Этап | Обучающие, развивающие компоненты | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Форма обучения | УУД |
Актуализация знаний | Воспроизведение ранее изученного материала. | Загадка: загадаю я знак русского языка, а вы отгадайте. Мои ответы будут «да» и «нет». - Это орфографический знак? (да) - Значит, ставится в предложении? (нет) - А.. в слове? (да) и т.д. | Диалог с учителем | Фронтальная | Коммуникативные: слушают и отвечают на вопросы. Регулятивные: принимают учебную задачу. Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи. |
Выявление причин затруднения | Установление преемственных связей между прежними и новыми знаниями | Словарная работа: что-то, кое-как, чёрно-белый, иссиня-чёрный, что-либо, пол-арбуза. -На какие правила вам встретились здесь слова? - Расскажите правило написания дефиса в сложных прилагательных, существительных, местоимениях. | Диалог с учителем, ответы на поставленные вопросы. | Индивидуальная |
Целеполагание и построение проекта выхода из затруднений. | Раскрытие сущности новых понятий. Беседа. | Выслушивание ответов, формулирование цели учебной деятельности с детьми. Наречия могут писаться слитно, раздельно и через дефис. Нас интересует дефисное написание наречий. На слайде появляется таблица: - Когда пишется дефис в наречиях? Сформулируйте правило. Во- первых | По-новому | Еле-еле | Когда-то | В-пятых | По-хорошему | Давным-давно | Откуда-то | | | | | | Формулируют цель. Слушают учителя. | Фронтальная | Коммуникативные: совместная деятельность в парах. Регулятивные: планируют действия. Познавательные: извлекают необходимую информацию и систематизируют её. |
Практическая деятельность | Раскрытие сущности новых понятий. Обсуждение результатов. Физминутка. | - Сравните свои доводы с параграфом учебника (стр.113) Что еще нужно добавить? Физминутка (произносим медленно). Отодвиньтесь от парты, примите удобную для вас позу (именно удобную). Закройте глаза. Ваши руки и ноги расслаблены. Вы дышите спокойно, глубоко. Тело расслаблено, оно отдыхает. А теперь представьте, что вы – божья коровка. Божья коровка медленно ползет по траве, перелезая через травку и покачиваясь на ней. Вдруг она увидела большую ромашку. Стала медленно карабкаться по её стволу. Карабкалась карабкалась и доползла до лепестков. Ей непременно захотелось побывать на всех лепестках. И вот она с большим усердием стала перелезать с одного листочка на другой. Но тут пошёл дождь. Она испугалась, взмахнула крылышками и улетела. А вы, ребята, открываете глаза, просыпайтесь. | Активное участие в работе. Формулирование собственных мыслей, обоснование точки зрения. | Групповая, индивидуальная. | Коммуникативные: умение задавать вопросы для уточнения последовательности действий. Регулятивные: осознают правило контроля. Познавательные: слушают, читают, извлекают информацию. |
Первичное закрепление материала | Обобщение и систематизация знаний | Работа с текстом. (Тихо)тихо в лесу. Вот неслышно, (по)кошачьи, ступают по насту чьи(то) лапы. Откуда(то) справа вместе с ветром доносится голодный вой волков. Невольно вспоминаешь самые страшные сказки. | Троят понятные высказывания, выполняют задание. | Групповая, индивидуальная | Личностные: имеют желание участвовать в творческом созидательном процессе. Познавательные: устанавливают причинно- следственные связи. Регулятивные: осознают возникающие трудности, ищут пути выхода из трудной ситуации. Коммуникативные: высказывают свою точку зрения. |
Самостоятельная работа | Составление связных рассказов по изучаемому правилу, подбор своих примеров | (Слайд) Найдите четвертое «лишнее»: Где(то), кто(нибудь), куда(нибудь), зачем(то). Взглянуть (по)новому, быть (по)моему, (по)зимнему лесу, (по)дружески похлопать. Еле-еле, мало-помалу, милый-премилый, подобру-поздорову. (слайд) Составьте предложения, используя сложные наречия. Еле-еле, едва-едва, крепко-накрепко, строго-настрого, всего-навсего, видимо-невидимо, волей-неволей, день-деньской, мало-мальски, темным-темно. | | |
Включение в систему знаний и повторение | Обобщение полученных на уроке знаний, оценивание работы. | Выписать наречия, которые пишутся через дефис. (ПО) ВОЛЧЬИ ВЫТЬ ЖИТЬ (ПО) ПРЕЖНЕМУ (ПО) НОВОМУ ЗАКОНУ (ВО) ПЕРВЫХ, ПОДУМАЙ (ПО)ЛУЧШЕ УЗНАТЬ (ПО) БЫСТРЕЕ УЙТИ ПЕТЬ (ПО) ВЕСЕННЕМУ СВЕТИТ (ПО) ЛЕТНЕМУ ИДТИ (ПО) ВОЛЧЬМУ СЛЕДУ ОДЕТЬСЯ (ПО) НОВОМУ (ПО) ВЕСЕННЕМУ НЕБУ РАЗДЕЛИТЬ (ПО) БРАТСКИ (ПО) МОЕМУ МНЕНИЮ ГОВОРИТЬ (ПО) АНГЛИЙСКИ ВЫПОЛНИТЬ (ПО) МОЕМУ (ПО) БОЛЬШЕ СЪЕСТЬ (ПО) НЕМНОГУ ДОБАВЛЯТЬ ИДТИ (В) ПЕРВЫХ РЯДАХ ВЫПОЛНИТЬ ТОЧЬ (В) ТОЧЬ ЦЕНИТЬ (ПО) НАСТОЯЩЕМУ
Контролирует правильность выполнения задания, создает условия для устранения перегрузки учащихся. | Отвечают на вопросы, работают со справочным материалом | Фронтальная индивидуальная. | Познавательные: приобретают умения использовать знания и умения в практической деятельности. Регулятивные: оценивают свою работу, исправляют ошибки. Коммуникативные: высказывают и обосновывают свою точку зрения. |
Рефлексия учебной деятельности | Заключительная беседа | Прием «Телеграмма»: кратко напишите, что уяснили сегодня на уроке с пожеланиями однокласснику и обменяйтесь телеграммой. Домашнее задание: выучить правило, выполнить упражнение. | Определяют свое эмоциональное состояние | Индивидуальная | Познавательные: приобретают умение организовывать свою деятельность. Регулятивные: оценивают свою работу. Коммуникативные: строят монологическое высказывание. |