СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дидактические игры по театрализации

Нажмите, чтобы узнать подробности

Брошюра "Дидаактические игры по театрализаии" 

Просмотр содержимого документа
«Дидактические игры по театрализации»





























































УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА МАКЕЕВКИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ «ЯСЛИ-САД № 4

КОМБИНИРОВАННОГО ТИПА

ГОРОДА МАКЕЕВКИ»




ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

для организации театрализованной деятельности

с детьми дошкольного возраста





2019



Дидактические игры для организации театрализованной деятельности с детьми дошкольного возраста/Составитель: Вашанова Н.Н., 2019.





Рецензент: Фильчакова Т.Л. – старший воспитатель МДОУ № 4 г.Макеевки



Одобрено: Педагогическим советом МДОУ № 4 (Протокол № 1

от 30.08.2019г.)











В содержание методического пособия входят материалы опыта педагога МДОУ № 4. Раскрыто содержание дидактических игр по художественно-эстетическому, речевому развитию для детей дошкольного возраста.





Пособие адресовано педагогам дошкольных образовательных организаций, родителям.













Содержание



Дидактические игры для детей 3-7 лет 4-11

Пантомимические этюды 12-14

Игры-пантомимы 15-19

Глоссарий 20-21









































Дидактические игры для детей дошкольного возраста


Тема: «В гостях у бабушки» (для детей 3-6 лет)

Цель: развивать выразительность жестов, мимики, голоса.

Ход

Педагог, встречая детей, говорит, что сегодня к ним в гости обещала прийти

необычная гостья – бабушка Забава, которая любит играть и веселиться.

Предлагает позвать бабушку Забаву словами:

Здравствуй, бабушка Забава,

В гости ждем тебя сюда!

Приходи к нам поиграть,

Веселиться, хохотать.

Т-с-с-с, тихо, тишина.

Может, бабушка пришла?

Педагог просит детей очень тихо, на цыпочках, поискать бабушку, жестом призывая к соблюдению тишины. Далее педагог «находит» бабушку (надевает фартук и платок) и действует от ее имени.

Бабушка Забава хочет познакомиться с детьми и подружиться. Предлагает

поиграть. Дети встают в круг. До кого бабушка Забава дотронется, тот называет свое имя. После этого бабушка Забава интересуется, как дети узнают друг друга при встрече (подсказать детям, что у каждого есть свои особенности).





Тема: «Узнай героя сказки» (для детей 3-7 лет)

Цель: учить детей по описанию узнавать героя сказки.

Ход

Педагог подробно описывает сказочного героя, а дети его узнают.



Тема: «Измени голос» (для детей 3-7 лет)

Цель: развивать внимание, наблюдательность, воображение детей.

Ход

Дети приветствуют друг друга от имени любого придуманного или сказочного персонажа (лисы, зайца, волка), надевают (по желанию) костюмы и рассказывают, на кого они стали похожи. Педагог помогает им изобразить выбранных героев через выразительные движения, мимику, голос.




Тема: «Изобрази настроение» (для детей 3-7 лет)

Цель: учить детей показывать на своем лице настроение.

Ход

Детям предлагается при помощи мимики показать свое настроение.








Тема: «Скажи о друге ласковое слово» (для детей 3-7 лет)

Цель: формировать у детей доброжелательное отношение друг к другу, учить подбирать прилагательные.

Ход

Педагог собирает детей в хоровод со словами:

В хоровод. В хоровод

Здесь собрался народ!

Раз-два-три – начинаешь ты!

Вслед за этим педагог берет в руки надувное сердечко и ласково обращается к рядом стоящему ребенку. Например: - Сонечка, доброе утро!

Педагог уточняет, какие ласковые и добрые слова мы можем произносить,

обращаясь к своим друзьям (Здравствуйте, как я рад(а) тебя видеть; какие красивые у тебя волосы; у тебя нарядная рубашка и пр.) После этого дети снова идут по кругу с песенкой. Педагог передает сердечко

следующему ребенку, который должен, в свою очередь, ласково обратиться к рядом стоящему малышу.



Тема: «Сказочные герои» (для детей 5-7 лет)

Цель: учить детей подбирать сказочных героев из разных сказок, развивать память детей, мышление.

Ход

Дети находят сказочных героев, называют их и располагают на полотне.




«Ассоциации» (для детей 5-7 лет)

Цель: учить детей подбирать персонажей к определенной сказке, развивать ассоциативное мышление.

Ход

Дети подбирают персонажей к сказке, называют их и складывают «цветок» сказки.





Тема: «Чей голос» (для детей 4-7 лет)

Цель: учить детей по голосу узнавать героя сказки.





Тема: «Диктор» (для детей 5-7 лет)

Цель: учить детей монологической речи.

Ход

Один ребенок описывает кого-то из детей, остальные по приметам угадывают.

Игра повторяется несколько раз. Водящие меняются.







«Изобрази героя сказки» (для детей 5-7 лет)

Цель: учить детей изображать сказочного героя, развивать творческие способности детей, выразительность мимики, жестов, движений, способствовать актерскому мастерству.

Ход

Педагог предлагает при помощи мимики и жестов изобразить сказочного героя.



Тема: «Хитрый маленький зверек» (для детей 4-7 лет)

Цель: развивать внимание, наблюдательность, быстроту реакции, память.

Ход

Педагог предлагает детям представить, что все они разные зверята, и сидят в

клетках в зоопарке. Одного из детей выбирают на роль посетителя зоопарка. Он будет стоять в центре, и делать различные движения и жесты. «Зверята»

передразнивают посетителя, точно повторяя его жесты и движения. «Посетителя» выбирают с помощью считалки:

Над лучами, над водой

Хлынул дождик проливной.

А потом повисло в небе коромысло.

Ребятишек радует золотая радуга.

Посетители в течение игры меняются несколько раз.


Тема: «Где мы были, мы не скажем» (для детей 5-7 лет)

Цель: способствовать развитию чувства правды и веры в вымысел; обучению согласованным действиям.

Ход

Дети выбирают водящего, который уходит за дверь, а оставшиеся ребята вместе с воспитателем договариваются, кого или что они будут изображать. Затем приглашают водящего, который входит со словами: «Расскажите, где вы были, что вы делали». Дети отвечают: «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем! (если действие). Кого видели, покажем (если животное) и т.д. во время игры педагог помогает найти наиболее характерные особенности животных или предметов и выразительно их передать.








Тема: «Изобрази эмоцию» (для детей 5-7 лет)

Цель: учить детей рисовать эмоции на смайликах.

ход

Детям предлагаются пустые смайлики, на которых они должны изобразить эмоцию.






Тема: «Угадай эмоцию» (для детей 5-7 лет)

Цель: учить угадывать пиктограммы с эмоциями.

Ход

Детям предлагают назвать эмоцию по предложенной пиктограмме.













Тема: «Что я умею» (для детей 3-6 лет)

Цель: способствовать развитию памяти, чувства правды.

Ход

Педагог встречает детей и предлагает поиграть в игру «Я умею…» Дети,

передавая мяч друг другу, говорят о том, что они умеют делать. Первым игру

начинает взрослый (например: «Я умею веселиться» и т.д.)







Тема: «Изобрази вкус яблока» (для детей 4-7 лет)

Цель: развивать выразительность мимики, воображения.

Ход

Педагог предлагает детям имитировать, как они кусают яблоко, изображая

мимикой, какое оно, по их мнению, на вкус. Причем первым начинает взрослый, а дети отгадывают (кислое, сладкое, горькое, вкусное и т.д.). Педагог нацеливает детей на то, что каждому может показаться яблоко на вкус разным, и от этого будет зависеть мимика.






Тема: Интонируй (для детей 5-7 лет)

Цель:  развивать внимание, наблюдательность, воображение детей.

Ход

Детям предлагается с различным интонированием проговорить привычные слова:

«здравствуйте» - радостно, приветливо, небрежно, угрюмо;

«до свидания» - с сожалением, с огорчением или надеждой на скорую встречу;

«спасибо» - уверенно, нежно, нетерпеливо, обиженно;

«извините» - неохотно, с раскаянием.





ЭТЮДЫ


Этюд «Хвастливый заяц»

Цель: развитие умения передавать характер с помощью движения, мимики,

голоса.

Ход

Заяц гордо хвастается. Голова откинута назад. Голос громкий, уверенный.

Этюд повторяется несколько раз разными детьми.





Этюд «Настроения»

Цель: развитие умения передавать эмоциональное состояние с помощью

мимики и жестов.

Ход

Грустное настроение – брови сведены, глаза потуплены, смотрят вниз, уголки рта

слегка опущены.

Настроение радости – веселые глаза, приподнятые уголки рта.







Этюд «Изобрази жестом»

Цель: развитие выразительности жестов, движений, мимики.

Ход

Дети, стоя в кругу, жестами изображают слова, которые им называет педагог:

«высокий», «маленький», «там», «я», «до свидания», «здравствуй», «нельзя», «иди сюда», «уходи отсюда», «тише» и др.







Этюд «Глухая бабушка»

Ход

Ребёнок разговаривает с глухой бабушкой (роль бабушки исполняет педагог),

которая, оказывается, ищет именно его. Он уже понял, что с бабушкой надо

разговаривать при помощи рук, так как она ничего не слышит. Бабушка спрашивает: «Где Саша?» (называет имя любого ребенка), «Чьи это книги?», «Чьи игрушки?», «Где мама?» и т.п. ребенок жестами отвечает.





Этюд «Тише»

Ход

Два мышонка должны перейти дорогу, на которой спит котенок. Детям

предлагается так перейти дорогу, чтобы не разбудить котенка, знаками показывая друг другу: «тише!».


Этюд «Ласка»

Ход

Детям предлагается показать, как они любят свою игрушку, котеночка, собаку и т.д.





Этюд «Вкусная конфета»

Ход

У педагога в руках воображаемый кулек с конфетами. Он протягивает его по

очереди детям. Они берут по одной конфете, жестом благодарят, разворачивают обертку и берут конфету в рот, показывая мимикой и жестами, какие они на вкус.




Этюд «Невоспитанный мышонок»

Ход

Мышонок идет по лесу. С ним здороваются зайцы, белки, а он отворачивается.





Этюд «Мышонок хочет играть с друзьями»

Мышонок подбегает к друзьям, а они отворачиваются от него.





Этюд «Мышонок мирится с друзьями»

Мышонок подбегает к зайцам, белкам, другим животным, которых дети могут выбрать по желанию, и говорит им вежливые слова.







ИГРЫ – ПАНТОМИМЫ


Игра – пантомима «Утка»

Цель: развитие пантомимических навыков, мелкой моторики рук.

Ход

Педагог читает стихотворение:

Пестрая утка на камне сидела, Утка пугала в реке пескаря:

В толстую дудку утка гудела «Кря, кря, кря!»

Во время чтения дети стоят, заложив руки за спину, переваливаясь с боку на бок.

Реплику утки говорят громко все вместе.

Педагог встает в отдалении от детей и зовет их, поставив на пол воображаемую миску с кормом:

- Утятки мои, идите ко мне. Я вас покормлю.

Педагог уточняет и показывает: как ходят утки, как они машут крыльями.

Вытягивают шеи, едят.




Игра – пантомима «Лиса»

Цель: развитие пантомимических навыков, умения свободно двигаться.

Ход

Педагог предлагает детям во время чтения стихотворения изобразить

характерные особенности движений, голоса, мимики лисы, побуждая показать наиболее выразительный образ:

Ступает мягко, хитрее всех,

Пушистый хвост, рыжий мех!

Голосом ласковым говорит она. Что за красавица эта лиса!

Игра – пантомима «Озорной щенок»

Цель: развитие пантомимических навыков и творческого воображения.

Ход

Исполнитель вскакивает, кивает головой, машет хвостом и пр.




Игра – пантомима «Щенок ищет»

Ход

Исполнитель заглядывает под стол, стул, оглядывается, прислушивается, вертит головой и т.д.




Игра – пантомима «Гордый петушок»

Ход

Исполнитель идет, высоко поднимая ноги, хлопает крыльями по бокам, кричит «Ку-ка-ре-ку!» и пр.




Игра – пантомима «Пугливый мышонок»

Ход

Ребёнок сжимается в комочек с испуганным выражением мордочки, пытается

спрятаться, стать незаметным.



Игра – пантомима «Злая собака»

Ход

Исполнитель с широко открытыми глазами зло рычит, лает.




Игра – пантомима «Пчела»

Ход

Ребенок со злым выражением лица машет «крыльями», жужжит «Уж-ж-жалю!»





Игра – пантомима «Лягушка»

Ход

Исполнитель приседает, растопырив «лапки», неторопливо прыгает и квакает.





Игра – пантомима «Озорная кошка»

Ход

Изображающий выгибает спину и с бегающими глазами шипит и фыркает.




Игра – пантомима «Угадай, кого покажу»

Цель: развитие пантомимических навыков, умения отождествлять себя с

заданным персонажем.

Ход

Педагог предлагает детям разделиться на две команды: одни дети изображают, а другие угадывают. Пантомимически, передавая характерные особенности, иногда, помогая голосом, дети показывают щенка, петуха, мышонка, собаку, пчелу, кошку, лягушку. Затем дети меняются.





Игра – пантомима «Угадай, кого встретил щенок?»

Цель: обучение умению свободно двигаться, используя все окружающее

пространство; формирование навыков импровизации.

Ход

Детям предлагается самостоятельно выбрать персонаж из сказки В. Сутеева «Кто сказал «мяу»? и, храня свой выбор в секрете, изобразить его путем имитации движений. Игра повторяется по желанию детей, т.к. одного и того же героя каждый ребенок изображает по-своему.







Игра-пантомима «Пойми меня»

Цель: развитие пантомимических навыков.

Ход

Педагог дает детям задание загадать любого персонажа из сказки В. Сутеева

«Яблоко», но держать свой замысел в секрете. Затем загадавшему нужно

изобразить своего героя, а детям отгадать, обосновывая ответ. Игра повторяется по желанию детей.









Игра-пантомима «Угадай, кто попросился под грибок»

Ход

Ребенок, имитируя движения сказки В.Сутеева, просится под грибок. Остальные дети пробуют догадаться, кто это.







Глоссарий:

Активная речь - спонтанное (идущее изнутри) говорение вслух, человек говорит то, что хочет сказать.


Ассоциативное мышлениепонятие, которое отражает использование ассоциаций. Ассоциация – это связь между понятиями и представлениями, возникающая в процессе их осознания и закрепленная в памяти человека.


Внимание – это направленность психики, сознания на определенный объект, имеющий для личности устойчивую или ситуативную значимость. Оно предполагает повышение функционирования сенсорики, памяти, интеллекта. Внимание может быть направлено на процессы, происходящие внутри нас и на предметы окружающего мира. Внимание обеспечивает положительную задержку активности на том или ином предмете.


Глосса́рий (лат. glossarium — «собрание глосс») — словарь узкоспециализированных терминов в какой-либо отрасли знаний с толкованием, иногда переводом на другой язык, комментариями и примерами.


Жест - некоторое действие или движение человеческого тела или его части, имеющее определенное значение или смысл, то есть являющееся знаком или символом.


Зрительная память – связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов.


Мимика выразительные движения мышц лица, являющиеся одной из форм проявления тех или иных чувств человека.


Мышление - процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности. Предметы и явления действительности обладают такими свойствами и отношениями, которые можно познать непосредственно, при помощи ощущений и восприятий (цвета, звуки, формы, размещение и перемещение тел в видимом пространстве).


Наглядно-образное мышление – совокупность способов и процессов образного решения задач, предполагающих зрительное представление ситуации и оперирование образами составляющих её предметов, без выполнения реальных практических действий с ними. Позволяет наиболее полно воссоздавать все многообразие различных фактических характеристик предмета.  Важной особенностью этого вида мышления является установление непривычных сочетаний предметов и их свойств. 


Память — это общее обозначение для комплекса познавательных способностей и высших психических функций по накоплению, сохранению и воспроизведению знаний и навыков. Память - это психическое свойство человека, способность к накоплению, (запоминанию) хранению, и воспроизведению опыта и информации.


Пантомимапантомим (актер, играющий с помощью одних телодвижений) вид сценического искусства, в котором основным средством создания художественного образа является пластика человеческого тела, без использования слов.


Пиктограмма - знак, отображающий важнейшие узнаваемые черты объекта, предмета или явления, на которые он указывает, чаще всего в схематическом виде.


Творческое воображениеэто такой вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно создает новые образы и идеи, представляющие определенную ценность. Эти идеи могут воплощаться в конкретные продукты творческой деятельности.