Рассматриваемый аспект | Варианты ответов |
Данные о ходе речевого развития | Речевое развитие по возрасту; без особенностей; доречевое развитие с задержкой; раннее психомоторное развитие протекало с задержкой; в раннем возрасте перенес пневмонию, диатез; поздно начал говорить; до школы проводилась коррекция звукопроизношения в условиях поликлиники, детского сада; ранее психомоторное развитие с задержкой; фразовая речь – с 3 лет. |
Состояние и подвижность артикуляционного аппарата | Анатомическое строение без аномалий; не удерживает позу закрытого рта; может достаточное время удерживать артикуляторное положение; движение языка замедленные, с затруднениями; основные движения языком, губами выполняет; губы толстые, малоподвижные; наблюдается замена движений и синкенезии; язык вялый, массивный, объем движений неполный; переключаемость движений нарушена; тонус нормальный, активность движений достаточная; кончик языка малоактивный; при артикуляционных упражнениях мышечное напряжение увеличивается; прикус – прогения; отмечается повышенная соливация; твердое небо – высокое, имеет готическую форму; точность выполнения движений сохранна; зубы мелкие, крупные, редкие, частые, имеется наличие лишних зубов, нарушение зубного ряда; мягкое небо подвижное, неподвижное, длинное, короткое, расщелина или послеоперационные рубцы. |
Состояние мелкой моторики | Движение рук неточное; пробы Хеда выполняет выборочно; с трудом овладевает навыками самообслуживания (застегивание пуговиц, завязывание шарфа и т.д) навыками самообслуживания не владеет; недостаточно развита моторика мелких мышц рук; произвольная моторика не сформирована; ведущая рука - правая; предпочитает работать левой рукой; все движения выполняет правильно; мышечный тонус повышен; неправильно держит карандаш; моторная неловкость при работе с пластилином; испытывает трудности при овладении графическими навыками; наблюдается замедленный темп письма; |
Состояние общей моторики | Двигательно неловок, медлителен; ограничен объем активных движений; отстает в темпе, ритме, переключаемости движений; испытывает трудности при имитации движений “как идет солдат, летит птица, как режут хлеб” и т.д.; мышцы быстро утомляются при функциональных нагрузках; отмечаются трудности при выполнении упражнений на динамическую организацию движений; замен движений и синкенезий не наблюдается; |
Понимание речи | Речь окружающих понимает в пределах уровня интеллекта; понимание речи затруднено; выполняет задания по словесной инструкции; нуждается в неоднократном повторении задания; с опозданием реагирует на обращение учителя; речь окружающих выполняет выборочно, с неточностями; понимание речи связано с незнанием русского языка. |
Звукопроизношение | Имеются недостатки произношения; нарушено произношение звуков …; дефектно произносит оппозиционные звуки; недостатки произношения звонких согласных (оглушение); изолированно все звуки произносит правильно, но при увеличении речевой нагрузки наблюдается общая смазанность речи; отсутствие, замена, искажение, смешение звуков; полиморфное нарушение звукопроизношения характера стертой формы дизартрии. |
Фонематические процессы | Фонематический слух недостаточно сформирован; фонематический синтез сформирован, правильно производит слова из последовательно названных звуков; фонематические представления сформированы, правильно придумывает слова на заданные звуки, отбирает картинки; затрудняется придумать слово на заданный звук; слабо дифференцирует оппозиционные фонемы; неправильно дифференцирует слова: бочка – почка, малина – Марина; фонематическое восприятие, фонематический анализ и синтез в основном сформированы; при выполнении более сложных форм фонематического анализа наблюдаются значительные трудности; |
Владение звуко – буквенным анализом и синтезом | Навыки звуко-буквенного анализа и синтеза недостаточно сформированы; допускает ошибки при определении количества звуков в слове; имеются затруднения в определении количества и последовательности звуков; определение места звука в слове сформировано; место звука по отношению к другим звукам определяет не всегда верно; имеются затруднения при определении количества и последовательности звуков на более сложном речевом материале; |
Воспроизведение слов сложного звукового состава | Не удерживает полную слоговую структуру многосложных слов, особенно со стечением согласных; количество слогов в многосложных словах определяет неправильно; переставляет слоги местами; слова сложного звукового состава воспроизводит правильно. |
Темп, внятность речи, характеристика голоса и дыхания | Темп высказываний замедленный; речь неразборчивая, маловыразительная, невнятная, малопонятная для окружающих; звуки произносятся нечетко; голос сильный, звонкий, глухой, сдавленный, хриплый; дыхание свободное, затрудненное, поверхностное, неглубокое, неровное); темп и ритм речи в пределах нормы; словесное ударение употребляет правильно; интонационная речь недостаточно выразительна. |
Проявления заикания | Не заикается; иногда повторяет первый слог в словах, сложных по структуре или семантике; наличие судорог (дыхательных, голосовых, артикуляционных); |
Словарный запас | Объем словарного запаса соответствует возрасту; словарь беден, неточен, ограничен обиходно – бытовой тематикой; не всегда точно использует слова; испытывает трудности при подборе антонимов, синонимов, однокоренных слов; в речи чаще применяет имена существительные, глаголы, местоимения, реже – прилагательные, наречия; не понимает значения многих слов и допускает многочисленные ошибки в их употреблении; часто использует слова не по назначению; допускает смешение слов по смыслу и по акустическому сходству; страдает понимание и употребление обобщающих понятий. |
Грамматический строй | Недостаточно сформирован для данного возраста; в речи отсутствуют сложные синтаксические конструкции; допускает многочисленные ошибки в предложениях простых синтаксических конструкций; имеется несогласование слов во фразе, аграмматизмы; неправильно употребляет предлоги, падежи; имеются ошибки при преобразовании имен существительных во множественное число; в спонтанной речи аграмматизмы не выявлены; допускает ошибки в употреблении сложных предлогов; имеются ошибки в согласовании прилагательного и существительного в косвенных падежах (семь карандашов, на зелеными деревьев); допускает ошибки в согласовании прилагательного и существительного среднего рода в именительном падеже, а также в косвенных падежах; есть аграммматизмы при образовании прилагательных от существительных (сливочное варенье, волчачий хвост). |
Связная речь | Наблюдается недостаточное развитие связной речи; в пересказах наблюдаются пропуски и искажения смысловых звеньев, нарушение последовательности событий; неотчетливо произносит слова; оречевление затруднено; при ответах пользуется фразой несложной конструкции; наблюдается высокий уровень речевого развития; опыт речевого общения беден; самостоятельно высказаться затрудняется; устная форма речи недостаточно сформирована. грубое недоразвитие связной речи (1–2 предложения вместо рассказа). |
Письмо | Имеются многочисленные ошибки разного характера; испытывает трудности при овладении письмом и чтением (т.к. имеется большое количество специфических – дисграфических ошибок на фоне большого количества разнообразных других); при списывании наблюдаются единичные ошибки; при письме под диктовку допускает большое количество ошибок (замены д-т, б-п, ж-ш и др., пропуски, добавления, пропуски предлогов, слитное написание слов). |
Чтение | Способ чтения побуквенно – слоговой; чтение замедленное, послоговое, словами; понимание прочитанного с неточностями; чтение послоговое, простые слова читает целостно; делает запинки при чтении многосложных слов; чтение с большим количеством ошибок (пропуск букв, слогов, усечение слова, наращивание, угадывание окончаний, смешение оптически сходных букв, аграмматизмы и др.); не отвечает на вопросы по тексту; при чтении слова произносит неотчетливо. |
Координация и пространственная ориентировка | Нечеткая координация движений; затрудняется определить правую, левую сторону; зрительно - пространственные представления сформированы недостаточно; причинно – следственные связи (отношения) выстраивает только с помощью взрослого; неправильно располагает написанное на листе бумаги; схема тела не сформирована; правильно определяет части тела. |
Дополнительные сведения (краткая – психолого – педагогическая характеристика) | Ошибки часто обусловлены невнимательностью, импульсивностью; охотно принимается за выполнение заданий не дослушав объяснения; легко заинтересовывается, но быстро охладевает к работе; имеет стойкую неуспеваемость по основным предметам; испытывает трудности при усвоении материала по русскому языку; внимание неустойчивое, часто отвлекается; значительно снижен объем кратковременной и долговременной памяти; с трудом овладевает необходимым объемом знаний; запас знаний и представлений об окружающей действительности значительно снижен; инструкции по выполнению задания требуется повторять неоднократно. |
Логопедическое заключение | Показаний для занятий на логопункте нет; фонематическое недоразвитие речи; общее недоразвитие речи; нерезко выраженное общее недоразвитие речи; нарушение чтения и письма, обусловленное ОНР; недоразвитие фонематического слуха и фонематического восприятия; лексико-грамматическое недоразвитие; полиморфное нарушение звукопроизношения, дислексия и дисграфия; сложная форма дисграфии (акустическая дисграфия, дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза); имеется нерезко выраженная дисграфия; аграмматическая дислексия и дисграфия; фонематическая дислексия, дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза; |
Основные причины трудностей усвоения учебного материала | Нарушение работоспособности в связи с повышенной утомляемостью или вследствие соматической ослабленности; трудности адаптации в школьном учреждении; нарушение моторики в виде недостаточной координации движений; незрелость эмоционально – волевой сферы; педагогическая запущенность вследствие неблагоприятных социальных условий ребенка; гиперопека родителей; недостатки внимания, эмоционально-волевой регуляции, самоконтроля; двигательная расторможенность, гиперактивность; ограниченный запас знаний и представлений об окружающем мире и т.д.; трудности начались со второго полугодия, после болезни; недостаточное понимание учебных заданий, указаний, инструкций учителя; трудности овладения учебными терминами, понятиями; слабо развито словесно-логическое мышление; недостаточное развитие связной речи; трудности формирования учебных умений (планирование предстоящей работы; определение путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности; умение работать в заданном темпе); невротические и неврозоподобные состояния (страхи, тики, легкое заикание, энурез и т.д.) |
Результаты речевого развития | Динамика речевого развития незначительная; при положительной динамике развития выпущен из группы; рекомендовано продолжить занятия с логопедом; динамики в развитии не наблюдается; логопедические занятия посещал нерегулярно, материал усвоен выборочно, динамика развития ребенка незначительная. |
Рекомендации | Диагностическое обследование ребенка и сбор данных; избегать интеллектуальные и психологические нагрузки; ребенок нуждается в индивидуальном подходе и постоянном контроле со стороны взрослых; перед объяснением нового материала проводить пропедевтические упражнения; в целях компенсации и выравнивания недостатков физического, психического и речевого развития, избегая перегрузок, рекомендуется повторный курс обучения (или обучение в специальной коррекционной школе); систематизировать, расширять и уточнять имеющиеся учебные знания и сведения об окружающем мире; пополнение и уточнение имеющихся знаний; систематизация умения и навыков; рекомендуется консультация у специалистов…; во избежание “школьной неуспешности” рекомендовано посещение школы с 7 летнего возраста; рекомендован дополнительный отдых; уменьшение интеллектуальной и эмоциональной нагрузки; посещение занятий с психологом и логопедом; устранение пробелов в имеющихся знаниях; довести до необходимого уровня учебную деятельность; стимулировать самооценку; создание возможности выбора…; повышение личной ответственности; создание благоприятной обстановки в классе, дома и т. д.; оказание помощи в обретении веры в свои силы; рекомендован повторный курс обучения; проведение дополнительного обследования с целью определения ребенка на дальнейшее обучение с учетом его уровня развития; восполнение пробелов в имеющихся у него знаний; ребенку необходим поэтапный контроль и частая смена видов деятельности; для развития мотивации желательно использование занимательного материала, видов и приемов заданий, вызывающих интерес учащихся, создание ситуации “успеха”; единство требований к ребенку учителя, логопеда, психолога и родителей. |
Сенсомоторная сторона речи
Грубых нарушений звукопроизношения нет, но наблюдается несформированность функций фонематического анализа и синтеза, фонематических дифференцировок. |
Произносительная сторона речи без дефектов. |
После однократного предъявления не может воспроизвести ряд, состоящий из 5 различных слогов. Допускает многочисленные ошибки при выделении звука из слова. Допускает грубые ошибки при отборе картинок на заданный звук. Не справляется с заданием на определение последовательности и места звуков в слове. Давал много неточных ответов. |
В анамнезе отмечается запаздывание в формировании фразовой речи. |
Незрелость фонематического восприятия. Неполное осознание звуковой «оболочки» слова . Несформированность фонематических процессов. |
Неполноценность сукцессивных операций. Неполноценность сукцессивной слухо-речевой памяти (дни недели, месяцы). |
Неполноценность речевой моторики. Затрудняется в дифференциации звуков не только при произнесении, но и при восприятии на слух. |
Низкий уровень овладения анализом звукового состава слова. |
Незначительное искажение слоговой структуры слова в словах сложного слогового состава, а также в незнакомых и малоупотребляемых словах. |
Трудности воспроизведения серии слоговых сочетаний, слов-паронимов. Затрудняется в подборе картинок, в наименовании которых имелись оппозиционные звуки. |
Малый объём и неточность движений языка, слабая переключаемость, быстрая истощаемость. |
Недостаточность речевой моторики, проявляющаяся в напряжении мышц языка, трудности удержания поз языка и переключении органов артикуляции с одного положения на другое; трудности в длительных поисках нужного положения. |
Трудности дифференциации звуков твёрдых-мягких, глухих-звонких. |
Не удерживает последовательность и количество слогов при воспроизведении слогового ряда, а также предложений из 4-5 слов (пропускает слова либо совсем не может повторить). |
Низкий уровень владения анализом звукового состава слова. Количество и последовательность звуков в словах, определение позиционных соотношений в слове удаётся с трудом. |
При воспроизведении незнакомых слов наблюдается нарушение слоговой структуры. |
Трудности повторения серии из 3-4 слогов с фонетически близкими звуками. Недостаточно различает понятия «звук», «буква», «слог». Затруднены сложные формы языкового анализа. |
Трудности фонетико-фонематического анализа и синтеза. Нарушение понимания логико-грамматических конструкций. |
Смазанность речи, неразборчивость. |
Произносительная сторона речи
Звукопроизношение без дефектов отсутствие звука искажение звука замена звука грубых нарушений звукопроизношений нет, но наблюдаются несформированность фонематического анализа и синтеза грубых нарушений звукопроизношений нет, но наблюдаются несформированность фонематических дифференцировок грубых нарушений звукопроизношений нет, но наблюдаются несформированность лексико-грамматического строя речи (ОНР) речевой дефект компенсируется с трудом, так как нарушение в психике не выработано у ребенка осознанное отношение к артикуляции звуков не выработано полноценное движение органов артикуляции | |
Степень разборчивости речь невнятная речь смазанная малопонятная для окружающих речь разборчивость речи несколько снижена речь нечеткая речь нормальная монотонная маловыразительная лишенная сложных эмоциональных оттенков замедленная ускоренная смазанная неразборчивая не критичен к речи спокойно относится к дефекту | Темп речи тахилалия брадилалия запинки заикание нормальный Дыхание свободное затрудненное поверхностное неритмичное | |
Ритм речи | Голос сильный звонкий нормальный тихий слабый истощающий немодулированный крикливый резкий металлический назализация | |
Просодическая (мелодико-интонационная) сторона речи нормальная нарушение интонационного фона речи отсутствие голосовых модуляций голос немодулированный слабая выраженность голосовых модуляций | Тембр голоса нормальный сдавленный хриплый назализованный напряженный монотонный дрожащий Губы нормальные толстые тонкие Зубы | |
Прикус нормальный передний открытый боковой открытый прогнатия прогиния | Нёбо нормальное низкое готическое | |
Язык нормальный толстый массивный маленький узкий укороченная уздечка малый объем и неточность движений языком слабая переключаемость быстрая истощаемость недостаточная речевая моторика, которая проявляется в напряжении мышц языка, трудности удерживания позы языка, переключение органов артикуляции с одного положения на другое, в длительных поисках нужного положения движения языка неловкие и неточные |
Моторика
Ведущая рука
правая.
левая.
ограничена.
недостаточная.
нарушение координации движения.
тремор.
маленькая дифференцированность движений кистей рук.
моторная неловкость проявляется трудностями удерживания строки, разным наклоном и высотой элементов букв, трудностями запоминания графического образа букв.
развитие и совершенствование тонкой моторики кисти и пальцев рук.
Фонематический слух
(различение звуков, слогов, слов, звуковых рядов, звуковой анализ слова)
нормальный
нарушен
грубо нарушен
незначительно нарушен
недостаточность фонетико-фонематического восприятия снижение слухо-речевой памяти
после многократного предъявления не может воспроизвести ряд, состоящий из 5 различных слогов
допускает многочисленные ошибки при выделении звука и слова
грубые ошибки допускались при отборе картинок на заданный звук
не справляется с заданием на определение последовательности и места звука в слове
давал много неточных ответов
незрелость фонематического восприятия
неполноценное осознание звуковой «оболочки» слова
неполноценность сукцессивной, слухоречевой памяти (дни недели, времена года)
затрудняется в дифференциации звуков не только при произнесении, но и восприятии на слух
низкий уровень владения звуковым составом слова
развитие и совершенствование слухового внимания, памяти фонематических процессов
трудности дифференциации звуков: звонких – глухих, твердых – мягких
затрудняется в подборе картинок, в наименовании которых имелись оппозиционные фонемы
низких уровень владения определением количества и последовательности звуков в словах
определение оппозиционных словах удается с трудом
неточно различает понятие звук, буква и слог
затруднены сложные формы звукового анализа
Слоговая структура слова
Нарушена
Грубо нарушена
парафазии (замены звуков слогов)
элизии (пропуск звуков слогов)
итерации (повторение звуков слогов)
кнтаминации (часть одного слова соединяется с частью другого слова)
персиверации (отсроченное повторение)
перестановка звуков слогов
незначительное искажение слоговой структуры слова в словах сложного слогового состава, а так же в незнакомых и мало употребляемых словах
трудности воспроизведения серии слоговых сочетаний, слов паронимов
не удерживает последовательность и количество слогов при воспроизведении слогового ряда, а так же предложении из 4 – 5 слов (пропускает слова или не может повторить)
низкий уровень овладения анализом слогового состава слова
нарушение слоговой структуры слов встречается при воспроизведении незнакомых слов
Словарный запас и навыки словообразования
Словарный запас беден, характеризуется неточностью значений многих слов, особенно страдает понимание и употребление обобщающих понятий, прилагательных, глаголов. |
Бедность и недостаточная дифференцированность словаря, недостаточная сформированность понимания лексико-грамматических конструкций. |
Отмечается многословность или недостаточная развёрнутость высказываний. |
Не знает многих слов не только абстрактного значения, но и часто встречающихся в речевой практике. Недостаточно дифференцирует лексические единицы по их семантическим признакам (конверт называет письмом, платье – одеждой). |
Недостаточно дифференцирует слова по значению. В основном употребляет существительные и глаголы. Из прилагательных использует главным образом качественные. Недостаточно владеет антонимическими и синонимическими средствами языка. |
Ограниченность лексических средств при составлении предложений по опорным словам. В основном наблюдаются простые предложения из 3-4 слов. Предложения отличаются краткостью, стереотипностью, круг используемых слов крайне ограничен. |
Затрудняется в образовании новых слов с помощью суффиксов, приставок. |
Ограничен речевой запас, поэтому происходит неточный отбор слов. |
Бедный запас слов, выражающих оттенки значений. Большое количество ошибок в словоизменении, вследствие чего нарушается синтаксическая связь слов в предложениях (смешение окончаний существительных м. и ж. родов, замена окончаний существительных среднего рода в И.п. окончанием сущ-го ж.рода, Ошибочное ударение в слове, неправильное согласование сущ-го с прилагательным, не может образовать мн.ч. сущ-го и глагола от слов в ед. ч. и наоборот). |
У ребёнка наблюдается неумение пользоваться словообразованием. |
Неточное значение и неточное употребление обиходных слов. В активном словаре преобладают существительные и глаголы. Мало слов, характеризующих качество, признаки, состояние предметов и действий, а также способы действий. |
Понимание обиходной речи в основном хорошее, но иногда обнаруживается незнание отдельных слов и выражений, смешение смысловых значений слов, близких по звучанию; нетвёрдое овладение многими грамматическими формами. |
Трудности употребления обобщающих понятий, хотя в пассивном словаре встречаются. |
Грамматический строй речи
Трудности при составлении предложений из набора слов по сюжетной картинке. Нарушен порядок слов в предложении. Набор слов вместо связного высказывания. |
Неполноценность грамматического программирования. Недостаточная сформированность и устойчивость представлений и знаний о структуре простого предложения. |
При употреблении простых предлогов допускает их замены, пропуски. Допускает ошибки в употреблении предлогов. Не пользуется сложными предлогами. |
Допускает ошибки в предложно-падежном управлении, в согласовании существительных с прилагательными и глаголами. |
Пользуется простыми предложениями, допуская большое количество ошибок, предлоги опускает, заменяет. Наблюдается неполная сформированность понимания значений даже наиболее простых предлогов. |
Большое количество ошибок наблюдается в использовании простых предлогов и почти не используются в речи более сложные предлоги. |
Отмечаются большие затруднения, а часто и полное неумение распространять предложения и строить сложные предложения. |
Лексико - грамматический строй речи
Словарный запас.
резко ограничен.
беден.
в пределах обихода.
достаточный.
низкий.
несколько снижен.
соответствует возрасту.
пользуется развернутой фразой.
синтаксические конструкции фраз бедные.
наличие речевых штампов (речь пустая, без содержания, часто не соотносится с выполняемыми действиями, не отражает истинных интеллектуальных способностей).
Понимание обращенной речи.
не понимает обращенную речь.
понимание ограниченное (ситуативная).
выполняет простые речевые инструкции.
выполняет сложные речевые конструкции.
в полном объеме.
Пассивный словарь.
название реальных предметов и на картинках.
понимание смыслового значения слова.
понимание действия.
понимание простого сюжета.
понимание лексико-грамматических конструкций.
ребенок выражает пространственные объяснения вместо названия предмета или действия.
ограничен речевой запас, поэтому происходит неточный отбор слов.
Предлоги.
пользуется простыми предлогами, допуская большое количество ошибок, предлоги пропускает, заменяет;
неполная сформированность понимания значений, даже наиболее простых предлогов;
при употреблении простых предлогов допускает их замены пропуски.
не пользуется сложными предлогами.
Словоизменение.
бедный запас слов выражающих оттенки значений; большое количество ошибок в словоизменении, поэтому нарушается синтаксическая связь слов в предложении:
смешение окончаний существительных мужского и женского родов.
замена окончаний существительных среднего рода И п.
окончаний сущ женского рода.
ошибочные ударения в словах.
неправильное согласование сущ+прил,
не может образовывать мн.ч. сущ+глаг от слов в ед. ч. и наоборот.
Активный словарь.
в активном словаре преобладают сущ. и глаг. Мало слов характеризующих качество, признаки состояния предметов и действия, а так же способы действий.
отмечаются большие затруднения, а часто и полное неумение распространять предложение и строить сложные.
понимание обиходной речи в основном хорошее, но и иногда обнаруживается незнание отдельных слов и выражений, смешение смысловых значений слов, близких по звучанию нетвёрдое овладение грамматическими формами.
неточное знание и употребление многих обиходных слов.
наблюдается бедность и неточность понимания и употребление многих слов.
словарный запас беден, характеризуется неточностью значений многих слов.
особенно страдает понимание и употребление обобщающих понятий, прилагательных и глаголов.
речь бедная, неправильная, бытовые штампы.
многословность. Резкая недостаточная развернутость высказывания.
низкая речевая активность.
несформированность навыков построения связного высказывания.
недостаточное развитие словарного запаса.
нарушено обобщение и активизация словаря, страдает дикция, выразительность речи.
Грамматический строй речи.
ошибки в падежных окончаниях.
смешение временных и видовых форм глаголов.
ошибки в согласовании и управлении.
неполноценность грамматического программирования.
недостаточная сформированность и устойчивость представлений и знаний о структуре простых предложений.
ошибки в предложно-падежном управлении, в согласовании: существительное + прилагательное и существительное + глагол.
затрудняется в образовании новых слов с помощью суффикса, приставки и окончания.
Лексико – грамматический строй речи.
лексико – грамматическая недостаточность.
пользуется развернутой фразой.
лексико – грамматический строй речи сформирован достаточно (норма).
нарушение лексико-грамматического строя речи, бедность, неточность словарного запаса.
не знает многих слов не только абстрагированного значения, но и встречающиеся в речевой практике.
недостаточно дифференцирует лексические единицы по их семантическим признакам (конверт - письмо), а так же дифференцирует по значению, не улавливает разницы в их значении; употребление существительных и глаголов, из прилагательных использует - качественные.
недостаточное владение синонимичными и антонимическими средствами языка.
ограниченность лексических средств, при составлении предложений по опорным словам.
в основном преобладают простые предложения из 3 – 4 слов; предложения отличаются краткостью, стереотипностью; круг использованных слов крайне ограничен.
в самостоятельных высказываниях отсутствует правильная связь слов в предложениях, выражающих временные и пространственные отношения.
Связная речь
В свободных высказываниях наблюдаются негрубые ошибки в оформлении фраз. |
Связная речь характеризуется односложностью, неумением связно, последовательно строить рассказ, бедностью в выборе языковых средств. |
В самостоятельных высказываниях отсутствует правильная связь слов в предложениях, выражающая временные и пространственные отношения. |
Ребёнок прибегает к пространным объяснениям вместо называния предмета или действия. |
По картинке перечисляет отдельные элементы ситуации, часто не различаются существенные и второстепенные детали. Наблюдается отсутствие связующих элементов. Затруднения приводят к частым остановкам, вызывают необходимость задавать наводящие вопросы. |
В высказываниях проявляется неумение оформлять с помощью языковых средств смысловые отношения (временные, пространственные, причинно-следственные). |
Пересказывает по вопросам. Общий смысл прочитанного понимает. |
Умеет пересказывать без искажений незнакомый рассказ. |
Для пересказа. Передаёт содержание упрощённо. Пересказывает важные части рассказа, но не устанавливает причинно-следственные, временные и пространственные отношения. |
Для рассказа. Рассказ характеризуется бедностью языкового оформления и нарушением логической связи. Отмечается непоследовательность в изложении, смысловое несоответствие частей высказывания, их искажение. Не сохраняет основной сюжетной линии. При пересказе, соскальзывает на второстепенные детали. |
Связная речь
(сюжетные картинки + пересказ)
пересказывает с помощью вопросов. Общий смысл прочитанного понимает
в свободных высказываниях наблюдаются ошибки в формировании фраз. Умеет пересказать без искажений прочитанный ему незнакомый рассказ
рассказы со скрытым смыслом малодоступны
связная речь характеризуется односложностью, умением связно и последовательно строить рассказ, бедностью в выборе языковых средств
трудности при составлении предложения по набору слов, сюжетной картинке
нарушен порядок слов в предложении; набор слов вместо связного высказывания
перечисление отдельных элементов ситуации, часто не различаются существенные и второстепенные детали. Наблюдаются разрывы, отсутствуют связующие элементы. Затруднения приводят к частым остановкам, вызывают необходимость задавать наводящие вопросы
передает содержание упрощенно, пересказывает важные части рассказа, не устанавливает причинно-следственные, временные и пространственные отношения
рассказ характеризуется бедностью языкового оформления и нарушением логической связности. Отмечается непоследовательность в изложении, смысловое несоответствие частей высказывания, их искажения. Не сохраняет основной сюжетной мысли при пересказе, соскальзывает на второстепенные детали
Чтение и письмо
Чтение угадывающее. |
Чтение невыразительно, лишено интонационной, эмоциональной красочности. Допускает замены букв, пропуски отдельных слов. Не овладел слитным чтением. Смысл прочитанного не понимает. Пересказывает по наводящим вопросам. Стремится к дословному, механическому воспроизведению прочитанного без самостоятельного сознательного осмысливания прочитанного текста. Рассказы со скрытым смыслом малодоступны. |
Чтение послоговое. Слоги и слова читает правильно, простые слова читает целостно. Делает запинки при чтении многосложных слов. Скорость чтения невысокая. |
Способ чтения послоговой и целыми словами. Чтение замедленное. Понимание прочитанного не нарушено (в пределах интеллектуального развития). |
Малая дифференцированность движений кистей рук. |
Письмо несформированно. При списывании текста допускает ошибки. Такая же картина при списывании. |
Моторная неловкость, которая проявляется трудностями удержания строки, разным наклоном, высотой элементов букв; трудностями запоминания графического образа букв. |
Наблюдается задержка в формировании пространственного восприятия и пространственных представлений; трудности ориентировки на тетрадном листе, зеркальность при написании букв и цифр. |
На письме допускает значительное число ошибок, связанных с неполноценностью фонематического восприятия и несформированностью звукового анализа. Синтаксические ошибки вызваны неполноценностью лексико-грамматического строя речи (неумение выделить слово, предложение из текста, ошибки в употреблении падежных окончаний, пропуски слов, предлогов, нарушение согласование в роде, падеже). Отмечается большое количество ошибок при списывании, вызванное низким уровнем самоконтроля, неустойчивостью внимания, низкой работоспособностью. |
Педагогические наблюдения
Двигательное беспокойство, повышенная отвлекаемость, многоречивость. |
Некритичен к языковой недостаточности. |
Низкая контактность, негативизм, немотивируемое упрямство, раздражительность, склонность к аффектам, агрессивность, жестокость. |
Тревожность, обидчивость, впечатлительность, замкнутость, конфликтность. На вопросы отвечает одним словом. Во время обследования напряжён. Отвечает тихо и коротко. Запас сведений и ориентировка в окружающем отстают от возраста. Часто можно наблюдать неадекватную улыбку на лице. |
Низкая речевая активность. Формировать навыки построения связного высказывания. Вырабатывать осознанное отношение к артикуляции звуков. Вырабатывать полноценные движения органов артикуляции. Развивать и совершенствовать тонкую моторику кисти и пальцев рук. Развивать и совершенствовать слуховое внимание, слуховую память, фонематические процессы. Развивать словарный запас и мышление. Обогащать и активизировать словарь. Вырабатывать чёткую дикцию, выразительность речи. |