Методическая разработка дидактической игры «Познай лес»
Цель: формирование знаний о лесном богатстве, сезонных изменениях в лесу; воспитание любви к неживой природе, умений заботиться о ней; развивать интерес к родному краю
Задачи:
1. Познакомить с 10 лиственными и хвойными деревьями.
2. Рассказать о разных видах лесов.
3. Формировать доброжелательное отношение к неживой природе.
4. Приучение к соблюдению норм и правил поведения в природе.
5. Повлиять на эмоциональный и духовный мир ребёнка.
6. Развивать психические процессы: воображение, творческое мышление, память, внимание.
7. Активизировать словарный запас ребёнка, знакомство с новыми словами.
8. Воспитывать навыки позитивного общения, активную жизненную позицию.
Оборудование для игры «Познай лес»:
• Игровая зона «Уголок природы» (включает: образцы веточек, плодов деревьев и кустарников, наглядный материал и др.)
• Дидактический материал в виде карточек с изображением деревьев, плодов и пр.
• Образцы веточек, листьев, плодов деревьев, предназначенные для игры детей.
Вид игры: игра на общественную тему.
Педагогическая актуальность.
Как и в обществе в целом, так и в детском коллективе в особенности вопросы нравственного и духовного воспитания стоят очень остро. Одной из главных задач педагога стоит умение привить ребёнку нравственные и моральные качества, доброжелательность, любовь к стране, природе и т. п.
Так как основным видом деятельности ребят является игра, то наилучшая реализация поставленной задачи будет именно по средствам игры.
Поскольку дидактическая игра способствует формированию новых знаний и умений, а также закреплению уже полученных, отражает явления окружающей действительности, то создание дидактической игры и природным материалом является наиболее оптимальным вариантом детской игры, предназначенной для этой цели.
Игра «Познай лес» актуальна для детей младшего школьного возраста. Через неё они познакомятся впервые с новыми видами деревьев, узнают, какие плоды на них растут, узнают особенности лиственных и хвойных деревьев, узнают, как лес меняется в течение года и пр. Изучат, повторят и закрепят правила поведения в природе. Научатся рассказывать о красоте лесного богатства, задавать вопросы, закрепят умения игры в команде, группе.
Дети вместе с родителями эпизодически выезжают на природу, поэтому знания об окружающем мире и умения вести себя в лесу не достаточны у детей, а то и очень поверхностны. В силу этого проведение дидактической игры с природным материалом «Познаем лес» поможет как детям, так и родителям в приобретении новых знаний, умений, расширении кругозора и пр.
«Зима – лето»
Цель:
умения видеть сезонные изменения в природе, устанавливать взаимосвязь этих изменений, развивать интерес.
Задачи:
1. Рассказать детям, как изменяются лиственные деревья с приходом зимы.
2. Показать отличия хвойных деревьев от лиственных.
3. Развивать внимание и сообразительность, тренировать память детей.
Материалы:
карточки с изображением различных деревьев в летний и зимний периоды.
Ход игры:
сначала учитель рассказывает о сезонных изменениях, происходящих с деревьями. Затем показывает карточку с изображением дерева в летний и зимний период. Рассказывает о нём, рассказывает о плодах. Так знакомит со всеми деревьями. Следующим этапом учитель показывает карточку с изображением дерева летом, а дети должны из предложенных зимних картинок найти это же дерево и назвать его.