СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Диагностические работы по курсу "Физическая география" 6 класс

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тестовые проверочные работы по всем разделам курса "Физическая география"

Просмотр содержимого документа
«Диагностические работы по курсу "Физическая география" 6 класс»

В обучении важное значение имеют сведения о ходе и результатах учебного процесса. Информацию об этом учитель получает осуществляя диагностику состояния учебной деятельности. Диагностика обучения выступает обязательной составной частью учебного процесса и осуществляется в виде проверки, оценки, отметки, контроля и учета.

Сопоставление реальных результатов с требованиями ФГОС обеспечивает контроль. Контроль может быть текущим (осуществляется в ходе повседневной учебной работы), периодическим (проводится после изучения темы, раздела учебной программы), итоговым (в конце четверти или учебного года), аттестационным (проводится на завершающем этапе обучения конкретного образовательного уровня). Контроль может осуществляться путем разговора, беседы, в виде устного опроса, проверочной работы, зачета, экзамена. Для их проведения используются системы заданий и упражнений в виде карточек-заданий, диктантов, тренажеров, тестов.

Мною разработаны системы заданий для итогового контроля по темам всех разделов курса географии 6 класса и ориентирована на работу по учебнику Е.М.Домогацких, Н.И.Алексеевский, География: Физическая география 6 класс, учеб. для общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2016.

Контрольно-измерительные материалы для осуществления итогового контроля после изучения каждого тематического раздела составлены в виде стандартизированных тестов, предназначены для формирования и закрепления у обучающихся предметных и универсальных учебных действий при работе с диагностическим материалом в формате ОГЭ и ЕГЭ. Задания дифференцированы по уровням сложности и имеют следующую структуру:

- закрытые задания с выбором одного или нескольких вариантов ответа из предложенного списка;

- закрытые задания на определение правильной последовательности (структуры элементов);

- закрытые задания на определение соответствия между двумя группами элементов;

- открытые задания на дополнение определения или фразы несколькими подходящими по смыслу словами.





Итоговые задания по теме раздела «Земля как планета»


Задания на выбор одного варианта ответа

1. В состав Солнечной системы входит:

а) 7 планет;

б) 8 планет;

в) 6 планет;

г) 9 планет.

2. Точки пересечения воображаемой оси с земной поверхностью называются:

а) экватор;

б) меридианы;

в) полюса;

г) параллели.

3. Какая планета ближе всего к солнцу?

а) Венера;

б) Меркурий;

в) Земля;

г) Юпитер.

4. Возраст Земли составляет около:

а) 4,5 тыс.лет;

б) 4,5 млн.лет;

в) 45 млн.лет;

г) 4,5 млрд.лет.

5. Почему притяжение Луны вызывает приливы и отливы в морях и океанах Земли?

а) Луна является источником света и тепла для Земли;

б) Луна является крупнейшей планетой Солнечной системы;

в) Луна – самое близкое к Земле небесное тело;

г) По сравнению с Землёй Луна имеет огромные размеры.

6. Выберите верное утверждение о географических координатах:

а) географическая долгота отсчитывается от экватора;

б) географическая широта бывает западной и восточной;

в) значение географической долготы изменяется от 0о до 360о;

г) значение географической широты изменяется от 0о до 90о.

7. Экватор – это линия:

а) – соединяющая, Северный и Южный полюсы;

б) – которая делит земной шар на Северное и Южное полушария.

8. На каком расстоянии (в градусах) находится Северный полюс от экватора?

а) 180о;

б) 90о;

в) 360о;

г) 66,5о.

9. В какую из перечисленных дат на Земле продолжительность дня и ночи равна?

а) 22 июня;

б) 21 марта;

в) 29 октября;

г) 1 января.

10. В какую из перечисленных дат в Северном полушарии день будет самым длинным?

а) 23 сентября;

б) 22 июня;

в) 21 марта;

г) 22 декабря


Задание на выбор нескольких вариантов ответа

11. Выберите правильные утверждения о движении Земли?

а) Смена сезонов года происходит из-за вращения Земли вокруг своей оси;

б) Смена дня и ночи происходит из-за вращения Земли вокруг своей оси;

в) Смена сезонов года происходит из-за движения Земли вокруг Солнца;

г) Летом Земля вращается вокруг своей оси, зимой вокруг Солнца;

д) Зимой Земля вращается вокруг своей оси, летом вокруг Солнца.

Задания на определение ранга

12. Расположите планеты Солнечной системы в порядке их удаления от солнца, начиная с самой ближней.

а) Венера;

б) Юпитер;

в) Сатурн;

г) Земля;

д) Меркурий;

е) Уран;

ж) Марс;

з) Нептун

13. Расположите перечисленные объекты в порядке их удаления от экватора, начиная с самого ближнего.

а) острова Галапагос;

б) Бассов пролив;

в) острова Кергелен;

г) остров Огненная Земля.

Задания на установление соответствий

14. Найдите соответствие:

1) 66,5 с.ш.; а) Северный тропик;

2) 23,5 ю.ш.; б) Южный тропик;

3) 66,5 ю.ш.; в) Северный полярный круг;

4) 23,5 с.ш.; г) Южный полярный круг.

15. Установите соответствие между особенными днями года и утверждениями, их характеризующими.

День Утверждение

1) день весеннего равноденствия

2) день летнего солнцестояния

3) день осеннего равноденствия

4) день зимнего солнцестояния


а) в северной полярной области полярная ночь

б) Северное полушарие получает больше солнечного света и тепла

в) оба полушария одинаково освещены.

16. Установите соответствие между географическим объектом и поясом освещенности, в котором он располагается.

Природный объект

1) острова Зеленого мыса

2) Пиренейский полуостров

3) остров Тасмания

4) Земля Франца Иосифа

Пояс освещенности

а) северный полярный

б) северный умеренный

в) тропический

г) южный умеренный.

Задания на дополнение утверждений

17. Дополните утверждения.

Центром Солнечной системы является 1_________________. В состав Солнечной системы входит 2_________________ планет. Самым близким к Земле космическим телом является 3________________.

Её воздействие на природу Земли проявляется в явлении морских 4_______________ и 5________________.


18. Дополните утверждение.

Северный умеренный пояс освещенности на севере ограничен 1___________

_____________, а на юге - 2__________________________________________.


19. Дополните утверждение.

Количество солнечного тепла и света, поступающего на земную поверхность, 1________________ при движении от экватора к 2_____________.


20. Дополните утверждение.

Территории нашей планеты, по-разному освещаемые солнцем и соответственно получающие разное количество тепла, называются1________.


Ответы к заданиям

№ 1

№2

№3

№4

№5

№6

№7

№8

№9

№10

№11

б

в

б

Г

в

г

б

б

б

б

б, в


№12

№13

№14

№15

№16

№17

№18

№19

№20

д,а,г,ж,б,в,е,з

а,б,в,г

1-в, 2-б, 3-г, 4-а

1-в, 2-б, 3-в, 4-а

1-в, 2-б, 3-г, 4-а

1Солнце

2восемь

3Луна

4приливов

5отливов

1северным полярным кругом

2северным тропиком


1убывают

2полюсам

1тепловыми поясами


Итоговые задания по теме раздела «Географическая карта»


Задания на выбор одного варианта ответа

1. Прочитайте и выберите правильный ответ.

а) Географической картой называют мелкомасштабное изображение земной поверхности на плоскости.

б) Географической картой называют чертеж местности, выполненный в системе географических координат с помощью масштаба и условных знаков.

2. Выберите правильный ответ.

Географическое понятие, которое показывает, во сколько раз расстояние на карте уменьшено по сравнению с реальными размерами на местности:

а) рельеф;

б) масштаб;

в) нивелир;

г) азимут;

д) абсолютная высота;

е) относительная высота.

3. Если именованный масштаб в 1см – 100 км, это значит, что численный масштаб равен:

а) 1: 100; б) 1: 10000000; в) 1: 100000.

4. Если изображение местности имеет масштаб 1: 10000, то это:

а) план; б) карта.

5. Какой масштаб мельче?

а) 1: 85000;

б) 1: 850000;

в) 1: 8500;

г) 1: 8500000.

6. Если численный масштаб карты 1: 25000, то это значит, что:

а) в 1см - 25000 км; б) в 1см - 250 м; в) в 1см – 25 км.

7. Превышение одного объекта над другим называется:

а) абсолютная высота; б) относительная высота.

8. Какой прибор помогает определять относительную высоту?

а) компас;

б) флюгер;

в) нивелир;

г) транспортир.

9. Прибор для определения сторон горизонта называется:

а) термометр; б) компас; в) спидометр; г) барометр.

10. Относительно, какого моря изображается абсолютная высота в России?

а) Черного;

б) Балтийского;

в) Охотского;

г) Баренцева.

Задания на выбор нескольких вариантов ответа

11. Какие из приведенных утверждений являются верными? Ответ запишите в виде последовательности букв в алфавитном порядке.

а) Система условных знаков, используемых на карте, называется легендой карты.

б) По масштабу карты делятся на крупномасштабные и мелкомасштабные.

в) Топографические карты являются крупномасштабными.

12. Какие из приведенных утверждений являются верными? Ответ запишите в виде последовательности букв в алфавитном порядке.

а) Азимут отсчитывается от направления на восток, против часовой стрелки.

б) Азимут 135о соответствует направлению на юго-восток.

в) Основными сторонами горизонта являются север, юг, запад, восток.


Задания на определение ранга

13. Расставьте картографические изображения земной поверхности по мере увеличения их масштаба, начиная с самого мелкого.

а) физическая карта Евразии;

б) топографическая карта Новосибирской области;

в) политическая карта мира;

г) план города Новосибирска.

14. Расставьте стороны горизонта по мере увеличения значения их азимута, начиная с наименьшего:

а) юго-восток;

б) север-северо-восток;

в) север;

г) северо-восток.






Задания на установление соответствий

15. Установите соответствие между изолинией и параметром:

Изолиния

1) изобары

2) изобаты

3) изогипсы

4) изотермы



Параметр

а) линии равных температур

б) линии равных значений атмосферного давления

в) линии равных глубин

г) линии равных высот

16. Установите соответствие между именованным и характерным для него численным масштабом:

Именованный масштаб

1) в 1 см – 8 км

2) в 1 см – 80 км

3) в 1см – 800 км

4) в 1 см – 8000 км

Численный масштаб

а) 1: 800000000

б) 1: 80000000

в) 1: 8000000

г) 1: 800000


Задания на дополнение утверждений


17. Дополнить утверждение.

Уметь определять свое местоположение относительно сторон горизонта по Солнцу, звездам, компасу, гномону и местным предметам, значит уметь 1______________________________ на 2_______________________________.


18. Дополнить утверждение.

Прибор, позволяющий определить превышение одной точки земной поверхности над другой, называется _________________________________.


19. Дополнить утверждение.

Таблица условных знаков, отражающая тематическое содержание карты, называется 1___________________________.

20. Дополнить утверждение.

На картах крупного масштаба неровности поверхности Земли изображаются с помощью 1_____________________________ - линий, соединяющих точки с одинаковой абсолютной высотой. Чем ближе эти линии расположены друг к другу, тем склон 2_________________.


Ответы к заданиям

№ 1

№2

№3

№4

№5

№6

№7

№8

№9

№10

№11

б

б

б

А

г

б

б

в

б

б

абв


№12

№13

№14

№15

№16

№17

№18

№19

№20

б, в

в, а,б,г

в,б,г,а

1-б, 2-в,

3-г, 4-а

1-г, 2-в,

3-б, 4-а

1ориентироваться; 2на местности

нивелир

Легендой карты

1изогипсов

2 круче


Итоговые задания по теме раздела «Литосфера»


Задания на выбор одного варианта ответа


1. В состав литосферы входят:

а) ядро, мантия, земная кора;

б) нижняя мантия, средняя мантия, верхняя мантия, земная кора;

в) средняя мантия, верхняя мантия, земная кора;

г) верхняя мантия, земная кора.


2. Какая оболочка занимает больший объем Земли?

а) ядро;

б) мантия;

в) земная кора.


3. Расплавленное вещество мантии, насыщенное газами и парами воды, называется:

а) земная кора;

б) магма;

в) горные породы;

г) лава.


4. Горные породы, образующиеся при остывании вещества мантии, называются:

а) вулканическими;

б) магматическими;

в) метаморфическими;

г) осадочными.


5. Метаморфические горные породы образуются:

а) только из магматических пород;

б) только из осадочных пород;

в) как из магматических, так и из осадочных пород;

г) из всех видов горных пород, кроме магматических изверженных.


6. Какое соответствие «горная порода – ее тип» является верным?

а) известняк – осадочная;

б) уголь – магматическая;

в) гранит – метаморфическая;

г) мрамор – магматическая.


7. К какой группе полезных ископаемых относятся драгоценные металлы?

а) нерудные;

б) рудные;

в) топливные;

г) выделяются в отдельную группу.


8. Выберите верное утверждение, характеризующее земную кору:

а) мощность материковой земной коры составляет от 5 до 20 км;

б) океаническая земная кора толще материковой;

в) океаническая земная кора имеет мощность от 5 до 10 км;

г) материковая земная кора занимает большую часть дна Мирового океана.


9. Проявлением медленного вертикального движения земной коры является:

а) обнажение дна Мирового океана;

б) сейсмическая активность;

в) вулканическая деятельность;

г) физическое выветривание.


10. Разрушение водой растворимых горных пород – это:

а) биогенное выветривание;

б) техногенное выветривание;

в) физическое выветривание;

г) химическое выветривание.



Задания на выбор нескольких вариантов ответа


11. Какие слои выделяются в строении Земного шара?

а) Литосфера;

б) Мантия;

в) Ядро;

г) Земная кора.


12. Какие из приведенных утверждений являются верными? Ответ запишите в виде последовательности букв в алфавитном порядке.

а) Выветриванием называют процессы, приводящие к разрушению горных пород.

б) В условиях влажного климата главным разрушителем горных пород является вода, а в условиях сухого климата – ветер.

в) Прокладка траншеи для укладки водопроводных труб – это пример биогенного выветривания.

13. Какие из приведенных ниже утверждений являются верными? Ответ запишите в виде последовательности букв в алфавитном порядке.

а) По происхождению выделяют магматические, осадочные и метаморфические горные породы.

б) Железо, алюминий и никель относятся к числу драгоценных металлов.

в) Полезные ископаемые могут быть обнаружены не только на суше, но и на дне морей.


Задания на определение ранга

14. Расположите внутренние слои Земли в порядке их следования от центра планеты:

а) земная кора;

б) ядро;

в) мантия.


15. Расположите перечисленные географические объекты в порядке убывания их высоты:

а) Кавказ;

б) Альпы;

в) Анды;

г) Урал;

д) Кордильеры;

е) Гималаи.


Задания на установление соответствий


16. Какие формы рельефа можно встретить только на суше, и на суше и на дне Мирового океана и только на дне Мирового океана?

1) Только на суше

2) И на суше, и на дне Мирового океана

3) Только на дне Мирового океана


а) Горы

б) Желоба

в) Равнины

г) Низменности.

17. Установите соответствие между видом горной породы и ее названием

Вид

1) излившиеся горные породы

2) глубинные горные породы

3) метаморфические горные породы

4) осадочные горные породы

Название

а) мрамор

б) каменный уголь

в) гранит

г) базальт.


18. установите соответствие между оболочкой Земли и ее характеристикой:

Оболочка

1) ядро

2) мантия

3) земная кора



Характеристика

а) 3,5 тыс.км

б) 5-80 км

в) 2,9 тыс.км

г) 6000оС

д) 2000оС

Задания на дополнение утверждений

19. Дополните утверждение

Процесс разрушения горных пород и минералов под влиянием физических, химических, и биологических факторов называется 1____________________.


20. Дополните утверждение.

Все неровности земной поверхности, имеющие разные размеры, форму, происхождение и формирующиеся в результате одновременного действия внутренних и внешних сил, называются 1_____________________________.


Ответы к заданиям

№ 1

№2

№3

№4

№5

№6

№7

№8

№9

№10

№11

№12

а

б

б

б

в

а

б

в

а

г

бвг

аб


№13

№14

№15

№16

№17

№18

№19

№20

а в

б ва

е,вдабг

1-авг; 2-ав 3-б

1-г; 2-в;

3-а; 4-б

1-аг; 2-вд

3-б

выветривание

рельефом


Итоговые задания по теме раздела «Атмосфера»


Задания на выбор одного варианта ответа


1. Слой атмосферы, где формируется погода, называется:

а) стратосфера;

б) тропосфера;

в) мезосфера;

г) земная поверхность.

2. Атмосфера защищает Землю от …

а) вулканических извержений;

б) ураганов и смерчей;

в) перепадов температуры;

г) атмосферных осадков.

3. Доля кислорода в воздухе составляет:

а) 78%

б) 21%

в) 1%

г) 35%

4. Самый нижний слой атмосферы называют:

а) термосферой;

б) тропосферой;

в) стратосферой;

г) ионосферой.

5. Атмосфера состоит из …

а) кислорода;

б) воды в трех состояниях – пара, льда, жидкости;

в) смеси газов

г) азота.

6. Разность между самой высокой и самой низкой температурой воздуха называют:

а) средней температурой воздуха; б) амплитудой температур;

в) максимальной температурой воздуха; г) минимальной температурой воздуха.

7. Ветер, который образуется на берегу моря или реки и меняет свое направление в течение суток, называют…

а) ураган;

б) бриз;

в) муссон;

г) шторм.

8. Количество водяного пара в граммах, содержащегося в 1 м3 воздуха, называют:

а) насыщенным воздухом;

б) абсолютной влажностью;

в) относительной влажностью;

г) облачностью.

9. Скопление водяных капель в воздухе называют:

а) абсолютной влажностью;

б) относительной влажностью;

в) насыщенным воздухом;

г) облаками.


10. При подъеме в гору температура воздуха с каждым километром:

а) повышается на 1оС;

б) понижается на 1оС;

в) повышается на 6оС;

г) понижается на 6оС.






Задания на выбор нескольких вариантов ответа


11. Какие из приведенных утверждений относятся к тропосфере? Ответ запишите в виде последовательности букв в алфавитном порядке.

а) Толщина над экватором – 20 км;

б) верхняя граница – 50 км;

в) наличие влаги и пыли;

г) полное отсутствие влаги пыли;

д) толщина над полюсами – 8-9 км;

е) высокая плотность воздуха;

ё) высокая разреженность воздуха.

12. Какие из приведенных утверждений являются верными? Ответ запишите в виде последовательности букв в алфавитном порядке.

а) верхняя граница стратосферы проходит на высоте 50-55 км;

б) зимой муссоны движутся с моря на сушу, а летом наоборот;

в) летом муссоны движутся с моря на сушу, а зимой наоборот;

г) нормальное атмосферное давление – это 760 мм;

д) при повышении температуры воздуха атмосферное давление повышается.

13. Какие из приведенных ниже утверждений являются верными? Ответ запишите в виде последовательности букв в алфавитном порядке.

а) Ветер – это движение воздуха из области с низким атмосферным давлением в область с высоким атмосферным давлением;

б) вода нагревается и остывает медленнее, чем суша;

в) направление ветра – это направление, откуда он дует.

Задания на определение ранга

14. Запишите в логической последовательности следующие составляющие:

а) нагрев поверхности Земли;

б) нагрев воздуха;

в) солнечные лучи.


Задания на установление соответствий

15. Установите соответствие между элементом погоды и прибором, которым его измеряют:

1) Температура воздуха

2) Атмосферное давление

3) Влажность воздуха

4) Осадки

а) Осадкомер

б) Термометр

в) Барометр

г) Гигрометр


16. Установите соответствие между атмосферным давлением и его показателем:

1) низкое

2) нормальное

3) высокое



а) 780 мм рт.ст.

б) 730 мм рт.ст.

в) 795 мм рт.ст.

г) 760 мм. рт.ст

д) 740 мм рт.ст.





17. Установите соответствие между понятием и его характеристикой:

ПОНЯТИЕ ХАРАКТЕРИСТИКА

1) испарение

2) конденсация

3) абсолютная влажность

4) относительная влажность

5) облака

6) атмосферные осадки








а) количество водяного пара (в граммах), содержащегося в воздухе при данной температуре

б) скопление капель воды в атмосфере

в) процесс превращения жидкости в пар

г) вода, выпадающая из атмосферы на земную поверхность

д) отношение количества водяного пара в воздухе к максимально возможному при данной температуре (в %)

е) процесс превращения водяного пара в жидкость.


18. Установите соответствие между типом климата и его характеристикой:

1) экваториальный

2) тропический

3) умеренный

4) арктический / антарктический

а) жаркий, сухой

б) выделяются четыре времени года

в) холодный, сухой

г) жаркий, влажный


Задания на дополнение утверждений


19. Дополните утверждения.

Наука, изучающая атмосферные явления и занимающаяся прогнозированием погоды, называется ____________________________.

20. Дополните утверждения.

Главная причина образования ветра – разница в 1__________ 2____________

над разными участками земной поверхности. Ветер дует из области 3______ давления в область 4______________давления. Чем 5_____________разница в 6____________ 7____________, тем 8____________будет дуть ветер.


Ответы к заданиям


№ 1

№2

№3

№4

№5

№6

№7

№8

№9

№10

№11

№12

б

в

б

б

в

б

б

б

г

г

авде

авг



№13

№14

№15

№16

№17

№18

№19

№20

бв

ваб

1

2

3

4

б

в

г

а


1

2

3

бд

г

ав


1

2

3

4

5

6

в

е

а

д

б

г


1

2

3

4

г

а

б

в


метеорология

Атмосферном

Давлении

Высокого

Низкого

Больше

Атмосферном

Давлении

Сильнее




Итоговые задания по теме раздела «Гидросфера»


Задания на выбор одного варианта ответа

1. Водная оболочка Земли, которая состоит из вод Мирового океана, вод суши и вод атмосферы, называется…

а) литосфера;

б) мантия;

в) гидросфера;

г)земная кора.

2. Основной объем воды на планете приходится на:

а) ледники;

б) Мировой океан;

в) подземные воды;

г) реки и озера.

3. Пресная вода в гидросфере Земли составляет:

а) 2%

б) 22%

в)58%

г) 78%

4. Океан пересекаемый всеми меридианами:

а) Северный Ледовитый;

б) Индийский;

в) Атлантический;

г) Тихий.

5. Главная причина, по которой происходит мировой круговорот воды в природе, - это:

а) землетрясения и извержения вулканов;

б) притяжение Луны;

в) солнечная энергия;

г) хозяйственная деятельность человека.

6. Линия, выше которой снег лежит в течение всего года, называется:

а) водоразделом; б) ледниковой линией; в) снеговой линией.

7. Воды, которые содержатся в водоносном слое, не перекрытом водоупорными пластами, называются:

а) межпластовые;

б) источники;

в) грунтовые;

г) подземные.

8. Участок земной поверхности, с которого вся вода стекает в одну реку, называется:

а) водораздел;

б) речная система;

в) бассейн реки;

г) долина реки.

9. К водоупорным породам относится:

а) песок;

б) глина;

в) гравий;

г) галька.

10. Река, относящаяся к бассейну Атлантического океана:

а) Волга;

б) Нил;

в) Ганг;

г) Енисей.


Задания на выбор нескольких вариантов ответа

11. Выберите составные части Мирового океана:

а) река;

б) море;

в) залив;

г) озеро.

12. Из предложенного списка выберите озера, относящиеся к бессточным. Ответ запишите в виде последовательности букв в алфавитном порядке.

а) Каспийское;

б) Байкал;

в) Ладожское;

г) Балхаш;

д) Виктория;

е) Чад.

13. Какие из перечисленных утверждений характеризуют процесс образования ледника? Ответ запишите в виде последовательности букв в алфавитном порядке.

а) Наличие жидких осадков.

б) Наличие твердых осадков.

в) Температура выше нуля.

г) Температура ниже нуля.

14. из предложенного списка горных пород выберите те, которые относятся к водоупорным. Ответ запишите в виде последовательности букв в алфавитном порядке.

а) глина;

б) песок;

в) галька;

г) щебень;

д) гранит;

е) кварцит.


Задания на определение ранга

15. Расположите в правильной последовательности по уменьшению количества воды составные части гидросферы:

а) воды суши;

б) воды Мирового океана;

в) воды атмосферы.

16. Расставьте океаны в порядке уменьшения их площади:

а) Северный Ледовитый;

б) Атлантический;

в) Индийский;

г) Тихий.

Задания на установление соответствий

17. Установите соответствие между частью Мирового океана и географическим объектом:

1) пролив

2) остров

3) залив

4) полуостров

а) Бенгальский

б) Лабрадор

в) Калимантан;

г) Магелланов.



18. Установите соответствие между понятием и его характеристикой:


ПОНЯТИЕ

1) русло

2) речная долина

3) пойма

4) исток

5) устье

6) притоки

7) речная система

8) речной бассейн

9) водораздел









ХАРАКТЕРИСТИКА

а) место, где начинается река

б) реки, впадающие в главную реку

в) граница между двумя речными бассейнами

г) участок, затапливаемый рекой при ее разливе

д) естественное углубление, по которому течет река

е) территория, с которой река собирает свои воды

ё) понижение в рельефе, на дне которого течет река

ж) место, где река впадает в другую реку, море или озеро

з) река со своими притоками

19.Установите соответствие между материком и рекой, протекающей по его территории:

МАТЕРИК

1) Африка

2) Евразия

3) Северная Америка

4) Южная Америка

РЕКА

а) Амазонка

б) Миссисипи

в) Нил

г) Хуанхэ


Задания на дополнение утверждений

20. Дополните утверждения.

Гидросфера - 1____________оболочка Земли.

Большая часть вод гидросферы сосредоточена в 2___________ 3___________ и составляет 4___%.

Изучением гидросферы занимается наука 5________________.



Ответы к заданиям


№ 1

№2

№3

№4

№5

№6

№7

№8

№9

№10

№11

№12

в

б

а

а

в

в

в

в

б

б

бв

Аге



№13

№14

№15

№16

№17

№18

№19

№20

бг

ад

бав

гбва

1

2

3

4

г

в

а

б


1

2

3

4

5

6

7

8

9

д

ё

г

а

ж

б

з

е

в


1

2

3

4

в

г

б

а


1водная; 2.Мировом; 3океане; 4. - 98%; 5.Гидрология

Итоговые задания по теме раздела «Биосфера»


Задания на выбор одного варианта ответа

1. Нижняя граница биосферы располагается:

а) на дне Мирового океана;

б) на глубине 3 км в земной коре;

в) на границе мантии и земной коры.

2. Какие организмы появились раньше?

а) бактерии;

б) растения;

в) животные;

г) грибы.

3. Выберите самую обитаемую часть биосферы:

а) атмосфера; б) гидросфера; в) поверхность литосферы.

4. Процесс поглощения углекислого газа и выделения кислорода характерен для:

а) бактерий;

б) грибов;

в) растений;

г) животных.

5. Учение о биосфере создал:

а) Эрастофен;

б) В.В. Докучаев;

в) В.К. Арсеньев;

г) В.И. Вернадский.

6. Биосфера – это:

а) все живые организмы, обитающие на Земле;

б) все пространство на Земле и около неё, где обитают любые организмы;

в) все растения, распространенные на Земле;

г) оболочка Земли, где распространены все организмы и неживое вещество, созданное или измененное организмами.

7. Какое из утверждений верно?

а) Воздействие человека на один из компонентов природного комплекса не влияет на остальные компоненты и на весь природный комплекс в целом.

б) Воздействие человека на один из компонентов природного комплекса обязательно сказывается на состоянии других, а также и всего природного комплекса.

8. Какое утверждение о границах биосферы верно?

а) Организмы населяют всю толщу атмосферы, гидросферы, литосферы.

б) Заселены только гидросфера и литосфера.

в) Нижняя граница биосферы проходит в верхней части литосферы.

г) Гидросфера заселена до глубины 2500 м.

9. Главной причиной разрушения биосферы Земли является:

а) космическое излучение;

б) медленные (вековые) движения земной коры;

в) остывание ядра Земли;

г) хозяйственная деятельность.

10. Первые живые существа появились на нашей планете:

а) 4,5 млрд. лет назад;

б) 1 млрд. лет назад;

в) 1 млн. лет назад;

г) 10 тыс. лет назад.




Задание на выбор нескольких вариантов ответа

11. Какие из приведённых ниже утверждений являются верными? Ответ запишите в виде последовательности букв в алфавитном порядке.

а) Роль бактерий в природе заключается в разложении органических остатков и превращении их в питательные вещества для растений.

б) Грибы, мхи и лишайники относятся к царству растений .

в) Только растения способны, используя солнечную энергию, превращать неорганические вещества в органические.

12. Какие из приведённых ниже утверждений являются верными? Ответ запишите в виде последовательности букв в алфавитном порядке.

а) Причиной разрушения биосферы является хозяйственная деятельность человека.

б) Виды животных и растений, чья численность быстро сокращается, объявляются исчезающими и заносятся в Красную книгу.

в) Учение о биосфере как об одной из природных оболочек Земли создал Владимир Иванович Вернадский.



Задания на определение ранга


13. Составьте последовательность появления живых организмов на Земле:

а) бактерии;

б) растения;

в) животные;

г) грибы.


Задания на установление соответствий

14. Установите соответствие между царством живой природы и живым организмом, входящим в него.

ЦАРСТВО ПРИРОДЫ

1) бактерии

2) грибы

3) растения

4) животные




ЖИВОЙ ОРГАНИЗМ

а) дрожжи

б) берёза

в) крот

г) одуванчик

д) опёнок

е) акула

ё) кишечная палочка








15. Установите соответствие между понятием и его характеристикой.

ПОНЯТИЕ

1) заповедник

2) заказник

3) национальный парк

4) зоопарк











ХАРАКТЕРИСТИКА

а) охраняемая природная территория, на которой под охраной находятся какие-либо растения или животные

б) учреждение для содержания животных в неволе с целью их демонстрации, сохранения, воспроизводства и изучения

в) особо охраняемая территория, полностью исключенная из хозяйственного использования

г) охраняемый участок территории, в который допускаются посетители для отдыха.

16.Установите соответствие между перечисленными характерными особенностями организмов с царствами живой природы.

ЦАРСТВА ЖИВОЙ ПРИРОДЫ

1) Бактерии

2) Грибы

3) Растения

4) Животные



















ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

а) Они являются опылителями растений.

б) Питаются готовым органическим веществом, бывают одноклеточными и многоклеточными.

в) Очищают воздух, поглощая углекислый газ и выделяя кислород.

г) В их клетках нет ядра.

д) Только они, используя энергию солнца, образуют органические вещества.

е) Имеют микроскопические размеры и высокую жизнеспособность.

ё) Ведут неподвижный образ жизни, участвуют в разложении органических остатков.

ж) Представителей данного царства обобщенно называют фауной.


Задания на дополнение утверждений

17. Дополните утверждение.

Биосфера – это область распространения жизни, охватывающая верхнюю часть 1____________, нижнюю часть 2______________ и всю 3____________.

18. Дополните утверждение.

Способностью создавать органическое вещество из неорганического обладают представители царства 1____________________________________.

19. Дополните утверждение.

Разнообразие живых организмов зависит от 1________________условий территории.

20. Дополните утверждение.

Большую роль в охране дикой природы играют 1__________________, на территории которых 2______________________любая деятельность человека.


Ответы к заданиям


№ 1

№2

№3

№4

№5

№6

№7

№8

№9

№10

№11

№12

б

а

в

в

г

а

б

в

г

а

ав

абв


№13

№14

№15

№16

№17

№18

№19

№20

абвг

1

2

3

4

ё

ад

бг

ве


1

2

3

4

в

а

г

б


1

2

3

4

ге

бё

авд

жб


1литосферы

2атмосферы

3гидросферы

растений

климатических

1заповедники

2запрещена



Итоговые задания по теме раздела «Почва и географическая оболочка»


Задания на выбор одного варианта ответа

1.Почва – результат воздействия на литосферу:

а) атмосферных факторов;

б) объектов гидросферы;

в) атмосферных факторов и объектов гидросферы;

г) атмосферы, гидросферы и биосферы.

2. Плодородие почв при движении от полюсов к экватору:

а) постоянно возрастает;

б) постоянно убывает;

в) сначала возрастает, а затем убывает;

г) не изменяется.

3. Основоположником науки о почве является:

а) В.И. Вернадский;

б) Н.И. Вавилов;

в) В.В. Докучаев;

г) Л.С. Берг.

4. Переработанные микроорганизмами после отмирания остатки растений и животных называются:

а) почвами;

б) гумусом;

в) горными породами;

г) биомассой.

5. Травянистая растительность характерна для:

а) тундры;

б) тайги;

в) степей;

г) пустынь.

6. Наибольшее видовое разнообразие растительного и животного мира характерно для:

а) тундры;

б) влажных экваториальных лесов;

в) саванн;

г) степей.

7. Природная зона влажных экваториальных лесов характерна для острова:

а) Мадагаскар;

б) Тасмания;

в) Калимантан;

г) Гренландия.

8. Наибольшую площадь на территории России занимает:

а) тундра;

б) тайга;

в) смешанные леса;

г) степь.

9. Выберите правильный ответ:

а) Биологический круговорот – непрерывный процесс, движущей силой которого является переработка микроорганизмами отмерших остатков растений и животных.

б) В основе биологического круговорота лежит обмен веществ между живой и неживой природой, движущей силой которого является солнечная энергия.

10. Кто из перечисленных ученых сформулировал закон географической зональности?

а) Альберт Эйнштейн;

б) Василий Докучаев;

в) Владимир Вернадский;

г) Николай Вавилов.


Задание на выбор нескольких вариантов ответа

11. Укажите характеристики почв:

а)поверхностный, тонкий слой земной коры;

б) верхний тонкий слой мантии;

в) состоит из частичек разрушенных горных пород и гумуса;

г) является средой обитания морских организмов;

д) состоит из плотных горных пород;

е) является средой обитания микроорганизмов, червей, жуков, кротов;

ё) обладает плодородием.

12. Какие из приведенных ниже утверждений являются верными? Ответ запишите в виде последовательности букв в алфавитном порядке.

а) Растительные сообщества тундр сменяют леса. В хвойных лесах растут сосны, ели, пихты, лиственницы. Лиственные леса состоят из разнообразных листопадных видов – берез, осин, дубов, липы.

б) В степях и полупустынях господствует травянистая растительность – ковыль, типчак, пырей, полынь.

в) В пустынях растения приспособились к засухе – накапливают влагу, имеют глубокую корневую систему.

г) Для растительных сообществ тундры характерна пышная растительность, многие деревья достигают высоты 80 метров и обвиты лианами.

13. Укажите элементы биологического круговорота. Ответ запишите в виде последовательности букв в алфавитном порядке.

а) Процесс разрушения из-за выветривания и ветровой и водной эрозии;

б) процесс фотосинтеза;

в) превращение растениями неорганических веществ литосферы и гидросферы в органические;

г) скопление льда в горах происходит выше снеговой линии;

д) растениями питаются травоядные животные, а их поедают хищники;

е) животные вдыхают выделяемый растениями кислород и выдыхают углекислый газ. Так в атмосфере регулируется содержание газов;

ё) после отмирания остатки животных и растений перерабатываются микроорганизмами и превращаются в гумус.

14. Какие из приведенных ниже утверждений являются верными? Ответ запишите в виде последовательности букв в алфавитном порядке.

а) Более 75% всех животных и растений обитает во влажных экваториальных лесах.

б) Типичными обитателями саванн являются львы, гепарды, антилопы, жирафы.

в) Экологическая опасность связана с хозяйственной деятельностью человека.

Задания на определение ранга


15. Восстановите последовательность смены природных зон от экватора к полюсам:

а) арктическая пустыня;

б) тайга;

в) степь;

г) тундра.

16. Расположите природные комплексы нашей планеты в порядке убывания их размеров, начиная с наибольшего:

а) Африка;

б) географическая оболочка;

в) пустыня Сахара;

г) Тихий океан.

Задания на установление соответствий

17. Установите соответствие между природными сообществами и типами почв.

ПРИРОДНЫЕ СООБЩЕСТВА

1) Хвойные леса

2) Широколиственные леса

3) Степи

ТИПЫ ПОЧВ

а) черноземы

б) серые лесные

в) подзолистые


18. Установите соответствие между природными зонами и животными обитающими в данной природной зоне.

ПРИРОДНАЯ ЗОНА

1) Тундра

2) Тайга

3) Степь

4) Пустыня

ЖИВОТНЫЕ

а) дрофа, суслик

б) северный олень, песец

в) варан, тушканчик

г) медведь, белка


Задания на дополнение утверждений

19. Дополните утверждение.

Территория, в пределах которой существует определенное закономерное сочетание взаимосвязанных компонентов природы, называется 1___________

2_________________________.


20. Дополните утверждение.

Природный комплекс, преобразованный хозяйственной деятельностью человека, называется 1______________________________________________.



Ответы к заданиям


№ 1

№2

№3

№4

№5

№6

№7

№8

№9

№10

№11

№12

г

а

в

б

в

б

в

б

б

б

авеё

абв


№13

№14

№15

№16

№17

№18

№19

№20

бвдеё

абв

вбга

бгав

1

2

3

в

а

б


1

2

3

4

б

г

а

в


1Природный

2Комплекс

Антропогенный









Используемая литература

1. Болотникова Н.В. Тетрадь-практикум к учебнику Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевского «География» для 6 класса общеобразовательных организаций. Москва: «Русское слово – учебник», 2017. – 112 с.

2. Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И., География: Физическая география: учебник для 6 класса общеобразовательных организаций. Москва: «Русское слово – учебник», 2016. – 224 с.

3. Иванова Т.В. Тематическое и поурочное планирование по географии: 6 кл.: к учебнику Т.П. Герасимовой, Н.П. Неклюковой «Начальный курс географии. 6 класс»: Метод.пособие. Москва: Издательство «Экзамен», 2006. – 222 с.

4. Никитина Н.А., Жижина Е.А. Поурочные разработки по географии: 6 класс. Москва: ВАКО, 2012. – 304 с.

5. Новожеин И.В. География: Начальный курс: Тесты. Учеб. пособие для учащихся 6 класса. Москва: Гуманитаный издательский центр ВЛАДОС, 2001. – 144 с.

6.Сухоруков В.Д., Суслов В.Г. Методика обучения географии: учебник и практикум для академического бакалавриата. Москва: Юрайт, 2016. – 359 с.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!