Тема: «Дефис в наречиях».
Цели:
-познакомить с дефисным написанием наречий;
-формировать навык написания дефиса в наречиях;
-повторить дефисное написание в существительных, прилагательных, местоимений;
-уметь отличать наречия с приставкой ПО- от прилагательных с предлогом .
Задачи урока:
1. Повторить и закрепить дефисное написание существительных, прилагательных, местоимений;
2. Пробудить познавательный интерес у учащихся к изучаемой теме.
3.Создать условия для самостоятельного обобщения и выводов.
Оборудование: карточки, экран, проектор, тетради, учебник.
Ход урока
1. Словарная работа.
Нежно-зелёная листва, желтовато-бурая шляпка, прозрачно-белый туман, поговорить с кем-либо, встретишь кого-нибудь, кто-то был, юго-западный ветер, заводская фабрика-кухня, тянь-шаньские берега, сельскохозяйственный техникум.
2. Расставить знаки препинания и выполнить синтаксический разбор.
(По вариантам)
1 вариант.
Воздух был (по) утреннему свежий и крупные капли росы переливаясь блестели на листьях.
2 вариант.
Какая (то) тень мелькнувшая справа тихо (тихо) приближалась к нам.
3. Работа с таблицей.
-Рассмотрите таблицу. (для каждого ученика распечатана)
Пиши слитно |
Сложные прилагательные, образованные от подчинительных словосочетаний | Сельское хозяйство – сельскохозяйственный, Древняя Русь – древнерусский. |
Внимание! Имена собственные, становясь прилагательными, часто утрачивают прописную букву. |
Пиши через дефис |
Сложные прилагательные, образованные от сочинительных словосочетаний: | Русский и английский – русско-английский, Лимонный и желтый – лимонно-желтый. |
Местоимения, образованные с помощью суффиксов: -то-, -либо-, -нибудь-, -таки, -ка и с помощью приставки кое-: | Кое-кто, что-либо, какой-нибудь. |
Существительные с пол-: | пол-лимона пол- Москвы пол-апельсина |
Новый материал.
- Перед вами таблица, слова какой части речи написаны? Попробуйте сами сформулировать тему урока.
«Дефис в наречиях».
По-русски по-заячьи по-прежнему по-моему по-старому | В наречиях, образованных от полных прилагательных и местоимений с приставкой по- и суффиксом -и-, -ому- (-ему) |
Во-первых в-третьих | В наречиях, образованных от числительных при помощи приставки во- (в-) и суффиксов –ых (-их) |
Куда-то где-либо откуда-нибудь кое-как | В наречиях после приставки кое-; перед суффиксами -то, -либо, -нибудь |
Еле-еле мало-помалу крепко-накрепко | В сложных наречиях с повторением одного и того же слова или близких по значению слов. |
(Правая часть таблицы закрыта сначала.)
-А теперь сформулируйте условия дефисного написания наречий, опираясь на графическое обозначение (левая колонка таблицы).
Сделайте выводы. Сравните их с правой стороной таблицы.
Большинство наречий пишутся слитно. Но среди них есть определенная группа слов, между частями которых пишется дефис.
Дефис употребляется, если наречие имеет в своем составе:
Приставку по- и суффикс -ому (-ему): по-прежнему, по-моему, по-старому;
приставку по- и суффикс -и в составе конечных -ьи, -ски,-цки: по-заячьи, по-русски, по-немецки;
приставку во- (в)- и суффикс -их в словах, образованных от числительных: во-первых, в-третьих;
суффиксы -то, -нибудь, -либо и приставку кое-: куда-то, где-либо, откуда-нибудь, кое-как.
Через дефис пишутся также слова типа еле-еле, крепко-накрепко, мало-помалу.
V. Работа с учебником.
- И познакомимся с правилами учебника
5. Закрепление. Тренировочные упражнения.
1) Выборочный диктант. Выписать наречия с изучаемой орфограммой.
Революция поднимала,
обнимала по-пролетарски,
и без слов она понимала
по-латышски и по-мадьярски,
по-французски и по-немецки,
и по-чешски и по-словацки,
чтоб со всеми жить по-соседски.
6.Физкультминутка.
К солнцу вверх все потянулись
И друг другу улыбнулись!
Вправо, влево наклонились,
Другу низко поклонились.
Поприветствовали дружно,
А теперь работать нужно!
2) Замените словосочетания наречиями, которые пишутся через дефис:
1) Говорил на русском языке (по-русски)
2) Жить не так, как раньше (по-новому)
3) Очень крепко (крепко-накрепко)
4) Неизвестно куда (куда-то)
5) Небрежно сделанная работа (кое-как)
6) Ехал медленно (еле-еле)
7) Много ягод (видимо-невидимо)
8) Ушел не прощаясь (по-английски)
9) Сделать совсем немного (чуть-чуть)
- Ребята, а как вы думаете, есть ли возможность отличить наречие с приставкой -по от прилагательного с предлогом "по"? Одинаково звучащие слова, пишутся по-разному.
3)Закрепление знаний. Комментированное письмо:
1) Она слушала, приоткрыв по-детски рот.
2) Изредка вспыхивал по-летнему синий клочок неба.
3) В городе было по-праздничному шумно.
4) Во-первых, я этого не пробовал, во-вторых, я не гурман.
5) Он сделала работу кое-как.
6) Они уехали давным-давно из этого города.
7) Когда камин мало-мальски разгорелся, можно было снять теплые одежды.
8) Кое-где еще вспыхивали искры костра.
9) Он чуть-чуть смутился.
10) Они где-то это слышали.
7. Рефлексия.
1) Расскажите об условиях выбора дефисного написания наречий? Какие слова следует запомнить?
2) Что нового узнали вы сегодня на уроке о наречиях?
3) Назовите условия дефисного написания наречий.
Домашнее задание: выучить правило, упражнение 282