СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Диагностика профессиональной позиции педагога как воспитателя

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Если мы хотим, чтобы наша педагогика была подлинной гуманистической, мы должны понимать и помнить: в такой педагогике ценности определяют цели, а не наоборот.

Просмотр содержимого документа
«Диагностика профессиональной позиции педагога как воспитателя»

Диагностика профессиональной позиции педагога как воспитателя

Иванова В.В., заведующая методическим отделом

Если мы хотим, чтобы наша педагогика была подлинной гуманистической, мы должны понимать и помнить: в такой педагогике ценности определяют цели, а не наоборот. В этой связи явно недостаточно, чтобы педагог выполнял свои профессиональные функции или реализовывал социально-профессиональную роль (и то и другое можно делать вне ценностного отношения). Необходима позиция педагога, потому что только позиция, как мы уже отмечали, представляет собой единство сознания и деятельности человека, где деятельность выступает одним из способов реализации его базовых ценностей. Педагогическая позиция, по словам В.И. Слободчикова, уникальна и единственна в своем роде. Она одновременно является и педагогически-личностной (выявляется во всякой встрече взрослого и ребенка), и педагогически-профессиональной (выявляется при создании условий достижения профессиональных, педагогических целей). Педагог нигде и никогда не встречается с ребенком как с «объектом» (если он действительно педагог, а не работник с «человеческим материалом»): в личностной позиции всегда встречается с другим человеком, а в профессиональной – с условиями его развития.

В личностно-профессиональной позиции педагога можно выделить две субпозиции: учителя и воспитателя. В позиции воспитателя педагог работает с условиями развития ребенка как личности.

Исходя из вышесказанного, можно дать следующее определение: личностно-профессиональная позиция педагога как воспитателя – это способ реализации педагогом собственных базовых ценностей в деятельности по созданию условий для развития личности ребенка. Гуманистический характер данной позиции определяется, во первых, тем, насколько ценности гуманизма являются базовыми для педагога, а во-вторых, тем, насколько адекватны ценностям избираемые педагогом формы, методы и средства воспитательной деятельности. Это и позволяет выяснить диагностическая методика профессиональной позиции педагога как воспитателя. В ее основу положена разработанная А.И. Григорьевой деятельностная модель личностно-профессиональной позиции педагога как воспитателя. В данной модели представлены возможные действия воспитателя, разделенные на четыре блока:

  1. действия педагога как субъекта воспитательного влияния на ребенка и детскую общность;

  2. действия педагога как субъекта личностного и профессионального саморазвития как воспитателя;

  3. действия педагога как субъекта формирования и развития педагогического коллектива как коллектива воспитателей;

  4. действия педагога как субъекта взаимодействия с «выходящими» на ребенка социальными общностями и институтами, стимулирующего проявление их воспитательного потенциала.

Диагностика состоит из 2-х этапов. На первом этапе Вам был предложен опросный лист № 1. Сейчас предлагаю ответить на вопросы из бланка № 2.

Обработка результатов.

Два опросных листа соответствуют представлению о позиции как единстве сознания и деятельности. говоря с определенной долей условности, опросный лист № 1 выявляет «сознание» педагога как воспитателя, опросный лист № 2 – «деятельность» педагога.

Подсчет результатов осуществляется следующим образом. Лист № 1 накладывается на лист № 2, и отмечаются только совпадения ответов. Далее подсчитывается, в какой колонке – первой, второй, третей или четвертой – больше всего совпадений. «Лидирующая» колонка и показывает уровень развития профессиональной позиции педагога как воспитателя.

Интерпретация результатов.

Если больше всего совпадений в первой колонке («считаю необходимым» – «делаю постоянно»), то это сильная профессиональная позиция воспитателя.

Если больше всего совпадений во второй колонке («считаю важным» – «делаю часто»), то это относительно сильная профессиональная позиция воспитателя.

Если больше всего совпадений в третьей колонке («считаю необязательным» – «делаю изредка»), то это относительно слабая профессиональная позиция воспитателя.

Если больше всего совпадений в четвертой колонке («считаю ненужным» – «не делаю»), то это слабая профессиональная позиция воспитателя.

Если Вы заинтересовались результатом, и он кажется, Вам неправдоподобным можете обратиться на индивидуальное собеседование к педагогам-психологам СПЦ «Доверие».

Прошу сдать ваши опросные листы, чтобы смогли дать детальный анализ профессиональной позиции педагога как воспитателя, в частности рассмотреть особенности позиции педагога по субъектностям:

  1. действия педагога как субъекта воспитательного влияния на ребенка и детскую общность (утверждения с 1 по 16);

  2. действия педагога как субъекта личностного и профессионального саморазвития как воспитателя (утверждения с 17 по 22);

  3. действия педагога как субъекта формирования и развития педагогического коллектива как коллектива воспитателей (утверждения с 23 по 28);

  4. действия педагога как субъекта взаимодействия с «выходящими» на ребенка социальными общностями и институтами, стимулирующего проявление их воспитательного потенциала (утверждения с 29 по 34).

С помощью такого дифференцированного анализа можно выяснить, какая из субъктностей педагога-воспитателя «западает» у респондента, где он испытывает наибольшие сложности и трудности, что может служить источником его профессионального и личностного роста.