ДИАЛОГ С ТЕКСТОМ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Педагогический опыт:
использование инновационных технологий, методик или их элементов
Образование вне диалога превращается в искусственную мёртвую систему.
Бахтин М.М.
Живое общение учителя и ученика, личностно-ориентированная педагогика, гибкость и соразмерность требований, предъявляемых к ученику, создают условия для уверенного движения обучающегося по пути знаний.
Методологически близкой мне как учителю словесности является задача приобщения ученика к социокультурному наследию прошлого через субъективный опыт «вживания» в художественно осмысленную культурную среду. Диалог с текстом художественного произведения формирует не только высокую читательскую компетентность, но и способность понимать историческую культурную традицию, эмоционально осмысливать и принимать «чужую» точку зрения, позицию, мировоззрение. Толерантное отношение к «иной» культуре формирует духовную отзывчивость и неравнодушие, «диалогически» расширяет сознание. Для вхождения человека в состояние уподобления, сопереживания необходимо создавать соответствующую проблемную ситуацию, опираясь как на социокультурный аспект изучаемого текста, так и на фактический жизненный опыт учащихся, проводить сопоставительные параллели социально-исторического, нравственно-этического и религиозно-философского характера. Метод диалога с текстом является основным в моей преподавательской практике, результативность его применения сказывается в положительной динамике качества знаний учащихся.
Думаю, что метод диалога, понимаемый как органическое «вживание» в иную культурную традицию, приближает человека к постижению самого себя, родной этнической культуры. Этот метод может успешно применяться учителями в изучении дисциплин гуманитарного профиля: истории литературы и курсов культурологической направленности («Основы православной культуры», «Основы мировой художественной и религиозной культуры» и др.)