Просмотр содержимого документа
«Деловое общение»
Тема ПСИХОЛОГИЯ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ Вопросы: 1. Сущность делового общения, его виды и принципы 2.Структура делового общения 3. Коммуникативные барьеры в деловом общении
Литература:
- Браим, И. Н. Культура делового общения / И. Н. Браим. – Мн.: Ип «Экоперспектива», 2000. – 174 с.
- Бороздина, Г. В. Психология делового общения: учебное пособие для студентов экономических специальностей вузов / Г. В. Бороздина. – М. : ИНФРА, 2005. – 295 с.
- Горанчук, В. В. Психология делового общения и управленческих воздействий / В. В. Горанчук. – СПб.: Издательский Дом «Нева», 2003. – 288 с.
- Кукушин, В. С. Психология делового общения: учебное пособие / В. С. Кукушин. – Ростов на Дону: Издательский центр «МарТ», 2003. – 368 с.
- Психология и этика делового общения: учебник для вузов / под ред. проф. В. Н. Лавриненко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 326 с.
- Павлова, Л.Г. Основы делового общения: учебное пособие / Л.Г. Павлова / под ред. Л.А. Введенской. - Ростов н/ Д : Феникс, 2008. – 311 с.
«Умение общаться с людьми – такой же покупаемый за деньги товар, как сахар или кофе. И я готов платить за это умение больше, чем за какой-либо другой товар в этом мире» Дж. Рокфеллер
Деловое общение – это сложный многоплановый процесс развития контактов между людьми в служебной сфере.
Виды делового общения:
- Контактное- дистантное
- Непосредственное – опосредованное
- Устное –письменное
- Монологическое –диалогическое
- Официальное –неофициальное.
Принципы делового общения: 1 . Регламентированность, т.е. подчиненность установленным правилам и нормам: - соблюдение делового этикета; - соблюдение речевого этикета; -ограниченность временными рамками. 2. Строгое соблюдение формально-ролевых принципов взаимодействия. 3. Повышенная ответственность участников общения за его результат. 4. Строгое отношение к использованию речевых средств.
формы делового общения:
- · деловая беседа;
- деловая беседа по телефону;
- · деловые переговоры;
- · совещания;
- деловая переписка
- · публичные выступления.
Деловое общение требует соблюдения условий:
- Обязательность контактов всех участников независимо от симпатий и антипатий;
- Взаимозависимость всех участников в достижении конечного результата и в реализации личных намерений;
- Формальные ограничения:
- конвенциональные ограничения;
- ситуативные ограничения;
- эмоциональные ограничения;
- насильственные
ограничения.
Структура
делового общения
Коммуникативный
компонент
Перцептивный
компонент
Интерактивный
компонент
Принципы вербального общения
Принцип кооперации («требование к собеседникам действовать таким образом, который соответствовал бы принятой цели и направлению разговора» — предполагает, что вербальное общение должно:
- содержать оптимальное количество информации и соответствовать текущим целям общения;
- содержать правдивые высказывания;
- соответствовать целям, предмету разговора;
- быть ясным (избегание непонятных выражений, многословности).
Принцип вежливости , который подразумевает выражение в речи:
- тактичности;
- одобрения;
- скромности;
- согласия;
- благожелательности.
Приемы активного слушания
- Безмолвное слушание
- Уточнение
- Перефразирование
- Резюмирование с дальнейшим развитием мыслей собеседника
Классификация невербальных средств общения
Типология взгляда
Деловой взгляд Дружеский взгляд
Правила использования жестов в деловом общении Поля Сопера: Жесты должны быть непроизвольны. Жестикуляция не должна быть непрерывной. Жестикуляция должна быть управляемой. Жестикуляция должна быть разнообразной. Жесты должны соответствовать назначению .
Жесты и позы открытости
- раскрытые руки ладонями вверх (жест, с вязанный с искренностью и открытостью),
- пожимание плечами, сопровождающееся жестом открытых рук (обозначает открытость натуры),
- расстегивание пиджака (люди открытые и дружески расположенные к вам часто расстегивает пиджак во время разговора и даже снимают его в вашей присутствии).
Жесты авторитарности
- Руки соединены за спиной, подбородок поднят (так часто стоят армейские командиры, милиционеры, а также высшие руководители). Вообще, если вы хотите дать понять свое превосходство, надо всего лишь физически подняться над оппонентом - сесть выше него, если вы разговариваете сидя, а, может быть, я встать перед ним.
Жесты защиты (оборонительные)
- скрещенные на груди руки,
- руки, сжатые в кулаки
Рукопожатие - жест, ритуал приветствия, прощания и т. п., заключающийся в небольшом сжатии правых или левых рук.
Правила использования рукопожатия:
- люди, близко общающиеся между собой реже используют рукопожатие;
- первым для рукопожатия протягивает руку старший;
- первым протягивает руку для рукопожатия тот, чей социальный статус выше (в том числе и женщине);
- при представлении первым подает руку тот, кому представляют;
- если, подойдя к группе, вы обменялись рукопожатием с одним человеком, то это следует сделать и с другими;
- при рукопожатии рекомендуется снимать перчатку (исключение составляет рукопожатие на улице и для женщин).
Виды рукопожатия:
- Доминантное
- Равноправное
- Покорное
- Рукопожатие с
«хрустом пальцев»
- Рукопожатие «перчатка»
- Короткое, вялое рукопожатие
Межличностное пространство общения
- Интимное расстояние – до 0,5 м
- Межличностное расстояние – от 0,5 до 1,2 м
- Социальное расстояние – от 1,2 до 3,7 м
- Публичное расстояние – 3,7 м и более.
Характеристики мимики Не следует судить о человеке по лицу — оно позволяет лишь строить предположения. Лабрюйер Ж.
- Целостность
- Динамичность
- Согласованность с вербальным сообщением
Социальная перцепция - это восприятие, понимание и оценка людьми социальных объектов (других людей, самих себя, групп, других социальных общностей).
- Идентификация – это один из механизмов познания и понимания другого человека, заключающийся чаще всего в неосознанном уподоблении себя значимому другому.
- Эмпатия – это постижение эмоциональных состояний другого человека в форме сопереживания.
- Рефлексия – это осознание индивидом того, как он воспринимается партнером по общению, т. е. как будет партнер по общению понимать меня.
Эффекты межличностного восприятия
- Каузальная атрибуция – это интерпретация субъектом межличностного восприятия причин и мотивов поведения других людей.
- Эффект ореола (галоэффект);
- Эффекты новизны и первичности.
- Стереотипизация – это восприятие и оценка социальных объектов на основе определенных представлений (стереотипов).
Коммуникативные барьеры - это психологическое препятствие на пути адекватного восприятия информации от партнера по общению.
ВИДЫ КОММУНИКАТИВНЫХ БАРЬЕРОВ:
Отнесение человека к авторитетным лицам зависит от следующих факторов:
- социального положения (статуса),
- принадлежности к реальной «авторитетной» группе,
- привлекательности внешнего вида,
- доброжелательного отношения к адресату (улыбка, приветливость, простота в обращении),
- компетентности,
- искренности.
ВИДЫ КОММУНИКАТИВНЫХ БАРЬЕРОВ:
- 2. Барьер «избегания». Человек избегает эмоционально негативных контактов с собеседником.
Барьер «непонимания».
- фонетический (фонема – звук) – возникает, когда у партнера неразборчивая дикция, плохая артикуляция: человек шепелявит, картавит, присвистывает, пришептывает, причмокивает и пр.; когда он использует множество слов-паразитов
Барьер «непонимания».
- семантический барьер непонимания связан с тем, что деловые партнеры пользуются одними и теми же знаками (в том числе и словами) для обозначения совершенно разных вещей.
Барьер «непонимания».
- стилистический барьер непонимания состоит в том, что определенный тип облачения мысли в слова («упаковка» мысли) может препятствовать ее пониманию; стиль может быть неуместным ситуации общения: слишком тяжелым или легковесным.
Барьер «непонимания».
- логический барьер непонимания – проблема, связанная с особенностями мышления общающихся.
СПАСИБО
ЗА ВНИМАНИЕ