СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Деятельностный подход в обучении математики

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

           Чтобы научить школьников самостоятельно и творчески учиться, для этого нужно включить их в специально организованную деятельность, сделать «хозяевами» этой деятельности. Для этого нужно выработать у школьников мотивы и цели учебной деятельности («зачем учиться математике»), обучить способам ее осуществления («как учиться?) 

Просмотр содержимого документа
«Деятельностный подход в обучении математики»



Деятельностный подход в обучении математики

Трусова Мария Павловна

Учитель математики

МКОУ Новонадеждинская сош

Аннинского района

Воронежской области

пос. Новонадеждинский

Когда людей станут учить не тому, что они должны думать,

 а тому, как они должны думать, то тогда исчезнут всякие недоразумения.

Г. Лихтенберг

Как известно, в основе нынешней модернизации российского образования, лежат идеи личностно-ориентированного развивающего обучения. Сегодня одна из важнейших задач общеобразовательной школы состоит уже не в том, чтобы «нагрузить» учащихся багажом знаний, а в том, чтобы привить умения, позволяющие им самостоятельно добывать информацию и активно включаться в творческую, исследовательскую деятельность, т.е. обучение и развитие ученика происходит в процессе его собственной деятельности.



Чтобы научить школьников самостоятельно и творчески учиться, для этого нужно включить их в специально организованную деятельность, сделать «хозяевами» этой деятельности. Для этого нужно выработать у школьников мотивы и цели учебной деятельности («зачем учиться математике»), обучить способам ее осуществления («как учиться?) Как показали исследования немецких ученых, человек запоминает только 10% того, что он читает, 20% того, что слышит, 30% того, что видит, 50-70% запоминается при участии в групповых дискуссиях, 80% при самостоятельном обнаружении и формулировании проблем.

Народная мудрость гласит:

« Скажи мне - я забуду  

Покажи мне - я запомню  

Дай мне действовать самому - и я научусь».  

В связи с этим актуальным становится внедрение в процесс обучения таких технологий, которые способствовали бы формированию и развитию у учащихся умения учиться, учиться творчески и самостоятельно.

Для того, чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность. Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать интерес к изучаемому материалу у учащихся, их активность на протяжении всего урока.

Основной из главных задач учителя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями.

Я расскажу о деятельностном подходе при формировании информационной компетентности учащихся и с помощью небольших примеров покажу, как я пытаюсь реализовать этот принцип на своих занятиях.

Одним из вариантов решения данных вопросов, является применение информационных и коммуникационных технологий в образовательном процессе. Появляется возможность сочетать практические и аналитические виды деятельности в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ученика. Это: тестирования при помощи компьютера по темам, по разделам, самопроверка своих работ;  подготовка презентаций, игры. По окончании изучения темы проводится тестирование в компьютерном и бумажном варианте.

При изучении темы: « Признаки равенства треугольников» (7 класс) бывает необходимо быстро проверить уровень усвоения темы. Здесь на помощь приходит блиц-опрос. На карточках учащимся предлагаются задания, в которых нужно ответить на предложенные вопросы: исправить ошибки, достроить, установить соответствие и т.д. Время на выполнение таких заданий не более 5 минут. Предлагаю варианты таких карточек для блиц-опроса. ( приложение)

«Сумма углов треугольника», 7 класс:

Цель: вывод формулы суммы углов треугольника с помощью перегибания листа.

Изготовление моделей многогранников 10 класс

Цель: Научить изготавливать модели многогранников, используя цветную бумагу, картон,

Проявлять смекалку, сообразительность при изготовлении разверток конструируемых фигур.

Значительно более интересно для ребят один из видов домашнего задания - создание электронной презентации. Дается учащимся тема и предлагается создать презентацию не более 7-10 слайдов, и к этим слайдам соответствующие комментарии.
    Учащиеся при этом осваивают работу с компьютером, причем одну из самых сейчас распространенных программ PowerPoint, учатся выбирать главное, концентрировать свою мысль. Зная, что работа учащихся будет востребована, они более серьезно относятся к такому домашнему заданию.

  Создавая презентацию, учащиеся совершенствуют все виды речевой деятельности, но прежде всего - устную речь.    Интеллектуальное развитие учащихся также является важной задачей обучения при создании и защите презентаций.
    Готовя презентации по одной теме, учащиеся подбирают разный по информации материал, пользуясь различными источниками. Они по-разному проводят и защиту презентации. Просмотр таких вариантов своего видения решения проблемы является интересным для ребят. Работа над презентацией развивает у учащихся воображение, творческое мышление, самостоятельность и другие качества личности. У учащихся воспитывается уважительное отношение к чужому мнению, к создателю презентации. Ребята учатся лучше понимать друг друга, проявлять чувство товарищества,

Одной из основных проблем при изучении геометрии в школе является проблема наглядности, связанная с тем, что изображения даже простейших геометрических фигур, выполненные в тетрадях или на доске, как правило, содержат большие погрешности. Современные компьютерные средства позволяют решить эту проблему.  Если учащиеся 6 класса являются только наблюдателями уже готовых презентаций, то ученики 7-11 классов принимают участие в создании презентаций к урокам по темам: « Треугольник» 7 класс, «Теорема Пифагора», «Подобие фигур» 8 класс, «Симметрия» 8 – 9 класс, «Движения» 9 класс, «Многогранники» 10-11 класс. Это дает возможность ребятам показать свои творческие способности и увидеть наглядно результат своей деятельности.

Одним из источников мотивации является занимательность. Желание детей заниматься математикой зависит не только от качества учебной работы на уроке, но и от продуманной системы внеурочных занятий. Внеклассная работа развивает интерес детей к математике, расширяет их кругозор. Презентации, выполненные детьми удобно использовать при проведении предметной недели, различных конкурсов, игр. Это и демонстрация портретов математиков, и рассказ об их открытиях, и иллюстрация практического применения теорем в жизни.

Не обойтись без информационных технологий и в проектно-исследовательской деятельности: поиск необходимой информации с помощью ресурсов сети Интернет, составление текста работы в электронной версии, обработка материалов исследования. Ну и, конечно же, для защиты работы составляется слайдовая презентация.

Поисково-познавательная, творческая, исследовательская и проектная деятельности учащихся – основы современного образования. Применение мультимедиа технологий призвано сделать это образование красочным, интересным и эффективным.

Выполнение творческих заданий предполагает  использование учащимися информационно-коммуникационных технологий, освоение проектно-исследовательской деятельности: работу с Интернет-ресурсами, создание презентаций как представления результатов самостоятельной исследовательской деятельности. Такой вид работы развивает творческие, исследовательские способности учащихся, повышает их активность, способствует  приобретению навыков, которые могут оказаться весьма полезными в жизни.

Примеры выполненных исследовательских работ учащимися:

«Пифагор и его знаменитая теорема» 8-9 классы.

«Симметрия вокруг нас» 9 класс.

« Удивительный мир многогранников» 10-11 классы.

«Золотое сечение – Божественная мера красоты» - 10класс.





Использование мультимедиа-технологий это одно из перспективных направлений информатизации учебного процесса и является одной из актуальных проблем современных методик преподавания математики. Я считаю, применение информационных технологий необходимым и мотивирую это тем, что они способствуют:

  • совершенствованию практических умений и навыков;

  • позволяют эффективно организовать самостоятельную работу и индивидуализировать процесс обучения;

  • повышают интерес к урокам;

  • активизируют познавательную деятельность учащихся.

Практические работы учащихся по математике - разновидность их творческой работы. Они позволяют осознанно изучить вводимые понятия и утверждения, лучше их запомнить, включают в процесс восприятия смысловую, зрительную, моторную память. На таких занятиях создается больше возможностей для решения познавательных задач и реализации творческого потенциала учащихся. Так же использование групповой формы работы.

Вот некоторые работы, которые выполняют учащиеся на компьютере на уроках математики:

«Осевая и центральная симметрии» 8 класс. Цели: закрепление умения строить фигуры при центральной и осевой симметрии; пропедевтика понятия движения: в результате построения получаются равные фигуры. Построение центрально-подобных фигур, при котором не сохраняются размеры, но сохраняется форма; познакомить с симметрией вокруг нас. Научиться различать многообразные проявления симметрии в окружающем мире, приводить примеры из жизни.

«Движения» 9класс. Цели: Знакомство с понятием движения, иллюстрация понятия на примерах. Выработка умения выполнять данные преобразования. Содействовать познавательной деятельности учащихся при обобщении знаний и способов движения.

«Многогранники» 10 класс. Цели: Познакомиться с правильными многогранниками. Научить изготавливать модели многогранников, используя цветную бумагу, картон, Рационально использовать материал для изготовления моделей, пособий. Проявлять смекалку, сообразительность при изготовлении разверток конструируемых фигур.

«Подобие фигур» 8 класс. Цели: Расширить знания учащихся по данной теме, для чего рассмотреть подобие не только треугольников, но других геометрических фигур. Развитие навыков роботы с дополнительной математической литературой, творческих способностей учащихся.

«Теорема Пифагора» 8 класс: Цели: познакомить учащихся с теоремой Пифагора; многообразием способов ее доказательства, применением при решении задач; воспитывать познавательную активность, повышать интерес к изучению математики, показывая красоту математических доказательств, их стройность, логичность. Почему теорема Пифагора так знаменита? Как теорема Пифагора находит свое применение?

« Треугольник» 7 класс: Цели: обобщить знания учащихся о треугольниках; дать историческую справку развития знаний о треугольниках; показать практическое применение треугольников.

Изготовление моделей многогранников 10 класс

Цель: Научить изготавливать модели многогранников, используя цветную бумагу, картон,

Проявлять смекалку, сообразительность при изготовлении разверток конструируемых фигур.

Предложенная форма организации учебной деятельности, на мой взгляд, приводит к тому, что учащиеся не являются пассивными наблюдателями, принимают активное участие в организации учебного процесса, показывают свои знания не только в математике, но и в освоении компьютерных технологий.

Основным результатом своей деятельности я считаю не только повышение уровня качества знаний учеников, но и формирование у них личностных качеств и способов поведения, развитие творческого мышления, необходимого образованному человеку для полноценного функционирования в современном обществе.

Использование информационных технологий в учебном процессе способствует так же росту профессионального мастерства учителя, повышению эффективности овладения самостоятельного извлечения знаний, развитию личности обучаемого и подготовке ученика к жизни в условиях информационного общества.

Использованная литература:

1. Арефьева И.Л.,Лазарев Т.В. Копилочка активных методов обучения: Международный Институт развития «ЭкоПро», 2005 – 2008

2.Далингер В.А. Системно-деятельностный подход к обу­чению математике // Наука и эпоха: монография / под ред. О.И. Кирикова. – Воронеж: Изд-во ВГПУ, 2011. – С. 230–243.

3.Малыгина О.А. Обучение высшей математике на основе системно-деятельностного подхода: учеб. пособие. – М.: Изд-во ЛКИ, 2008. – 256 с.


4. Информационные технологии в преподавании математики

http://www.rusedu.info/Article790.html

Интернет-ресурсы:

www.vgf.ru
http://www.festival.1septembr.ru

http://www.shkola.edu.ru
http://www.pedsovet.org