СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Деловое общение

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование умения анализировать межличностные отношения в группе

Просмотр содержимого документа
«Деловое общение»

Тема ПСИХОЛОГИЯ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ  Вопросы:  1. Сущность делового общения, его виды и принципы  2.Структура делового общения  3. Коммуникативные барьеры в деловом общении

Тема ПСИХОЛОГИЯ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ Вопросы: 1. Сущность делового общения, его виды и принципы 2.Структура делового общения 3. Коммуникативные барьеры в деловом общении

Литература: Браим, И. Н. Культура делового общения / И. Н. Браим. – Мн.: Ип «Экоперспектива», 2000. – 174 с. Бороздина, Г. В. Психология делового общения: учебное пособие для студентов экономических специальностей вузов / Г. В. Бороздина. – М. : ИНФРА, 2005. – 295 с. Горанчук, В. В. Психология делового общения и управленческих воздействий / В. В. Горанчук. – СПб.: Издательский Дом «Нева», 2003. – 288 с. Кукушин, В. С. Психология делового общения: учебное пособие / В. С. Кукушин. – Ростов на Дону: Издательский центр «МарТ», 2003. – 368 с. Психология и этика делового общения: учебник для вузов / под ред. проф. В. Н. Лавриненко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 326 с. Павлова, Л.Г. Основы делового общения: учебное пособие / Л.Г. Павлова / под ред. Л.А. Введенской. - Ростов н/ Д : Феникс, 2008. – 311 с.

Литература:

  • Браим, И. Н. Культура делового общения / И. Н. Браим. – Мн.: Ип «Экоперспектива», 2000. – 174 с.
  • Бороздина, Г. В. Психология делового общения: учебное пособие для студентов экономических специальностей вузов / Г. В. Бороздина. – М. : ИНФРА, 2005. – 295 с.
  • Горанчук, В. В. Психология делового общения и управленческих воздействий / В. В. Горанчук. – СПб.: Издательский Дом «Нева», 2003. – 288 с.
  • Кукушин, В. С. Психология делового общения: учебное пособие / В. С. Кукушин. – Ростов на Дону: Издательский центр «МарТ», 2003. – 368 с.
  • Психология и этика делового общения: учебник для вузов / под ред. проф. В. Н. Лавриненко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 326 с.
  • Павлова, Л.Г. Основы делового общения: учебное пособие / Л.Г. Павлова / под ред. Л.А. Введенской. - Ростов н/ Д : Феникс, 2008. – 311 с.
«Умение общаться с людьми – такой же покупаемый за деньги товар, как сахар или кофе.  И я готов платить за это умение больше, чем за какой-либо другой товар в этом мире»   Дж. Рокфеллер   Деловое общение – это сложный многоплановый процесс развития контактов между людьми в служебной сфере. Виды делового общения: Контактное- дистантное Непосредственное – опосредованное Устное –письменное Монологическое –диалогическое Официальное –неофициальное.

«Умение общаться с людьми – такой же покупаемый за деньги товар, как сахар или кофе. И я готов платить за это умение больше, чем за какой-либо другой товар в этом мире» Дж. Рокфеллер

Деловое общение – это сложный многоплановый процесс развития контактов между людьми в служебной сфере.

Виды делового общения:

  • Контактное- дистантное
  • Непосредственное – опосредованное
  • Устное –письменное
  • Монологическое –диалогическое
  • Официальное –неофициальное.
Принципы делового общения:  1 . Регламентированность, т.е. подчиненность установленным правилам и нормам:  - соблюдение делового этикета;  - соблюдение речевого этикета;  -ограниченность временными рамками.  2. Строгое соблюдение  формально-ролевых принципов взаимодействия.  3. Повышенная ответственность участников общения за его результат.  4. Строгое отношение к использованию речевых средств.

Принципы делового общения: 1 . Регламентированность, т.е. подчиненность установленным правилам и нормам: - соблюдение делового этикета; - соблюдение речевого этикета; -ограниченность временными рамками. 2. Строгое соблюдение формально-ролевых принципов взаимодействия. 3. Повышенная ответственность участников общения за его результат. 4. Строгое отношение к использованию речевых средств.

формы делового общения:   · деловая беседа; деловая  беседа по телефону;  · деловые переговоры; · совещания; деловая переписка  · публичные выступления.

формы делового общения:

  • · деловая беседа;
  • деловая  беседа по телефону; 
  • · деловые переговоры;
  • · совещания;
  • деловая переписка 
  • · публичные выступления.
Деловое общение требует соблюдения условий: Обязательность контактов всех участников независимо от симпатий и антипатий; Взаимозависимость всех участников в достижении конечного результата и в реализации личных намерений; Формальные ограничения: конвенциональные ограничения; ситуативные ограничения; эмоциональные ограничения; насильственные ограничения.

Деловое общение требует соблюдения условий:

  • Обязательность контактов всех участников независимо от симпатий и антипатий;
  • Взаимозависимость всех участников в достижении конечного результата и в реализации личных намерений;
  • Формальные ограничения:
  • конвенциональные ограничения;
  • ситуативные ограничения;
  • эмоциональные ограничения;
  • насильственные

ограничения.

Структура делового общения Коммуникативный компонент Перцептивный компонент Интерактивный компонент

Структура

делового общения

Коммуникативный

компонент

Перцептивный

компонент

Интерактивный

компонент

Принципы вербального общения Принцип кооперации  («требование к собеседникам действовать таким образом, который соответствовал бы принятой цели и направлению разговора» — предполагает, что вербальное общение должно: содержать оптимальное количество информации и соответствовать текущим целям общения; содержать правдивые высказывания; соответствовать целям, предмету разговора; быть ясным (избегание непонятных выражений, многословности). Принцип вежливости , который подразумевает выражение в речи: тактичности; одобрения; скромности; согласия; благожелательности.

Принципы вербального общения

Принцип кооперации  («требование к собеседникам действовать таким образом, который соответствовал бы принятой цели и направлению разговора» — предполагает, что вербальное общение должно:

  • содержать оптимальное количество информации и соответствовать текущим целям общения;
  • содержать правдивые высказывания;
  • соответствовать целям, предмету разговора;
  • быть ясным (избегание непонятных выражений, многословности).

Принцип вежливости , который подразумевает выражение в речи:

  • тактичности;
  • одобрения;
  • скромности;
  • согласия;
  • благожелательности.
Приемы активного слушания Безмолвное слушание     Уточнение    Перефразирование    Резюмирование с  дальнейшим развитием мыслей собеседника

Приемы активного слушания

  • Безмолвное слушание  
  • Уточнение 
  • Перефразирование 
  • Резюмирование с дальнейшим развитием мыслей собеседника
Классификация невербальных средств общения

Классификация невербальных средств общения

Типология взгляда Деловой взгляд Дружеский взгляд

Типология взгляда

Деловой взгляд Дружеский взгляд

Правила использования жестов в деловом общении Поля Сопера:  Жесты должны быть непроизвольны.  Жестикуляция не должна быть непрерывной.  Жестикуляция должна быть управляемой.  Жестикуляция должна быть разнообразной.  Жесты должны соответствовать назначению .

Правила использования жестов в деловом общении Поля Сопера: Жесты должны быть непроизвольны. Жестикуляция не должна быть непрерывной. Жестикуляция должна быть управляемой. Жестикуляция должна быть разнообразной. Жесты должны соответствовать назначению .

Жесты и позы открытости раскрытые руки ладонями вверх (жест, с вязанный с искренностью и открытостью), пожимание плечами, сопровождающееся жестом открытых рук (обозначает открытость натуры), расстегивание пиджака (люди открытые и дружески расположенные к вам часто расстегивает пиджак во время разговора и даже снимают его в вашей присутствии).

Жесты и позы открытости

  • раскрытые руки ладонями вверх (жест, с вязанный с искренностью и открытостью),
  • пожимание плечами, сопровождающееся жестом открытых рук (обозначает открытость натуры),
  • расстегивание пиджака (люди открытые и дружески расположенные к вам часто расстегивает пиджак во время разговора и даже снимают его в вашей присутствии).
Жесты авторитарности Руки соединены за спиной, подбородок поднят (так часто стоят армейские командиры, милиционеры, а также высшие руководители). Вообще, если вы хотите дать понять свое превосходство, надо всего лишь физически подняться над оппонентом - сесть выше него, если вы разговариваете сидя, а, может быть, я встать перед ним.

Жесты авторитарности

  • Руки соединены за спиной, подбородок поднят (так часто стоят армейские командиры, милиционеры, а также высшие руководители). Вообще, если вы хотите дать понять свое превосходство, надо всего лишь физически подняться над оппонентом - сесть выше него, если вы разговариваете сидя, а, может быть, я встать перед ним.
Жесты защиты (оборонительные) скрещенные на груди руки, руки, сжатые в кулаки

Жесты защиты (оборонительные)

  • скрещенные на груди руки,
  • руки, сжатые в кулаки
Рукопожатие - жест, ритуал приветствия, прощания и т. п., заключающийся в небольшом сжатии правых или левых рук.   Правила использования рукопожатия: люди, близко общающиеся между собой реже используют рукопожатие; первым для рукопожатия протягивает руку старший; первым протягивает руку для рукопожатия тот, чей социальный статус выше (в том числе и женщине); при представлении первым подает руку тот, кому представляют; если, подойдя к группе, вы обменялись рукопожатием с одним человеком, то это следует сделать и с другими; при рукопожатии рекомендуется снимать перчатку (исключение составляет рукопожатие на улице и для женщин).

Рукопожатие - жест, ритуал приветствия, прощания и т. п., заключающийся в небольшом сжатии правых или левых рук.

Правила использования рукопожатия:

  • люди, близко общающиеся между собой реже используют рукопожатие;
  • первым для рукопожатия протягивает руку старший;
  • первым протягивает руку для рукопожатия тот, чей социальный статус выше (в том числе и женщине);
  • при представлении первым подает руку тот, кому представляют;
  • если, подойдя к группе, вы обменялись рукопожатием с одним человеком, то это следует сделать и с другими;
  • при рукопожатии рекомендуется снимать перчатку (исключение составляет рукопожатие на улице и для женщин).
Виды рукопожатия: Доминантное Равноправное Покорное Рукопожатие с «хрустом пальцев» Рукопожатие «перчатка» Короткое, вялое рукопожатие

Виды рукопожатия:

  • Доминантное
  • Равноправное
  • Покорное
  • Рукопожатие с

«хрустом пальцев»

  • Рукопожатие «перчатка»
  • Короткое, вялое рукопожатие
Межличностное пространство общения Интимное расстояние – до 0,5 м Межличностное расстояние – от 0,5 до 1,2 м Социальное расстояние – от 1,2 до 3,7 м Публичное расстояние – 3,7 м и более.

Межличностное пространство общения

  • Интимное расстояние – до 0,5 м
  • Межличностное расстояние – от 0,5 до 1,2 м
  • Социальное расстояние – от 1,2 до 3,7 м
  • Публичное расстояние – 3,7 м и более.
Характеристики мимики  Не следует судить о человеке по лицу — оно позволяет лишь строить предположения.  Лабрюйер Ж.   Целостность Динамичность Согласованность с вербальным сообщением

Характеристики мимики Не следует судить о человеке по лицу — оно позволяет лишь строить предположения. Лабрюйер Ж.

  • Целостность
  • Динамичность
  • Согласованность с вербальным сообщением
Социальная перцепция  - это восприятие, понимание и оценка людьми социальных объектов (других людей, самих себя, групп, других социальных общностей).    Идентификация  – это один из механизмов познания и понимания другого человека, заключающийся чаще всего в неосознанном уподоблении себя  значимому другому. Эмпатия  – это постижение эмоциональных состояний другого человека в форме сопереживания.   Рефлексия   – это осознание индивидом того, как он воспринимается партнером по общению, т. е. как будет партнер по общению понимать меня. 

Социальная перцепция  - это восприятие, понимание и оценка людьми социальных объектов (других людей, самих себя, групп, других социальных общностей).

  • Идентификация  – это один из механизмов познания и понимания другого человека, заключающийся чаще всего в неосознанном уподоблении себя  значимому другому.
  • Эмпатия  – это постижение эмоциональных состояний другого человека в форме сопереживания. 
  • Рефлексия   – это осознание индивидом того, как он воспринимается партнером по общению, т. е. как будет партнер по общению понимать меня. 
Эффекты межличностного восприятия   Каузальная атрибуция –  это интерпретация субъектом межличностного восприятия причин и мотивов поведения других людей.  Эффект ореола (галоэффект); Эффекты новизны и первичности.   Стереотипизация  – это восприятие и оценка социальных объектов на основе определенных представлений (стереотипов).   

Эффекты межличностного восприятия

  • Каузальная атрибуция –  это интерпретация субъектом межличностного восприятия причин и мотивов поведения других людей. 
  • Эффект ореола (галоэффект);
  • Эффекты новизны и первичности. 
  • Стереотипизация  – это восприятие и оценка социальных объектов на основе определенных представлений (стереотипов).   
Коммуникативные барьеры - это психологическое препятствие на пути адекватного восприятия информации от партнера по общению. ВИДЫ КОММУНИКАТИВНЫХ БАРЬЕРОВ: Барьер «авторитета» Отнесение человека к авторитетным лицам зависит от следующих факторов: социального положения (статуса), принадлежности к реальной «авторитетной» группе, привлекательности внешнего вида, доброжелательного отношения к адресату (улыбка, приветливость, простота в обращении), компетентности, искренности.

Коммуникативные барьеры - это психологическое препятствие на пути адекватного восприятия информации от партнера по общению.

ВИДЫ КОММУНИКАТИВНЫХ БАРЬЕРОВ:

  • Барьер «авторитета»

Отнесение человека к авторитетным лицам зависит от следующих факторов:

  • социального положения (статуса),
  • принадлежности к реальной «авторитетной» группе,
  • привлекательности внешнего вида,
  • доброжелательного отношения к адресату (улыбка, приветливость, простота в обращении),
  • компетентности,
  • искренности.
ВИДЫ КОММУНИКАТИВНЫХ БАРЬЕРОВ:   2. Барьер «избегания». Человек избегает эмоционально негативных контактов с собеседником.

ВИДЫ КОММУНИКАТИВНЫХ БАРЬЕРОВ:

  • 2. Барьер «избегания». Человек избегает эмоционально негативных контактов с собеседником.
Барьер «непонимания».  фонетический (фонема – звук) – возникает, когда у партнера неразборчивая дикция, плохая артикуляция: человек шепелявит, картавит, присвистывает, пришептывает, причмокивает и пр.; когда он использует множество слов-паразитов

Барьер «непонимания».

  • фонетический (фонема – звук) – возникает, когда у партнера неразборчивая дикция, плохая артикуляция: человек шепелявит, картавит, присвистывает, пришептывает, причмокивает и пр.; когда он использует множество слов-паразитов
Барьер «непонимания».  семантический барьер непонимания связан с тем, что деловые партнеры пользуются одними и теми же знаками (в том числе и словами) для обозначения совершенно разных вещей.

Барьер «непонимания».

  • семантический барьер непонимания связан с тем, что деловые партнеры пользуются одними и теми же знаками (в том числе и словами) для обозначения совершенно разных вещей.
Барьер «непонимания».  стилистический барьер непонимания состоит в том, что определенный тип облачения мысли в слова («упаковка» мысли) может препятствовать ее пониманию; стиль может быть неуместным ситуации общения: слишком тяжелым или легковесным.

Барьер «непонимания».

  • стилистический барьер непонимания состоит в том, что определенный тип облачения мысли в слова («упаковка» мысли) может препятствовать ее пониманию; стиль может быть неуместным ситуации общения: слишком тяжелым или легковесным.
Барьер «непонимания».  логический барьер непонимания – проблема, связанная с особенностями мышления общающихся.

Барьер «непонимания».

  • логический барьер непонимания – проблема, связанная с особенностями мышления общающихся.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

СПАСИБО

ЗА ВНИМАНИЕ