СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 09.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Диалог с текстом художественного произведения

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Что приближает человека к постижению  самого себя? Состояние уподобления, сопереживания, соотнесения себя с другими? Художественная литература не может быть объектом изучения для младших школьников, но сферой «вживания», самоидентификации и самопостижения, «угадывания» себя в другом, художественно обобщённом мире. Как «всемирная отзывчивость» обогащает любую народную  культуру, так и художественный опыт обогащает любой частный, индивидуальный, видовой…

 

Показать полностью

Просмотр содержимого документа
«Диалог с текстом художественного произведения»

ДИАЛОГ С ТЕКСТОМ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Педагогический опыт:

использование инновационных технологий, методик или их элементов



Образование вне диалога превращается в искусственную мёртвую систему.

Бахтин М.М.

Живое общение учителя и ученика, личностно-ориентированная педагогика, гибкость и соразмерность требований, предъявляемых к ученику, создают условия для уверенного движения обучающегося по пути знаний.

Методологически близкой мне как учителю словесности является задача приобщения ученика к социокультурному наследию прошлого через субъективный опыт «вживания» в художественно осмысленную культурную среду. Диалог с текстом художественного произведения формирует не только высокую читательскую компетентность, но и способность понимать историческую культурную традицию, эмоционально осмысливать и принимать «чужую» точку зрения, позицию, мировоззрение. Толерантное отношение к «иной» культуре формирует духовную отзывчивость и неравнодушие, «диалогически» расширяет сознание. Для вхождения человека в состояние уподобления, сопереживания необходимо создавать соответствующую проблемную ситуацию, опираясь как на социокультурный аспект изучаемого текста, так и на фактический жизненный опыт учащихся, проводить сопоставительные параллели социально-исторического, нравственно-этического и религиозно-философского характера. Метод диалога с текстом является основным в моей преподавательской практике, результативность его применения сказывается в положительной динамике качества знаний учащихся.

Думаю, что метод диалога, понимаемый как органическое «вживание» в иную культурную традицию, приближает человека к постижению самого себя, родной этнической культуры. Этот метод может успешно применяться учителями в изучении дисциплин гуманитарного профиля: истории литературы и курсов культурологической направленности («Основы православной культуры», «Основы мировой художественной и религиозной культуры» и др.)






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!