные нравственные ценности, но уже с самого маленького возраста стремящимся к добру и справедливости.

Из повести «Долгое-долгое детство» мы узнаем о природе Башкирии, о традиционных занятиях башкир, их кухне, национальных праздниках, культуре и религии, семейном укладе и, конечно, о национальных характерах.

В целом сюжет повести можно было бы охарактеризовать так: это не только рассказ о детстве, это — рассказ о жизни. Не только автора, а о жизни вообще: в тексте рассказывается множество историй о судьбе самых разных людей.

В 1952 году Мустай Карим написал повесть «Радость нашего дома». Эта повесть о том, как в военные годы в башкирскую семью попадает украинская девочка. Поэт вспоминает: «На фронте один солдат-башкир после боя ночью из нейтральной полосы вынес раненую женщину с двумя девочками. Они бежали от немцев к нам, а немцы открыли по ним огонь. Потом тот же солдат отвёз их в госпиталь. Женщина умерла. А солдат написал жене домой, чтобы она приехала за старшей девочкой. Я больше ничего не знаю ни о девочке, ни о солдате». Но судьба их меня волновала долго…и я написал повесть «Радость нашего дома». Мустай Карим рассказывает, как живут люди в далеком башкирском ауле, мечтают о победе, трудятся, помогают друг другу, ждут вестей с фронта, оплакивают погибших, встречают победителей.

В преддверии 50-летия Великой Победы над фашизмом про­должается философское осмысление войны. Не отпускает воен­ная тема и башкирского писателя: Мустай Карим опуб­ликовал новую повесть о войне “Помилование”(1986). Это произведение поднимает вопросы о степени ответственно­сти за содеянное, об адекватности наказания преступлению. Сломанные человеческие судьбы, разрушенная любовь — вот ре­зультат трагедии, которую вполне можно было предотвратить, прояви те военные чиновники, от которых зависела судьба Любо­мира Зуха, чуть больше гуманности и внимания. В повести утверждается самоценность каждой человеческой судьбы.

Последний роман Мустая Карима “Деревенские адвокаты”(1987)В центре повествования — жизнь трех друзей-ровесников. Писатель проводит своих героев через все сложные исторические события нашего века — коллективизацию, гражданскую и Отечественную войны, труд­ные послевоенные годы. Выдержать испытания помогает им здоровая нравственная основа, богатый нравственный опыт на­рода.

В книге «Притча о трех братьях» (1988) М. Карим объединил статьи, воспоминания, беседы, свои раздумья, размышления о творчестве как самого автора, так и собратьев по перу, о драматургии, литературе для детей, о любви к большой и малой Родине, к человеку.

Произведения Мустая Карима переведены на десятки языков нашей страны и мира. В 1967 году за пьесу “В ночь лунного затмения” ему присуждена премия РСФСР имени К.С.Станиславского, в том же году за I том “Избранных произведений” – Республиканская премия БАССР имени Салавата Юлаева., в 1972 году за книгу “Годам вслед” – Государственная премия СССР. В 1978 году за книгу “Жду вестей” был удостоен Почетного диплома международного жюри имени Г.-Х. Андерсена. В 1984 году за трагедию “Не бросай огонь, Прометей!” и повесть “Долгое – долгое детство” - присуждена Ленинская премия. За последние годы М. С. Каримовым написаны книга воспоминаний "Мгновения жизни" (1991-1998) и пьеса "Вечерняя трапеза" (1994)

Творчество Мустая Карима общечеловечно и, в то же вре­мя, глубоко национально. Еще в 1963 г. в одном из стихотворений он определил свое поэтическое кредо:

Когда кусок пути, что мне назначен,

Тот, что зовется жизнью, прохожу,

В глаза людей, как в звезды, я гляжу

И слышу, так держать, и не иначе!

И в ясный день, и вечером морозным,

Чернее сумрак или зной лютей,

Я путь определяю не по звездам,

А как по звездам — по глазам людей,

По радостным, печальным и серьезным...

Гляжу в глаза, чтобы с пути не сбиться,

Чтоб в песне не солгать, не ошибиться.

Своему жизненному и творческому принципу башкирский писатель остался верен до конца.

Мустай Карим жил и живёт одной судьбой со своим народом. Его творческий путь отражал новые ступени в эстетическом развитии народа. Его творчество смело донесёт будущим поколениям радость и тревоги нашего времени, голос нашей земли, нашего народа. 

Сородичи, вновь я терзаюсь, гадая:

Так что же оставлю вам - вас покидая?

Оставлю вам Солнце без шрама и трещины

И Землю, что тоже вам мною завещана.


Оставлю - и старым и малым в угоду -

Горячий Огонь и текучую Воду…

И Землю, и Солнце, и Воду, и Пламя,-

О прочем - извольте заботиться сами.























Заключение

В заключение следует сказать, что Мустай Карим — это наше национальное достояние, достояние общечеловеческой культуры нашей большой многонациональной страны. Поэзия, драматургия, проза, публицистика - все подвластно его могучему таланту. В каждом жанре Мустай Карим находит своё слово и остается верен своей творческой индивидуальности. Поэт достойно представлял башкирскую и российскую литературу за рубежом. Благодаря упорному труду гений Башкорстана подарил нам свыше 100 сборников стихов и поэм, больше 10 пьес, множество эссе и сказок для детей. Многие из них до сих пор ставятся не только на сценах башкирских театров, но и в других регионах России.

Творчество Мустая Карима настолько разнообразно, что выделить в нем основную мысль очень сложно. Если попытаться выделить основные направления творчества, то получим следующий перечень тем:

  • философские вопросы;

  • гражданская лирика и проза;

  • пейзажная лирика;

  • произведения социальной направленности, то есть повседневные, но вечные темы;

  • отдельный пласт составляют произведения военной тематики;

  • педагогические труды - не отдельные работы, а элементы дидактики в произведениях;

  • публицистические эссе;

  • произведения Мустая Карима для детей.

Мустай Карим говорил, что свою роль писателя будет считать выполненной, если его книга "прибавит человеку чуть-чуть тепла, добра, терпимости", если от общения с ним человеку "станет чуточку легче перенести недуг или горе".

Практическая ценность нашей работы заключается в том, что результаты данного исследования могут быть использованы в качестве дополнительного материала на уроках русского языка и литературы, на факультативных и внеклассных занятиях по русскому языку и литературе. 

Я надеюсь, что у ребят появится интерес к творчеству Мустая Карима и уверена, что они прочитают еще не одну книгу стихов поэта, может это будут его повести и рассказы, наполненные светом, добром и любовью к людям.

















Список используемой литературы

    1. Бикбаев Р. Школа Мустая Карима // Бельские просторы. – 2002. - № 12. – с. 108.

    2. Бикмухаметова Ф. Мы нашу дружбу сохранили по сей день //РБ. – 2004. - № 204. с.5.

    3. Валеев И. Творчество Мустая Карима: исторический аспект //Истоки. – 2004. - № 33. – с.11.

    4. Валеев И. Государственная и общественная деятельность Мустая Карима // Ватандаш. – 2009. - № 8. – с. 59.

    5. Валеев И. И. Мустай Карим: воин, поэт, гражданин. – М.: Герои Отечества. – 2004. – 584 с.

    6. Валеев И. И. Мустай Карим общественный и государственный деятель // Истоки. – 2004. - № 42. – с. 5.

    7. Валеев И. И. Мустай Карим, певец природы // Истоки. – 2009. – № 13. – с. 14 – 15.

    8. Валеев И. И. Мустай Карим и башкирский быт.// Истоки. – 2008. – № 2. – с.5.

    9. Валеев И. И. Мустай Карим и чувство долга.// Истоки. – 2008. - № 11. – с. 6.

    10. Валеев И. И. Судьбы поэтов подобны судьбам рек…// Истоки. – 2009. - № 27. – с. 5.

    11. Валеев И. И. Мустай Карим и Расул Гамзатов. // Истоки. – 2009. № 24. – с.7.

    12. Валеев И. И. Традиции башкирского национального воспитания в творчестве Мустая Карима. – Уфа: Китап. – 2005.

    13. Валеев И. И. Нравственные уроки Мустая Карима. – Уфа: Китап.- 2008.

    14. Валеев И. И. Педагогика Мустая Карима. – Уфа.- китап. – 2002.

    15. Валитов О. Мустай Карим: уроки истории. // Истоки. – 2007. - № 30. – с. 3.

    16. Гафуров М. Чувства добрые он лирой пробуждал…//Истоки. – 2005. - № 42. – с. 8-9; № 44. – с. 7.

    17. Денисов В. Вспоминая … //Истоки. - № 39. – с. 3.

    18. Докучаева А. Учитесь делать из себя людей. // РБ. – 2004. - № 20. – с. 1, 5.

    19. Ишмухаметова Г. Мустай наш Пушкин, или Как оседлать строптивого коня // Истоки. – 2004. - № 42. – с. 5.

    20. Ишмухаметова Г. Мустай наш Пушкин. // Уфа.- 2004. № 10. – с.

    21. Карим Мустай. Собрание сочинений в 6-ти томах. – Уфа: Китап. – 1999.

    22. Карим Мустай. О семейной педагогике. // Истоки.- 2008. - ; 36.

    23. Карим Мустай. «В песне – думы…» - Уфа: Китап. – 2006. – 248 с.

    24. Карим Мустай. Жизнь и творчество /на башкирском и русском языках/. – Уфа: Китап. – 2000. – 240 с. С фотографиями.

    25. Карим Мустай. Избранное. Стихотворения. Поэмы. Сказки. Трагедии. Пер. с башк. Вст. статья К. Кулиева. – М.: «Худож. лит.». – 1973.

    26. Карим Мустай. Притча о трех братьях. Воспоминания. Раздумья. Беседы. – М.: - «Сов. Россия». – 1978. – 288 с.

    27. Каримов И. Уфа, Свердлова, 49. // РБ. – 2004. - № 204. – с.5.

    28. Кузьмина О. Мустай Карим – это долгое детство. // Уфа. – 2004. - № 10. – с.

    29. Кацерик Г. «Я люблю смотреть на солнечный закат». //Истоки. – 2005. - № 39. –с. 2.

    30. Кацерик Г. Живое стило Мустая // Истоки. – 2004. - № 42. – с. 1, 7.

    31. Ломунова М. Н. Мустай Карим. Очерк творчество. – М.: Худож. лит. – 1988. – 208 с. (Советские писатели, Герои Социалистического труда).

    32. Мерзабеков М. Встречи с Мустаем Каримом // Бельские просторы. – 2006. - № 10. – с. 150.

    33. Рахимкулов М. «Своей жизнью я гордиться вправе…» // Истоки. – 2007. - № 43. – с.

    34. Филиппов А. Ушел, оставив целый мир…// Истоки. – 2005. - № 39. – с. 1,2.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!