Дидактический материал по теме "Население мира" 10 класс

Категория: География

Дидактические материалы представлены разноуровневыми заданиямипо теме "Население мира".

Задания направлены на изучение нового материала или закрепление изученного на предыдущем уроке. Кроме заданий материал включает в себя ключи для проверяющих и критерии оценивания.

Просмотр содержимого документа
«Дидактический материал по теме "Население мира" 10 класс»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1

муниципального района город Нея и Нейский район Костромской области













Дидактический материал по географии 10 класс в соответствии с ФГОС СОО по теме «Население мира»














Выполнила учитель географии

МОУ СОШ №1 г. Неи

Смирнова Татьяна Петровна










2018

Пояснительная записка

Дидактический материал составлен на основе образовательной программы среднего общего образования, рабочей программы по учебному предмету «География», УМК «Экономическая и социальная география мира» под редакцией В.П. Максаковского, Издательство: «Просвещение», 2017год.

Цель создания дидактического материала – активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках географии. Посредством выполнения заданий, указанных в дидактических материалах, учитель добивается решения следующих задач:

  • формирование системы географических знаний;

  • повышение качества обучения географии;

  • формирование умения самостоятельного поиска необходимой информации обучающимися.

Содержание дидактического материала определяется требованиями ФГОС СОО. В ходе выполнения заданий у учащихся формируются:

Регулятивные УУД

- Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умение управлять своей познавательной деятельностью;

- Умение организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты

Познавательные УУД

- Формирование и развитие по средствам географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

- Умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу.

Пособие предназначено для индивидуального контроля и закрепления знаний учащихся на уроках географии. Оно включает различные типы заданий, которые позволят учителю сделать опрос более разнообразным по форме. В конце пособия приводятся ответы и критерии оценивания.

Для иллюстрации заданий использовались:

-карты «Атласа с контурными картами и сборником задач. Экономическая и социальная география мира». 10-11 кл. / О.В. Крылова.- Москва: Издательство АСТ, 2017;

-карта «Крупнейшие города мира» - публикация https://yandex.ru/images/search?text=карта%20крупнейшие%20города%20мира&lr=7









Тема 1. Численность и воспроизводство населения.

Задание 1. Расположите перечисленные страны в порядке возрастания в них численности населения (от минимального к максимальному).

Япония, Индия, США, Индонезия, Китай, Бразилия, Бангладеш, Россия, Нигерия, Пакистан.

Задание 2. Сравните страны мира по естественному приросту (убыли) населения. Выявите закономерности и сделайте выводы на основе сравнения. Для выявления закономерностей и формулирования выводов используйте приведённую ниже карту «Естественный прирост (убыль) населения».

Задание 3. Установите соответствие стран их типам воспроизводства.

Польша, Бельгия, Индия, Франция, Мали, США, Китай, Австралия, Украина, Индонезия, Уругвай, Таджикистан, Швеция, Италия, Пакистан, ЮАР, Албания, Япония.

1 тип воспроизводства________________________________________________________________________________________________________________________________________

2 тип воспроизводства________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 4. Составьте текст из нескольких предложений, используя в них следующие опорные слова: демографическая политика, стимулирующие экономические меры, демографический кризис, Китай, Франция, Россия, Индия, Япония, национальная программа планирования семьи, демографический взрыв, «Одна семья – один ребенок».







Инструкция для проверяющих

На выполнение 4 заданий отводится 15 минут. Проверочная работа составляется в 1 варианте. Каждому учащемуся предоставляется распечатка заданий. Ключи для проверки знаний приведены в таблице 1. Задания в проверочной работе оцениваются в зависимости от сложности задания разным количеством баллов,:

Таблица 1.

Ключи для проверки заданий

задания

Ответ

Баллы

1.

Япония, Россия, Бангладеш, Нигерия, Пакистан, Бразилия, Индонезия, США, Индия, Китай

2б (по 0,2 б)

2.

Возможный вариант ответа

Страны мира различаются по показателю естественного прироста (убыли) населения, которое определяется, прежде всего, социально-экономическими условиями жизни людей, а также взаимоотношениями между ними в обществе и в семье. Высокий ЕП наблюдается в развивающихся странах тропической Африки и Юго-Западной Азии. Лидируют в списке Нигер, Мали, Уганда. Низкий ЕП наблюдается в экономически развитых странах. В Зарубежной Европе и Японии ЕП отрицательный. Демографы называют это явление демографическим кризисом, который отрицательно сказывается на всем развитии страны.





3.

1 тип воспроизводства: Польша, Бельгия, Франция, США, Австралия, Украина, Швеция, Италия, ЮАР, Япония

2 тип воспроизводства: Индия, Мали, Китай, Индонезия, Уругвай, Таджикистан, Пакистан, Албания


4б (по 0,2 за страну)

4.

Возможный вариант ответа

В современном мире большинство стран стремится управлять воспроизводством населения, проводя демографическую политику. В странах первого типа воспроизводства населения, где наблюдается демографический кризис, преобладает демографическая политика, направленная на повышение рождаемости. Она проводится с помощью разных стимулирующих экономических мер. Это такие страны как Россия, Япония, Франция.

В станах второго типа воспроизводства населения, где наоборот наблюдается демографический взрыв, осуществляют демографическую политику, направленную на сокращение рождаемости и ЕП. Например в Индии приняли национальную программу планирования семьи. В Китае основной девиз демографической политики: «Одна семья – один ребенок».







Перевод баллов к 5-балльной отметке

Баллы

Отметка

13-12

Отметка «5»

11-9

Отметка «4»

8-6

Отметка «3»

менее 6

Отметка «2»

Тема 2. Состав (структура) населения.

Задание 1. Составьте сопроводительный текст к карте, расположенной ниже. Озаглавьте карту. При составлении текста раскройте сущность процесса, которому посвящена данная карта.

Задание 2. Распределите страны по их принадлежности к языковым семьям.

Россия, ФРГ, Мозамбик, Китай, Австралия, США, Египет.

1.Индоевропейская___________________________________________________________

2.Афразийская______________________________________________________________

3. Сино – тибетская__________________________________________________________

4. Нигеро-Кордофанская _____________________________________________________

Задание 3. По карте охарактеризуйте ареалы распространения мировых религий. Определите, какие религии преобладают в отдельных крупных регионах Земли.























Инструкция для проверяющих

На выполнение 3 заданий отводится 15 минут. Проверочная работа составляется в 1 варианте. Каждому учащемуся предоставляется распечатка заданий. Ключи для проверки знаний приведены в таблице 1. Задания в проверочной работе оцениваются в зависимости от сложности задания разным количеством баллов,:

Таблица 1.

Ключи для проверки заданий

задания

Ответ

Баллы

1.

Возможный вариант ответа

Название карты «Половозрастной состав населения». Оценивая половой состав населения можно сделать вывод о том, что в большинстве стран преобладает женское население. Это страны Зарубежной Европы, Северной Америки, ряд стран СНГ. В Африке, Латинской Америке, Австралии и Океании численность мужчин и женщин примерно одинакова. А вот в Зарубежной Азии мужчины заметно преобладают.

Возрастной состав населения также неоднороден. В странах Африки и Юго-Западной Азии преобладает доля детских возрастов. В некоторых странах Зарубежной Европы и Канаде высока доля пожилых людей. В России, США, Бразилии, Австралии преобладает экономически активное население.



2.

Индоевропейская – Россия, ФРГ, США, Австралия

Афразийская – Египет

Сино – Тибетская – Китай

Нигеро - Кордофанская - Мозамбик


2б (по 0,3 за страну)

3.

Возможный вариант ответа

Наиболее распространенная мировая религия – христианство (включает три ветви – католическую, протестантскую, православную). Исповедуют преимущественно в Европе, Америке, Африке 9к югу от экватора) и Австралии.

Второе место по числу верующих занимает ислам (мусульманство), который объявлен государственной религией во многих странах расположенных в Азии и Африке (к северу от экватора).

Третье место принадлежит буддизму, распространенному в Центральной, Юго-Восточной и Восточной Азии.


.

Таблица 2.

Перевод баллов к 5-балльной отметке

Баллы

Отметка

10-9

Отметка «5»

8-7

Отметка «4»

6-5

Отметка «3»

менее 5

Отметка «2»





Тема 3. Размещение и миграции населения

Задание 1. Проанализируйте карту «Плотность населения». Выделите на ней регионы с высокой плотностью и попытайтесь объяснить причины их возникновения. Приведите примеры стран, отличающихся особенно резкими различиями в заселенности территории, объясните их причины.

Задание 2. Составьте сопроводительный текст к карте 2, расположенной ниже. Озаглавьте карту 2. При составлении текста раскройте сущность процесса, которому посвящена данная карта.

Инструкция для проверяющих

На выполнение 2 заданий отводится 10 минут. Проверочная работа составляется в 1 варианте. Каждому учащемуся предоставляется распечатка заданий. Ключи для проверки знаний приведены в таблице 1. Задания в проверочной работе оцениваются в зависимости от сложности задания разным количеством баллов,:

Таблица 1.

Ключи для проверки заданий

задания

Ответ

Баллы

1.

Возможный вариант ответа

Население мира размещено неравномерно. На расселение людей повлияли как природные так и исторические факторы. Изначально человеком осваивались равнинные просторы, расположенные на берегах морей, крупных рек или озер. Очевидно, что здесь было намного проще вести сельское хозяйство. Примером такого района является Юго-Восточная Азия (район рисосеяния).

А вот горные районы осваивались в десятки раз медленнее.

Позже с развитием технического прогресса, люди начали стекаться в те районы Земли, где активно строились заводы, фабрики, возникали города. Такими районами стали Центральная и Западная Европа, побережье Атлантики в США.

Но разительные контрасты в плотности населения могут наблюдаться и в пределах одной страны. Яркие примеры таких государств – это Австралия (заселено восточное побережье), Египет (долина Нила), Индонезия (о. Ява).





2.

Возможный вариант ответа

Название карты «Миграции населения». Миграции оказывают большое влияние на численность населения во всем мире. На карте отражены международные (внешние) миграции. Основные причины миграций – экономическая (поиск нового места работы), «утечка умов» (переманивание иностранных специалистов). Основной поток эмигрантов направлен из развивающихся стран в экономически развитые страны. Из стран Латинской Америки, Африки, Зарубежной Азии в страны Персидского залива, Западной Европы, США, Россию, Австралию.

Но есть страны на численность населения, которых миграции практически не влияют: Аргентина, Индия, Казахстан, Монголия и др.





.

Таблица 2.

Перевод баллов к 5-балльной отметке

Баллы

Отметка

8

Отметка «5»

7-6

Отметка «4»

5-4

Отметка «3»

менее 4

Отметка «2»

Тема 4. Городское и сельское население

Задание 1. Установите соответствие по уровню урбанизации стран мира.

США, Россия, Нигер, Австралия, Бельгия, Румыния, Аргентина, Мексика, Япония, Канада, Индонезия, Намибия, Эфиопия, Франция, Монголия.

  1. Слабоурбанизированные________________________________________________

  2. Среднеурбанизированные_______________________________________________

  3. Высокоурбанизированные_____________________________________________

Задание 2. Составьте текст из нескольких предложений, используя в них следующие опорные слова: урбанизация, география городов, быстрые темпы роста городского населения, «расползание» городов, города-миллионеры, городские агломерации, концентрация населения и хозяйства в больших городах.

Задание 3. Используя карту «Крупнейшие города мира», изучите размещение крупнейших городов. Распределите их по крупным регионам и странам и охарактеризуйте общую тенденцию изменений.

Задание 4. Установите соответствие стран формам сельского расселения

Россия, Китай, Япония, США, Канада, Австралия, Германия, Италия, Индия

Групповая (деревенская) форма расселения ______________________________________

Рассеянная (фермерская) форма расселения ______________________________________




Инструкция для проверяющих

На выполнение 4 заданий отводится 15 минут. Проверочная работа составляется в 1 варианте. Каждому учащемуся предоставляется распечатка заданий. Ключи для проверки знаний приведены в таблице 1. Задания в проверочной работе оцениваются в зависимости от сложности задания разным количеством баллов,:

Таблица 1.

Ключи для проверки заданий

задания

Ответ

Баллы

1.

Слабоурбанизированные: Эфиопия

Среднеурбанизированные: Нигер, Индонезия, Намибия

Высокоурбанизированные: США, Россия, Австралия., Бельгия, Румыния, Аргентина, Мексика, Япония, Канада, Франция, Монголия.

3б (по 0,2 б)

2.

Возможный вариант ответа

Урбанизацией называется рост городов, повышение удельного веса городского населения. Можно выделить общие черты урбанизации, характерные для большинства стран. Первая черта – быстрые темпы роста городского населения. Вторая черта – концентрация населения и хозяйства в больших городах. Третья черта – «расползание» городов, расширение их территории. Среди больших городов можно выделить крупнейшие города – миллионеры. В России 15 таких городов. Для современной урбанизации характерен переход от компактного («точечного») города к городским агломерациям – территориальным группировкам городских и сельских поселений.





3.

Возможный вариант ответа

Крупнейшие города расположены во всех регионах мира кроме Австралии. Лидером по количеству крупнейших городов является Зарубежная Азия: Токио, Осака (Япония), Пекин, Шанхай (Китай), Мумбаи, Калькутта, Дели (Индия).

В Северной Америке – Лос – Анджелес, Нью-Йорк, Мехико. В Латинской Америке – Рио-де-Жанейро, Сан-Паулу, Буэнос-Айрес. В Африке – Каир, Лагос. В Зарубежной Европе – Лондон, Париж.


4.

Групповая (деревенская) форма расселения – Россия, Китай, Япония, Германия, Италия, Индия

Рассеянная (фермерская) форма расселения – США, Канада, Австралия


2б (по 0,9)

.

Таблица 2.

Перевод баллов к 5-балльной отметке

Баллы

Отметка

12-11

Отметка «5»

10-9

Отметка «4»

8-6

Отметка «3»

менее 6

Отметка «2»





Скачать

© 2018, 147 4

Рекомендуемые курсы ПК и ППК для Вас