Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Родничок» деревни Улукулево муниципального района Кармаскалинский район Республики Башкортостан
«Игровая технология.
Дидактические игры как средство подготовки к обучению
в школе старших дошкольников».
Подготовила
воспитатель
Самикова Г.В.
2019 год.
Информационная карта.
Автор работы.
Воспитатель:
- Самикова Галина Валентиновна.
- год рождения - 1984,
- образование высшее.
-стаж работы 12 лет,
- высшая квалификационная категория.
Место работы:
-Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Родничок» д. Улукулево
Название работы: «Игровая технология. Дидактические игры как средство подготовки к обучению в школе старших дошкольников».
Актуальность и перспективность работы.
Высокие требования жизни к организации воспитания и обучения заставляют искать новые, более эффективные психолого-педагогические подходы, нацеленные на приведение методов обучения в соответствие требованиям жизни.
В настоящее время в системе дошкольного образования на первый план выступает проблема своевременной и качественной подготовки детей дошкольного возраста к обучению в школе.
Дошкольный возраст - замечательный период в жизни любого человека. Это время, когда развивается мотивация, желание что-то делать, выражать себя, творить, общаться. Все это происходит в собственной активности ребенка - в игре, рисовании, конструировании, танцах, пении. Игровая деятельность - ведущая для ребенка дошкольного возраста. В игре ребенок примеряет на себя новые роли, учится жизни. Недооценивать значение игры в развитии дошкольника нельзя. Ведь учебная деятельность формируется только с семи лет. А значит, для того чтобы научить ребенка чему-то новому, надо учить его в игре.
Игра имеет самое непосредственное отношение к подготовке к школе. В ней есть все, что необходимо для полноценного развития ребенка. В играх ребенок формируется как активный деятель: он определяет замысел и воплощает его в игровом сюжете. Он по своему усмотрению вносит коррективы в игровые планы, самостоятельно входит в контакты со сверстниками, пробует свои силы и возможности. Самостоятельность, активность, саморегуляция - важнейшие характеристики игровой деятельности - играют неоценимую роль в формировании личности будущего школьника.
В создавшейся ситуации важно организовать поиск активных систем и технологий для подготовки детей к школе.
Игровая технология строится как целостное, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем.
Таким образом, мы можем определить цель нашей работы: разработка системы подготовки детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе на базе дидактических игр.
Объект: игровая деятельность старших дошкольников.
Предмет: процесс подготовки к обучению в школе.
Гипотеза: процесс подготовки старших дошкольников к обучению в школе будет эффективным если:
- усвоение опыта старших дошкольников организуется в рамках ведущей для него деятельности - игре.
Задачи:
1. Проанализировать теоретические основы подготовки старших дошкольников к обучению в школе;
2. Разработать систему дидактических игр для подготовки детей к школе.
Педагогическая идея
Материал работы посвящен проблемам возникающим при подготовке детей к школе и способам их диагностики и устранения.
Степень новизны.
Создание системы дидактических игр для подготовки детей к школе на основе результатов мониторинга индивидуального подхода и личностно-ориентированной модели воспитания.
Теоретические основы подготовки старших дошкольников
к обучению в школе
Проблема готовности дошкольников к предстоящему обучению в школе отнюдь не нова, она всегда находилась в центре внимания педагогов и психологов с тех пор, как появились общественные учебные заведения. Однако ее решение неизменно меняется в зависимости от новых тенденций в самой системе образования, которые в свою очередь отражают изменения, происходящие в общественном сознании.
Необходимо отметить, что в отечественной педагогике и психологии старший дошкольный возраст рассматривается как переходный период от одной ведущей деятельности в дошкольном возрасте - игровой, к другой ведущей в младшем школьном возрасте деятельности - учебно-познавательной. Поэтому одной из основных целей образовательной работы дошкольного учреждения является обеспечение плавности этого перехода.
Основными закономерностями подготовки ребёнка к успешному обучению в школе являются: психологическая, эмоциональная и интеллектуально-волевая готовность. В данном случае речь пойдёт об интеллектуальной готовности. В её структуре рассматривается способность ребёнка ориентироваться в окружающем мире посредством развития всех психических процессов: внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи.
Готовя ребёнка к школе, необходимо развивать гипотетичность его мышления, показывая пример постановки гипотез, развивая интерес к познанию, воспитывать ребёнка не только слушающего, но и задающего вопросы, строящего возможные предположения.
Дидактические игры: правила организации и особенности их проведения
Дидактическая игра является активной формой обучения, в которой одновременно действуют два начала: учебное, познавательное и игровое, занимательное.
Предназначение дидактической игры - смягчить переход от одной ведущей деятельности к другой, а также облегчить детям процесс усвоения знаний и представлений об окружающем мире. В отличие от учебных занятий, в дидактической игре учебные цели ставятся не прямо, когда педагог учит, объясняет, а косвенно - через игровую деятельность. Обучающая задача завуалирована, на первом плане для играющего становится естественное стремление поиграть, выполнять определенные игровые действия.
Классификация дидактических игр.
Игры, направленные на умственное развитие ребенка, можно разделить на относительно самостоятельные группы. Это игры, способствующие развитию памяти ребенка, внимания, мышления, воображения, речи, творческих способностей. Все они могут быть использованы при подготовке ребенка к школе. Игры, направленные на развитие восприятия, формируют у ребенка умение анализировать предметы по основным признакам (форма, цвет, величина). Дети знакомятся с основными геометрическими формами, подбирают по образцу или по названию, различают 7 основных цветов спектра, их оттенки, насыщенность, цветовой тон. Использование в занятиях игр данной группы дает возможность различать предметы по величине: располагать их в порядке возрастания или убывания, называть основные границы величины предметов по 3 измерениям (длина, высота, ширина).
Следующая группа игр направлена на развитие внимания. Данные игры формируют умение сосредотачиваться на определенных сторонах и явлениях действительности. Для успешного осуществления учебного процесса необходимо формирование таких основных свойств внимания, как устойчивость, переключение, распределение.
Группа игр, направленная на развитие памяти, предполагает совершенствование зрительной, слуховой и тактильной памяти.
В предшкольном возрасте память, так же, как и внимание, становится произвольной, т.е. ребенок может поставить перед собой цель – запомнить, что-либо. Задача учителя в том, чтобы помочь подобрать средства, облегчающие процесс запоминания.
Выделяют еще одну группу игр, помогающих непосредственно подготовить ребенка к школе. Это игры, дающие элементарные математические представления, знакомящие со звуковым анализом слова, подготавливающие руку к овладению письмом. На наш взгляд, каждая из таких игр ставит своей задачей развитие мышления, речи, памяти и воображения, т.е. можно рассматривать данные игры с позиции решения широкой учебной задачи.
Каждая игра - это общение ребенка со взрослыми, с другими детьми, это школа сотрудничества, в которой он учится и радоваться успеху сверстника, и стойко переносить свои неудачи. Доброжелательность, поддержка, радостная обстановка, выдумки и фантазии - только при таком условии игры будут полезны для развития ребенка. В приложениях предложены варианты игр, направленных на умственное развитие ребенка при подготовке его к школе.
Умело организованная дидактическая игра - несомненный успех в педагогическом мастерстве воспитателя. Чтобы дидактическая игра не превратилась в учебное занятие, в ней должны присутствовать следующие элементы: обучающая задача, игровая деятельность, правила игры, содержание игры, ее заключение. Отбор познавательных задач осуществляется в особенности с программными требованиями и возрастными особенностями детей.
Методические рекомендации.
Для того, чтобы игры полностью решали поставленные перед ними задачи, необходимо строго соблюдать методику их проведения: объявление названия игры, сообщение о месте проведения игры (сидя за столом, у доски, объединяясь в группы и т.д.), о порядке использования игрового материала, объяснение хода игры, показ определенных действий воспитателем; подведение итогов игры.
Успешное руководство дидактическими играми, прежде всего, предусматривает отбор и продумывание их программного содержания, четкое определение задач, определение места и роли в целостном воспитательном процессе, взаимодействие с другими играми и формами обучения. Оно должно быть направлено на развитие и поощрение познавательной активности, самостоятельности и инициативы детей, применение ими разных способов решения игровых задач, должно обеспечивать доброжелательные отношения между участниками.
Без заранее установленных правил игровое действие развивается стихийно, из-за чего дидактические задачи могут остаться невыполненными. Обучающие правила направляются непосредственно на организацию познавательной деятельности ребят, раскрывают перед ними характер и способ выполнения игровых действий. Организующие правила определяют порядок выполнения игровых и реальных отношений. Заканчивая игру, воспитатель повторяет ее название и основные игровые правила для того, чтобы организовать в дальнейшем самостоятельную деятельность детей.
При повторном проведении игры ребята усваивают полный порядок, игровые правила, способы действий. Повтором игры мы достигаем одинаково успешного овладения всеми элементами дидактической игры до такой степени, чтобы они перешли в самостоятельную деятельность детей.
Чтобы повысить активность детей в игре и сохранить к ней продолжительный интерес, при ее повторности дидактические и игровые задачи усложняются. Для этого также вводится новый игровой материал, дополнительные роли, наглядный дидактический материал заменяется словесным и т.д.
При помощи словесных пояснений, указаний, воспитатель направляет внимание детей, упорядочивает, уточняет их представления, расширяет опыт. Речь его способствует обогащению словаря дошкольников, овладению разнообразными формами обучения, способствует совершенствованию игровых действий. Недопустимы подробные и многословные объяснения, частые замечания и указания на ошибки, даже если они вызваны стремлением выправить игру. Такого рода объяснения и замечания разрывают живую ткань игровой деятельности, и дети теряют интерес к ней. Нельзя навязывать детям игру, которая кажется полезной, игра дело добровольное. Ребята должны иметь возможность отказаться от игры, если она им не нравится, и выбрать другую игру. Игра не урок. Игровой прием, включающий детей в новую тему, элемент соревнования, загадка, путешествие в сказку и многое другое, … это не только методическое богатство воспитателя, но и общая, богатая впечатлениями работа детей на занятии. Эмоциональное состояние воспитателя должно соответствовать той деятельности, в которой он участвует.
Руководя играми, воспитатель использует разнообразные средства воздействия на дошкольников. Например, выступая в качестве прямого участника игры, он незаметно для них направляет игру, поддерживает их инициативу. Иногда воспитатель рассказывает о каком-либо событии, создает соответствующее игровое настроение. Он может и не включаться в игру, но как умелый режиссер, руководит развитием игровых действий, выполнением правил.
Руководя дидактической игрой, воспитатель использует разнообразные формы организации детей.
Микро группа - уникальные условия для детской самостоятельности.
Оптимальным, для продуктивного общения и развития являются объединения малыми группами в младшем возрасте в пары и тройки, в старшем по 5-6 детей. Деятельность дошкольников в малых группах - самый естественный путь к возникновению у них сотрудничества, коммуникативности, взаимопонимания.
Микро группа возникает при игровом делении детей либо по интересам (т.е. сложившаяся микро группа). При игровом делении на микро группы можно использовать:
- считалки;
- разрезные картинки;
- по цвету глаз;
- по цвету одежды;
- по буквам в имени и т. д.;
- найти на цельных и разнообразных открытках что-нибудь одинаковое и по этому «одинаковому» объединится в тройки.
Основ деления на микро группы множество, их можно варьировать и чередовать в зависимости от ситуации.
При взаимодействии в микро группе дети делятся своим опытом, учатся взаимодействовать, договариваться, оказывать друг другу помощь и самое главное - учатся самостоятельности.
Смена лидерства - в процессе выполнения задания участвует вся группа: дети обсуждают, общаются между собой. Но представлять выполненное задание нужно только одному: кому - решает компания, выбирает представителя через голосования, либо по считалочке. В одной компании представителей может быть несколько, в зависимости от количества заданий. Такая форма работы позволяет не скучать активным детям, а также помогает набраться опыта более скромным товарищам, и в дальнейшем также выступать в роли представителя компании.
Движение детей - это также один из составляющих компонентов игровой технологии. Во время работы компании дети могут свободно перемещаться по группе: меняются микро группы, дети выполняют задание, отправляют посыльного (представителя), ищут варианты выполнения заданий и т.д.
Смена темпа и ритма - дети действуют в своем темпе и ритме, в зависимости от игры или задания. Вариантов может быть несколько: на выполнение задания может отводиться определенное время и по сигналу дети начинают выполнять задание и заканчивают тоже по сигналу. А может быть другой вариант: каждый ребенок в микро группе может действовать в своем темпе, как ему удобно.
Интеграция нескольких видов деятельности - в настоящее время очень актуальный момент.
Обучение происходит в игровой форме, для этого можно использовать различные игры, которые развивают внимание, фонематический слух, мышление, умение взаимодействовать друг с другом: «Эстафета», «За себя не отвечаю», «Волшебная палочка», «Города с небывальщиной» и т. д.
Ребенку вместе со своими ровесниками добывать знания более интересно, он более мотивирован. В итоге все дети открывают для себя новые знания, только кто-то больше, кто-то меньше.
Воспитатель - партнер, советчик - это тоже один из важных моментов игровой технологии при котором, воспитатель занимает позицию партнера по отношению к ребенку.
Богуславская З.М., Бондаренко А.К. указывают, что организация дидактических игр педагогом осуществляется в трех основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, её проведение и анализ.
В подготовку к проведению дидактической игры входят:
-отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения, углубление и обобщение знаний, развитие сенсорных способностей, активизация психических процессов (память, внимание, мышление, речь);
- установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определенной возрастной группы;
- определение наиболее удобного времени проведения дидактической игры (в процессе организованного обучения на занятиях или в свободное от занятий и других режимных процессов время);
- выбор места для игры, где дети могут спокойно играть, не мешая другим. Такое место, как правило, отводят в групповой комнате или на участке.
- определение количества играющих (вся группа, небольшие подгруппы, индивидуально);
- подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры (игрушки, разные предметы, картинки, природный материал);
- подготовка к игре самого воспитателя: он должен изучить и осмыслить весь ход игры, свое место в игре, методы руководства игрой;
- подготовка к игре детей: обогащение их знаниями, представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.
Проведение дидактических игр включает:
- ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом,
который будет использован в игре (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей о них);
- объяснение хода и правил игры. При этом воспитатель обращает внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, на четкое выполнение правил (что они запрещают, разрешают, предписывают);
- показ игровых действий, в процессе которого воспитатель учит детей правильно выполнять действие, доказывая, что в противном случае игра не приведет к нужному результату (например, кто-то из ребят подсматривает, когда надо закрыть глаза);
- определение роли воспитателя в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра;
- подведение итогов игры - это ответственный момент в руководстве ею, так как по результатам, которых дети добиваются в игре, можно судить об её эффективности, о том будет ли она с интересом использоваться в самостоятельной игровой деятельности ребят.
Анализ проведенной игры направлен на выявление приемов её подготовки и проведения: какие приемы оказались эффективными в достижении поставленной цели, что не сработало и почему. Это поможет совершенствовать как подготовку, так и сам процесс проведения игры, избежать впоследствии ошибок. Кроме того, анализ позволит выявить индивидуальные особенности в поведении, характере детей, и, значит, правильно организовать индивидуальную работу с ними.
Руководя играми в старшей группе, необходимо учитывать возросшие возможности детей. В этом возрасте ребенку свойственны любознательность, наблюдательность, интерес ко всему новому, необычному: ему хочется самому отгадать загадку, найти правильное решение задачи, высказать собственное суждение. С расширением объема знаний происходят изменения и в характере умственной деятельности. Поэтому при отборе игр главное внимание обращается на степень трудности игровых правил и действий. Последние должны быть такими, чтобы при их выполнении дети проявляли умственные и волевые усилия.
Большое место в играх занимают мотивы соревнования: дошкольникам предоставляется большая самостоятельность, как в выборе игры, так и в творческом решении её задач.
Роль воспитателя в самой игре тоже меняется. Но и здесь педагог четко, эмоционально знакомит воспитанников с её содержанием, правилами и действиями, проверяет, как они поняты, играет вместе с детьми, чтобы закрепить знания. Затем он предлагает детям поиграть самостоятельно, при этом на первых порах следит за действиями, выступает в качестве арбитра в спорных ситуациях. Однако не все игры требуют такого активного участия воспитателя. Часто он ограничивается объяснением правил игры до её начала. Прежде всего, это относится ко многим настольно-печатным играм.
Таким образом, руководство дидактическими играми в старшем дошкольном возрасте требует от педагога большой, продуманной работы в процессе их подготовки и проведения. Это обогащение детей соответствующими знаниями, подбор дидактического материала, а иногда и изготовление его вместе с воспитанниками, организация обстановки для игры, а также четкое определение своей роли в игр.
Краткое описание результативности работы.
В ходе данной работы начатой в сентябре 2018 года:
- создана система работы на основе дидактических игр для подготовки детей к школе;
- совместно с педагогом – психологом разработана модель мониторинга познавательных процессов у детей 5-7 лет, карта индивидуального развития.
- собрана большая картотека, включающая в себя игры на развитие внимания, памяти, мышления, воображения.
- разработаны рекомендации для родителей по подготовке детей к школе.
Система работы по подготовке детей к школе включает в себя мониторинг развития познавательных процессов два раза в год, коррекционные мероприятия, направленные на исправление проблем индивидуально, формирование мотивационной готовности к школе, создание уголка первоклассника, предметно-развивающей среды в группе.
Для этого в ДОУ созданы следующие условия: развивающая предметно – пространственная среда в группе (уголок первоклассника).
В сентябре - октябре проводится обследование детей педагогом –психологом, анкетирование родителей по оказанию помощи в подготовке к школе.
Не малую роль в подготовке детей к школе играет правильно организованная работа с родителями.
С родителями проводится анкетирование, индивидуальные беседы, родительские собрания. Разрабатываются рекомендации для родителей будущих первоклассников.
Заключение.
Переход от дошкольного детства к школьной жизни должен быть педагогически продуман. Изучение развития детей показывает, что в игре эффективнее, чем в других видах деятельности, развиваются все психические процессы. Наблюдая за детьми 5-7 лет выяснилось, что у них нет усидчивости, внимания, которые соответствовали бы возрасту детей. Было принято решение разработать систему работы по подготовке детей к школе в рамках ведущей деятельности – игре, а именно- дидактической игре. В начале мною были проанализированы теоретические основы проблемы. С помощью педагога психолога был проведен мониторинг развития познавательных процессов. Выяснилось, что нужно развивать память, внимание, мышление, воображение. Исходя из результатов мониторинга я подобрала дидактические игры, сделала картотеку. Игры я проводила в утренние часы, использовала для индивидуальной работы ( на прогулке, во вторую половину дня), а также включала их в организованную образовательную деятельность . Уже сейчас заметна положительная динамика: дети стали внимательнее в разных видах деятельности, сами организовывают знакомые дидактические игры. Думаю положительную динамику подтвердят и результаты мониторинга в конце года.
План дальнейших действий.
Я считаю, что данную систему работы по подготовки детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе на основе дидактических игр можно использовать. В дальнейшем можно разработать систему сюжетно-ролевых, подвижных и др. видов игр.
Дидактическая игра «Божьи коровки»
Дидактическая игра «Математическое лото»
Дидактическая игра «Закончи ряд»
Дидактическая игра «Собери гусеницу»
Дидактическая игра «Рыбалка»
Дидактическая игра «Волшебные диски»
Дидактическая игра «Ромашка»
Дидактическая игра «Числовые домики»