Тема классного часа: «Давайте любить и защищать животных»
Цели: Формировать представления о роли домашних животных в жизни человека; познакомить с дикими животными, учить обращаться с дикими животными, уточнить знания об особенностях ухода за домашними животными; воспитывать ответственное отношение за содержание домашних животных.
Планируемые образовательные результаты
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся: определять домашних и диких животных; рассказывать о правилах ухода за домашними животными; получат возможность научиться: характеризовать условия жизни собак и кошек, хомяков, попугаев; объяснять необходимость ответственного отношения к братьям нашим меньшим; составлять словесный портрет своего питомца; использовать дополнительную литературу для поиска необходимой информации, отвечать на вопросы и оценивать свои знания; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в группе, используя представленную информацию для получения новых знаний.
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): регулятивные – действовать с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимать оценку учителя; познавательные – использовать различные способы поиска (в справочных источниках и учебнике), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами; овладеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам; коммуникативные – формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Личностные: формировать целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, уважительное отношение к иному мнению; умение принимать и осваивать социальную роль обучающегося; развивать мотивы учебной деятельности и формировать личностный смысл учения; развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликты, видеть выходы из спорных ситуаций.
Ход классного часа
I. Организационный момент.
Здравствуйте ребята, сядьте удобно. Потрите ладошки. Вы почувствовали тепло? (Да).
Соприкасаемся пальчиками с соседом по парте и говорим:
желаю (большой)
успеха (указательный)
большого (средний)
во всем (безымянный)
и везде (мизинец).
Здравствуй (вся ладонь).
– Прикоснитесь ладошками друг к другу и передайте тепло друг другу. Пусть на уроке вам будет так же тепло и уютно.
II. Создание проблемной ситуации. Введение в тему занятия.
Чтобы определить тему классного часа разгадайте кроссворд. Я буду вам загадывать загадки, а вы выходить к доске и писать отгадку. Готовы?
После каждой отгаданной загадки увидите картинку на слайде.
1.С хозяином дружит,
Дом сторожит,
Живет под крылечком,
А хвост колечком.
(Собака) Слайд 2
2. Грозный, сильный и красивый,
Он трясёт мохнатой гривой.
А как рычит! Совсем не зря
У зверей он за царя.
(Лев) Слайд 3
3. Из кошачьей он семьи.
Но попробуй, догони.
Он не тигр, не леопард.
Самый быстрый зверь —
(гепард) Слайд 4
4. Моет в речке свою пищу,
Чтоб она была почище,
Лишь потом отправит в рот.
А чистюля тот - ..
(енот) Слайд 5
5. Он огромный и усатый,
И к тому же полосатый.
Если встретишь, не до игр!
Потому что это -… (Тигр) Слайд 6
6. Всех зверей она хитрей,
Шубка рыжая на ней.
Пышный хвост - ее краса.
Этот зверь лесной - ….
(Лиса) Слайд 7
7. Этот зверь со мной играет.
Не мычит он и не лает,
Нападает на клубки,
Прячет в лапки коготки,
(Котенок) Слайд 8
8. В дупле живет
Да орешки грызет.
(Белка) Слайд 9
9. Он высокий, он огромный,
Он похож на кран подъемный.
Только это кран живой
С настоящей головой.
(жираф) Слайд 10
10. Настоящий он циркач —
Носом отбивает мяч.
Знают и француз, и финн:
Любит поиграть…
(дельфин) Слайд 11
11. Этот зверь - родня собаке,
Его по вою узнает всякий.
В охоте, серый, знает толк.
Угадали? Это…(Волк) Слайд 12
12. У неё рога, копыта,
И на всех глядит сердито,
Но добрей она щенка,
И нальёт нам молока…
(Корова) Слайд 13
13. Он на севере живёт,
Громким голосом ревёт,
В цирке мяч ловить не лень –
Там работает ...
(Тюлень) Слайд 14
14. Возле речек и болот
Этот тучный зверь живёт.
На носу имеет рог
Африканский …
(Носорог) Слайд 15
15. Из малых кошек, из пятнистых,
А на ушах, представьте, кисти!
Короткий хвост. Не скажешь «брысь»,
Она ведь хищник грозный …
(Рысь) Слайд16
16. Рыжий маленький зверёк
Стал еду готовить впрок:
Он устроил ловко
За щекой кладовку.
(Хомяк) Слайд 17
| | 1 | С | О | Б | А | К | А | | |
| | | | Л | Е | В | | | | |
| Г | Е | П | А | Р | Д | | | | |
| | | | | Е | Н | О | Т | | |
| | | Т | И | Г | Р | | | | |
| | | | Л | И | С | А | | | |
| | | К | О | Т | Ё | Н | О | К | |
| | | | Б | Е | Л | К | А | | |
| | | | | | | | | | |
| | | | | Ж | И | Р | А | Ф | |
Д | Е | Л | Ь | Ф | И | Н | | | | |
| | | | | В | О | Л | К | | |
| | | | К | О | Р | О | В | А | |
| | | | | Т | Ю | Л | Е | Н | Ь | |
| | | | | Н | О | С | О | Р | О | Г |
| | | | Р | Ы | С | Ь | | | |
| | | | | Х | О | М | Я | К | |
У:А теперь прочитайте в кроссворде, какое слово получилось в середине?
Д: Берегите животных.
У:О чем будем говорить на классном часе?
У:Какие цели поставим?
III. Основная часть. Работа над темой классного часа
У:Про кого отгадывали загадки?
Д: про животных.
У: А на какие группы можно разделить этих животных?
Д: Домашние и дикие животные. Слайд 18
У: Какие у вас есть домашние животные?
А)Работа в группах
Сейчас поработаем в группах. У каждой группы будет одно домашнее животное. Вам нужно будет приготовить рассказ об этом животном. Название, что ест, как помогает хозяевам, как нужно обращаться с этим животным. Обсуждаете в группах и потом выступаете по своей теме.
1 группа О кошках
2 группа О собаках
3 группа О домашних птицах (например попугай)
4 группа О хомяках
Дети выступают со своими рассказами по заданному животному.
Б) Анализ стихотворений. Беседа об ответственности человека за животное.
- Послушайте стихотворение Г. Мельниковой и подумайте, о чем оно.
Забытый котенок.
Все мяукал котенок
Во дворе под кустом
Как хотелось котенку,
Чтоб позвал кто-то в дом.
Вдруг с куста одинокий
Прошуршал желтый лист.
Показалось котенку,
Что позвали: «Кис-кис!»
Замирая от счастья,
Он помчался на зов...
Только дверь оказалась
Заперта на засов...
Слайд 19
У:О чем это стихотворение?
-Что случилось с котенком?
-Какие чувства испытывал котенок?
- Какие чувства возникли у вас по отношению к котенку?
- По отношению к бывшим хозяевам котенка?
- Как можно котенку помочь?
Почему появляются бездомные животные?
А теперь послушайте стихотворение С.Михалкова «Мой щенок» Слайд 20
(просмотр видео ссылка на видео https://youtu.be/pK7dKrsV6Y4)
Сергей Михалков
Щенок
Я сегодня сбилась с ног —
У меня пропал щенок.
Два часа его звала,
Два часа его ждала,
За уроки не садилась
И обедать не могла.
В это утро
Очень рано
Соскочил щенок с дивана,
Стал по комнатам ходить,
Прыгать,
Лаять,
Всех будить.
Он увидел одеяло —
Покрываться нечем стало.
Он в кладовку заглянул —
С мёдом жбан перевернул.
Он порвал стихи у папы,
На пол с лестницы упал,
В клей залез передней лапой,
Еле вылез
И пропал…
Может быть, его украли,
На верёвке увели,
Новым именем назвали,
Дом стеречь
Заставили?
Может, он в лесу дремучем
Под кустом сидит колючим,
Заблудился,
Ищет дом,
Мокнет, бедный, под дождём?
Я не знала, что мне делать.
Мать сказала:
— Подождём.
Два часа я горевала,
Книжек в руки не брала,
Ничего не рисовала,
Всё сидела и ждала.
Вдруг
Какой-то страшный зверь
Открывает лапой дверь,
Прыгает через порог…
Кто же это?
Мой щенок.
Что случилось,
Если сразу
Не узнала я щенка?
Нос распух, не видно глаза,
Перекошена щека,
И, впиваясь, как игла,
На хвосте жужжит пчела.
Мать сказала: — Дверь закрой!
К нам летит пчелиный рой. —
Весь укутанный,
В постели
Мой щенок лежит пластом
И виляет еле-еле
Забинтованным хвостом.
Я не бегаю к врачу —
Я сама его лечу.
У: Что можно сказать о щенке, какой он?
- Сколько раз он нахулиганил утром?
- Как ты думаешь, девочка любит своего питомца?
- Если бы у вас был щенок, как бы вы с ним обращались?
-Сравните 2 стихотворения, про котенка и щенка. Чем они различаются?
Д:В первом стихотворении котенка бросили, забыли. А во втором стихотворении наоборот девочка долго искала своего котенка.
Музыкальная физ.минутка «Звери» - на слайде показывают движения звери
Слайд 21
В) Игра «О чём попросила бы кошка или собака, если бы умела говорить?»
Я буду читать начало предложений, а вы продолжите от имени кошки или собаки. Готовы?
1.Я бездомная кошка хочу… (дом и любящих хозяев)
2.Бездомные собаки и кошки хотели бы, чтобы их взяли…( с холодной улицы домой и хорошо покормили)
3.Я собачка хочу, чтобы меня … ( чаще выводили погулять на улицу и играли со мной)
4. Я хомяк, хочу чтобы…( вовремя кормили, играли со мной)
Г) Загадки и беседа о диких животных
Я приготовила для вас интересные вопросы:
1. Какую птицу называют лесным барабанщиком? (дятел)
2. Думал кошка. Крикнул: «Брысь!» Оказалось, это... (рысь)
3. Что ест зимой жаба? (ничего, она спит)
4. Какой лесной обитатель сушит на ветках грибы? (белка)
5. Какую траву и слепой узнает? (крапива)
6. Бусы красные висят и с куста на нас глядят.
Любят бусы эти дети, птицы и медведи. (малина)
7. Что находится между небом и землёй? (и)
8. Кто зимой холодной
Бродит злой, голодный? (волк)
У:Как назвать общим словом всех этих животных?
Д: Дикие животные
У: Каких диких животных знаете, давайте разделимся на 3 команды, 3 ряда и будем по очереди назвать диких животных. Какой ряд назовет больше животных.
(дети по рядам называют животных)
У:А как нужно обращаться с дикими животными? Их нужно защищать или они злые их нужно расстрелять?
4 октября – Всемирный день защиты животных. Почему нужно защищать животных? (ответы детей). Слайд 22
— От кого нужно защищать животных? (предположения детей).
— Плохой человек – самый страшный враг животных. Для спокойной жизни животным нужен дом. Место, где они растят своих детей. Люди вырубают леса, распахивают степи. Всё меньше и меньше места остаётся для жизни диких животных.
Давайте хором прочитаем стихотворение .Слайд 23
Птицы, рыбы и звери
В души людям смотрят.
Вы их жалейте, люди,
Не убивайте зря!
Р. Рождественский.
- О чем это стихотворение?
— Люди охотятся на животных и птиц, ловят рыбу. Особенно опасны браконьеры. Они нарушают законы, убивают животных–мам, а детёныши остаются без защиты и погибают. Люди шумят в лесу и пугают животных. Люди разжигают костры, начинаются пожары, гибнет всё живое.
— Как хорошие люди защищают животных? (предположения детей).
— Люди создают заповедники. Заповедники – это заповедное место, где животные живут спокойно. Люди охраняют животных, которых осталось очень мало. Такие животные записаны в Красные книги.
Д) Творческая работа
— Защитники животных рисуют плакаты и призывают всех беречь и защищать животных.
У каждого на столе лежат карандаши и кружочки. Давайте все нарисуйте в них рисунки на тему «Мы в ответе за тех, кого приручили» «Берегите животных»
IV. Итог занятия и рефлекция
— Что любопытного вы узнали? (ответы детей)
— О чём бы вы хотели ещё узнать? (ответы детей)
На мои вопросы вы отвечаете " да” или "нет”- хором.
1. Можно ли человека заставить быть добрым? нет
2. Можно ли стать добрым на время? нет
3. Нужно ли быть добрым к любому человеку, животным? да
4. Легко ли быть добрым? да
5. Есть ли у вас желание делать добрые дела? Да
- У вас получилось больше ответов "да” и я вижу, что вы стремитесь к добру, а стесняться доброты не надо. Доброта всегда приносит, что? радость окружающим людям. Она, как лекарство для нашей души !
У: Чему научило вас наше сегодняшнее занятие?
Как нужно обращаться с животными?
Какой вывод занятия сделаем? Слайд 24
— Нас, людей, называют старшими братьями, а животных – братьями меньшими. Мы должны оберегать и защищать наших меньших братьев. Без доброты опустеет планета, без доброты будет в мире темно. Мы все, люди и животные, живём в одном большом и прекрасном доме, под названием Земля. Береги свою планету – ведь другой, похожей, нет!