Диагностика уровня развития исследовательских умений
у младших школьников
на начальном этапе.
Шкала выраженности учебно-познавательного интереса.
Цель: определение уровня сформированности учебно-познавательного интереса.
Оцениваемые УУД: действие смыслообразования, установление связи между содержанием учебных предметов и познавательными интересами учащихся.
Возраст: ступень начальной школы (10,5 – 11 лет)
Форма (ситуация оценивания): опросник для учителя.
Ситуация оценивания:
Методика представляет собой шкалу с описанием поведенческих признаков, характеризующих отношение ученика к учебным задачам и выраженность учебно-познавательного интереса. Шкала предъявляется учителю с инструкцией отметить наиболее характерные особенности поведения при решении задач для каждого ученика.
Критерии оценивания представлены в таблице 1.
Уровень | Критерий оценки поведения | Дополнительный диагностический признак |
1. Отсутствие интереса | Интерес практически не обнаруживается. Исключение составляет яркий, смешной, забавный материал. | Безразличное или негативное отношение к решению любых учебных задач. Более охотно выполняет привычные действия, чем осваивает новые. |
2. Реакция на новизну | Интерес возникает лишь на новый материал, касающийся конкретных фактов, но не теории | Оживляется, задает вопросы о новом фактическом материале, включается в выполнение задания, связанного с ним, но длительной устойчивой активности не проявляет |
3. Любопытство | Интерес возникает на новый материал, но не на способы решения. | Проявляет интерес и задает вопросы достаточно часто, включается в выполнение заданий, но интерес быстро иссякает |
4. Ситуативный учебный интерес | Интерес возникает к способам решения новой частной единичной задачи (но не к системам задач) | Включается в процессе решения задачи, пытается самостоятельно найти способ решения и довести задание до конца, после решения задачи интерес исчерпывается |
5. Устойчивый учебно-познавательный интерес | Интерес возникает к общему способу решения задач, но не выходит за пределы изучаемого материала | Охотно включается в процесс выполнения заданий, работает длительно и устойчиво, принимает предложения найти новые применения найденному способу |
6. Обобщенный учебно-познавательный интерес | Интерес возникает независимо от внешних требований и выходит за рамки изучаемого материала. Ученик ориентирован на общие способы решения системы задач. | Интерес – постоянная характеристика ученика, проявляет выраженное творческое отношение к общему способу решения задач, стремится получить дополнительную информацию. Имеется мотивированная избирательность интересов. |
Уровни:
Шкала позволяет выявить уровень сформированности учебно-познавательного интереса в диапазоне шести качественно различающихся уровней:
отсутствие интереса,
реакция на новизну,
любопытство,
ситуативный учебный интерес,
устойчивый учебно-познавательный интерес;
обобщенный учебно-познавательный интерес.
Уровень 1 может быть квалифицирован как несформированность учебно-познавательного интереса; уровни 2 и 3 – как низкий, уровень 4 – удовлетворительный, уровень 5 – как высокий и уровень 6 как очень высокий.
Опросник для учащихся «Умеете ли Вы » (по Е.М. Муравьеву)
Умения | Знаю | Умею |
1. Умею выбирать исследовательскую тему. | | + |
2. Умею ставить цели и добиваться их. | + | |
3. Умею выдвигать гипотезы | | + |
4. Умею искать способы достижения цели. | | + |
5.Умею планировать свою работу. | | + |
6. Умею собирать, обрабатывать и обобщать информацию | + | |
7. Умею подбирать соответствующую литературу к исследованию | | + |
8. Умею проводить эксперимент, наблюдение. | | + |
9. Умею формулировать выводы по окончании исследовательской работы. | + | |
10. Умею подводить итоги исследовательской деятельности. | + | |
11. Умею публично выступать. | | + |
Методика «Четвёртый лишний» из 18 заданий
1. Сложение, вычитание, равно, умножение.
2. Метр, длина, литр, килограмм.
3. Больше, равно, меньше, число.
4. Неизвестное, равенство, больше.
5. Единицы, миллиард, десятки, сотни.
6. Периметр, сантиметр, длина, площадь.
7. 12, 13, 22, 34.
8. Сумма, умножение, частное, разность.
9. Сантиметр, метр, килограмм, километр, миллиметр.
10. Уменьшаемое, слагаемое, разность, вычитаемое.
11. Цена, время, скорость, расстояние.
12. Год, неделя, месяц, ночь.
13.
, 3, \/, х.
14. 3, 27, 31, 18.
15. 30 020; 3 020; 65 400;65 040.
16. Делимое, остаток, разность, частное.
17. Ярд, аршин, рубль.
18. Секунда, грамм, метр, длина.
Интерпретация.
Шкала для оценки уровня развития операции обобщения.
Количество верных ответов меньше 8 – низкий уровень способности к обобщению и абстрагированию;
Количество верных ответов больше либо равно 8, но меньше16 – средний уровень способности к обобщению и абстрагированию;
Количество верных ответов больше, либо равно 16 – высокий уровень способности к обобщению и абстрагированию.