Диагностика профессиональной позиции педагога как воспитателя
Иванова В.В., заведующая методическим отделом
Если мы хотим, чтобы наша педагогика была подлинной гуманистической, мы должны понимать и помнить: в такой педагогике ценности определяют цели, а не наоборот. В этой связи явно недостаточно, чтобы педагог выполнял свои профессиональные функции или реализовывал социально-профессиональную роль (и то и другое можно делать вне ценностного отношения). Необходима позиция педагога, потому что только позиция, как мы уже отмечали, представляет собой единство сознания и деятельности человека, где деятельность выступает одним из способов реализации его базовых ценностей. Педагогическая позиция, по словам В.И. Слободчикова, уникальна и единственна в своем роде. Она одновременно является и педагогически-личностной (выявляется во всякой встрече взрослого и ребенка), и педагогически-профессиональной (выявляется при создании условий достижения профессиональных, педагогических целей). Педагог нигде и никогда не встречается с ребенком как с «объектом» (если он действительно педагог, а не работник с «человеческим материалом»): в личностной позиции всегда встречается с другим человеком, а в профессиональной – с условиями его развития.
В личностно-профессиональной позиции педагога можно выделить две субпозиции: учителя и воспитателя. В позиции воспитателя педагог работает с условиями развития ребенка как личности.
Исходя из вышесказанного, можно дать следующее определение: личностно-профессиональная позиция педагога как воспитателя – это способ реализации педагогом собственных базовых ценностей в деятельности по созданию условий для развития личности ребенка. Гуманистический характер данной позиции определяется, во первых, тем, насколько ценности гуманизма являются базовыми для педагога, а во-вторых, тем, насколько адекватны ценностям избираемые педагогом формы, методы и средства воспитательной деятельности. Это и позволяет выяснить диагностическая методика профессиональной позиции педагога как воспитателя. В ее основу положена разработанная А.И. Григорьевой деятельностная модель личностно-профессиональной позиции педагога как воспитателя. В данной модели представлены возможные действия воспитателя, разделенные на четыре блока:
действия педагога как субъекта воспитательного влияния на ребенка и детскую общность;
действия педагога как субъекта личностного и профессионального саморазвития как воспитателя;
действия педагога как субъекта формирования и развития педагогического коллектива как коллектива воспитателей;
действия педагога как субъекта взаимодействия с «выходящими» на ребенка социальными общностями и институтами, стимулирующего проявление их воспитательного потенциала.
Диагностика состоит из 2-х этапов. На первом этапе Вам был предложен опросный лист № 1. Сейчас предлагаю ответить на вопросы из бланка № 2.
Обработка результатов.
Два опросных листа соответствуют представлению о позиции как единстве сознания и деятельности. говоря с определенной долей условности, опросный лист № 1 выявляет «сознание» педагога как воспитателя, опросный лист № 2 – «деятельность» педагога.
Подсчет результатов осуществляется следующим образом. Лист № 1 накладывается на лист № 2, и отмечаются только совпадения ответов. Далее подсчитывается, в какой колонке – первой, второй, третей или четвертой – больше всего совпадений. «Лидирующая» колонка и показывает уровень развития профессиональной позиции педагога как воспитателя.
Интерпретация результатов.
Если больше всего совпадений в первой колонке («считаю необходимым» – «делаю постоянно»), то это сильная профессиональная позиция воспитателя.
Если больше всего совпадений во второй колонке («считаю важным» – «делаю часто»), то это относительно сильная профессиональная позиция воспитателя.
Если больше всего совпадений в третьей колонке («считаю необязательным» – «делаю изредка»), то это относительно слабая профессиональная позиция воспитателя.
Если больше всего совпадений в четвертой колонке («считаю ненужным» – «не делаю»), то это слабая профессиональная позиция воспитателя.
Если Вы заинтересовались результатом, и он кажется, Вам неправдоподобным можете обратиться на индивидуальное собеседование к педагогам-психологам СПЦ «Доверие».
Прошу сдать ваши опросные листы, чтобы смогли дать детальный анализ профессиональной позиции педагога как воспитателя, в частности рассмотреть особенности позиции педагога по субъектностям:
действия педагога как субъекта воспитательного влияния на ребенка и детскую общность (утверждения с 1 по 16);
действия педагога как субъекта личностного и профессионального саморазвития как воспитателя (утверждения с 17 по 22);
действия педагога как субъекта формирования и развития педагогического коллектива как коллектива воспитателей (утверждения с 23 по 28);
действия педагога как субъекта взаимодействия с «выходящими» на ребенка социальными общностями и институтами, стимулирующего проявление их воспитательного потенциала (утверждения с 29 по 34).
С помощью такого дифференцированного анализа можно выяснить, какая из субъктностей педагога-воспитателя «западает» у респондента, где он испытывает наибольшие сложности и трудности, что может служить источником его профессионального и личностного роста.