Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 79, г. Екатеринбург
Диагностическая работа по литературному чтению для 2 класса по определению читательской грамотности
Разработчик: Демина Наталья Анатольевна
МБОУ СОШ № 79
г. Екатеринбург, 2021
Спецификация диагностической работы по литературному чтению для 2 класса по определению читательской грамотности
Разработчик: Демина Наталья Анатольевна МБОУ СОШ № 79, г. Екатеринбург
1.Назначение диагностической работы
Работа составлена для проверки осознанности чтения обучающихся начальной школы.
Цель работы – определение уровня осознанности чтения у учеников 2-го класса в процессе самостоятельного чтения литературного текста и ответов на вопросы по содержанию текста, а также сформированности некоторых учебных действий – правильного восприятия учебной задачи, умения работать самостоятельно, контроля собственных действий в процессе выполнения заданий.
2. Условия проведения проверочной работы
Ответы записываются ручкой.
Дополнительное оборудование и материалы не требуются.
3. Время выполнения проверочной работы
Время выполнения работы – 40 минут.
4. Содержание и структура проверочной работы
Работа состоит из двух частей.
Проверочная работа по чтению – работа, выполняемая в индивидуальном порядке одновременно всеми учениками класса; данная часть направлена на проверку степени осознанности чтения литературного текста.
В приведенной ниже таблице представлена общая информация о структуре работы по чтению.
Таблица
Части работы | Виды работы | Материалы |
Часть 1 Проверочная работа | Чтение литературного текста про себя, самостоятельное выполнение заданий к тексту. | 1 текст и 8 заданий к нему |
Литературный текст (для самостоятельного чтения каждым учащимся класса про себя).
Девять заданий к тексту.
Проверка степени осознанности чтения литературного текста включает в себя следующие параметры:
1) Проверка умения извлекать фактическую информацию, т.е. информацию, заданную в явном виде.
2) Проверка умения извлекать информацию, содержащуюся в тексте в неявном виде, проверка умения формулировать несложные выводы на основе явной и скрытой информации.
3) Проверка умения анализировать языковые средства, составлять план текста.
4) Проверка умения интерпретировать и обобщать полученную из текста информацию, умения понять общий смысл текста, его основную мысль.
В проверочной работе используются три типа заданий: задания с выбором правильного ответа из четырёх предложенных; задания с кратким ответом, в том числе на установление последовательности событий; задания с развёрнутым ответом.
5.Система оценки выполнения проверочной работы
Итоговая работа по чтению включает 8 заданий: 6 заданий обязательной части (№ 1-6) и 2 задания дополнительной части (№ 7 - 8). Задания дополнительной части ученики выполняют только после выполнения обязательной части. Они могут быть выполнены не всеми учениками класса. Присвоение базового уровня зависит только от выполнения заданий обязательной части.
Задания базового уровня трудности обязательной части могут оцениваться 1 или 2 баллами; использование в обязательной части работы заданий, оцениваемых в два балла, связано с необходимостью более детальной фиксации результатов. За выполнение базовых заданий, оцениваемых одним баллом, за верный ответ выставляется 1 балл, за неверный ответ 0 баллов. За выполнение базовых заданий, оцениваемых в два балла, в зависимости от полноты и правильности ответа выставляется от 0 до 2 баллов. Важно при этом обратить внимание на то, что при общем выводе о выполнении работы базовые задания, максимальный балл за выполнение которых равен двум, считаются выполненными, если учащийся получает за них хотя бы
1 балл. Если учащийся выполняет из шести обязательных заданий не менее четырёх заданий, то считается, что он достиг необходимого (базового) уровня осознанности чтения. При верном выполнении пяти - шести базовых заданий можно констатировать, что учащийся имеет хороший уровень осознанности чтения.
Результаты выполнения дополнительных заданий позволяют составить представление о возможностях учащихся справляться с более сложными заданиями на осознанность чтения, что свидетельствует о высоком уровне осознанности чтения.
6.Комплектация диагностической работы
В комплект работы входит спецификация диагностической работы для 2 класса, диагностическая работа (в одном варианте), ответы.
Диагностическая работа по определению читательской грамотности
Фамилия, имя________________________________________учени___2 _____ класса
Обязательная часть
Прочитай текст.
Где вода, там жизнь. Можно жить на суше, а кормиться в воде. Длинноногая цапля так и поступает. Каждый день прилетает на реку ловить лягушек. Уж совсем безногий, но отличный пловец. Зелёные квакушки боятся его, как огня. Зимородок – заядлый рыболов. Ему без воды не прожить. Бурая оляпка – настоящий водолаз. Не плавает, не ныряет, а ходит по речному дну, как по бережку, и собирает мелкую живность. Даже в холодной воде не замерзает. Кипит жизнь на суше и в воде. (77 слов)
(А. Тихонов)
1. Выбери к тексту наиболее подходящий заголовок.
Как хорошо жить в воде!
Жизнь в воде и на суше.
Про оляпку и других.
2. Запиши, о каких животных идёт речь в тексте.
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
3. Почему автор называет оляпку настоящим водолазом? Найди и подчеркни ответ в тексте.
4. Запиши, как называет автор зимородка.
_______________________________________________________________
5. Кто изображён на иллюстрациях? Сделай подписи под иллюстрациями.
6. Опираясь на содержание текста, вставь пропущенные буквы в клетки, чтобы предложения имели смысл.
а) Прилетает на реку
цапля.
б) Ходит по речному дну
оляпка.
в) Зелёные квакушки боятся
ужа.
г) Зимородок —
рыболов.
Дополнительная часть
7*Найди в тексте предложение , в котором используется сравнение и запиши его.
_______________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________
8* Как ты понимаешь предложение «Где вода, там жизнь»? Запиши.
_______________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________
Используемые источники: пособие О.Н.Крыловой «Чтение. Работа с текстом. 2 класс».
Ответы к заданиям ЧГ
Разработчик: Демина Наталья Анатольевна МБОУ СОШ № 79, г.Екатеринбург
Номер задания | Ответ | Балл |
1 | Жизнь в воде и на суше. | 1 |
| Максимальный балл | 1 |
|
2 | О цапле, уже, зелёных квакушках, зимородке, бурой оляпке. | |
Критерии оценивания |
| Перечислены четыре - пять животных | 2 |
| Перечислены два – три животных | 1 |
| Записано одно животное или задание не выполнено | 0 |
Максимальный балл | 2 |
|
3 | Даже в холодной воде не замерзает. | 1 |
| Максимальный балл | 1 |
|
4 | Зимородок – заядлый рыболов | 1 |
| Максимальный балл | 1 |
5 | | |
Критерии оценивания |
| Подписаны все картинки | 2 |
| Подписаны одна - две картинки | 1 |
| Задание не выполнено | 0 |
| Максимальный балл | 2 |
6 | Ответ: а) длинноногая б) бурая; в) безногого; г) заядлый |
| Критерии оценивания |
| Записаны все слова | 2 |
| Записано два – три слова | 1 |
| Записано одно слово или задание не выполнено | 0 |
| Максимальный балл | 2 |
Элементы верного ответа 7 (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) |
Ответ: Зелёные квакушки боятся его, как огня. Бурая оляпка – настоящий водолаз. Не плавает, не ныряет, а ходит по речному дну, как по бережку. |
Критерии оценивания |
Выписано одно из предложений | 2 |
Записано неверное предложение или задание не выполнено | 0 |
Максимальный балл | 2 |
Элементы верного ответа 8 (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) |
Ответ: Вода помогает всему живому, ведь без воды жизни на планете бы не было. Примечание: Возможны другие варианты ответа, позволяющие сделать вывод о формировании мнения учащегося, соответствующего содержанию прочитанного рассказа. |
Критерии оценивания |
Задание выполнено верно: дан верный ответ, сформулировано четко объяснение и соответствует содержанию текста | 2 |
Дан верный ответ, но объяснение сформулировано не четко или совсем не сформулировано | 1 |
Дан не верный ответ | 0 |
Максимальный балл | 2 |