Мастер класс для педагогов «Смысловое чтение и работа с текстом на уроках физики. Дидактический синквейн как одна из форм работы с текстом».
В Федеральном государственном образовательном стандарте ведущая роль отводится умениям по работе с текстами.
В обеих примерных образовательных программах(и для начальной школы, и для ступени основного образования) выделены планируемые результаты освоения программы «Стратегия смыслового чтения и работа с текстом». Такое внимание формированию умений по работе с текстом не случайно. По данным международного исследования PISA(2000,2003,2006,2009г.г.), где оценивалась грамотность чтения, наши учащиеся устойчиво демонстрируют результаты ниже средних международных показателей.
В Федеральном государственном стандарте общего образования 2-го поколения отмечается: «лозунгом современной школы становится требование «научить ребенка читать» - читать целенаправленно, осмысленно, творчески». Владение приемами понимания прочитанного определяется как важнейший компонент читательской компетентности. Это означает, что проблема понимания текста требует для своего решения современных подходов, имеющих непосредственный выход в образовательную практику.
В новых образовательных стандартах прописаны умения выпускника основной школы.
Выпускник основной школы должен научиться:
ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл;
находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте);
решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста;
структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы; переходить от одного представления данных к другому;
интерпретировать текст;
откликаться на содержание и форму текста;
на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации; находить путь восполнения этих пробелов;
в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию;
использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте).
Современные дети мало и поверхностно читают, испытывают трудности в понимании и запоминании прочитанного. Поэтому обучение школьников приемам понимания текста надо рассматривать как особую психодидактическую задачу.
Анализ результатов ВПР по физике для учащихся 7-11 классов, а также анализ результатов ГИА по физике показывает, что выпускники основной школы не достаточно хорошо и внимательно читают, практически не умеют вычленять из текста необходимую информацию, что подтверждают невысокие результаты выполнения заданий, содержащих прямые вопросы к тексту. Ещё хуже выполняются задания, в которых требуется извлечь информацию из таблиц, графиков и схем или сопоставить информацию из разных частей текста. К сожалению, не сформированными оказываются умения, связанные с преобразованием и использованием информации из текста, то есть именно те, которые необходимы для успешного продолжения образования.
Одной из форм работы с текстом является составление дидактического синквейна.
С понятием «синквейн» в основном связывают использование синквейна на уроках литературы.
Изначально синквейн возник в США как стихотворная форма. Разработала его американская поэтесса Аделаида Крэпси, опираясь на знакомство с японскими силлабическими миниатюрами хокку и танка. Традиционный синквейн состоит из пяти строк и основан на подсчёте слогов в каждом его стихе. Если интересно, то его слоговая структура – 2-4-6-8-2, всего 22 слога. Авторы, развивавшие стихотворную форму в дальнейшем, предложили ряд её вариаций: обратный синквейн, зеркальный, "бабочка", корона и даже гирлянда синквейнов.
Но нас, как учителей-предметников, будет интересовать дидактический синквейн – приём технологии критического мышления через чтение и письмо.
Дидактический синквейн
1 строка—тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.
2 строка—два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.
3 строка—образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные свойства объекта.
4 строка—фраза из четырех слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.
5 строка—одно слово—резюме, характеризующее суть предмета или объекта.
В этом случае текст основывается не на слоговой зависимости, а на содержательной и синтаксической заданности каждой строки. Чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно. Например, для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой – два слова. Возможны варианты использования и других частей речи.
Изучить этот приём работы с текстом можно на уроках литературы, русского языка, риторики, а использовать можно на всех предметах и во внеклассной работе. Тем более, что почти все из присутствующих являются классными руководителями и, прежде чем использовать этот приём на уроке, можно "испытать" его сначала во внеклассной работе. Это очень интересная форма работы, дающая эффектный результат.
Синквейн - это приём технологии развития критического мышления на уроках физики. Написание синквейна является формой свободного творчества, требующей от автора умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать. Относительная простота построения синквейна позволяет быстро получить результат. Эта работа требует вдумчивой рефлексии, основанной на богатом понятийном запасе, а также развитого образного мышления. Метод эффективен как при работе с отстающими, так и при работе с одарёнными детьми. Каждый ребёнок имеет реальную возможность стать успешным, почувствовать радость от процесса познания. Синквейн является быстрым, эффективным инструментом для анализа, синтеза и обобщения понятия и информации. Он учит осмысленно использовать понятия и определять своё отношение к рассматриваемой проблеме, используя всего пять строк. Ребёнок на основе больших объёмов информации, вырабатывая свою способность к анализу, составляет относительно небольшой текст. Составление этого текста требует сравнительно небольших временных затрат, хотя и имеет жёсткие рамки по форме изложения.
Как можно использовать этот приём:
Можно составлять текст как в школе, на уроке, так и дома, в качестве домашнего задания. Дети могут выполнять его как индивидуальное задание или как дополнительное к основному.
Работать над составлением синквейна можно как самостоятельно, так и в паре и даже в группе. Рассмотрев какой-либо теоретический материал на уроке, я предлагаю в качестве рефлексии составить синквейн вдвоём. Если в паре оказываются учащиеся с разными способностями ( а как правило так и происходит), то более сильный ученик, используя посильную поддержку второго, анализирует изученное. Более сложной является работа в группе. Здесь кроме интеллектуальных способностей ребёнок должен проявить и коммуникативные.
Использовать данный приём можно как для анализа достаточно узкого понятия (например, при рассмотрении понятия "Манометр"), так и при изучении достаточно объёмного материала. Изучив такую сложную тему как законы сохранения и превращения энергии, можно такое задание в качестве творческого.
По деформированному тексту определять на какую тему был составлен синквейн.
Физика – сложный предмет, не всем она даётся, поэтому не все любят её. Особенно часто приходится сталкиваться с проблемой непонимания у детей гуманитарного склада ума. Их надо заинтересовать. Это сложно. А вот написание синквейна требует от составителя реализации практически всех его личностных способностей: интеллектуальных, творческих, образных.
С точки зрения педагогики, процедура составления синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трёх основных образовательных походов: информационного, деятельностного и личностно — ориентированного.
Но, как показывает опыт работы, этот прием работы с текстом требует не меньшей наработки материала и опыта, не меньших усилий от преподавателя и не является панацеей для достижения положительного результата.
Дидактический синквейн
1 строка—тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.
2 строка—два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.
3 строка—образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные свойства объекта.
4 строка—фраза из четырех слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.
5 строка—одно слово—резюме, характеризующее суть предмета или объекта.
ПРИМЕР №1
1 строка — объект ПАРТА
2 строка — признаки и свойства ДЕРЕВЯННАЯ, УСТОЙЧИВАЯ
3 строка — характерные свойства объекта СТОИТ, ПОМОГАЕТ, ДЕРЖИТ
4 строка — личное отношение ТО, ЗА ЧЕМ СИДИМ
5 строка — резюме НЕОБХОДИМА.
ПРИМЕР №2
Любовь
Безграничная, всепоглощающая
Возвышает, помогает, поддерживает
То, без чего невозможно
Жизнь
ПРИМЕР №3
Электрический ток
Большой, опасный
Включает, работает, помогает
Поток заряженных частиц
Необходим
ПРИМЕР №4
Вселенная
Необъятная, неизведанная
Расширяется, завораживает, пугает
Красивая и страшная одновременно
Мечта