Деятельность и многообразие её видов
Обществознание 6 класс
Задумаемся
- Можно ли считать игру важным видом деятельности?
- Действительно ли труд облагораживает человека?
Вспомним
- Какие потребности есть у человека?
Изучив параграф, вы узнаете:
- Что такое деятельность
- Из каких элементов состоит деятельность
- Каковы виды деятельности
План урока
- Что такое деятельность.
- Из чего складывается деятельность.
- Многообразие видов деятельности.
Что такое деятельность
Живёт лишь тот, кто
творит. Остальные – это тени, блуждающие по земле, чуждые жизни.
(Ромен Роллан)
Человек создан для действия. Не действовать и не существовать для человека одно и то же.
(Вольтер)
Что такое деятельность
Внимательно присмотримся к окружающим нас вещам. Дом, где мы живём; одежда, которую мы носим; книги, которые мы читаем; фильмы, которые мы смотрим; пища, которую мы едим, — всё это создано людьми.
Всё, что сделано человеком, является результатом его деятельности. Слово «деятельность» означает занятия человека. Это то, что присуще только людям, отличает их от других живых существ.
Что такое деятельность
Чтобы добиться желаемых результатов, человек должен проявить свою волю, целеустремлённость, уметь преодолевать трудности и организовывать свою жизнь.
Недаром китайская поговорка гласит:
«Посеешь поступок - пожнёшь привычку, посеешь привычку - пожнёшь характер, посеешь характер - пожнёшь судьбу».
Что такое деятельность
Личность человека не только проявляется в действиях, поступках, отношениях, но и формируется в них. Ещё древнегреческий философ Демокрит утверждал: «Хорошими людьми становятся больше от упражнений, чем от природы». Так, честность проявляется только в процессе совершения честных поступков, а свойством личности она становится только тогда, когда такие поступки перестают быть случайными эпизодами в жизни человека и превращаются для него в привычку.
Что такое деятельность
Разве только человек может заниматься какой-либо деятельностью? Ведь пчёлы строят соты с точностью, которой позавидует архитектор, а муравьи возводят сложнейшие сооружения. Но пчёлы умеют строить только соты, а муравьи — только муравейники. Ни пчела-одиночка, ни целый пчелиный рой не построят даже самого маленького муравейника, а Муравьёв не научишь и не заставишь работать в улье: насекомыми руководит инстинкт, они не умеют думать.
А человек? Он изменяет окружающий мир в своих интересах, создаёт то, чего нет в природе: радио, самолёт, автомобиль, электрическую лампу, компьютер, книги...
Что такое деятельность
Человек обладает активностью – стремлением выйти за пределы реализованных возможностей, за рамки ролевых предписаний.
Деятельность – это целеустремленная активность человека, направленных на удовлетворение его потребностей.
СТРУКТУРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Из чего складывается деятельность
Потребности выступают в качестве мотивов , заставляя человека планировать и совершать те или иные поступки.
Даже если не всё сразу получается, человек подумает, научится и сделает. Недаром учёные называют человека Homo sapiens — Человек разумный . Благодаря разуму человек определяет, чего он хочет добиться, т. е. цель своей деятельности.
Из чего складывается деятельность
Цель определяет действия человека, которые всегда направлены на получение какого-то результата.
Цель учителя - дать учащимся знания, помочь им раскрыть свои способности; цель врача - лечить больных; цель менеджера — хорошо руководить своей компанией, организовывать работу своих подчинённых...
Из чего складывается деятельность
Для того чтобы цель была достигнута, воплощена в результатах (в хорошо подготовленных и воспитанных учениках; здоровых людях, вылеченных больных; процветающей фирме), необходимо тщательно продумать свои действия и выбрать лучшие способы её достижения (подумайте, каковы они у учителя, врача, менеджера). Важно, чтобы они не только помогали добиться желаемого, но и не создавали неудобств другим людям. Человек должен предусмотреть все возможные последствия своих действий, прежде всего негативные, и стремиться свести их к минимуму.
Из чего складывается деятельность
Когда работа завершена, важно оценить её результаты, определить, какие ошибки были допущены, чтобы избежать их в будущем (учитель размышляет, почему какая-то тема была недостаточно хорошо усвоена его учениками; врач думает, почему не удалось помочь тому или иному больному; менеджер выясняет, почему намеченный проект не принёс ожидаемой прибыли).
Деятельность человека может быть направлена не только на удовлетворение собственных потребностей, но и на достижение общественного блага. Люди высоко ценят такую деятельность, память о ней сохраняется долгие годы.
Из чего складывается деятельность
Рассмотрим схему
Объект
На преобразование чего направлена деятельность?
Субъект
Кто осуществляет деятельность?
Результат
Что получилось после всех действий?
Средства
Действия
Какие шаги совершает?
Как, с помощью чего происходит деятельность?
Цель
Каков желаемый результат деятельности?
Мотив
Какой потребностью вызвана деятельность?
Из каких элементов состоит деятельность? Кратко охарактеризуйте каждый из них.
Из чего складывается деятельность
Деятельность имеет свои особенности:
- общественный характер человеческой деятельности – продукт общественно-исторического развития человека
- целенаправленность деятельности
- плановость деятельности – в любом ее виде действия, составляющие ее, представляют собой определенную систему, являются взаимосвязанными.
Наши выдающиеся соотечественники
Людмила Егоровна Суслякова родилась в 1962 г. в г. Новокузнецке Кемеровской области. Сибирячка-металлург, женщина редкой профессии - машинист крана в доменном цехе. Она пришла на предприятие в 18 лет и с тех пор - уже 40 лет - работает на одном заводе! Людмила Егоровна — соавтор многих масштабных проектов. Один из них - внедрение технологии доменной плавки с применением пыле- угольного топлива. Технология снижает выбросы парникового газа в атмосферу.
Людмила Егоровна занимается активной общественной работой - помогает Детскому дому № 5 города Новокузнецка.
В 2021 г. Людмиле Егоровне Сусляковой было присвоено звание Героя Труда Российской Федерации.
В доменном цехе
металлургического завода
Многообразие видов деятельности.
Деятельность человека разнообразна: игра, учёба (учение), труд. Многие учёные считают важным видом деятельности общение. Без него человеку трудно проявить себя в полной мере. Благодаря общению устанавливаются и развиваются контакты между людьми, происходит обмен информацией.
Игра – вид деятельности в условных ситуациях, направленной на усвоение общественного опыта.
Многообразие видов деятельности.
Игра находится в одном ряду с учёбой и трудом. Игра - дело серьёзное, она помогает детям узнать много нового, подготовиться ко взрослой жизни. Ребёнок осваивает новые роли (например, играя в парикмахера или повара, он знакомится с миром профессий; играя в дочки-матери, девочка осваивает роли в семье), развивает свой ум и творческие способности (например, играя в шарады), расширяет жизненный опыт. Спортивные игры тренируют выносливость, учат взаимодействовать в команде.
Функции игровой деятельности
Развлекательная – развитие интереса у ребенка, воодушевление, доставление удовольствия.
Познавательная – накопление знаний о предметах и явлениях окружающего мира, их многообразии и свойствах.
Развивающая – развитие качеств, которые являются характерными для данного вида: реакционность, быстроту, ловкость и т.д.
Функция социализации – приобретении посредством игры навыков общения.
Многообразие видов деятельности.
Переломным моментом в жизни человека становится поступление в школу. Учёба в отличие от игры становится обязательным занятием ребёнка. У него появляются новые права и обязанности. Ученик должен систематически готовиться к урокам, слушать учителей, не отвлекаясь, выполнять все их поручения, что не только способствует приобретению знаний и умений, но и развивает его личность, способствует успеху его деятельности.
Учёба - это специально организованный процесс получения знаний и умений, необходимых для жизни в обществе. Учёба является составляющей познавательной деятельности, которая осуществляется в разных формах на протяжении всей жизни человека.
Учебная деятельность
Учебная деятельность – вид деятельности человека, направленный на овладение предметными и познавательными действиями, обобщенными теоретическими знаниями.
Функции учебной деятельности
Образовательная – усвоение личностью научных знаний, формирование системы умений и навыков.
Воспитательная –формирование системы отношений личности к миру и совокупности ее качеств.
Развивающая – развитие общих и специальных способностей личности, а также психических процессов.
Многообразие видов деятельности.
Трудом называют деятельность людей, направленную на создание материальных и духовных ценностей. Человек использует различные средства труда — орудия, механизмы. В процессе труда человек проявляет активность, затрачивает свои силы, энергию.
Трудовая деятельность
Труд - это деятельность, направленная на развитие человека и преобразование ресурсов природы в материальные, интеллектуальные и духовные блага.
Многообразие видов деятельности.
Рассмотрим изображение
Какой этап учебной деятельности показан на картинке? Подумайте, какие черты характера человека воспитывает учёба. Какие качества помогают школьнику хорошо учиться, а какие мешают?
Многообразие видов деятельности.
В зависимости от содержания различают умственный и физический , простой и сложный, репродуктивный и творческий труд.
ФИЗИЧЕСКИЙ = 5 000 ккал
УМСТВЕННЫЙ = 2 400 ккал
Многообразие видов деятельности.
Умственный труд — мыслительная деятельность, продуктом которой является определённым образом оформленная информация. Физический труд характеризуется непосредственным взаимодействием человека со средствами труда, прямой включённостью его в технологический процесс.
Многообразие видов деятельности.
Простой труд — это труд работника, не имеющего профессиональной подготовки и квалификации. Сложный труд — это труд квалифицированного работника, обладающего определённой профессией.
Многообразие видов деятельности.
Репродуктивный труд отличается стандартностью воспроизводимых трудовых функций, его результат заранее известен и не несёт в себе ничего нового. Творческий труд свойствен не каждому работнику, он обусловлен как уровнем образования и квалификации, так и способностью к новациям.
Каждый человек в той или иной мере занимается домашним трудом , результатом которого является решение различных бытовых вопросов (приготовление пищи, уборка дома, стирка и чистка одежды и т. п.)
Функции трудовой деятельности
Социально-экономическая (репродуктивная) – воздействие на природную среду для удовлетворения потребностей членов общества.
Творческая – удовлетворение потребности людей в творчестве и самовыражении.
Интегративная – объединение усилий участвующих в трудовом процессе людей.
Творчество
Творчество - деятельность человека, которая создает нечто новое, ранее не существовавшее. Основной критерий - уникальность ее результата.
Виды творчества
Выделяют художественное, научное, техническое, спортивно-тактическое, а также военно-тактическое творчество в качестве самостоятельных видов.
БОЛЬШОЙ КАНАЛ, ВЕНЕЦИЯ. 1908.
КЛОД МОНЕ
Виды творчества
ВЗЯТИЕ ТУРЕЦКОЙ КРЕПОСТИ
ИЗМАИЛ РУССКИМИ ВОЙСКАМИ ПОД КОМАНДОВАНИЕМ
А.В. СУВОРОВА (1790 г.).
Творчество
Творческие задатки присущи каждому человеку, однако развиты они по-разному
ТРУДОЛЮБИЕ
УПОРСТВО
ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННОСТЬ
СТРАХ
ЛЕНЬ
ТВОРЧЕСТВО
Творчество
Способность творчества есть великий дар природы; акт творчества в душе творящей есть великое таинство; минута творчества есть минута великого священнодействия.
(В. Белинский)
Подведём итоги
Деятельность — это процесс, во время которого человек удовлетворяет свои потребности, достигает цели, получая ожидаемые результаты. Определение цели, способность к сознательным действиям для достижения результата — отличительные черты деятельности человека. Независимо от того, чем человек занимается, ему в первую очередь требуются определённые знания и умения. Поэтому учёба — первый шаг в достижении любой цели. Отношение к труду является ценностью, которая формируется у детей в процессе воспитания.
Электронная тетрадь по обществознанию...
Основы религиозных культур и светской...
Право 11 класс. Базовый и углублённый...
Право 10 класс. Базовый и углублённый...
Обществознание 9 класс ФГОС
Основы психологии для школьников
Основы финансовой грамотности 8–9...
Обществознание 10-11 классы. Человек....
© 2023, Кружалин Алексей Михайлович 7283 1193
Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей
Похожие файлы