СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дидактические игры на тему "Нумерация в пределах 1000"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Дидактические игры на тему "Нумерация в пределах 1000"»



Дидактические игры на тему "Нумерация в пределах 1000"

1.Игра «Назвать число»
Дидактическая цель. Закрепление нумерации чисел в пределах 100, 1000,
сравнение числа по величине.
Содержание. Игра состоит из нескольких таких заданий учителя:
-назвать число на 1 больше чисел 25, 29, 40, 59, 99, 100, 169, 199 и т.д.
-назвать число на 1 меньше чисел 25, 30, 41, 100, 259, 270, 300, 1000 и т.д.
-назвать числа, которые на 10 больше (меньше) чисел 90, 70, 95, 82, 196, 200,
1000, 986 и т.д.
-назвать все числа первой сотни, которые оканчиваются цифрой 5, цифрой 2,
цифрой 0 и т.д. Сколько всего таких чисел?
2.Игра «Назови соседей»
Дидактическая цель. Закрепление нумерации чисел в пределах 100, 1000, сравнение числа по величине.
Содержание. Игра состоит в назывании соседей предложенных учителем чисел. Например:
-Назови соседей чисел 100, 80, 999.
-Какое число "живет" между 59 и 61, 939 и 941 и т.д.?
3.Игра «Кто быстро и верно назовет числа по порядку от большего к меньшему и наоборот?»
Дидактическая цель.
Закрепление нумерации чисел в пределах 100, 1000, сравнение числа по величине.
Содержание. Соревнуются два ученика. Эта игра развивает внимание, наблюдательность, способствует отработке счета.

4.Игра «Кто знает, пусть дальше считает.»
Дидактическая цель.
Закрепление нумерации чисел в пределах 100, 1000, сравнение числа по величине.
Оборудование. Таблицы с двузначными числами.
Содержание. Учитель называет числа 25, 26. Ученик должен считать дальше (то же при обратном счете).
10, 20. Кто знает, пусть дальше десятками считает, то же при обратном счете.
400, 500. Кто знает, пусть дальше сотнями считает и обратно.
5.Игра «Какие числа пропущены?»
Дидактическая цель
. Закрепление нумерации чисел в пределах 100, 1000, сравнение числа по величине.
Оборудование. Таблицы с пропущенными десятками.
Содержание.
Дается рад чисел: 47, 48, 49, 52, 53, 55, 57, 59, 62.
Какие десятки пропущены? Кто быстрее их напишет?
Выходят на соревнование два ученика.

6.Игра «Сравнить числа»
Дидактическая цель.
Закрепление нумерации чисел в пределах 100, 1000, сравнение числа по величине.
Оборудование. Таблички с круглыми десятками или сотнями.
Содержание. К доске выходят два ученика, они дают задание друг другу. Один ученик показывает пару табличек, на которых, например, числа 10 и 80, и спрашивает: «Во сколько раз больше? На сколько больше?»
Другой достает пару табличек, например, с числами 50 и 30 и спрашивает: «На сколько больше?»
Если числа можно сравнить в кратном отношении, то ученик должен задать два вопроса. Ученик, который неправильно дал ответ или задал вопросы, выбывает из игры, его место занимает другой ученик.
Выигравшим считается тот ученик, который дважды правильно поставил вопросы и дважды правильно ответил на вопросы товарища.
7.Игра «Составьте число».
Дидактическая цель. Закрепление десятичного состава чисел в пределах 100,
1000.
Оборудование. Таблички с цифрами; красные цифры обозначают десятки, черные единицы.
Содержание. Учитель вызывает к доске двух учащихся (лучше мальчика и девочку). Один из них получает табличку с цифрой красного цвета, обозначающей десятки, другой табличку с цифрой черного цвета, обозначающей единицы. Оба ученика встают рядом и цифры держат перед собой на одном уровне. Первый говорит: «Я десяток». Вторая: «Я единица».
Учащиеся должны прочитать составленное из десятков и единиц число, например: 54, 45 и т.д.
Если ученики стоят неправильно и десятки оказались после единиц, то эти ученики уступают место следующей паре. (При закреплении состава трехзначного числа выходят три ученика.)
8.Игра «Кто больше составит чисел?»
Дидактическая цель.
Закрепление десятичного состава чисел в пределах 100,
1000.
Содержание. Учащимся предлагаются две цифры, например 4 и 7. Затем дается задание:
-какие числа и сколько их можно составить из этих цифр?
Обращается внимание на значение цифры в числе, на изменение величины числа в зависимости от места цифры в числе.
Задание оказывается более трудным для учащихся, если одна из цифр равна 0.

9.Игра «Будь внимателен».
Дидактическая цель.
Закрепление рациональных приёмов вычисления в пределах 100, 1000.
Содержание.
Вариант 1. Учитель пишет на доске (в середине и повыше) число, до которого учащиеся будут дополнять предъявляемые учителем числа. Например, учитель пишет число 100 и показывает карточку с числом 60. Учащиеся должны назвать число 40, дополняющее 60 и 100. Они должны отвечать быстро, по очереди, зазевавшиеся получают минус. В конце игры подсчитывается число минусов в каждом ряду. Тот ряд, в кагором нет минусов или их мало, считается победителем.
Вариант 2. Соревнование проходит между двумя учениками, но большинство учащихся класса также принимают участие.
К доске выходят два ученика. Стоящий справа называет число круглых десятков (или сотен), например: 40 (400), а другой дополняет это число до 100 (1000), т.е. отвечает: 60 (или 600). Затем выходит следующая пара и т.д. После этого задание следует усложнить. Один ученик называет не круглые десятки, а любое двузначное число. Другой ученик дополняет до 100 (или до 1000). Например, один говорят 85, другой 15 (или один 850, другой 150). Итоги можно подводить и по рядам. В каком ряду было допущено учащимися меньше всего ошибок, тот ряд и считается выигравшим. На первую парту этого ряда ставится флажок.
10.Игра «Светофор»
Дидактическая цель.
Закрепление рациональных приёмов вычисления в пределах 100, 1000.
Оборудование. Светофор с кругами трех цветов желтым, зеленым и красным; карточки с примерами
Содержание. Перед началом игры учитель проводит беседу о поведении пешеходов при переходе улицы, заостряет внимание на желтом, зеленом и красном свете светофора. В игре «Светофор» все ребята пешеходы. Когда зажжется желтый свет надо быть очень внимательным и решать пример. Зеленый свет показывает, что пример решен верно и можно переходить к решению следующего примера. Красный свет показывает, что пример решен неверно, идти дальше нельзя, а нужно снова решать, чтобы получился правильный ответ.
Игра начинается. Светофор показывает желтый свет. Учитель предъявляет учащимся карточку с примером. Ученики решают и дают ответ устно либо поднимают карточки с ответом. Если ответ дан правильно, в светофоре загорается зеленый свет. Затем снова зажигается желтый свет. Значит, надо приготовиться. Снова предъявляется карточка с примером и т.д.
11.Игра «Круговые примеры, или цепочка».
Дидактическая цель. Закрепление рациональных приёмов вычисления в пределах 100, 1000.
Особенность этих примеров заключается в том, что ответ первого примера является началом второго, ответ второго - началом третьего и т.д. Наконец, ответ последнего примера является началом первого. С такого рода примерами следует познакомить учащихся не только с целью осуществления самопроверки, но и с целью обучения самостоятельно составлять такие примеры.
Содержание.
1) Сначала учитель предлагает учащимся решить столбик примеров и записать ответы, например: 12 + 7 = 19, 19 - 5 = 14, 14 : 2 = 7, 7 + 5 = 12.
1) Сначала учитель предлагает учащимся решить столбик примеров и записать ответы, например: 12 + + 7 = 19, 19 - 5 = 14, 14 : 2 = 7, 7 + 5 = 12.
Затем он обращает их внимание на ответы и начальное число следующих примеров. Такие примеры называются круговыми.
2) Учащиеся совместно с учителем составляют круговые примеры (45 примеров).
3) Учащимся предлагаются карточки с круговыми примерами. Они решают примеры и располагают их так, чтобы получилась цепочка, т.е. чтобы ответ последнего примера был первым компонентом первого. При этом осуществляется самоконтроль: если примеры решены неверно, то из них не получится цепочки.
4) Каждому ученику дается по одной карточке из цепочки. После решения начинается проверка. Учитель просит прочитать первый пример из цепочки. Остальные читают свой пример тогда, когда услышат, что начало его примера является ответом предыдущего. Если кто-нибудь из учеников решил пример неверно, то цепочка разрывается.
При проведении этого варианта игры желательно каждому ряду дать по одному круговому примеру. В этом случае можно легко выявить ряд - победитель. Победителем оказывается ряд, в котором нет разрыва цепочки.
5) Самостоятельное составление учащимися круговых примеров. Примеры могут быть на одно арифметическое действие или включать три - четыре арифметических действия.

12.Игра «Арифметический лабиринт».
Дидактическая цель.
Закрепление рациональных приёмов вычисления в пределах 100, 1000.
Оборудование. Арифметические лабиринты.
Содержание. Нужно пройти все препятствия и выйти к финишу победителем. Победителем будет тот, кто наберет 100 очков. (Число очков, которые следует набрать, можно менять. Это зависит от цели игры. Поэтому необходимо сделать несколько лабиринтов.)
13.Игра «Торопись, да не ошибись».
Дидактическая цель.
Закрепление рациональных приёмов вычисления в пределах 100, 1000.
Содержание.
Вариант 1. Учитель пишет на доске (а потом можно и называть) примеры, учащиеся в своих тетрадях записывают только ответы. Затем проводится проверка.
Вариант 2. Содержание игры остается тем же. После записи последнего ответа учащимися предъявленные примеры стираются. Учащимся предлагается восстановить в памяти и записать примеры по такой форме: 20 = 17 + 3. Затем проводится проверка решения и составления примеров. (Число предъявленных примеров не должно превышать трех - четырех.)
При подведении итогов лучшим счетчиком считается тот, кто не только правильно решил примеры, но и был внимательным, т.е. записал все примеры так, как они первоначально предъявлялись.
14.Игра «Определи сумму».
Дидактическая цель.
Закрепление рациональных приёмов вычисления в пределах 100, 1000.
Оборудование. Мелкие денежные купюры. (рисунки)
Содержание игры. Вариант 1. Учитель кладет на стол несколько купюр (две, три, четыре) и вызывает к столу одного ученика. Тот смотрит 1520 секунд, затем отворачивается (или учитель закрывает деньги) и называет сумму.
Вариант 2. К столу вызывается ученик. Он становится спиной к классу. Учитель, показывая всем учащимся купюры, вкладывает их в руки вызванного ученика (руки ученик держит за спиной), называя достоинства купюр. Ученик производит сложение.
Примечание. В зависимости от возможностей учащегося учитель дает ему две, три и четыре разные купюры, можно дать и одинаковые купюры.
15.Игра «Какой пример решен?»
Дидактическая цель.
Закрепление рациональных приёмов вычисления в пределах 100, 1000.
Оборудование. Три треугольника, начерченные на доске или ватмане; внутри треугольников и у их вершин записаны числа (числа должны быть хорошо видны учащимся с мест); около чисел, записанных внутри треугольника, стоит знак умножения.
Содержание. Учащимся для решения всех примеров дается 24 минуты. Затем учитель вызывает одного ученика. Он дает ответ на один из примеров. Остальные учащиеся отыскивают треугольник, в котором имеется пример с указанным ответом. Ученик, первым назвавший правильный пример, получает очко. Кто больше наберет очков, тот и выиграет.
Примечание. Игра «Какой пример решен?» может быть видоизменена. Можно предлагать примеры на различные арифметические действия в зависимости от темы и цели урока. Следует чаще менять и геометрические фигуры, в которых записаны числа. Вместо геометрических фигур можно дать изображение тех или иных предметов (цветов, домиков, самолетов и т.д.).
16.Игра «Полоски».
Дидактическая цель.
Закрепление рациональных приёмов вычисления в пределах 100, 1000.
Оборудование. Четыре-пять полосок.
Содержание. Полоску с написанным на ней рядом чисел учитель вывешивает на доске. Подметив закон образования предложенного ряда чисел, ученики должны вписать в клетки полоски пропущенные числа. Тот ученик, который безошибочно впишет в клетки полоски все пропущенные числа, выиграл.
17.Игра «Четыре вопроса».
Дидактическая цель.
Закрепление рациональных приёмов вычисления в пределах 100, 1000.
Оборудование. Карточки с числами 40, 25, 7, 43, 70, 2, 54, 20, 4, 16, 48, 6, 50, 8, 88, 90, 92, 93, 94, 95, 96, 98, 99.
Содержание. Карточки надо перемешать и перевернуть числами вниз. Учитель берет одну карточку и число, обозначенное на ней, записывает на доске. Учащиеся по отношению к этому числу должны:
1. Написать три таких слагаемых, которые в сумме составили бы данное число.
2. Написать два таких числа, разность которых была бы равна данному числу.
3. Данное число записать в виде произведения двух или трех сомножителей.
4. Написать два таких числа, которые при делении одного на другое дали бы данное число.
18.Игра «Допиши число».
Дидактическая цель.
Закрепление рациональных приёмов вычисления в пределах 100, 1000.
Оборудование. Карточки, разделенные на три клетки, в каждую из которых вписано число.
Содержание. Учитель говорит: «На карточке написаны три числа. Два из них я назову, а вы должны назвать третье число». Об этих трех числах известно, что их сумма равна 20 (50, 100). Ученики должны поднять табличку с нужным числом или назвать его. Следует проверка: первые два числа учитель записывает на доске, а вместо третьего числа пишет х. Пример принимает такой вид: 14 + 5 + х = 20. Затем вместо х он подставляет названное учеником число и только после этого открывает карточку, на которой написано третье число. Если оно совпадает с названным, ученику засчитывается одно очко. Тот, кто набрал большее число очков, выиграл.
19.Игра «Складываем и вычитаем».
Дидактическая цель.
Закрепление рациональных приёмов вычисления в пределах 100, 1000.
Вариант 1.
Содержание. Учащимся предлагаются задания:
-Из каких равных слагаемых можно составить числа 10, 20, 100, 1000?
-Из каких десяти, пяти, четырех, двух равных слагаемых можно составить число 100?
-Как быстрее сложить числа: 40 + 36 + 20; 25 + 30 + + 15; 28 + 25 + 12?
-Не решая, определить, какое выражение больше:
780 или 7 + 8 + 0?
2460 или 2 + 4 + 6 +0?
16 0 12 или 16 + 0 + 12?
-Цифрами 0, 1, 9 написать наименьшее и наибольшее трехзначное число.
-Что это за числа: 9, 99, 999? 1, 10, 100, 1000?
Вариант 2.
Оборудование. Карточки с примерами, в которых вместо знака действия и отсутствующего числа стоят точки.
Содержание. Вместо точек учащиеся должны вставить арифметический знак и пропущенное число. Примеры на карточках примерно такого содержания:

40 ... = 90 81 ... = 60 17 ... = 54 36 ... = 30
90 ... = 34 86 ... = 36 94 ... = 80 100 ... = 78 50 ... = 24
20.Игра «Допишите пропущенные цифры».
Дидактическая цель.
Закрепление рациональных приёмов вычисления в пределах 100, 1000.
Содержание игры. Перед началом игры учитель на доске решает пример на сложение с пропущенными цифрами. Затем к доске выходят пять - шесть учащихся и под руководством учителя решают подобные примеры. Только после такой предварительной подготовки учащимся можно предложить решать такие примеры самостоятельно.
?54 ?2? 5?6 4?6 ??3
1?4 2?3 ?5? ?7? 1?6
468 997 690 862 379
Предложенные примеры должны быть решены учениками за определенный срок. Кто решил правильно большее количество примеров за этот срок выигрывает. Можно также организовать соревнование между двумя - тремя учениками. Выигрывает тот, кто верно и быстрее всех решил примеры.
Примечание. Примеры с пропущенными цифрами можно дать учащимся и на другие арифметические действия.
Например:
?9? _ 7?8 12? _ ?2?
1?3 ?2? ??4 1?3
271 584 484 369
4?0 : 2 =220
9?? : 3 =300
21.Игра «Подвижное лото».
Дидактическая цель.
Закрепление рациональных приёмов вычисления в пределах 100, 1000.
Оборудование. Таблички с цифрами.
Содержание. Каждый ученик получает по шесть карточек с ответами на примеры. Учитель читает пример и называет его номер или шифр, ученики решают его. Если у ученика есть карточка с ответом, то он переворачивает ее числом вниз и сверху ставит номер или шифр. Выигрывает тот, кто перевернет все карточки первым и при проверке окажется, что все примеры решены правильно.
Примечание. Номер или шифр примера позволяет быстро и безошибочно осуществить проверку решения, а следовательно, объективно выделить победителя в игре. Например, у ученика перевернуты все шесть карточек. Нужно проверить, правильно ли он решил примеры. Ученик называет номер примера или шифр, учитель читает этот пример, а ученик показывает ответ, который записан на его карточке. Остальные учащиеся проверяют, правильно ли решен пример. Затем ученик называет номер или шифр второго примера. Учитель читает этот пример, а ученик показывает ответ и т.д.