СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности профессиональной этики делового общения

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одним из направлений этики как теории морали является изучение профессиональной морали и нравственных отношений, к числу которых относится и этика делового общения. Этика делового общения представляет собой частный случай этики в широком смысле слова, включает в себя конкретные этические принципы, регулирующие деловые отношения.

Просмотр содержимого документа
«Особенности профессиональной этики делового общения»

Особенности профессиональной этики делового общения

Этика делового общения в структуре профессиональной этики

Одним из направлений этики как теории морали является изучение профессиональной морали и нравственных отношений, к числу которых относится и этика делового общения. Этика делового общения представляет собой частный случай этики в широком смысле слова, включает в себя конкретные этические принципы, регулирующие деловые отношения.

Под этикой делового общения следует понимать исторически сложившуюся совокупность нравственных предписаний, норм, оценок, кодексов и научных теорий о должном поведении личности в деловом общении, вытекающих из социальных функций и обусловленных спецификой профессии. Этика делового общения теснейшим образом связана с повседневной практикой человека, так как именно через конкретно профессиональную нравственность утверждаются в конечном счете духовно-нравственные ценности, повышается общая и нравственная культура граждан страны, реализуются права и свободы человека, его относительная автономность и самостоятельность наряду с возросшими требованиями и ответственностью.

Как отмечал Ф. Энгельс, в действительности каждый класс и даже каждая профессия имеют свою собственную мораль, которую они же нарушают всякий раз, когда могут сделать это безнаказанно. А любовь, которая должна бы все объединять, проявляется в войнах, ссорах, тяжбах, домашних сварах, разводах и в максимальной эксплуатации одних другими.

Профессия формирует у ее носителей не только профессиональные навыки, но и определенные черты личности, и отношение к содержанию своей деятельности. Этика делового общения лежит в основе всех других сторон профессиональной деятельности, так как мораль профессиональной группы (профессиональная мораль) является составной частью морали общества, а собственно мораль является одним из самых древних регуляторов поведения и взаимодействия людей, в том числе и в профессиональной сфере.

В практике повседневной деятельности этика делового общения представляет собой совокупность норм поведения делового человека. Нормы профессиональной этики подвержены изменениям под воздействием как внешних, так и внутренних по отношению к профессии факторов. Они непосредственно и опосредованно влияют на поведение специалистов, побуждая их действовать определенным образом в рамках того или иного вида профессиональной деятельности.

Основными функциями профессиональной этики являются:

• воздействие на сознание специалиста в целях совершенствования его как личности и как профессионала;

• содействие наиболее полному и эффективному решению профессиональных задач.

Профессиональная этика, как и этика вообще, вырабатывается постепенно, в процессе повседневной совместной деятельности людей. Она может рассматриваться как разновидность общей морали, несущая в себе специфические черты, обусловленные видом и типом деятельности, т.е. является прикладной научной дисциплиной, изучающей профессиональную мораль. Вместе с тем она может рассматриваться как прикладная теория нравственности, применяемая в профессиональной среде.

Специалист, занимающийся определенным видом деятельности, должен быть не только целеустремленным, добропорядочным, тактичным, выдержанным, но и обладать навыками реализации нравственных ценностей в весьма специфических условиях. Данные рекомендации были выработаны еще древнегреческими мыслителями. Так, Платон в диалоге "Государство" обратил внимание на то, что учителя, поэты, т.е. те, кто непосредственно воздействует на души подрастающего поколения, не должны увлекаться изображением безнравственного и безобразного, а акцентировать внимание молодых людей на положительных образах, примерах. Свою позицию воспитателям следует обозначать достаточно четко, ибо подростки не всегда в состоянии судить, где содержится иносказание, а где нет. А мнения, усвоенные в раннем возрасте, обычно становятся неизгладимыми и неизменными. Поэтому, по мнению Платона, всего более надо добиваться, чтобы первые мифы, услышанные детьми, самым заботливым образом были направлены к добродетели. В античности появился и принцип медиков "Не навреди!", который приемлем не только для лечения физических недугов, но и для регуляции межчеловеческих отношений.

Понятие "профессиональная этика" в значительной мере носит обобщающий характер. Реально мы сталкиваемся с этикой, нравственностью в той или иной профессии, специфика которой обусловлена особенностями данного вида деятельности. Так, содержание педагогической этики определяется тем, что учитель имеет дело с таким хрупким, динамичным "объектом", как ребенок, и тем, что образование, воспитание подрастающего поколения оказывает весьма существенное воздействие на многие стороны жизни общества и личности.

Аналогично обстоит дело и с другими проявлениями профессиональной этики, которая конкретизирует, детализирует требования нравственности применительно к условиям той или иной профессии. Профессиональная этика становится многограннее, усложняется ее структура, возрастает количество ее разновидностей. К примеру, сегодня в отечественной культуре утверждаются этика деловых отношений, этика менеджера и др.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!