СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 23.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

3.2. 2. Дидактические средства обучения и формирования элементарных математических представлений у воспитанников в учреждении дошкольного образования

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«3.2. 2. Дидактические средства обучения и формирования элементарных математических представлений у воспитанников в учреждении дошкольного образования»

Дидактические средства

формирования элементарных математических представлений у детей


  1. Дидактические средства, их виды, требования к их отбору.

  2. Значение виды и особенности использования занимательного материала.

  3. Роль художественного слова в формировании элементарных математических представлений у детей.


ДИДАКТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА, ИХ ВИДЫ, ТРЕБОВАНИЯ К ИХ ОТБОРУ

Средства обучения - совокупности предметов, явлений, знаки, модели, действия, слова, которые участвующие непосредственно в образовательном процессе и обеспечивающие новых представлений и развитие умственных способностей.

Классификация средств обучения

А.П.Усова выделила 2 группы (в основе лежит двухсторонний характер процесса обучения):

  1. средства, обеспечивающие деятельность педагога (взрослый ведет обучение в основном с помощью слова);

  2. дидактический материал, дидактические игры для практических действий ребенка.

Функции средств обучения:

  • реализуют принцип наглядности;

  • адаптируют сложные математические понятия в доступные

для детей;

  • ведут к овладению способами действий;

  • способствуют накоплению чувственного опыта;

  • дают возможность воспитателю управлять познавательной деятельностью детей;

  • увеличивают объём самостоятельной познавательной деятельности детей;

  • рационализируют, интенсифицируют процесс обучения

Функции постоянно меняются в связи с уточнением теории и практики обучения детей.

Основные средства ФЭМП у детей:


  1. дидактический наглядный материал;

  2. оборудование для самостоятельных игр и занятий;

  3. оборудование для игр и занятий: наборное полотно из трех полос, фланелеграф, магнитная доска, лесенка с 2-3 ступеньками, мольберт и др.;

  4. учебно-познавательные книги, учебные наглядные пособия для детей;

  5. технические средства обучения: аудио- и видеоаппаратура, аудио- и видеопособия и т.д.;

  6. методические пособия для педагогов, сборники игр и игровых упражнений.


  1. Дидактический наглядный материал - основное средство обучения и развития:

Виды наглядности:

  • натуральная наглядность (объекты окружающей среды: предметы, звуки, движения);

  • изобразительная наглядность (изображения объектов, явлений, иллюстрации, картины);

  • графическая наглядность (условные знаки, схемы, таблицы, геометрические фигуры, модели)

Каждый вид по способу использования может быть демонстрационным и раздаточным (деление условно)

Демонстрационный материал предназначен для работы за столом воспитателя, около доски, мольберта (наборное полотно, карточки, крупные модели геометрических фигур, цифры, знаки, крупные игрушки, таблицы, модели и т.д.)

Раздаточный материал – для индивидуальной работы (мелкие предметы, игрушки, изображения предметов и т.д.).

Значение демонстрационного наглядного материала за­ключается в том, что с его помощью можно сделать процесс обучения интересным, доступным и понятным детям, со­здать условия, чувственную опору для формирования конк­ретных математических представлений, для развития позна­вательных интересов и способностей.

Значение раздаточного наглядного материала заключается, прежде всего, в том, что он дает возможность придать про­цессу обучения действенный характер, включить ребенка непосредственно в практическую деятельность.

Раздаточный  материал  требуется  в больших  количествах в  расчете на каждого ребенка, демонстрационный — один на группу детей.


Требования к дидактическому наглядному материалу

  • соответствие возрасту

  • хорошо выраженные особенности, не изобилует деталями

  • привлекательность

  • гигиеничность

  • безопасность

  • прочность

  • разнообразие

  • достаточное количество

  • хранится отдельно от других предметов и игрушек

  • демонстрируется на уровне глаз детей

  • соответствует педагогическим и эстетическим требованиям

  • предметы для счета и их изображения должны быть из­вестны детям, они берутся из окружающей жизни;


Характер наглядности и количество зависят от целей и задач обучения, уровня усвоения знаний и умений.

Требования к методике использования наглядного материала

  • При подготовке к занятию тщательно продумать, когда (в какой части заня­тия), в какой деятельности и как будет использован наглядный материал.

  • Продумать место и порядок размещения материалов:

  • демонстрационный материал размещается в удобном для использования месте, в определенной последовательности. После использования наглядного материала его необходимо убрать, чтобы внимание детей не отвлекалось. С этой целью используются салфетки, коробочки, ширмочки;

  • раздаточный материал детям второй млад­шей группы дают в индивидуальных конвертах, в короб­ках, на подносах; в старшей группе - на общем подносе для каждого стола. Детей учат пользоваться раздаточным ма­териалом. Для этого воспитатель следит, чтобы дети осоз­нанно и самостоятельно выполняли практические действия, аккуратно брали материал правой рукой, размещали его со­ответственно заданию, после работы с ним клали на место.

  • Необходимо правильно дозировать наглядный материал. Негативно сказывается на результатах обучения, как недостаточное его использование, так и излишки.

  • Наглядность не должна использоваться только для активизации внимания.

  • Наглядный материал подбирается в соответствии с дидактическими задачами:

  • для формирования начальных представлений о тех или других свойствах, признаках объекта, можно ограничиться небольшим коли­чеством средств. Например, в младшей группе знакомят детей с тем, что множество состоит из отдельных элементов, воспитатель де­монстрирует множество колец на подносе. И этого бывает достаточно для одного занятия. При ознакомлении детей пятого года жизни с новой геометрической фигурой - треугольником - воспитатель демонстрирует разные по цвету, величине и форме треугольники (равносторонние, разносто­ронние, равнобедренные, прямоугольные). Без такого разнообразия невозможно выделить существенные признаки фигуры - количество сторон и углов, невозможно обоб­щить, абстрагироваться.

  • для показа различных связей, отношений, необходимо объединять несколько видов и форм наглядности. Например, при изучении ко­личественного состава числа из единиц используются различные игрушки, геометрические фигуры, таблицы и другие виды наглядности на одном занятии.

  • Способы использования наглядности различны:

  • Демонстрационный способ – воспитатель сначала показывает, а потом вместе с детьми обследует, например, показывает и называет геометрическую фигуру, а потом вместе с детьми об­следует ее.

  • Иллюстрационный способ – предполагает использование наглядного материала для иллюстрации, конкретизации ин­формации воспитателя. Например, при ознакомлении с делением целого на части воспитатель подводит детей к необходимости этого процесса, а потом практически выполняет деление.

  • Действенный способ – связь слова воспитателя с действием. Например, обучение детей непосредственному сравнению множеств путем наклады­вания и прикладывания или обучение детей измерению, когда воспитатель рассказывает и показывает, как нужно измерять.


Эффективность обучения достигается соединением слова воспитателя, практических действий детей и разнообразных средств наглядности.


  1. Оборудование для самостоятельных игр и занятий:

  • специальные дидактические средства для индивидуальной работы с детьми, для предварительного ознакомления с новыми игрушками и материалами;

  • разнообразные дидактические игры (настольно-печатные и с предметами), развивающие, шашки, шахматы;

  • занимательный математический материал: головоломки, геометрические мозаики и конструкторы, лабиринты, задачи-шутки, задачи на трансфигурацию и т. д.;

  • отдельные дидактические средства: логические блоки 3. Дьенеша, палочки X. Кюзенера, счетный материал (отличный от того, что применяется на занятиях), кубики с цифрами и знаками, детские компьютеры и др.;

  • книги с учебно-познавательным содержанием для чтения детям и рассматривания иллюстраций.

Все эти средства лучше всего поместить непосредственно в зоне самостоятельной познавательной и игровой деятельности, периодически их следует обновлять, учитывая детские интересы и склонности. К ним необходимо обеспечить свободный доступ ребят и их широкое использование. Действуя с разнообразными дидактическими средствами вне занятий, ребенок не только закрепляет представления, полученные на занятиях, но и усваивает дополнительное содержание, может опережать требования программы, исподволь готовиться к ее усвоению. Самостоятельная деятельность под руководством педагога, проходящая индивидуально, группой, дает возможность обеспечить оптимальный темп развития каждому ребенку, учитывая его интересы, склонности, способности, особенности.


  1. Учебно-познавательные книги, учебные наглядные пособия для детей

используются с целью обогащения математических представлений дошкольников.

Виды учебно-познавательных книг с математическим содержанием:

  • книги, ориентированные на обогащение математических представлений дошкольников;

  • книги, обеспечивающие развитие умений, логических операций.

К первой группе книг относятся различные альбомы (например, «Формы», «Противоположности»), познавательные энциклопедии. Для них ведущей является функция представления новой информации. Содержание и цели варьируются в зависимости от возраста детей.

Ко второй группе относятся разнообразные книги-альбомы для дошкольников, предусматривающие выполнение детьми последовательности заданий. Пособия и книги могут быть тематическими или представлять задания в сюжетной форме (путешествия персонажей; сказки и истории, в процессе которых детям предстоит выполнить ряд заданий). Для создания мотивации и активизации интереса детей к выполнению заданий используются персонажи. Задания в книгах представлены в порядке усложнения.

Учебные наглядные пособия, рабочие тетради

Ценность рабочих тетрадей состоит в том, что ребенок получает возможность выполнения действий в «собственном поле деятельности». Ребенок выполняет каждое задание в своей собственной тетради. Это повышает активность детей в освоении умений и представлений и делает данный процесс более эффективным (рациональное использование времени занятий, при котором не создается ситуаций «ожидания» ответа и наблюдения за действиями другого ребенка с материалом). В тетрадях представлены «успехи и неудачи» детей, что обеспечивает развитие у них самооценки и волевых проявлений.


Требования к учебно-познавательным книгам математического содержания:

  • книга должна быть доступной по содержанию, представлениям и форме;

  • соответствовать санитарно-гигиеническим требованиям (размер, используемые материалы и краски, качество и размер рисунков и т. п.);

  • иметь педагогическую ценность и позволять решать образовательные, воспитательные и развивающие задачи в единстве;

  • содержать усложняющееся и последовательно представленное математическое содержание; обеспечивать «зону ближайшего развития»;

  • способствовать формированию реалистичных представлений об объектах мира;

  • быть красочной, содержать интересный сюжет или задания, ориентированные на имеющийся опыт детей;

  • предусматривать различные по содержанию задачи (дорисовать, придумать самостоятельно, проанализировать образец и т. п.) и вариативные задания (усложняющиеся аналоги).


Требованиям к рабочим тетрадям по математике:

  • учитывать цели и задачи образовательной программы, по которой осуществляется развитие и обучение дошкольников;

  • соответствовать возрасту детей;

  • возможность сочетания работы с использованием других пособий (развивающих и дидактических игр, современных полифункциональных пособий и т. п.).


Методические приемы при работе с учебно-познавательной книгой:

В младшей группе используются книги-игрушки («Книжки-малышки», «Книжки-раскладушки», книги-сюрпризы), функция которых заключается в накоплении опыта рассматривания и узнавания предметов, выделения свойств (цвет, форма, размер).

Приемы: обратить внимание на значимые свойства (форму, размеры), называть их словом, активизировать называние проявлений свойств детьми, вопросы к детям, практические действия (дотронуться, провести пальцем и т. п.) или изображение дополнить стихотворением, игрой-изображением.

В средней группе используются книги для рассматривания, представляющие различные варианты проявления свойств, отношений.

Приемы: сюрпризное внесение; предварительное рассматривание; привлечение детей к оформлению «уголка» и определению месторасположения книг; выставка любимых книг; использование книг в совместной и индивидуальной деятельности, организация различных практических действий детей (выложить в определенном порядке, вставить в прорези, наложить на картинку и т. п.).

В старшем дошкольном возрасте используются познавательные детские энциклопедии.

Приемы: организация совместного еженедельного чтения книг с обсуждением их содержания (некоторые главы и разделы могут предварять освоение определенных тем на занятиях); коллекционирование интересных познавательных книг; организация занятий и совместной деятельности по методу проекта, построенного на основе данной познавательной энциклопедии, книги; придумывание продолжения сюжетов книг, новых эпизодов, зарисовка интересных моментов в альбомах; использование данных книг в условиях семьи; организация экскурсий в детские библиотеки, сопровождающихся рассматриванием каталогов и выставок книг, беседами с библиотекарями и читателями; использование детских журналов и газет с познавательной информацией и заданиями.



ЗНАЧЕНИЕ, ВИДЫ И ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗАНИМАТЕЛЬНОГО МАТЕРИАЛА

Одним из основных средств ФЭМП является занимательный материал.

Значение занимательного материала:

  • увлекая, развивает детей, в силу свойственной ему занимательности, скрытой в ней серьезной познавательной задачи;

  • обеспечивает рациональную взаимосвязь работы воспитателя на занятиях и вне их;

  • развивает представления и умения, полученные на занятиях, воспитывает интерес к познавательной деятельности;

  • обеспечивает упражняемость детей в различении, выделении, назывании множеств предметов, чисел, геометрических фигур, направлений и т. д.

  • способствует развитию личностных качеств ребёнка: он учится правильно вести себя в различных бытовых ситуациях, узнает нормы поведения в них;

  • расширяется кругозор.


В работе с дошкольниками используют самые простые виды:

  • геометрические конструкторы («Танграм», «Пифогор»), в которых с набора плоских геометрических фигур нужно сделать сюжетное отображение на основе силуэтного контура узора или по замыслу;

  • «Змейка» Рубика, «Волшебные шарики», «Пирамидка», «Сложи узор», «Уникуб» и другие игрушки-головоломки, состоящие из объемных геометрических тел, вращающихся или складывающихся определенным образом;

  • логические упражнения, требующие умозаключений, построенных на основе логических схем и правил;

  • шашки, шахматы;

  • задачи на нахождение признака (признаков) отличия или сходства фигур (например: «Найди две одинаковые фигуры», «Чем отличаются друг от друга данные предметы?», «Какая фигура здесь лишняя?»);

  • задачи на поиск недостающей фигуры, в которых, анализируя предметные или геометрические изображения, ребенок должен установить закономерность в наборе признаков, их чередовании и на этой основе осуществить выбор необходимой фигуры, достраивая ею ряд или заполняя пропущенное место;

  • лабиринты-упражнения, выполняемые на наглядной основе и требующие сочетания зрительного и мыслительного анализа, точности действий для того, чтобы найти кратчайший и верный путь от начальной до конечной точки (например: «Как мышонку выбраться из норки?», «Помоги рыбакам распутать удочки», «Угадай, кто потерял варежку»);

  • занимательные упражнения на распознавание частей в целом, в которых от детей требуется установить, сколько и каких фигур содержится в рисунке;

  • занимательные упражнения на восстановление целого из частей (собрать вазу из осколков, мячик из разноцветных частей и т. д.);

  • задачи-смекалки геометрического характера с палочками от самых простых на воспроизведение по образцу узора и до составления предметных картинок, на трансфигурацию (изменить фигуру путем перекладывания указанного количества палочек);

  • загадки, в которых содержатся математические элементы в виде термина, обозначающего количественные, пространственные или временные отношения;

  • стихи, считалки, скороговорки и поговорки с математическими элементами;

  • задачи в стихотворной форме;

  • задачи-шутки и т. д.

Занимательный математический материал по своей структуре близкий к детской игре.


Педагогические требования к занимательному материалу:

  • должен быть разнообразным и иметь разнообразные задачи по способам решения;

  • используется в системе, предполагающей постепенное усложнение задач, игр, упражнений;

  • должен сочетать методы прямого обучения с созданием условий для самостоятельного поиска способов решения;

  • должен отвечать разным уровням и общего и математического развития детей;

  • используется в сочетании с другими дидактическими средствами по ФЭМП у детей.



РОЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННОГО СЛОВА В ФОРМИРОВАНИИ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ


Художественное слово может сопровождать все виды деятельности детей и поможет понять многие понятия. Существует много стихов, песенок, потешек, рассказов, в которых отображены разные математические понятия.

В системе работы по ФЭМП у детей используются разнообразные литературные средства (сказки, истории, стихотворения, пословицы, поговорки). Это своего рода интеграция художественного слова и математического содержания.

Большую роль в развитии элементарных математических представлений играют потешки, считалки, небылицы, загадки и другие формы устного народного творчества, которые развлекают детей и поддерживают эмоциональный настрой. Ненавязчиво они учат ребенка считать, сравнивать и обобщать.

В загадках математического содержания анализируется предмет с количественной, пространственной и временной точек зрения, подмечаются простейшие математические отношения.

Загадка может служить:

  • исходным материалом для знакомства с некоторыми математическими понятиями (число, отношение, величина и т.д.).

  • эта же загадка может быть использована для закрепления, конкретизации знаний дошкольников о числах, величинах, отношениях.

Например,

4 крыла, а не бабочка. Крыльями машет, а ни с места. (Ветряная мельница)

Имеет 4 зуба. Каждый день появляется за столом, а не ест. (Вилка)

Работать примется одна – другая ей тот час поможет, и даже вымыться одна без помощи другой не может. (Руки)

Рядышком двое стоят, направо, налево глядят. Только друг друга совсем им не видно, это, должно быть, им очень обидно. (Глаза)


Скороговорка позволяет закреплять, отрабатывать математические термины, слова и обороты речи, связанные с развитием количественных представлений. Соревновательное и игровое начало очевидно и привлекательно для детей. Скороговорки можно разучивать на занятиях по математике и вне их.

Например,

У четырех черепашат по четыре черепашонка.

Три сороки тараторки тараторили на горки.



Пословицы и поговорки на занятиях по ФЭМП можно использовать с целью закрепления количественных представлений. Пословицы можно предложить и с заданием: вставь в пословицы пропущенные названия чисел.

Поговорки: “Убил двух зайцев. Семь пятниц на неделе”,“Заблудился в трех соснах”.

Пословицы: «Семь раз отмерь, один раз отрежь», «За двумя зайцами погонишься ни одного не поймаешь»


Считалки-числовки применяются для закрепления нумерации чисел, порядкового и количественного счета. Их заучивание помогает не только развивать память, но и способствует выработке умения вести пересчет предметов, применять в повседневной жизни сформированные навыки. Предлагаются считалки, например, используемые с целью закрепления умения вести счет в прямом и обратном направлении.

Например,

Один, два, три, четыре, пять, Один, два, тир, четыре!

Шесть, семь! Солдат идет в мундире,

Пойду каши я поем. С винтовкой на плече

Вы ж пока считайте, И ранцем на спине.

Кому водить, гадайте!



Девять, восемь, семь, шесть, Три, шесть, девять –

Пять, четыре, три, два, один, Полно спать!

В прятки мы играть хотим. Солнышко давно уж встало,

Надо только нам узнать, Нам пора идти гулять!

Кто из нас пойдет искать.

Среди литературных произведений, которые рекомендуется использовать для математического развития детей можно выделить различные сказки и рассказы: «Репка», «Теремок», «Волк и семеро козлят», «Лесенка» Е. Шабад, «Утренние лучи» «Приглашение в школу» К. Ушинского, «Под грибом» В. Сутеева и другие.

В дидактических целях часто используются произведения, в названии которых присутствуют указания на числа (например, «Двенадцать месяцев», «Волк и семеро козлят», «Три поросенка» «Два жадных медвежонка», «Цветик-семицветик» , «Три медведя», «Мальчик с пальчик» и т. п.). «Колобок» познакомит с порядковым счётом, «Теремок» и «Репка» помогут запомнить количественный и порядковый счёт.

Одно и то же произведение может быть творчески использовано взрослым в различных игровых ситуациях, пройти через различный жизненный и игровой опыт ребенка. Например, пространственные, количественные и величинные свойства и отношения представлены достаточно ярко в любимой взрослыми и детьми сказке «Репка».

Для знакомства с цифрами применяются специально сочиненные для дошкольников стихотворения, например С. Маршака «Веселый счет», Т. Ахмадовой «Урок счета», И.Токмаковой «Сколько?»; стихотворения Э. Гайлан, Г. Виеру, А. Кодырова и др. Данные описания цифр, фигур способствуют формированию яркого образа, быстро запоминаются детьми.

Задачи со сказочным сюжетом помогают увязать приобретенные знания с окружающей действительностью, позволяет применять их при решении различных жизненных проблем, своим конкретным содержанием способствуют формированию более глубоких и ясных представлений о числах и смысле производимых над ними действий.

Например: «Красная Шапочка принесла бабушке пирожки с мясом и грибами. С мясом было 3 пирожка, а с грибами — 2. сколько всего пирожков принесла девочка своей бабушке? ».

Широко используются сказки и рассказы, в которых сюжет часто построен на основе некоторого свойства или отношения (например, сюжет «Маша и медведи», в котором смоделированы размерные отношения — серия из трех элементов; сказки по типу «гномы и великаны» («Мальчик-с-пальчик» Ш. Перро, «Дюймовочка» Г.Х.Андерсена); истории, моделирующие некоторые математические отношения и зависимости (Г. Остер «Как измеряли удава», Э. Успенский «Бизнес крокодила Гены» и т. п.). Сюжет, образы персонажей, «мелодика» языка произведения (художественный аспект) и «математическая интрига» представляют собой единое целое.

Использование художественной литературы: стихов, сказок, потешек, загадок, позволяет в образной, наглядной форме понять такое явление, как время; понять, что такое минуты, части суток, времена года, их сменяемость.

Воспитатель, используя, например, стихи (А.Барто, С. Баруздина, К.Чуковского), сказки, загадки, потешки может начать знакомство с частями суток уже с детьми младшей группы, опираясь на различные виды деятельности детей.

Спать пора! Уснул бычок,

Лег в коробку на бочок.

Сонный мишка лег в кровать,

Только слон не хочет спать...

(А. Барто.)

Встала – прямо не узнать!

До пояса умылась,

Убрала свою кровать

И даже косы расчесать

Сама не поленилась.

(С. Баруздин.)

Воспитатель в средней группе при изучении частей суток должен связывать названия частей суток с наиболее заметными объективными и природными показателями (светло, темно, солнце, луна, положение солнца на небе). Для этих целей воспитатель может загадывать детям загадки о частях суток в стихотворной форме, например:

Когда петушок

Раньше всех встает,

Голосисто поет,

Солнышко встречать зовет?

(Утром)


Стало за окном темнеть,

Птицы стали тише петь.

Убирать игрушки нужно,

Мама всех зовет на ужин.

Когда это бывает?

(Вечером)

В средней группе необходимо связывать с частями суток деятельность людей, знакомить с понятиями вчера, сегодня и завтра. Для этого используются такие игры, как игра «Путешествие ночью», с применением стихотворения С.Я. Маршака «Ночная страница», чтение стихотворения «Сегодня, Завтра и Вчера» из книги Лебеденко Е.М.

Детей в возрасте 6-7 лет можно знакомить с календарем и временами года

Муха - чистюха

Жила-была муха-чистюха.

Все время купалась муха.

Купалась она в ВОСКРЕСЕНЬЕ

В отличном клубничном варенье.

В ПОНЕДЕЛЬНИК - в вишневой наливке,

Во ВТОРНИК - в томатной подливке,

В СРЕДУ - в лимонном желе,

В ЧЕТВЕРГ - в киселе и смоле.

В ПЯТНИЦУ - в простокваше,

в компоте и в манной каше…

В СУББОТУ, помывшись в чернилах,

Сказала : - Я больше не в силах!

Ужжжасно, ужжжасно устала,

Но, кажется, чище не стала!

Ян Бжехва


Каков Емеля, такова и неделя

Мы спросили у Емели:

-Назови нам дни недели.

Стал Емеля вспоминать.

Стал Емеля Называть.

- Дядька крикнул мне "бездельник" -

Это было в ПОНЕДЕЛЬНИК.

На забор я лез, и дворник

Гнал меня метлой во ВТОРНИК.

В СРЕДУ я ловил жука

И свалился с чердака.

Воевал в ЧЕТВЕРГ с котами

И застрял под воротами.

В ПЯТНИЦУ дразнил собаку -

Изорвал себе рубаху.

А в СУББОТУ - вот потеха! -

На свинье верхом поехал.

В ВОСКРЕСЕНЬЕ отдыхал -

На мосту сидел, дремал.

Да с моста свалился в реку.

Не везёт же человеку!

Так у нашего Емели

Дни недели пролетели.

Н.В. Григорьева







Выбирая литературные произведения для математического развития детей, воспитатели должны учитывать уровень сформированности элементарных математических представлений у детей.

Анализируя вместе с педагогом то или иное литературное произведение, осваивая средства художественной выразительности, дети овладевают способностью передавать в образном слове определенное математическое содержание.


Литература

  1. Житко И.В. Формирование элементарных математических представлений у детей от 4 до 5 лет: учеб.-метод. Пособие для педагогов дошк. образования. – Минск: Экоперспектива, 2016. – 200с

  2. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников /под ред. А.А.Столяр. – М., Просвещение 1988

  3. Щербакова, Е.И. Методика обучения математике в детском саду: учебное пособие для студентов дошк. отд-ний и фак. сред. пед. учеб. заведений. - М., Изд. Центр «Академия», 1998



9



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя
Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс